Аддиктивное поведение в подростковом возрасте
статья по психологии (7,8,9 класс) по теме

Меркурьева Елена Анатольевна

Подборка материалов в помощь классным руководителям для проведения тематических родительских собраний и  классных часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл addiktivnoe_povedenie_podrostkov.docx86.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

(ГБОУ СПО МО) Раменский дорожно-строительный техникум

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте

Подборка материалов в помощь

классным руководителям

для проведения тематических

родительских собраний и классных часов

Составитель: Меркурьева Елена Анатольевна,

педагог-психолог

г. Раменское

Московская область

2011

Возрастные факторы риска

Подростковый комплекс
        Несколько десятилетий назад подростковым назывался возраст от 12—13 до 16 лет, сейчас правильнее сказать, что нижняя возрастная граница — около 11 лет, а верхняя — 15 лет, что соответствует в основном возрасту учащихся IV—VIII классов.

Под подростковым комплексом понимаются резко выраженные особенности подросткового возраста. Подростковый комплекс характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, меланхолией, импульсивностью, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью.

 К психологическим особенностям подросткового возраста относят перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой, борьбу с авторитетами и обожествление кумиров. Эгоистичность подростка проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием. Проявление грубости и бесцеремонности к другим людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму.

Обостряется чувствительность подростка к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых. Для подростка характерно сочетание чувственности с поразительной черствостью, а болезненной застенчивости - с нагловатостью. Жажда признания проявляется наряду с бравированием независимостью, а отказ от общепринятых правил – с обожествлением случайных кумиров. Чувственное фантазирование подростка сочетается с сухим мудрствованием.

Подросток стремится к философским обобщениям, для него характерна внутренняя противоречивость психики, неопределенность уровня притязаний, склонность к крайним позициям; эгоцентризм мышления и склонность к теоретизированию. Акцентируется конфликт идентичности против ролевой путаницы, неопределенность, расстройство временной перспективы. Подросток характеризуется оппозиционной готовностью, максимализмом в оценках, непереносимостью опеки, многообразием переживаний, связанных с пробуждающейся сексуальностью, немотивированными колебаниями настроений

Подростковый возраст – самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы 

        Мнение ученых. Подростковая девиантность подчиняется общим закономерностям – нет никаких специфических причин девиантности подростков. Однако, социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным группам, своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодежи.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте

        Аддиктивное поведение чаще связывают только со злоупотреблением психоактивными веществами. Аддиктивное поведение (англ. addiction – склонность, пагубная привычка) - злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.

        В русском языке (по В.Далю) - сильная наклонность, привязанность, слепое безотчетное предпочтение чего-либо, страсть к чему-либо обозначается словом пристрастие. Это слово и рассматривается чаще всего как синоним иностранного слова аддикция. 

        Существует и другой подход – рассмотрение аддиктивного поведение в более широком смысле. Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций

ТАБАКОКУРЕНИЕ

Слово табак (исп. tobaco) заимствовано испанцами из языка индейцев. Табак – травянистое растение рода Nicotiana, из семейства пасленовых. Никотин, вызывающий зависимость, содержится в листьях растений в концентрации от 1% до 9 %. При курении никотин быстро всасывается в слизистую оболочку рта, проникает в легкие. В течение нескольких секунд никотин достигает соответствующих рецепторов в мозгу, высвобождается стимулирующее вещество порадреналин.

                     

Факторы, предрасполагающие к инициации табакокурения

Армия курильщиков пополняется в основном за счет подростков. В России доля курящих подростков стремительно растет, ведется агрессивный маркетинг, наиболее распространенными способами которого, является бесплатная рекламная раздача сигарет у станций метро или на улицах, а также бесплатный вход на дискотеки для подростков и молодежи, курящих определенные марки сигарет.

Другие исследователи акцентируют механизм подражания своим курящим родителям и другим взрослым. Возрастает вероятность курения подростками, если курят их отцы и старшие братья. Пример взрослых постоянно у них перед глазами. Подражание взрослым и одобрение сверстников способствуют приобщению подростков к курению. Кроме того, некоторые подростки начинают курить из-за давления сверстников, не смотря на то, что их семьи являются противниками табакокурения. В среде сверстников срабатывает механизм взаимного подражания. Дети из семей, принадлежащих к низшим общественным классам, начинают курить раньше, чем дети из семей среднего класса, главным образом для того, чтобы приобрести больший вес в глазах сверстников. При первой пробе подростку дым сигареты кажется удушливым. Желание казаться взрослым, опытным, быть своим, не хуже других в компании, заставляет подростка выносить неприятные ощущения.

Факторы, способствующие приобщению подростков к курению, являются многочисленными и многообразными.

Психологические факторы: любопытство, потребность в экспериментировании, вызов, потребность казаться сильным, “досрочно” взрослым.

Социальные факторы: окружение, пример родителей, старших братьев и сестер, давление сверстников, пример значимых лиц (преподавателей, актеров и пр.)

Физиологические факторы: эффект никотина оксида углерода, длительность фазы экспериментирования.

В случае употребления табака (а также алкоголя или наркотиков) первый опыт детей и подростков часто оказывается неприятным. Первые опыты курения сопровождаются головокружением, головной болью. Продолжая опыт курения, желая доказать себе, что может преодолеть слабость, подросток подходит к моменту, когда начинает испытывать удовольствие от функционального содержания процесса курения. Это ведет к регулярному употреблению, уже не ради того, чтобы делать это вместе со сверстниками, а ради эффекта.

Тяга к курению становится естественным состоянием для курильщика, своего рода влюбленностью, против которой воля и разум становятся бессильными. Никотин распадается в организме человека за два часа. Прекращение постоянного поступления никотина в организм приводит к негативным эмоциям, поэтому большинство курильщиков теряют над собой контроль и продолжают курить, даже желая избавиться от никотиновой зависимости.

В число причин, по которым подростки продолжают курить, Ф. Райс включает следующие причины: снятие психологического напряжения (являющегося для заядлых курильщиков периодически возникающим состоянием); возникновение рефлекса, от которого трудно избавиться поскольку рука все время тянется за сигаретой; ассоциации с приятной обстановкой и удовольствием; неосознанное воспоминание о не требующем больших усилий удовольствии от сосания соски в детстве.

Всемирная Организация Здравоохранения выделяет 4 этапа в становлении курильщика: подготовку, экспериментирование, приобретение привычки и ее поддержку.

        Исследования. Многочисленные исследования подтверждают гипотезу о наличии у курильщиков не только психологической, но и физической зависимости. Этот вывод основан на нескольких фактах. Оказывается, потребность в курении может быть удовлетворена при помощи инъекции никотина. Другим фактом является наличие типичного режима курения, периодически поддерживающего уровень никотина в мозге. Никотиновый голод вызывает у курильщика нервозность, беспокойство, головокружение, усталость, потоотделение, судороги, дрожание конечностей, усиленное сердцебиение и другие симптомы воздержания от никотина. Наконец, доза потребления никотина постепенно возрастает, а в ее отсутствии поведение становится безрассудным. Многие из тех. кто бросил курить – вновь возвращаются к вредной привычке.

В качестве мотивов продолжения курить выделяют переживание релаксации и удовольствия, гармонизацию душевного покоя, улучшение ситуации общения, замещение какой-либо деятельности, стимулирование умственной деятельности. Удерживают и закрепляют привычку низкая общая и гигиеническая культура, развивающаяся зависимость, окружение курильщиков, нейротизм. В другом исследовании выделяются фазы карьеры курильщика: фаза пробного курения (8 – 12лет); фаза нерегулярного курения (13 – 16 лет); фаза регулярного незначительного курения (у 45 % в 21 – 24 года); фаза регулярного интенсивного курения (у 13 % в 15 – 18 лет, у 46 % в 21 – 24 года).         Переход от одного этапа к другому зависит от многих причин, в том числе, и от индивидуальных особенностей курящего. Влияние друзей, образа жизни, семьи, отношения общества к проблеме, средств массовой информации, распространения рекламы табачных изделий в каждом конкретном случае и на разных этапах развития зависимого поведения играет разную роль. На первом этапе для подростка имеет значение курение родителей; на втором – курение друзей, наличие сигарет у курящих родителей; на третьем – мнение, что курение успокаивает, снижает вес, а также доступность и цена; на четвертом добавляется фактор привыкания.

                           

Когнитивные особенности

Начиная с 11 лет, ребенок овладевает формальными операциями мышления. Он может мыслить логически об абстрактных высказываниях и систематически проверяет гипотезы, начинает интересоваться гипотетическими и идеологическими проблемами, будущим. Однако, существует широкий диапазон индивидуальных различий: одни люди обладают гипотетико-дедуктивным мышлением уже в 10 –11 лет, другие не способны к нему и во взрослом состоянии.

Основными свойствами подростковой фазы интеллектуального развития считают следующие: возможность проявлять нестандартный подход к уж известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие, родовые, способность поставить плодотворные вопросы даже на основе плохо сформулированных задач.

Любопытный ум подростка в сочетании с потребностью в проверке гипотез, экспериментировании требует особого подхода к подаче информации о вреде курения. Процесс запоминания подростами информации обусловлен особенностями функционирования мыслительных процессов: подросток устанавливает логические отношения внутри запоминаемого материала и по этим отношениям воспроизводит информацию. Отторгаемая информация не включается в эти отношения.

Особенности аффективной сферы

Практически все психологи мира считают возрастной период 12 – 14 лет наиболее трудным периодом эмоционального развития. Согласно П.М. Якобсону пик негативистских реакций к взрослым и сверстникам приходится на 12,5 – 13,5 года. Эмоциональные реакции и поведение подростков объясняются не только явлениями гормонального характера. Они зависят также от социального фактора и условий воспитания, причем индивидуально типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными.

Знания о релаксационном эффекте табакокурения широко известны не только взрослым, но и самим подросткам. Никотин считается эффективным и доступным способом борьбы со стрессом, который помогает курильщику легко обрести контроль над собой и своими эмоциями. Никотин одновременно успокаивает и бодрит. К несчастью, никотин вызывает не менее сильную зависимость, чем героин или кокаин.

В одном исследовании проблем современных подростков достоверно доказано, что наибольшую нагруженность проблемами (проблемы будущего, взаимоотношения со сверстниками и родителями) имеют подростки 12, а также 13 лет. (В докризисный период подростки не имели тревоги по отношению к будущему). К 16 годам проблемная нагруженность ослабевает, за исключением области будущего. У современных подростков 13 и 14 лет проблемы с родителями выходят на первое место после переживаний проблем взаимоотношений со сверстниками. Наличие проблем и знание по своему опыту младшими подростками релаксационного эффекта курения, является одной из причин продолжения курения.

Для потребления табака и алкоголя подростками оказались значимыми следующие формы плохого психологического обращения родителей: кричат, заставляют чувствовать подростка плохим человеком. Смущают его в присутствии других людей. Менее значимыми оказались обвинения, оскорбления, критика. Действуют они на потребление психоактивных веществ не прямо, а косвенно через плохое самочувствие подростка

Инициации курения и его поддержке способствует и реклама, гигантская индустрия которой формирует все новых и новых потребителей.

Психология рекламы сигарет опирается на психологию подросткового возраста, обещая как раз то, что подростку не хватает. Реклама отождествляет курение с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, молодостью, сексуальностью, общительностью, благополучием и счастливой жизнью (то есть с поведением успешных молодых людей). Основной упор делается на эмоции, на желание человека получить доброжелательный прием в обществе, на стремление располагать к себе и быть сексуально привлекательным. Страстные женские голоса, светское окружение, красивые пейзажи девственной природы в рекламных роликах – все это обещает пылкому юному воображению сказочную награду.

Гендерные различия мотивации

        Оказалось, что среди общих мотивов начала курения существуют гендерные, характерные для определенного пола мотивы. Подростки разного пола начинают курить исходя из неодинаковых побуждений. Доминирующим мотивом курения девочек является снижение веса, успокоение нервов, презентация своего нового имиджа. Мальчики хотят казаться взрослее, увереннее, независимее.

        Исследования. В 1992 году в г. Москве были проведены выборочные исследования среди школьников. Анализ полученных данных показал значительное распространение курения, как среди мальчиков, так и среди девочек. Число регулярно курящих девочек возросло с 4 % до 12, 5%. 

Влияние сверстниц на девочек бывает столь сильным, что, начав курить, девочки бросают курить реже, чем мальчики. Часто подростки начинают курить, желая компенсировать этим отставание от своих сверстников в учебе, невовлеченность во внеклассную работу или удовлетворяя другие эгоистические интересы. Девочки делают это, чтобы выразить свой протест и продемонстрировать независимость.

Самооценка подростка и табакокурение

Подросткам, как правило, импонирует роль взрослого человека, они хотят равноправия и уважительного отношения. Их не устраивает, когда к ним относятся как к детям. Всеми силами подросток стремится освободиться от опеки и зависимости, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать решения и действовать по своему усмотрению. Подростки повышают свою самооценку в глазах сверстников и, демонстрируя взрослое с их точки зрения поведение.

Чувство своей недостаточной мускулинности может побудить подростка начать курить или пить, что повышает его самоуважение как “крепкого парня”.  Такое самоуважение является потребностью подростка, вызванной необходимостью установления первых гетеросоциальных эмоциональных контактов. В 13 – 14 лет девочки и мальчики начинают проявлять интерес друг к другу. Для подростка дразнить девочку (способ привлечения внимания на предыдущем этапе развития) теперь является неприемлемым, поскольку теперь начинает цениться “крутость” - уверенность в себе. уравновешенность и хладнокровие, умение поддержать разговор.

Мальчики всех возрастов склонны считать себя более сильными, энергичными и деловыми, чем девочки. При этом они нередко переоценивают свои способности и свое положение среди сверстников, не любят признавать свои слабости и недостаточно прислушиваются к информации, противоречащей их самооценке. Такой защитный механизм кажется иррациональным. Но он в какой-то мере способствует формированию внутренней установки на самостоятельность. В отличие от девочек, мальчики притворяются, что безразличны к реакции окружающих. При этом они значительно больше хвастаются, рисуются ради внешнего эффекта. Ради внешнего эффекта работает и сигарета в руках.

Последствия

Когда в шестнадцатом веке в Европу был завезен табак, данных о его вредном воздействии на организм человека не было. Сегодня известно более чем 60 тысяч современных исследований в области табакокурения, доказывающих связь между курением и раком легких, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, отклонениями в развитии плода. Подавляющее большинство случаев заболевания раком ротовой полости, губ, глотки, гортани, поджелудочной железы и многих других органов связаны с табакокурением. Табак вызывает больше заболеваний и смертных случаев, чем алкоголизм и наркотики вместе взятые.

Никотин воздействует на нервные клетки сердца, дыхательные пути, мускулатуру. Кровеносные сосуды сужаются, что приводит к учащению пульса, повышению давления. Окись углерода или угарный газ, содержащийся в табачном дыме, препятствует насыщению крови кислородом. Когда электроциты начинают вместо кислорода переносить ядовитый угарный газ, способность организма выполнять свои функции снижается. В альвеолах (мельчайших легочных пузырьках), где осуществляется газообмен, происходят со временем необратимые изменения. Стенки альвеол становятся жесткими и теряют свою эластичность, что затрудняет дыхание и работу сердца. Бронхи расширяются, в них скапливается слизь, они становятся более подверженными  воспалительным процессам, по утрам курильщика мучает кашель. Форма грудной клетки изменяется.

Велик риск возникновения спазмов сосудов, тромбоза и нарушения кровообращения, в особо тяжелых случаях дело доходит до ампутации конечностей, увеличивает риск заболевания диабетом.

        Исследования. Шведские ученые обнаружили, что изменение обмена веществ в результате курения, способствует выработке резистентности организма к инсулину, что увеличивает риск заболевания диабетом. 

В соответствии с общими механизмами развивается привыкание и формирование никотиновой зависимости. Самый знаменитый курильщик мира Вейн Мак-Ларен, рекламировавший сигареты “Мальборо”, умер от рака легких. Такая же участь постигла и Харри Хоканссона (реклама сигарет “Принц”), способствовавшего приобщению к курению тысяч шведских подростков. 

Зажженная сигарета – своего рода химический завод. Ученые обнаружили, что табачный дым содержит 4700 веществ, из них 43 являются канцерогенными. Многие из этих веществ категорически запрещены даже при борьбе вредителями, однако допускаются в табачных изделиях, которые формально относятся к пищевым продуктам.

Список использованной литературы

1. Даль В.И., Толковый словарь русского языка.- М.: «АСТ «Астрель» 2001.

2. Кон И.С. Психология старшеклассника.- М.: Просвещение, 1980.

3. Крутецкий В.А."Психология обучения и воспитания школьников".–М.: Просвещение,  1976 г.

4.Кулагина И.Ю. Возрастная психология ( развитие ребенка от рождения до

17 лет ).- М.: Изд-во УРАО., 1997

5. Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие под редакцией Короленко Ц. П. - Новосибирск: НМИ, 1998

6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- СПб.: Речь, 2009 г.

7. ПоликарповВ.А, Залыгина Н.А., Обухов Я.Л.: Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей. - Минск, «Пропилеи», 2004.

8. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М., Педагогика, 1987

9. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика.- СПб.: Питер, 2002.

10. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича – СПб.: Речь, 2007.

11. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростка: система работы, диагностика и тренинги. Монография.- СПб.: Речь, 2008

12. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

13. http://www.ecad.ru Информационный пакет “Drugbox”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Суицидальное поведение в подростковом возрасте".

Цель: оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.     Задачи:1.     Расширить знания родителей о причинах, признаках и характе...

Презентация к родительскому собранию "Суицидальное поведение в подростковом возрасте"

В презентации раскрывается понятие суицида, приведены основные мотивы суицидального поведения подростков, характерные признаки готовности у суициду, а также приведены рекомендации по предотвращению су...

Суицидальное поведение в подростковом возрасте.

Индикаторы суицидального поведения подростков (признаки, причины, профилактика)....

Программа психолого –педагогического сопровождения замещающей семьи с нарушением поведения ребенка подросткового возраста «Доверие»

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?П...

Доклад на тему: «Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста.»

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем....