Информационно-коммуникационная компетентность педагога в процессе обучения проектной деятельности школьников среднего звена на уроках английского языка
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационная компетентность педагога в процессе обучения проектной деятельности школьников среднего звена на уроках английского языка
В условиях современной системы образования актуальной задачей является формирование коммуникативной культуры учащихся. Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Хороших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка в младшей и средней школе. В старших же классах использование информационных технологий позволяет раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями. Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки и техники. “Словарь методических терминов” (авторы: Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин) дает следующее определение информационных технологий – это “система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи”. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.
Информационно-коммуникативная компетентность современного педагога, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образования, это:
- способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
- состоявшиеся личностные качества и характеристики педагога, отражающия реально достигнутый уровень подготовки в области использования ИКТ в профессиональной деятельности
- особый тип предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессиональной деятельности, используя ИКТ.
Информационно-коммуникативная компетентность преподавателя пронизывает все виды его профессиональной деятельности и носит надпредметный, общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
В обучении иностранному языку в среднем звене широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера, как средства обучения, связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако, при этом необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.
В настоящее время широко используется термин “мультимедия” (aнгл. multimedia), что означает данные или содержание, передающиеся в разных формах: звук, анимация, графика, видеоряд, текст. Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий. Учащиеся среднего звена получают такие навыки и умения как сравнение преимуществ и недостатков различных источников информации, их поиск и выбор, использование адекватных моделей и процедур для создания своих индивидуальных проектов. Наиболее часто используемые элементы ИКТ в учебном процессе:
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проекта, интерактивной доски;
- электронные энциклопедии и справочники;
- образовательные ресурсы Интернета;
- DVD и CD диски с картинками и иллюстрациями;
- видео и аудиотехника;
- интерактивные конференции и конкурсы;
- материалы для дистанционного обучения;
- научно-исследовательские работы и проекты;
- дистанционное обучение;
С помощью использования компьютерных технологий в процессе изучения иностранного языка в среднем звене успешно реализуются следующие навыки и умения учащихся:
- обучение фонетике и лексике
- обучение грамматике
- обучение чтению
- аудирование
- говорение
- подготовка индивидуальных проектов
Очень часто учителя младшей и средней школы используют презентации в программе Power Point для объяснения нового правила или для проверки полученных знаний. Например, при изучении форм глагола to be можно сопровождать объяснение данной темы показом презентации. Яркая, красочная презентация помогает учащимся лучше запомнить теоретический материал и в дальнейшем употреблять глагол to be без ошибок. Для закрепления изученных грамматических правил в 6-8 классах успешно используются упражнения с обучающих дисков. На этих дисках размещены разнообразные упражнения различной степени сложности. В условиях современной школы практически каждый учебно-методический комплект содержит видео и аудио материалы, что значительно облегчает работу учителя. Формирование фонетических навыков говорения, организация общения в парах и небольших группах в 5-8 классах является основной задачей. Поэтому учителя английского языка стараются найти такие приемы и формы работы, которые предоставили бы им возможность с наибольшей отдачей выполнить эту задачу. Но в связи с тем, что время урока ограничено, рекомендуется детям заниматься с такими дисками дома, так как сейчас в большинстве семей имеются компьютеры. На сегодняшний, день интернет является богатым источником аудио записей. Например, существует сайты, где есть необходимые песни "на все случаи жизни" – тексты и музыка. Что касается урока-проекта, то это возможность для каждого ребенка выразить себя, показать свои интересы и навыки в презентациях. На подготовительном этапе чаще всего используется интернет для сбора информации. Очень интересно наблюдать за работой учащихся в их индивидуальных проектах. Ученики делают презентации по пройденным темам, на слайдах размещают свои фотографии, картинки, ключевые слова и фразы. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников, что является хорошим стимулом для разговора на иностранном языке. Наиболее популярные темы презентаций для школьников среднего звена это: «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя квартира», «Моя школа», «Мой день рождения», «Мой день». Презентации учащихся это не только рассказы о фактах своей жизни и своего окружении, но и попытка прокомментировать их и высказать свое мнение. Интерес к общению внутри класса или группы друзей соответствует возрастным особенностям.
Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по английскому языку. ИКТ позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности учащегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации. Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний. Проанализировав опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка можно сделать вывод о том, что:
- мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения
- способствуют росту интереса учащихся к предмету
- улучшают качество усвоения материала
- позволяют индивидуализировать процесс обучения
- дают возможность избежать субъективности оценки
Таким образом, внедрение компьютерных технологий позволяет на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ
статья посвящена проблеме формирования потребности ЗОЖа у школьников. Как одно из решений проблемы предлагается вовлечение подростков в проектную деятельность...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В данной статье обращается внимание на один из способов реализации проектной деятельности на уроках английского языка....
Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных и интерактивных технологий в процессе обучения математике»
Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в преподавании математики"...
проектная деятельность и ее применению на уроках английского языка
проектная деятельность и ее применение на уроках английского языка...
Интеллектуальное развитие школьников среднего звена на уроках русского языка в традиционной системе обучения
В татье рассказывается об интеллектуальном развитии детей на уроках русского языка, о проведении регулярных развивающих занятий, включении детей в постоянную поисковую деятельность, что существенно ра...
«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС на уроках английского языка и во внеурочной деятельности обучающихся младшей и средней школы»
Теория и практика. Краткое обобщение личного опыта работы над информационным проектом в среднем звене общеобразовательной школы...
Статья "Проблемы критического мышления у школьников среднего звена на уроках литературы как результат дистанционного обучения"
В наше время стало модно обучаться на онлайн - платформах. Пандемия существенно ускорила процесс цифровизации. Контроль со стороны родителей и учителей кажется качественным, однако статистически...