Методическая разработка урока технологии "Ажурные изделия из жести"
методическая разработка по теме

Хохлов Андрей Николаевич

Данную разработку можно использовать на уроках при изучении раздела «Изготовление изделий из тонколистового металла» на факультативах и кружках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azhur._izd.doc535.5 КБ

Предварительный просмотр:

Парабельская средняя общеобразовательная школа им. Н.А. Образцова

Методическая разработка

«Ажурные изделия из жести»

Разработал:

учитель трудового

обучения Хохлов А. Н.

Парабель 2005


Если в доме скопились, казалось бы, совсем ненужные вещи, не спешите их выбрасывать. Они могут послужить материалом для изготовления различных поделок. В рамках конкурса «Экодизайн» были представлены изделия: набор игрушечной мебели, состоящей из столика и двух кресел; подсвечник; рамка для фотографии.

Авторы работ были награждены дипломами победителей. Материалом для изготовления этих изделий служат обычные консервные банки, банки из-под кофе, что еще и способствует охране окружающей среды, экологическому и эстетическому воспитанию обучающихся. Выбор изделий для изготовления достаточно велик: игрушечная мебель, различные рамки, конфетницы, сухарницы, подстаканники, подсвечники, салфетницы и т. д.

Данную разработку можно использовать на уроках при изучении раздела «Изготовление изделий из тонколистового металла», на факультативах и кружках.

Подробно рассмотрим технологию изготовления набора игрушечной или сувенирной мебели. Для его изготовления потребуются ножницы, кусачки, круглогубцы, измерительная линейка, шило или игла большого размера, закрутки, банки из-под растворимого кофе. Для сиденья и спинки: лоскут ткани, клей «Момент-1», мягкая пористая резина толщиной 5-8 мм (вместо последнего, для сиденья, можно использовать пластмассовые крышки от тех же банок).

Закрутки изготавливают из металлических стержней 2, 3, 4 мм с прорезью на конце (можно использовать гвозди). Прорезь делается ножовкой по металлу на глубину 5-8 мм. В качестве рукоятки используют деревянный брусок длиной 50…100 мм, которому придают цилиндрическую форму 10…12 мм, для удобства закручивания элементов.

Закрутка: 1 – рукоятка, 2 – стержень.

Для изготовления столика донышко одной банки делят на 52 равные части. С этой целью шилом или большой иглой вместо чертилки с помощью линейки прочерчивают на боковой поверхности (по образующим цилиндра) 52 параллельные линии. Затем отрезают ту часть банки, которая закрывается крышкой, отступив от края примерно на 8-10 мм. Используя разметку, разрезают боковую поверхность банки на полоски. Остается дно банки с 52 прикрепленными к нему полосками. Для облегчения работы их пронумеровывают. Из отрезанной части банки вырезают по кругу полоску шириной 4 мм.

С помощью круглогубцев в месте крепления полосок к банке разворачивают 6 полосок под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6 на 90; 1, 2, 3-ю  влево и 4, 5, 6-ю – вправо. На высоте примерно 15 мм от дна банки собирают развернутые полоски в пучок и обматывают его полоской шириной 4 мм дважды, оставшуюся ее часть отрезают (рис.2,а).

Далее, пользуясь закруткой, полоски закручивают в завитки (рис.2,б), изготовляя первое украшение столика.

Семь следующих полосок под номерами 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 также разворачивают на 90: 7, 8, 9, 10-ю – влево, 11, 12, 13-ю – вправо. Соединяют их в пучок на высоте 15 мм и закрепляют его, как и при изготовлении первого украшения.

После этого 7, 10, 13-ю полоски завивают, а четыре оставшихся соединяют в пучок под средней, 10-й завитой полоской и закрепляют. При этом средний завиток получится между 8, 9 и 11, 12-й полосками. Завивают 9-ю полоску, а оставшиеся 8, 11, 12-ю соединяют в пучок под ней и закрепляют. Затем 8, 11, 12-ю полоски завивают – получится ножка столика (рис.2,в).

Подобным образом выполняют и остальные ножки, чередуя их с украшениями. Потом вырезают из резины круг, равный диаметру банки, обтягивают его материалом и приклеивают к ее дну (при отсутствии используют пластмассовую крышку).

Чтобы изготовить кресло, разрезают вторую банку, предварительно разметив ее на 58 одинаковых полосок. Порядок их соединения в пучки и завивки показаны на рис. 3.

Для изготовления украшения 1 (рис. 3) разворачивают три полоски под углом 90: 1-ю и 2-ю – влево, а 3-ю – вправо. На высоте 15 мм соединяют их в пучок, закрепляют его и завивают. Для второго украшения 1 используют полоски 30, 31 и 32. Для изготовления спинки отгибают 4, 5, 57, 58-ю полоски вверх и разворачивают на 90: 4-ю, 5-ю – вправо, а 57-ю, 58-ю – влево. Соединяют в пучок на высоте 10 мм и закрепляют. На высоте 60 мм от закрепленного места вновь закрепляют их в пучок и завивают концы закруткой. Разводят полоски между закрепленными местами примерно на 25 мм.

Далее отгибают вверх полоски 6, 7, 8 и разворачивают их вправо на 90, соединяют в пучок и закрепляют на высоте примерно 65 мм.

Завивают полоски 7, 8. Полоску 6 закрепляют и завивают посредине разведенных на 25 мм полосок 4, 5. Повторяют эту операцию с полосками 54, 55, 56, развернув их на 90 влево и закрепив полоску 56 на разведенных полосках 57, 58.

Для изготовления ножки кресла полоски 9, 10, 11, 12, 13, 14 надо развернуть под углом 90: 9, 10, 11-ю – влево, а 12, 13, 14-ю – вправо, собирают их в пучок, закрепляют на высоте 15 мм. Затем завивают 9, 11, 14-ю полоски. Три оставшиеся соединяют в пучок под центральным завитком (полоска 11) и закрепляют на высоте 25 мм от места верхнего закрепления. Завивают полоску 12, а оставшиеся полоски 10, 13 соединяют в пучок под завитком, закрепляют и завивают. Для изготовления оставшихся ножек используют следующие полоски: для второй – 24, 25, 26, 27, 28, 29-ю; третьей – 33, 34, 35, 36, 37, 38-ю; четвертой – 48, 49, 50, 51, 52, 53-ю.

Для изготовления подлокотников кресла полоски 16, 18, 20, 22 загибают вверх и разворачивают вправо на 90. Соединяют их в пучок и закрепляют. Завивают 16-ю и 22-ю полоски, 18-ю, 20-ю закрепляют на полоске 8 и завивают. Второй подлокотник изготавливают, используя полоски 40, 42, 44, 46, развернув их на 90 влево.

Чтобы изготовить украшение 2 (рис. 3), полоски 15, 17, 19 разворачивают на 90 влево, а 21-ю, 23-ю – вправо. На высоте 15 мм соединяют их в пучок и закрепляют. Второе украшение изготавливают, используя полоски 39, 41, 43, 45 и 47.

Для изготовления сиденья и спинки вырезают из резины круг, равный диаметру дна банки, обтягивают его материалом и приклеивают к дну. Это будет сиденье кресла (при отсутствии резины, используем пластмассовую крышку). Из второго кусочка резины вырезают спинку той формы, какая получилась при разведении полосок 4, 5 и 57, 58 (при отсутствии резины, используем трехслойную фанеру). Обтягиваем ее с двух сторон материалом и вклеиваем между этими полосками.

В ходе работы над столиком и креслами обучаемые могут столкнуться со случаем, когда необходимо завивать длинную полоску. При этом завиток получается плотным и большого диаметра.

Для того чтобы он получился нормальным, предварительно укорачивают полоску, а обрезанную ее часть используют для закрепления других полосок в пучки.

Если по какой-либо причине отломится полоска от дна банки, ее можно припаять. Этот же прием можно использовать, если боковой продольный стык банки оказался широким и жестким.

Работу над изготовлением других предметов мебели – стульев, дивана и т.п. – можно продолжить самостоятельно, проявив фантазию и смекалку, но вначале надо обязательно определить длину окружности банки и разделить ее на нужное число полосок.

В ходе работы над мебелью можно менять рисунки завитков. Например, украшение 1 выполнить, как это показано на рис. 2, г.

Готовые изделия можно покрыть бесцветным лаком или окрасить, окунув их в краску.

На основе полученных знаний и умений обучаемые могут выполнить проекты: разработать эскизы будущих изделий и произвести расчет рисунка, подготовить заготовки и выполнить изделия по своему замыслу.


Эскизы изделий, представленных в разработке

Эскиз 1. Рамка фотографии

Эскиз 2. Подсвечник

1 – ножка, 2 – нижнее украшение, 3 – верхнее украшение №1,
4 – пружинные стойки крепления свечи, 5 – верхнее украшение №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока кулинарии 6 класс "Крупы и макаронные изделия"

Презентация урока кулинарии 6 класс "Крупы и макаронные изделия"...

Методическая разработка урока «Мозаика на изделиях из дерева»

КОНСПЕКТурока по технологии: «Мозаика на изделиях из дерева»Гайворонского Дениса Владимировичаучителя технологиимуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная шк...

Методическая разработка урока по технологии в 6 классе "Плечевое изделие"

Виды плечевых изделий. Конструирование.  Правила снятия мерок. Размерные признаки фигуры человека, необходимые для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом....

Методическая разработка урока по технологии на тему: «Требования к одежде. История создания, конструирование и моделирование поясных изделий»

Тема:  «Требования к одежде. История создания, конструирование и моделирование поясных изделий»Цель:Ознакомить с требованиями одежды, с классификацией одежды, с мерками необходимыми для пост...