Подростковый возраст, как группа риска нарушений поведения
методическая разработка по теме
Подростковый период представляет собой сложную структуру перехода от ребёнка к взрослому человеку. За достаточно короткий период личности предстоит пройти несколько этапов развития, от успешности прохождения, которых зависит дальнейшее будущее. Стоит заметить, что вследствие перечисленных особенностей развития личности, в пубертатный период уже не ребёнку, но ещё и не взрослому человеку, трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что в свою очередь, в значительной степени усугубляет его личностную дисгармонию. Нарушение личностной дисгармонии в свою очередь, может повлечь за собой расстройства поведения в той или иной степени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrostkovyy_vozrast_kak_gruppa_riska_narusheniy_povedeniya.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подростковый возраст, как группа риска нарушений поведения
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический период в жизни индивида, который отличается интенсивными преобразованиями в когнитивной и личностной сферах. Активно развивается интеллект, целенаправленная волевая деятельность и личность в целом.
Л. С. Выготский рассматривал подростковый возраст как несовпадение трёх точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание обще органического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально – культурного формирования». Выготский выделил ряд особенностей, наблюдаемых в подростковом возрасте. Это активное формирование интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям; неудовлетворённость внешним миром и окружающими людьми; склонность к самоутверждению; противопоставление себя окружающим, конфликты с ними (Выготский, 1929, цит. по И. И. Мамайчук, М. И. Смирнова 2010).
Подростковый возраст представляет собой сложный период в развитии человека, потому что на данном этапе происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок (Кон, 1980, цит. по М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, И.В. Кузнецова и др., 2006).
Сегодня в психологии и педагогики существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Учеными уже выяснено, что психологическое состояния этого периода связано с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых (Г. С. Абрамова, 1999.).
Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.
Второй момент - окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознании подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка (С. Холл 1904, цит. по В. А. Гурьева, 1996).
Особую роль в формировании психики подростка играет половое созревание. Интенсивное половое созревание в подростковом возрасте создает благоприятный фон для дисбаланса возбудительных и тормозных процессов, ослабления тормозных процессов (Х. Ремшмидт, 1994.)
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик “скачка роста” приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек “скачок роста” обычно начинается и кончается на два года раньше. Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тел. Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими (Т. В. Драгунова, 1988).
Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, времена срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются. В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроению. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным (И. И. Мамайчук, 2003, Смирнова, 2010).
К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму “гормональную бурю”. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальные возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания. Большинство мальчиков все в больше мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывают такие же сильные сексуальные возбуждения, но большинство – более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержки, самоуважения) (В. А. Гурьева, 1996).
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений (Кон, 1980 цит. по М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, И.В. Кузнецова и др., 2006).
Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика овладевает умом подростка. Именно так: не он овладевает этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой. Зачастую складываются не лучшие отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок.
Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили свое название «подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения - «пубертатного криза» (В. А. Гурьева 1996).
Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самодостаточностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правила и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухими мудрствованием (Г. Крайг, 2003).
«Кризис идентичности» - одна из главных особенностей подросткового периода. Под «идентичностью» подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Формирование идентичности рассматривается с психоаналитических позиций как результат «распада детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я», образования «сверх - Я» и т.п. Самой идентичности, процессу познания самого себя придаётся самодовлеющее значение (Р. Берне, 1991). Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков.
Пубертатный кризис слагается не только из кризиса идентичности, также из «кризиса авторитета» и «сексуального кризиса». Кризис авторитета выводит как следствие «Эдипова комплекса», как «протест против отца». Слабая роль отца в современной семье или его отсутствие в неполных семьях ведёт к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являются побеги из дому и бродяжничество. С кризисом идентичности связываются склонность к психогенным депрессиям и суицидальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсонализации (Р. Берне, 1991).
В отношениях взрослого и ребенка существует взаимосвязь. Поведение не поляризуется: одно для ребенка, другое для взрослого. Это позволяет ребенку с детства приобретать умение и представления, которые будут ему необходимы в будущем. В таких условиях переход от детства к взрослости протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статусов взрослого. Иначе протекает переход от детства к взрослости в условиях, когда важные требования к детям и взрослым не совпадают, являются противоположными (как, например, в обществах с высоким промышленным развитием). В результате этого складывается неблагополучная ситуация: в детстве ребенок усваивает то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего. Поэтому, он оказывается не подготовленным к нему при достижении “формальной” зрелости. В этих условиях возникают разные сложности в развитии и воспитании подростка. (А. С. Белкин, 2000).
Таким образом, подростковый период представляет собой сложную структуру перехода от ребёнка к взрослому человеку. За достаточно короткий период личности предстоит пройти несколько этапов развития, от успешности прохождения, которых зависит дальнейшее будущее. Стоит заметить, что вследствие перечисленных особенностей развития личности, в пубертатный период уже не ребёнку, но ещё и не взрослому человеку, трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что в свою очередь, в значительной степени усугубляет его личностную дисгармонию. Нарушение личностной дисгармонии в свою очередь, может повлечь за собой расстройства поведения в той или иной степени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кто в группе риска?Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения
Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это т...
Аддиктивное поведение в подростковом возрасте
Подборка материалов в помощь классным руководителям для проведения тематических родительских собраний и классных часов...
"Опасности и риски подросткового возраста"
Комплект материалов для педагога-психолога школы. Выступление, презентация, буклет. Собранные материалы предназначены для работы с родителями и педагогами....
буклет к теме "Опасности и риски подросткового возраста"
В буклете раскрываются особенности подросткового возраста, разновидности и причины асоциального поведения подростков, а также о причинах, которые подводят подростков к попыткам самоубийства. Даются ре...
Влияние особенностей мышления на восприятие экологических рисков в подростковом возрасте
В статье рассматривается влияние особенностей мышления на восприятие экологических рисков в подростковом возрасте...
Программа психолого –педагогического сопровождения замещающей семьи с нарушением поведения ребенка подросткового возраста «Доверие»
Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?П...
Доклад: "Особенности подросткового возраста. Характеристика девиантного и делинквентного поведения"
Доклад на МО классных руководителей...