Влияние особенностей мышления на восприятие экологических рисков в подростковом возрасте
статья по психологии на тему
В статье рассматривается влияние особенностей мышления на восприятие экологических рисков в подростковом возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние особенностей мышление на восприятие экологического риска | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Скорых Анна Дмитриевна
Педагог – психолог
МБОУ «СОШ №70»,
Забылина Ксения Андреевна
Педагог – психолог
МБОУ «СОШ №10»,
Шамовская Татьяна Владимировна
канд. философ. наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
г. Кемерово, Россия
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация:В статье рассматривается влияние особенностей мышления на преодоление ситуации неопределенности, свойственной экологическому риску в подростковом возрасте
Ключевые слова:особенности мышления, экологическая угроза, экологический риск, ситуация неопределенности
Ситуацию экологического риска для человека создает наличие в ней такого психологического аспекта, как ситуация неопределенности.
Она выражается в регуляции человеком условий такой неопределенности, его решением, как действовать в ситуации риска. Ситуация неопределенности также характеризуется невозможностью представить себе исход события, непредсказуемостью влияния на нее ситуативных факторов. В этом определении можно подчеркнуть и влияние на восприятие прогноза, и независимость от него.
От того, как человек принимает ситуацию неопределенности, зависит его восприятие экологической угрозы [3].
По мнению Л. А. Регуш, выбор человека определяется уровнем развития качественных особенностей мышления. Такие качества, как аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность, доказательность, взаимосвязаны с общей способностью к прогнозированию будущего. Молодой человек,обладающий средней или высокой способностью к прогнозу, может предвосхитить результаты каких – либо событий, например, экологической угрозы – представить какими сокрушительными они могут быть для человека и окружающей среды [4].
Таким образом, в зависимости от уровня развития качеств мышления, ситуация неопределенности, свойственная экологическому риску, воспринимается человеком, как более или менее понятная. Соответственно, чем выше уровень способности к прогнозированию, определяющийся особенностями мышления, чем более ясной представляется та или иная экологическая угроза, тем выше уровень восприятия экологического риска.
Актуальность исследования определяется практической значимостью изучения влияния особенностей мышления на восприятие экологических рисков для реализации программ, направленных на обеспечение здорового образа жизни, изучения качеств мышления, для реализации целей экологического образования.
Гипотеза исследования: тезис о наличии корреляционной связи между развитием мышления и восприятием экологических рисков, чем выше показатели уровня развития качественных особенностей мышления, тем выше оценивается подростками опасность экологических рисков.
Объект исследования – особенности мышления.
Предмет исследования – взаимосвязь между особенностями мышления и восприятием экологических рисков.
Методологическую основу исследования составили работы: Т. В. Корниловой, Е. А. Василенко, Н. А. Алешиной, Л.А. Регуш.
Для диагностики особенностей мышления был использован опросник Л. А. Регуш «Способность к прогнозированию», для выявления отношения подростков к экологическим рискам – адаптация анкеты «Экологические риски» Н. А. Алешиной.
В исследовании приняли участие подростки, учащиеся в МБОУ «СОШ №70» и МБОУ «СОШ №10». Выборка составила 95 обучающихся, из них 59 ребят в возрасте 14-16 лет (старший подростковый возраст) и 36 подростков в возрасте 12-13 лет (младший подростковый возраст).
Для выявления корреляционных связей между показателями был использован пакет программ«STATISTICA».
Таблица 1
Влияние особенностей мышления на восприятие экологических рисков в подростковом возрасте
в ситуации риска для человека
Экологические ситуации | Особенности мышления | |||||
Аналитичность | Осознанность | Гибкость | Перспективность | Доказательность | Общая способность к прогнозированию | |
Радиоактивные отходы | 0,60 | 0,48 | 0,41 | |||
Сброс сточных вод с промышленных предприятий | 0,39 | |||||
Свалка бытовых и промышленных отходов | 0,34 | |||||
Озоновые дыры | 0,39 | |||||
Загрязнение атмосферы автотранспортом и газовыми продуктами ТЭЦ | - 0,26 | 0,34 | 0,51 | |||
Терроризм | 0,36 | 0,35 | ||||
Глобальное потепление | 0,46 | |||||
Наркотики | 0,52 | 0,55 | ||||
Перенаселение | ||||||
Автомобильные аварии | 0,46 | |||||
Исчезновение видового разнообразия | 0,51 |
Подростки с низкими показателями аналитичности мышления более тревожно оценивают ситуацию загрязнения атмосферы автотранспортом и ТЭЦ. Подростки в меньшей степени склонны анализировать и делать выводы относительно вредности данной экологической ситуации для человека, поскольку для нашего региона загрязненность и загазованность воздуха является привычной с детского возраста средой.
Выявлена прямая корреляция между показателями осознанности мышления и оценкой следующих экологических рисков: возникновение озоновых дыр, загрязнение атмосферы транспортом и ТЭЦ, глобальное потепление, исчезновение видового разнообразия. Такие ситуации оценивались подростками, как угрожающие благополучию окружающего мира и человека.
При высоких показателях гибкости мышления высоко оценивается опасность захоронения радиоактивных отходов и автомобильных аварий. Можно предположить, что данные ситуации являются для подростков максимально стрессовыми в силу малой вариативности вариантов поведения при угрозе облучения и неизбежности автомобильной катастрофы.
Выявлена прямая корреляционная связь между показателями перспективности мышления и оценкой экологического риска захоронения радиоактивных отходов для человека и окружающей среды. Чем лучше подростки рассуждают о перспективах развития того или иного феномена, тем выше оценка экологического риска. Можно говорить о том, что в рассуждениях молодых людей будущее воздействие радиоактивных отходов представляется, как вред для здоровья человека и состояния окружающей среды. При высоком уровне развития перспективности мышления такие опасности становятся наиболее обсуждаемыми, следовательно, более понятными из всех предложенных.
При анализе данных, была выявлена прямая корреляционная взаимосвязь между показателями доказательности мышления и оценкой следующих экологических рисков: свалка бытовых и промышленных отходов, терроризм, наркомания. В данный перечень вошли техногенные риски, что говорит,как о хорошей информированности подростков, так и об опасности данных ситуаций для человека, о негативных последствиях этих ситуаций. При высоком уровне развития доказательности, у подростков легко складывается определенная точка зрения. Такой феномен можно связать с воспитательно-профилактическими мероприятиями, пропагандирующимися в СМИ и реализующимися в школе: профилактика употребления ПАВ, инструктажи по правилам поведения при угрозе террористического акта, регулярные субботники и сборы макулатуры.
Подростки с высокими показателями общей прогностичности мышления высоко оценивают экологические риски для человека с относительно отдаленными последствиями: захоронение радиоактивных отходов, сброс сточных вод с промышленных предприятий, загрязнение атмосферы автотранспортом и газовыми продуктами ТЭЦ, терроризм, наркомания. Чем лучше развита прогностичность мышления, чем более отдаленные и яркие результаты подросток может спрогнозировать, тем больше он способен преодолеть ситуацию неопределенности, свойственную экологическому риску, предвосхитить будущий результат. Возможно, молодые люди считают, что в будущем террористические акты могут происходить и в нашем городе. Возможное ухудшение экономического состояния страны может привести к падению уровня культуры, народного духа, таким образом, юноши и девушки с высокой способностью к прогнозу высоко оценивают риск наркомании, который, остается недооцененным для окружающей среды.
Стоит отметить, что по данным параметрам наиболее часто ведется разъяснительная работа, и они не нуждаются в дополнительном освещении программами, направленными на здоровьесбережение.
Наиболее высокая оценка ситуаций экологического риска для жизнедеятельности и здоровья человека была выявлена по следующим пунктам: возникновение озоновых дыр, загрязнение продуктами автотранспорта и ТЭЦ, глобальное потепление, исчезновение видового разнообразия, захоронение радиоактивных отходов, свалка бытовых и промышленных отходов.
При высоких и средних показателях уровня развития мышления они воспринимаются подростками, как опасные и вызывающие тревогу.
Таблица 2
Влияние особенностей мышления на восприятие экологических рисков в подростковом возрасте
в ситуации риска для окружающей среды
Экологические ситуации | Особенности мышления | |||||
Аналитичность | Осознанность | Гибкость | Перспективность | Доказательность | Общая способность к прогнозированию | |
Радиоактивные отходы | 0,27 | 0,52 | 0,41 | 0,45 | 0,61 | |
Сброс сточных вод с промышленных предприятий | 0,38 | 0,36 | 0,44 | 0,53 | ||
Свалка бытовых и промышленных отходов | 0,38 | 0,39 | ||||
Озоновые дыры | 0,35 | |||||
Загрязнение атмосферы автотранспортом и газовыми продуктами ТЭЦ | 0,38 | 0,58 | ||||
Терроризм | ||||||
Глобальное потепление | 0,35 | 0,40 | ||||
Наркотики | ||||||
Перенаселение | - 0,26 | |||||
Автомобильные аварии | ||||||
Исчезновение видового разнообразия | 0,43 | 0,44 |
При анализе корреляционных связей между особенностями мышления и восприятием экологических рисков для окружающей среды, было обнаружено, что наиболее высоко подростки оценили риски, связанные с захоронением радиоактивных отходов и перенаселением планеты.
Молодые люди с высоким уровнем развития аналитичности мышления высоко оценивают угрозу влияния захоронения радиоактивных отходов. Это определяется их информированностью о неблагоприятных последствиях радиоактивных аварии, как произошедших в прошлом, к примеру, можно привести трагедию на Чернобыльской АЭС, так и современными событиями – авария на электростанции Фукусима.
Подростки с низкой осведомленностью об экологических последствиях перенаселения планеты склонны переоценивать опасность перенаселения, которая представляется им загрязнениями от жизнедеятельности большого количества людей, что негативно воздействует на природу. А также обусловлена экономической ситуацией в стране – сложностями с выбором места жительства, устройством на работу в ситуации повышенной конкуренции на рынке труда, поскольку для человека окружающая среда, это, прежде всего, социальная среда, где значительное место занимает экономика.
В ситуации риска для окружающей среды, также, как и для человека, была выявлена корреляция между осознанностью мышления и следующими экологическими рисками: возникновение озоновых дыр, загрязнение атмосферы транспортом и ТЭЦ, глобальное потепление, исчезновение видового разнообразия. Кроме этого, отмечается взаимосвязь осознанности подростков с оценкой экологического риска сброса сточных вод с промышленных предприятий. Сброс сточных вод является той экологической угрозой, которую подростки непосредственно наблюдают, в результате этого осознанность молодых людей такой угрозы наиболее явная, также несомненным является ее влияние на природу.
Опрошенные не обратили внимание на такие экологические риски, как автомобильные аварии и терроризм. Это можно объяснить спецификой региона и малой заинтересованностью СМИ в подобного рода новостях.
Высокий уровень гибкости мышления помогает подросткам представить различные варианты последствий от радиоактивной угрозы и загрязнения окружающей среды сточными водами. Здесь разъяснительная работа может проводиться по направлению определения действительно возможных последствий, обсуждению действий обучающихся в подобных ситуациях.
Чем выше уровень развития перспективности мышления, как в ситуации риска для окружающей среды, так и для человека, тем выше молодые люди оценивают экологический риск, связанный с захоронением радиоактивных отходов. Высокий уровень развития перспективности мышления, свойственный подросткам, характеризуется наличием способности к рассуждению об отдаленных последствиях, которые в большей степени относятся к радиоактивной угрозе. Например,исследование, проведенное в Челябинском университете, показало, что у детей и подростков в зонах экологического неблагополучия с химическими и радиационными загрязнениями выражены дезадаптивные тенденции. К ним относятся: снижение самопринятия, самооценки, эмоциональной комфортности, позитивного отношения к сверстникам и своему будущему.
В процессе анализа полученных данных, была обнаружена прямая корреляция между показателями доказательности мышления и следующими экологическими рисками: захоронение радиоактивных отходов, сброс сточных вод с промышленных предприятий, свалка бытовых и промышленных отходов, глобальное потепление, исчезновение видового разнообразия. Можно заметить, что большинство данных экологических рисков связано с деятельностью человека. Влияние таких рисков часто освещается в СМИ, а также школьная деятельность по направлению здорового образа жизни освещает данные вопросы, соответственно влиянию такого риска сопутствует высокий уровень доказательности мышления.
Для окружающей среды подростками высоко оцениваются следующие экологические риски: захоронение радиоактивных отходов, сброс сточных вод с промышленных предприятий, загрязнение атмосферы автотранспортом и газовыми продуктами ТЭЦ, свалка бытовых и промышленных отходов. Данные экологические ситуации оказывают относительно неявное и длительное воздействие на состояние окружающей среды, оценить которое могут дети с высокой способностью к прогнозу. Например, постепенное загрязнение окружающей среды сточными водами, медленно приводящее к критическому. А также постепенное скопление свалки отходов на улицах города.
Для человека осталась недооцененной проблема перенаселения (средний балл – 3,4), для окружающей среды – проблемы терроризма (средний балл – 2,8), наркотиков (средний балл – 3,4) и автомобильных аварий (средний балл – 1,1). Можно сделать вывод о том, что по данным вопросам с подростками необходимо провести дополнительную работу по информированию и раскрытию содержания проблемы – создавать программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни.
Таким образом, наиболее высокая оценка экологического риска в ситуации причинения вреда человеку при высоких и средних уровнях развития качеств относится к рискам возникновения озоновых дыр, загрязнения продуктами автотранспорта и ТЭЦ, глобального потепления, исчезновения видового разнообразия, захоронению радиоактивных отходов, свалке бытовых и промышленных отходов.
В процессе анализа полученных данных, было выявлено отсутствие корреляций между показателями осознанности мышления и оценкой таких экологических рисков, как терроризм и автомобильные аварии.
При высоких и средних показателях уровня развития качественных особенностей мышления, подростки воспринимают следующие экологические риски, как угрожающие окружающей среде на достаточно высоком уровне: захоронение радиоактивных отходов, наличие озоновых дыр, загрязнение продуктами автотранспорта и ТЭЦ, глобальное потепление, исчезновение видового разнообразия, сброс сточных вод с промышленных предприятий, свалка бытовых и промышленных отходов.
В процессе анализа данных была выявлена обратная корреляция между уровнем развития аналитичности мышления и оценкой угрозы перенаселения для окружающей среды. Подростки с высокими показателями аналитичности мышления недооценивают опасность перенаселения планеты для ее экосистемы. Возможно, это связано с малой информированностью подростков о проблеме перенаселения планеты.
В качестве вывода можно говорить о том, что у молодых людей ситуация неопределенности, свойственная экологическому риску, остается менее преодоленной. Необходимым представляется написание рабочих программ, направленных на развитие аналитичности, которые будут способствовать преодолению молодыми людьми ситуации неопределенности экологического риска. Прояснение экологических ситуации методом рассуждения, будет способствовать развитию аналитичности, а также выработке способов поведения в ситуациях экологической угрозы.
По мнению Н. А. Алешиной, повышение уровня развития осознанности способствует реализации целей экологического воспитания.
Результаты, полученные в данном исследовании, будут использованы для написания коррекционно-развивающей программы для подростков, направленной на развитие особенностей мышления обучающихся и повышению осведомленности о последствиях (отдаленных и актуальных) нарушения экологии.
Список литературы
1. Алешина, Н. А. Особенности восприятия экологического риска подростками [Текст] / Н. А. Алешина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.№60, 2008. – С. 329 - 332.
2. Василенко, Е. А. К вопросу о сущности экологического стресса и восприятии экологической угрозы подростками и юношеством [Текст] / Е. А. Василенко // Воспитание и обучение: теория, методика и практика.2015. – С. 97 – 99.
3. Корнилова Т. В. Риск и принятие решений: психология неопределенности [Текст] / Т. В. Корнилова // - М.: Аспект Пресс, 2003. – 286 с.
4. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л. А. Регуш // - СПб.: Речь, 2003. – 352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Психологические особенности творческой деятельности подростков. занятия декоративно- прикладной деятельностью в эстетическом воспитании подростков....
Психологические особенности мышления и восприятия у обучающихся подросткового возраста
В данной статье описываются психологические особенности мышления и восприятия у обучающихся подросткового возраста...
Презентация " Влияние особенностей подросткового возраста на школьную мотивацию"
Презентация для педсовета...
«Особенности воспитательной работы с учащимися 7 класса подросткового возраста».
Специфика воспитательной работы с учащимися подросткового возраста. Эффективность воспитательной работы с подростками зависит от понимания психологии учащихся данного возрастного этапа, стиля и п...
Психолого-педагогические особенности развития обучающихся подросткового возраста и их влияние на организацию проектной деятельности на уроках музыки
Теория и практика проектного обучения показывает, что творческая проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспит...
Статья Экологическое воспитание обучающихся подросткового возраста
В современную эпоху, когда загрязнение окружающей среды принимает глобальный характер, возникает вопрос не только об экологическом образовании, но и воспитании. Для решения экологических проблем необх...
Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.
Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...