Начало урока | На доске слова. Эпиграф к уроку: «Да, путь познания не сладок, Но знаем мы со школьных лет, Загадок больше, чем разгадок И поискам предела нет» Учитель приветствует учащихся и просит каждого показать одну из мордашек, чтобы определить настроение каждого и всего класса. Хорошее Равнодушное Плохое - Интеллектуальная разминка:
Учитель предлагает задания для устной работы: - Найдите площадь квадрата, если его периметр равен 36см.
- Могут ли при каком-нибудь значении данных букв быть верными равенства:
8-x = x -8; y-4=y+4; - Чему равно произведение всех цифр?
- Сколько треугольников изображено на чертеже:
Во время фронтального устного счета учитель предлагает индивидуальные задания для учащихся более высокого уровня подготовки(самостоятельная работа по карточкам): Цель: Повторение уравнений 5 класса. 1 карточка | 2 карточка | 27+x+63=100 (x-9)+20=56 8x+2x+3x=130 15x-5x+20=180 60-(x+7)=34 5x+x-2x+40=240 450-3x=150 4x*25=100000 50:x+48=50 18*(15-x)=216 | 52+x+28=100 40-(x+3)=12 17x-7x+40=170 6x+5x+4x=150 (x-8)+30=65 8x+x-4x-40=160 310+7x=380 4x*250=10000 90:x-32=13 (x-8)*12=132 |
Далее учитель предлагает осуществить самопроверку по презентации. |
Учащиеся приветствуют учителя и определяют свое настроение на начало урока.
Учащиеся выполняют задание устно. 1. Интеллектуальная разминка: Учитель предлагает задания для устной работы: - Найдите площадь квадрата, если его периметр равен 36см.(36:4*9=81 см.кв)
- Могут ли при каком-нибудь значении данных букв быть верными равенства:
8-x = x -8; y-4=y+4? - Чему равно произведение всех цифр?(0)
- Сколько треугольников изображено на чертеже:
Во время фронтального устного счета учащихся более высокого уровня подготовки самостоятельно выполняют индивидуальные задания: 1 карточка | 2 карточка | 27+x+63=100 (x-9)+20=56 8x+2x+3x=130 15x-5x+20=180 60-(x+7)=34 5x+x-2x+40=240 450-3x=150 4x*25=100000 50:x+48=50 18*(15-x)=216 | 52+x+28=100 40-(x+3)=12 17x-7x+40=170 6x+5x+4x=150 (x-8)+30=65 8x+x-4x-40=160 310+7x=380 4x*250=10000 90:x-32=13 (x-8)*12=132 |
Учащиеся осуществляют проверку по презентации. |
Объяснение нового материала.
| Проблемный диалог Учитель предлагает задание: На какие группы можно разделить числовые выражения: 347:10; 3000:10; 464:2; 155:5; 125:5; 441:2; 670:10; 284:2; 648:2; 575:5; 340:10?
-Итак, рассмотрим последнюю классификацию и четыре группы примеров. Почему в 1,2,3 группах деление выполняется без остатка? -Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Какова цель урока? - Правильно, мы научиться узнавать делиться ли одно число на другое без остатка, не выполняя деления. Для этого существуют признаки, помогающие по записи числа определит, делится ли оно на какое-то число. Тема урока: «Признаки делимости на 10,5,2». Далее учитель предлагает работать поочередно с группами примеров последней классификации. (В классах малокомплектной школы такая работа эффективна. В классах с большей наполняемостью можно класс разбить на три группы и каждой группе предложить работу с одной из групп примеров, полученных при третьей классификации)
Далее учитель предлагает микрообобщение. -Как по записи натурального числа определить, делится оно без остатка на 10 или не делится на 10? - Как по записи натурального числа определить, делится оно без остатка на 5 или не делится на 5? - Как по записи натурального числа определить, делится оно без остатка на 2 или не делится на 2? - О каких числах мы узнали? Динамическая пуза. Слайд 3. |
-На 3 группы- деление чисел на 2, на 5, на 10; -На 2 группы- числа, которые делятся нацело; числа, при делении которых получается остаток. -На 4 группы- числа, которые делятся на 2, 5 , 10 без остатка и числа, при делении которых на 2, на 5,на 10 получается остаток. Учащиеся выдвигают свои гипотезы.
Цель: научиться узнавать делиться ли одно число на другое без остатка, не выполняя деления.
Учащиеся в тетради записывают тему урока. Учащиеся работают фронтально с текстом учебника стр.9 пункт2, одновременно выполняя задание №1 в рабочей тетради стр.8. №1. Заполните пропуски: - Если запись натурального числа оканчивается цифрой____ или ___, то это число делится без остатка на 10.
- Если запись натурального числа оканчивается цифрой____ или ___, то это число делится без остатка на 5.
- Числа, делящиеся на 2 без остатка, называют__________.
- Четными являются цифры______________________
- Нечетными являются цифры______________________
- Если запись числа оканчивается_______цифрой, то это число делится без остатка на 2.
-Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0, то это число делится без остатка на 10. - Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0 или 5, то это число делится без остатка на 5. - Если запись натурального числа оканчивается четной цифрой, то это число делится без остатка на 2.
|
Закрепление, тренировка, отработка умений | Учитель предлагает, не пользуясь записями в паре поочереди рассказать признаки делимости на 5,2,10 и привести свои примеры. Далее учитель предлагает прочитать рубрику в учебнике «Говори правильно» - Деловая игра «Точка зрения»
Учитель предлагает задание №2 из рабочей тетради стр.5. Выразите свою точку зрения. Даны числа: 13, 15, 20,38, 40,45,63,70,85.Закончите запись. Из данных чисел на 5 делятся числа_______. Из данных чисел на 2 делятся числа_____. Из данных чисел на 2 и 5 делятся числа_____. Из данных чисел ни на 2, ни на 5 не делятся числа_____.
№31, стр 10 Учебник. Запишите натуральные числа от 1 до 30 в порядке возрастания и подчеркните красным карандашом каждое второе число, а синим –каждое пятое. Какие сила окажутся подчеркнутыми красным карандашом, какие - синим? Какие числа подчеркнуты обоими цветами? Назовите числа, не делящиеся ни на 2, ни на 5.
№3. Стр.9, Рабочая тетрадь (вслух с комментированием с записью на доске) Укажите: а) четыре каких-нибудь трехзначных числа, кратных пяти: ___________. б)четыре каких-нибудь нечетных трехзначных числа, кратных пяти:____________. (Для учащихся более высокого уровня подготовки учитель предлагает №4, №5 стр5-6. Рабочая тетрадь. Проверка осуществляется по презентации).
| - Учащиеся осуществляют взаимоопрос и вслух читают рубрику «Говори правильно».
- Учащиеся выполняют задание с комментированием:
№2 из рабочей тетради стр.5 Даны числа: 13, 15, 20,38, 40,45,63,70,85.Закончите запись. Из данных чисел на 5 делятся числа 15,20,40,45,70,85. Из данных чисел на 2 делятся числа 20,38,40,70 . Из данных чисел на 2 и 5 делятся числа 20,40,70. Из данных чисел ни на 2, ни на 5 не делятся числа 13, 63.
Учащиеся выполняют задание №31, стр 10 Учебник. Запишите натуральные числа от 1 до 30 в порядке возрастания и подчеркните красным карандашом каждое второе число, а синим – каждое пятое. Какие сила окажутся подчеркнутыми красным карандашом, какие - синим? Какие числа подчеркнуты обоими цветами? Назовите числа, не делящиеся ни на 2, ни на 5. Один из учеников у доски работает цветными мелками, остальные в тетрадях. (Красным карандашом подчеркнуты те числа, которые делятся без остатка на 2, синим- числа, которые делятся без остатка на 5, обоими цветами числа, которые делятся без остатка на 10. Учащиеся выполняют задание №3. Стр.9, Рабочая тетрадь (вслух с комментированием с записью на доске) а) четыре каких-нибудь трехзначных числа, кратных пяти: 325,460,135. б) четыре каких-нибудь нечетных трехзначных числа, кратных пяти:125,365,175.
Учащихся более высокого уровня подготовки выполняют №4, №5 стр5-6. Рабочая тетрадь. Проверка осуществляется по презентации. №4. Укажите все четные числа, расположенные на координатном луче между числами 3 и 31. Ответ:4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26,28,30. №5. Укажите все числа, кратные 5, расположенные на координатном луче между числами 42 и 98. Ответ:45,50,55,60,65,70,75,80,85,90,95. |
Повторение | «Повторяем с расширением» Учитель предлагает задачу: Сколько различных трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 0,6,9? Цифры могут повторятся. -К какому виду задач относится данная задача? Для решения этой задачи учитель ведет эвристическую беседу, одновременно заполняя «граф», при этом вводит понятие «графа». -Графы - геометрические фигуры, состоящие из точек( их называют вершинами) и соединяющих их отрезков (называемых ребрами графа) (Эту схему выполняет учитель на доске: Решение: подсчет вариантов выполним с помощью графа, называемого деревом (за внешнее сходство с деревом) Ребра графа, являющегося деревом, иногда называют ветвями дерева, а само дерево - деревом вариантов. Дерево вариантов дает наглядное представление о том, как применяется правило произведения для подсчета комбинаций из большего, чем два, числа элементов. Вспомним это правило. Это правило справедливо и для любого количества элементов.
Получаем 2*3*3=18(чисел) №3(а).стр.11.Учебник. Напишите все трехзначные числа, в запись которых входят лишь цифры 1,2,5 и которые - Делятся на 2.
- Делятся на 5.
Определите, сколько чисел мы должны написать? Учитель также предлагает изобразить граф.
Учитель проводит микрообобщение по признакам делимости.
|
-Данная задача относится к комбинаторным задачам. Учащиеся записывают в тетрадь определение графа, изображают .
-Если существует n-вариантов выбора первого элемента и для каждого из них есть m-вариантов выбора второго элемента. То всего существует различных n*m -пар с выбранными первым и вторым элементами. Учащиеся записывают решение. №35.стр.11.Учебник. Напишите все трехзначные числа, в запись которых входят лишь цифры 1,2,5 и которые - Делятся на 2.
- Делятся на 5.
Данное задание учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой по презентации и рассуждениями вслух6 первой цифрой числа может быть любая из двух (2 или 5, так как число не может начинаться с нуля); второй- любая из трех (0,2,50; а третьей – любая из двух(0,2, так как должно выполнятся условие: число делится на 2): а) Решение: 2*3*2=12 (чисел). Ответ: 222,220, 252, 250,202, 200, 522, 520, 552, 550, 502, 500. Б) Решение: 2*3*2=12 (чисел). Ответ: 225,220, 255, 250,205, 200, 525, 520, 555, 550, 505, 500.
|
Контроль | Игра «охота». Учитель предлагает учащимся попасть в цель: -Поставьте в соответствие а) Числа делятся на 2, 2и 5, 5,10 , не делятся ни на 2 ни на 5. 12,19, 25, 250, 428. 427,482,121,120. 2, 2и 5, 5, 10, не делятся ни на 5, ни на 2. Повторение. На данном уроке в условиях эффективной работы учитель может организовать этот этап по темам «Правила порядка выполнения арифметических действий» и «Решение текстовых задач алгебраическим способом». Учитель ведет фронтальную работу по правилам выполнения действий: - Если в выражениях есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках.
- Если в числовое выражение входят степени чисел, то их значение вычисляют до выполнения остальных действий.
- Если в выражении нет скобок, и оно содержит только действия одной ступени, то их выполняют по порядку слева направо.
- Если в выражении нет скобок, и оно содержит действия первой и второй ступени, то сначала выполняют действия второй ступени, потом - действия первой ступени.
Учитель предлагает рассмотреть выражение и назвать порядок действий:
№54. Стр.13. Решите задачу. Я задумал число. Если его увеличить в 11 раз и результат уменьшить на 2,75, то получится 85, 25. Какое число я задумал? Учитель предлагает решить задачу с подробным объяснением учащегося у доски и записью в рабочую тетрадь. - Решим задачу алгебраическим способом. Что это значит? - Что значит число увеличили в 11 раз? - Что значит результат уменьшили на 2,75? Итак, что примем за x? | Учащиеся выполняют задание и проверяют по презентации.
12,19, 25, 250, 428. 427,482,121,120.
2, 2и 5, 5, 10, не делятся ни на 5, ни на 2.
Учащиеся вспоминают порядок выполнения действий. (Правила на слайде)
№54. Стр.13. Решите задачу. Я задумал число. Если его увеличить в 11 раз и результат уменьшить на 2,75, то получится 85, 25. Какое число я задумал? Один ученик у доски, остальные ведут записи в тетрадях.
-Решить задачу алгебраическим способом значит решить ее с помощью уравнения. - Число увеличить в 11 раз значит умножить его на 11. - Результат уменьшить на 2,75значит его надо вычесть. -Неизвестное число. Решение: Пусть х- задуманное число. х*11-2,75=85,25 х*11=85,25+2,75 х*11=88 х=88:11 х=8 Ответ:8. |
Рефлексия урока | «Роль психолог» -Что больше всего понравилось на уроке? -Какое задание не вызвало затруднений при его выполнении? -Посмотрите в учебнике на задания, которые будем выполнять на следующем уроке, что мы еще не знаем или не умеем делать? Учащимся предлагается выбрать символ и оценить свое настроение Дети сами вывешивают свои символы на магнитную доску. Если вы считаете, что поняли тему урока, то возьмите 1 смайлик. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то возьмите 2 смайлик. Если вы считаете, что не поняли тему урока, то возьмите 3 смайлик.
Отличное Равнодушное Плохое
|
-Будем знакомится признаками на 100 и 1000. -Будем определять четность или нечетность суммы и разности двух чисел в зависимости от четности или нечетности слагаемых, вычитаемого, уменьшаемого. Учащиеся поднимают смайлики. |