ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КАЧЕСТВ ИНТЕЛЛИГЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА (разработана совместно с Усольцевой Н.Н)
материал по теме
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, сопровождающееся существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, однако вопрос о выработке идеала, соответствующего современной социокультурной ситуации, продолжает оставаться открытым.
В качестве одного из приоритетов российского образования, исходя из обобщенного представления об облике человека XXI века, а также сложившейся в нашей стране многовековой традиции, называется воспитание интеллигента: человека высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, о чем свидетельствуют основополагающие документы в области образования («Национальная доктрина образования в РФ», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.).
В связи с этим возникает ряд вопросов о формировании современной интеллигенции.
Вслед за И.И. Осинским, М.И. Добрыниной, В.С. Меметовым, А.А Даниловым мы признаем, что истинная интеллигенция как специфическая социально-профессиональная и высоконравственная группа людей, которая рассматривает свою повседневную социальную предназначенность как вполне естественный, профессиональный поиск Истины, Добра, Справедливости, честного служения своему народу, продолжает существовать и станет ведущей силой успешного развития России.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили программу: «Формирования качеств интеллигента у студентов в образовательном процессе колледжа».
Настоящая Программа является частью системной работы по духовно-нравственному воспитанию и рассчитана на 4 года (период обучения в колледже).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
документ | 371 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Иркутской области
«Ангарский педагогический колледж»
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КАЧЕСТВ ИНТЕЛЛИГЕНТА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
2012
Содержание
РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ Проблемно-ориентированный анализ актуальности создания программы формирования у студентов качеств интеллигента в образовательном процессе колледжа | 3 |
РАЗДЕЛ II. _ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ Концептуальные положения, раскрывающие сущность формирования у студентов качеств интеллигента | 5 |
РАЗДЕЛ III. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ | 12 |
РАЗДЕЛ IV. ПРАКТИЧЕСКИЙ Этапы реализации программы | 19 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 28 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 31 |
Контент-анализ понятий интеллигенция, качества интеллигент а, интеллигентность Критерии, показатели и уровни проявления качеств интеллигента в образовательном процессе СПО Самооценка по компонентному составу качеств личности студента как интеллигента на этапе обучения в СПО | |
Сводная таблица методик исследования качеств интеллигента в образовательном процессе колледжа | |
РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, сопровождающееся существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, однако вопрос о выработке идеала, соответствующего современной социокультурной ситуации, продолжает оставаться открытым.
В качестве одного из приоритетов российского образования, исходя из обобщенного представления об облике человека XXI века, а также сложившейся в нашей стране многовековой традиции, называется воспитание интеллигента: человека высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, о чем свидетельствуют основополагающие документы в области образования («Национальная доктрина образования в РФ», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.).
В связи с этим возникает ряд вопросов о формировании современной интеллигенции. Актуальность исследования усиливается обеспокоенностью политиков, ученых и общественных деятелей (Г.С. Кнабе, С.Б. Орлов, Р.В. Рывкин, А.И. Солженицын, А.И. Ракитов и др.) гибелью интеллигенции, ее «растворением» в массе образованных и полуобразованных людей, заменой ее интеллектуалами, ее бюрократизацией.
Вслед за И.И. Осинским, М.И. Добрыниной, В.С. Меметовым, А.А Даниловым мы признаем, что истинная интеллигенция как специфическая социально-профессиональная и высоконравственная группа людей, которая рассматривает свою повседневную социальную предназначенность как вполне естественный, профессиональный поиск Истины, Добра, Справедливости, честного служения своему народу, продолжает существовать и станет ведущей силой успешного развития России.
В настоящее время на базе философской, социологической, исторической, культурологической, педагогической наук сложилась дисциплина «интеллигентоведение», изучающая различные аспекты проблемы. Можно выделить работы, посвященные истории появления интеллигенции как феномена, выявлению ее сущности, роли в обществе, определению ключевых характеристик интеллигента (В.И. Астахова, К.Г. Барбакова, М.Е. Главацкий, В.В. Глебкин, Л.Н. Коган, В.А. Красильников, М.Ю. Лотман, В.А. Мансуров, В.С. Меметов, И.И. Осинский, Р. Пайпс, М.Н. Руткевич, В.С. Семенов, Л.Я. Смоляков, В.Л. Соскин и др.), а также формированию интеллигенции в условиях профессионального образования (В.И. Андреев, Л.В. Викторова, Е.О. Галицких, Л.Д. Келеман, В.В. Краевский, В.Я. Нечаев, Д.А. Ольшанский, А.А. Труфанов).
Особую значимость приобретает проблема подготовки компетентного специалиста как интеллигентного человека в условиях среднего профессионального образования (СПО). Зафиксированные в государственном образовательном стандарте концептуальные основы СПО, реальное состояние практики обучения и воспитания студентов позволяют рассматривать в контексте культуры возможности образовательного процесса колледжа для формирования личности интеллигента вне зависимости от приобретаемой специальности.
Вместе с тем, анализ теории и практики по теме исследования показывает, что проблема формирования у студентов колледжа качеств интеллигента еще не стала предметом специального научного исследования. В системе СПО отсутствует постановка данной цели, педагоги и студенты не имеют представления о характере, особенностях, достоинствах интеллигенции, ее профессиональных и общечеловеческих задачах. В полной мере не определен и не исследован образ интеллигентного человека, не разработаны механизмы его формирования у студентов колледжа в аспекте будущей профессиональной деятельности.
В процессе теоретического исследования и изучения реального состояния обозначенной проблемы выявлено наличие противоречий:
- между объективным возрастанием роли высококультурной, интеллигентной личности, способной обеспечить устойчивое развитие общества, и малоэффективными способами, позволяющими решить эту задачу в условиях СПО;
- между традиционным пониманием функции колледжа как учреждения целенаправленной трансляции профессионального опыта и современным представлением о нем как центре образования и культуры, ориентированном на достижение гуманистических целей в процессе становления и развития свойств и качеств личности будущего специалиста, характеризуемых обобщенным понятием «интеллигент»;
- между пониманием принципиальной значимости воспитания и развития личности студента как профессионала и интеллигента и недостаточной разработанностью совокупности педагогических условий, обеспечивающих целенаправленный процесс формирования у студентов колледжа качеств интеллигента.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили программу: «Формирования качеств интеллигента у студентов в образовательном процессе колледжа».
Настоящая Программа является частью системной работы по духовно-нравственному воспитанию и рассчитана на 4 года (период обучения в колледже).
РАЗДЕЛ II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ
Словарь
Интеллигент - носитель культуры, личность активная, обладающая устойчивым отношением к своей социальной и профессиональной миссии в обществе, умеющая брать на себя ответственность за свои идеи, свою деятельность.
Качества интеллигента – это совокупность существенных признаков, свойств, особенностей личности (стремление к самосовершенствованию, творчеству, эрудированность, убежденность в сознательном подчинении ценностям добра, сопереживание, сочувствие, справедливость, тактичность, целенаправленность, требовательность к себе, инициативность, самоанализ, саморегуляция), предопределяющих ее поведение и профессиональную деятельность.
- стремление к самосовершенствованию, творчеству (настойчивое желание наилучшим образом выполнять свою деятельность, в каждом новом деле достигать высот, новых успехов, не останавливаться на достигнутом);
- эрудированность (широта ума на основе большого объема знаний, хорошо развитые познавательные способности),
- убежденность в сознательном подчинении ценностям добра (общая направленность всей деятельности и ценностных ориентаций, регулятор сознания и поведения; качество, в основе которого лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношения человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии с идеалами, взглядами, мировоззрением);
- сопереживание (эмоциональное отношение к другому, переживание эмоций, сходной с эмоцией другого человека);
- сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей, побуждение к помощи),
- справедливость (объективная оценка людей в соответствии с истиной);
- тактичность (чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не унижая достоинства людей);
- целенаправленность (умение ставить четкие цели и их достигать),
- требовательность к себе (строгость, выполнения своих обязанностей, долга),
- инициативность (способность человека к самостоятельным волевым проявлениям и выражается в самостоятельной постановке целей и в самостоятельной организации действий, направленных на достижение этих целей);
- самоанализ (анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний, собственного состояния);
- саморегуляция (умение снимать излишнее напряжение, волнение, преодолевать в себе нерешительность, мобилизовать рабочее самочувствие; умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях; оптимистическое отношение к миру).
Перечисленными качествами должен обладать любой человек вне зависимости от профессии.
Формирование качеств интеллигента в условиях среднего профессионального образования - это процесс оформления, интеграции и совершенствования качеств, обеспечивающий позитивное изменение в личности студента, влияющий на его профессиональную деятельность и поведение в обществе на основе традиций интеллигенции.
Динамичность, незаконченность, этапность являются сущностными признаками процесса формирования у студентов колледжа качеств интеллигента.
Концептуальные положения.
Методологическую основу программы составляют идеи философии образования, определяющие наиболее общие, фундаментальные цели, тенденции развития и функционирования профессионального образования, а также его гуманитарные смыслы и основы (Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова, Ю.В. Сенько);
- методология образования студентов и школьников на культурологической основе (К. А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, В. В. Краевский);
- профессионально-личностное становление будущего специалиста (Н.А. Борытко, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, А.М. Маркова, Л.Н. Митина); концепция диалога в обучении (М.М. Бахтин, С.В. Белова, М.С. Каган);
- концепция целостного и системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (В.С. Ильин, В.В. Краевский и др.);
- концепции развития личности и ее деятельностной сущности (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, Г.С. Смирнов, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина, А.А. Ухтомский, В.А. Ядов и др.);
- исследования об интеллигенции, ее сущности, роли в обществе (В.И. Астахова, К.Г. Барабакова, В.А. Красильников, В.С. Меметов, С.Б. Орлов, И.И. Осинский, Е.С. Элбакян),
- концепции формирования интеллигенции в условиях профессионального образования (В.И. Андреев, Л.В. Викторова, Е.О. Галицких, Л.Д. Келеман, В.В. Краевский, Д.А. Ольшанский, А.А. Труфанов).
Рассматривая образовательный процесс в колледже как многоуровневую систему, мы выделяем в нем основные компоненты: цель – содержание – организационные формы – методы – результат. При этом были учтены положения ряда методологических подходов: системного, деятельностного, программно-целевого, личностно-ориентированного. Анализ работ С.Я. Батышева, А.С. Белкина, Е.П. Белозерцева, Д.А. Белухина, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, Л.А. Воловича, Б.С. Гершунского, А.Г. Гостева, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой, С.В. Кульневич, М.И. Махмутова, Э.Г.Юдина и др. позволяет связать включение личности в социокультурное пространство с процессом обучения в колледже.
Анализ философской и педагогической литературы (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Л.В. Елагина, Г.Б. Корнетов, А.А. Плигин, Н.Н. Пядушкина, В.В.Сериков и др.) приводит нас к выводу о том, что приобщение к культурным ценностям включает в себя:
- осмысление и присвоение знаний и умений (профессиональных понятий, теорий, знаков, терминов и т.д.);
- рефлексивный подход к личному поведению и отношениям как культурной ценности; ориентацию будущего специалиста в нравственных нормах отношений; актуализацию социальных и профессиональных ценностей культуры;
- превращение культурных ценностей в принцип поведения, отношений и деятельности; учет тенденций развития социокультурного пространства;
- освоение профессионально-культурных норм отношений, исходя из: наличия культурных ценностей;
- участия личности в процессе культурообразования;
- приобщение личности будущего специалиста к различным информационным источникам профессиональной культуры;
- организацию социокультурного образовательного процесса на основе формирования установки: на ориентацию в социальных и профессиональных ценностях, на присвоение ценностей;
- на творческое отношение к учебной и профессиональной деятельности;
- на развитие рефлексивной культуры будущего специалиста, на переход обучения в самообучения, развития в саморазвитие
Таким образом, постановка цели культуросообразно организованного среднего профессионального образования предполагает прогноз индивидуально-личностного развития будущего специалиста как интеллигента. Философия культуры, ее принципы и методы выступают теоретической основой изучения и формирования качеств интеллигента будущего специалиста.
Основными требованиями системного подхода к разработке модели процесса формирования у студентов качеств интеллигентного человека в рамках среднего профессионального образования для нас явились следующие концептуальные положения:
- всякая деятельность студентов, в том числе учебная, трудовая, познавательная и др., носит системный характер, системообразующим элементом является цель;
- все виды деятельности включают мотив, потребность, цель, действия, операции, условия деятельности, результаты;
-процесс формирования у студентов качеств интеллигента как основы будущей профессиональной деятельности в образовательном процессе колледжа обеспечивается взаимосвязанной обучающей деятельностью преподавателя и учебной, учебно-профессиональной, трудовой, социальной деятельностью студентов, представляющей устойчивую взаимосвязь целевого, мотивационно-ценностного, содержательного, деятельностного и оценочно-результативного компонентов.
Деятельностный подход, который предполагает формирование качеств интеллигента на основе деятельности. В рамках данного подхода акцент делается на личность и ее деятельность. Выполнение требований этого подхода предполагает разработку и реализацию такой модели, которая обеспечит развитие будущего специалиста в его деятельности.
В рамках личностного подхода основное внимание уделяется высокому уровню интеграции личностной позиции будущего специалиста, его качеств, профессиональных знаний и умений, которые соответствуют цели образования и формирования личности специалиста. Суть заключается в выявлении актуальных, востребованных качеств личности современного специалиста как интеллигента, и в учете этих качеств при разработке модели его подготовки.
Субъективность формирования качеств интеллигента состоит в том, что оно осуществляется непосредственно познающим объектом, цель и мотив зависят от самого индивида и уровня его индивидуального сознания (самосознания). Рефлексивные процессы направлены на развитие самосознания, на осмысление и ориентацию действий субъекта (интеллектуальная рефлексия), на самоорганизацию, движение через самопознание и самоанализ себя, своего состояния, своей мыслительной деятельности, целостного «Я» (личностная рефлексия) и через осмысление (анализ) человеком личности и деятельности партнера по совместной деятельности, взаимоотображения субъектами друг друга (межличностная рефлексия). Самосознание стимулирует активность и опосредует формирование внутренних мотивов и ценностей.
Обоснование сущности качеств интеллигента и их формирования в образовательном процессе среднего профессионального образования позволяет нам представить модель формирования у студентов качеств интеллигентного человека в образовательном процессе колледжа в виде целостного процесса, состоящего из взаимосвязанных функциональных подсистем.
При разработке модели мы учитывали, что она является достаточно сложной динамической системой, в которой можно выделить ряд структурных компонентов. Каждая из указанных подсистем имеет самостоятельное значение и вместе с тем вступает в различные взаимосвязи с другими.
РАЗДЕЛ III. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ БЛОК
Цель программы: определение и реализация условий организации образовательной среды колледжа для формирования качеств интеллигента у студентов.
Задачи программы:
- анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для формирования качеств интеллигента у студентов;
- определение условий формирования качеств интеллигента у студентов в образовательном процессе колледжа;
- проектирование модели формирования у студентов качеств интеллигента в образовательном процессе колледжа
- организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса колледжа по реализации условий для формирования качеств интеллигента у студентов.
- разработка критериев для мониторинга развития качеств интеллигент.
- апробация и внедрение модели формирования у студентов качеств интеллигента в образовательном процессе колледжа
Организационная модель формирования у студентов качеств интеллигента
в образовательном процессе колледжа
Генеральной целью в модели является формирование у студентов качеств интеллигента. В данном контексте речь идет не просто о подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными знаниями, не о подготовке интеллектуалов, а об обеспечение эффективного процесса формирования людей, которые, наряду с профессиональными знаниями могли бы обеспечить культурно-историческую преемственность между поколениями россиян, этапами и эпохами развития русской цивилизации.
Совокупность педагогических условий, способствующих формированию у студентов качеств интеллигента, в нашей модели представлена:
- организацией образовательного процесса с выраженной направленностью на становление качеств интеллигента на основе личностно-ориентированного подхода культурологического типа, позволяющего внести изменения в содержание изучаемых дисциплин и социокультурное пространство развития личности;
- специально разработанным педагогическим сопровождением студентов на каждом этапе формирования: 1 курс - «Адаптация» (раскрытие своих особенностей, качеств, возможностей, способностей, определение целей, задач, планов, развитие навыков саморегуляции) , 2-3 курс - «Вхождение» (познание профессиональной и социальной действительности на основе системы идеалов, ценностей интеллигенции), 4 курс - «Проявление» (деятельность, в основе которой лежат стратегия принятия, уважения, помощи, бескорыстия, саморазвития и самосовершенствования);
- стимулированием активности студентов в проявлении качеств интеллигента в подсистемах образовательного процесса колледжа: учебно-профессиональной (происходит сознание целей, возможностей, способов развития и саморазвития как интеллигентного человека), воспитательной (обеспечивается участие личности в самостоятельной и творческой деятельности и создается определенный опыт самореализации, успеха и достижений), социально-бытовой деятельности (формируется уклад жизнедеятельности, стиль и метод взаимодействий на основе общечеловеческих ценностей).
Первое условие связано с тем, что в нормативно-правовых и других документах, определяющих содержание этих дисциплин, акцент делается в первую очередь на содержательную сторону, на выделение видов деятельности, знаний и умений выпускника, на обучение будущего выпускника как профессионала. Вместе с тем при всей важности подготовки специалиста нельзя не заботиться о качествах специалиста как представителя интеллигенции, ориентированного в нравственных нормах отношений; ценностях культуры; принявший культурные ценности и реализующий их в поведении, отношениях и деятельности.
Ко второму условию мы отнесли поэтапное формирование качеств интеллигента, предусматривающее личностно изменение студента. Данное условие реализуется в процессе специально организованного педагогического сопровождения студентов в течение всего периода обучения в колледже.
Исследование этимологии термина «сопровождение» позволило рассматривать его как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями. Сопровождение развития человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях.
Такое сопровождение может носить различный характер, которое в каждом конкретном случае определяется практической деятельностью. Этот вывод подтверждается тем, что в практической деятельности и научной литературе встречаются понятия «медицинское сопровождение» «психологическое сопровождение», «научное сопровождение».
В контексте модели речь идет о педагогическом сопровождении, которое, с одной стороны, несет в себе черты социального взаимодействия, но, с другой стороны, имеет свои особенности, проявляющиеся в первую очередь в специфике функций окружающих человека других людей, целью которой становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальной педагогической системы (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в ее институциональном (структурном) оформлении (учебное заведение).
Программа педагогического сопровождения формирования качеств интеллигента у студентов колледжа предполагает три взаимосвязаных этапа: этап «Адаптация» (1курс), «Вхождение» (2-3 курс), «Проявление» (4 курс), однако в каждом из этих этапов будет доминировать свой мотив и свой результат, а профессиональные и социальные практики позволят реализовываться значимым качественным характеристикам в процессе практической деятельности. Данная система отражена на рис. 2
Для первого этапа – «Адаптация» (этапа раскрытия своих особенностей, качеств, возможностей, способностей, определения целей, задач, планов, развитие навыков саморегуляции) наряду с другими значимыми качествами будет являться: самоанализ (анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний, собственного состояния, достижений через самонаблюдение, самооценку, анализ “Я-образа”), целенаправленность (умение ставить четкие цели и их достигать), требовательность к себе (строгость, выполнения своих обязанностей, долга), саморегуляция (умение снимать излишнее напряжение, волнение, преодолевать в себе нерешительность, мобилизовать рабочее самочувствие; умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях; оптимистическое отношение к миру).
Для 2 этапа - «Вхождение» ( этапа познания профессиональной и социальной действительности на основе системы идеалов, ценностей интеллигенции) - сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей, побуждение к помощи; сочувствие более рационально, оно нацелено не на то, чтобы «вместе пострадать», а на поиски реальной помощи другому человеку в решении его проблемы), сопереживание (эмоциональное отношение к другому, переживание эмоций, сходной с эмоцией другого человека) ; справедливость (объективная оценка людей в соответствии с истиной) ; тактичность (чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не унижая достоинства людей);
Система педагогического сопровождения
формирования качеств интеллигентного человека у студентов колледжа
Для этапа «Проявление» (деятельность, в основе которой лежат стратегия принятия, уважения, помощи, бескорыстия, саморазвития и самосовершенствования) - эрудированность (широта ума на основе большого объема знаний, хорошо развитые познавательные способности и жизненный опыт), убежденность в сознательном подчинении ценностям добра (общая направленность всей деятельности и ценностных ориентаций, регулятор сознания и поведения; качество, в основе которого лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношения человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, взглядами, мировоззрением, принципами), сознательное подчинение ценностям добра; инициативность (способность человека к самостоятельным волевым проявлениям и выражается в самостоятельной постановке целей и в самостоятельной организации действий, направленных на достижение этих целей); стремление к самосовершенствованию, творчеству (настойчивое желание наилучшим образом выполнять свою деятельность, в каждом новом деле достигать высот, новых успехов, не останавливаться на достигнутом).
Переход на ступеньку вовсе не означает доведение исследуемых качеств «до блеска», до абсолюта. Все качества будут совершенствоваться и далее.
К третьему условию мы отнесли стимулирование активности студентов в проявлении качеств интеллигента в подсистемах образовательного процесса колледжа: учебно-профессиональной (происходит сознание целей, возможностей, способов развития и саморазвития как интеллигента), воспитательной (обеспечивается участие личности в самостоятельной и творческой деятельности и создается определенный опыт самореализации, успеха и достижений), социально-бытовой деятельности (формируется уклад жизнедеятельности, стиль и метод взаимодействий на основе общечеловеческих ценностей).
Такой выбор основан на том, что эти виды деятельности студента и отношения, складывающиеся в этих подсистемах – существенные элементы целостной системы в учебно-воспитательном процессе профессионального образовательного учреждения, построенного на идее личностно-ориентированного образования культурологического типа.
Данная система основана на природосообразной, гуманистической технологии самосовершенствования личности А.А.Ухтомского - Г.К.Селевко, суть которой состоит в том, что процессы саморазвития протекают на внутриличностном уровне. Этот внутренний «самоуправляющий механизм» составляют: Я-концепция, потребности, способности, направленность личности. Действие этого механизма подчиняется закону психологической доминанты, открытому русским ученым А.А.Ухтомским: доминанта есть временно господствующее психическое образование, внутренний стимул, рождающий энергию, желание, настойчивое стремление к чему-то - есть основа самосовершенствования, самоорганизации. Но при одном условии: педагогической координации, целенаправленности, постоянной управляемости им. Человек при этом начинает действовать не по чьему-то требованию, а исходя из своих естественных потребностей, в полном соответствии с закономерностями своего возрастного анатомо-физиологического и психического развития, предполагающего смену доминант.
Мы считаем, что данная технология, даст возможность использовать самоуправляющиеся (психогенные) механизмы развития личности и позволит осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию, самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию, опираться на устойчивую мотивацию к получению образования, педагогической профессии как жизненно важному процессу, к формированию качеств, необходимых в рамках данной профессии, умения самовоспитания, самообразования, управления собой; готовить студентов к уверенному вхождению во взрослую жизнь, к профессиональному и жизненному самоопределению, к самореализации.
В нашей модели мы выделили три взаимосвязанные подсистемы (доминанты по А.А. Ухтомскому).
Таблица
Организационно-педагогическая основа формирования
качеств интеллигента у студентов в образовательном процессе колледжа
1 подсистема | 2 подсистема | 3 подсистема |
Учебно-профессиональная деятельность | Воспитательная деятельность | Социально-бытовая деятельность |
Осознание целей, возможностей, способов саморазвития | Организация опыта самостоятельной и творческой деятельности, удовлетворение потребностей саморазвития | Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление к самосовершенствованию |
Основы самообразования Педагогика Основы педагогического мастерства Психолого-педагогический практикум История отечественного образования Педагогическая практика | Волонтерское движение Педотряд Смотры, конкурсы, конференции Студенческое самоуправление Научное студенческое общество | Уклад жизнедеятельности, окружающая среда, система отношений, традиций |
Такой выбор основан на том, что эти виды деятельности студента и отношения, складывающиеся в этих подсистемах – существенные элементы целостной системы в учебно-воспитательном процессе профессионального образовательного учреждения.
Выделенные подсистемы являются наиболее естественными но не жестко заданными. Такой подход, по нашему мнению, будет эффективен, если:
- личность будет осознавать цели, задачи и возможности своего развития и саморазвития;
- будет обеспечено участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, создание определенного опыта самореализации, успеха и достижений;
- будет создан уклад жизнедеятельности, стиль и метод воздействий адекватным целям.
Выбор данной системы основан на том, что эти виды деятельности студента и отношения, складывающиеся в этих видах деятельности – существенные элементы целостной системы в учебно-воспитательном процессе СПО. Кроме того, она ясная, прозрачная и может быть использована в любом образовательном учреждении.
РАЗДЕЛ IV. ПРАКТИЧЕСКИЙ
Этапы реализации программы
Аналитико-проектировочный (2012 – 2013 гг.).
Этап апробации и внедрения (2013 – 2014 гг.).
Обобщающий (2014 – 2015 гг.).
Программа действий по формированию у студентов
качеств интеллигента в образовательном процессе колледжа
Название этапа | Мероприятия | Сроки |
I. Поисковый этап | 1. Осмысление теории и практики формирования качеств интеллигента в образовательном процессе СУЗа 2. Проведение контент анализа сущности понятий «интеллигент» «качества интеллегента» 3. Выделение сущностных характеристик качеств интеллигента значимых в современных условиях развития общества. 4. Выявление методологических оснований, ключевых положений, закладываемых в основу проектируемой модели модели формирования качеств интеллигента у студентов в образовательном процессе колледжа. 5.Изучение нормативных оснований, для проектированиями реализации модели формирования качеств интеллигента у студентов в образовательном процессе колледжа. 6. Организация осмысления теории и практики реализации модели формирования качеств интеллигента у студентов на уровне совета кураторов, дисциплинарно цикловых комиссий, рабочих групп 7. Разработка инструментария для выявления эффективности организации и реализации модели формирования качеств интеллигента у студентов в образовательном процессе колледжа 8. Проведение комплекса диагностических исследований особенностей развития качеств интеллигента у студентов колледжа 9. Организация проблемно ориентированного анализа реализации условий формирования качеств интеллигента в учебно-воспитательном процессе колледжа. 10. Проведение круглого стола «Подходы к проектированию модели формирования качеств интеллигента у студентов в образовательном процессе колледжа. 11. Определение ключевых покурсовых компонентов педагогического сопровождения формирования качеств интеллигента у студентов колледжа 12. Создание модели формирования качеств интеллигента у студентов с индикаторами для организации мониторинга. 13. Конструирование содержания учебного материала дисциплин в соответствии с целями и компонентами сопровождения педагогического сопровождения формирования качеств интеллигента у студентов колледжа | 2012-2013 |
II. Этап апробации и внедрения | 1.Разработка целей, содержания и направлений педагогического сопровождения формирования качеств интеллигента у студентов колледжа 2. Проектирование и апробация условий для формирования качеств интеллигента у студентов колледжа: - организации образовательного процесса с выраженной направленностью на становление качеств интеллигента ; - сопровождения студентов на каждом этапе формирования качеств интеллигента; - использования взаимосвязанных подсистем образовательного процесса колледжа с целью активного проявления студентами качеств интеллигента 3. Внедрение педагогического сопровождения формирования качеств интеллигента у студентов колледжа по основным организационно-педагогическим направлениям. 4. Расширение круга преподавателей вовлеченных в реализацию педагогического сопровождения формирования качеств интеллигента у студентов колледжа. 5.Выявление направлений совершенствования и развития системы педагогического сопровождения формирования качеств интеллигента у студентов колледжа.
6. .Создание условий для обобщения и описания опыта проектирования и реализации сопровождения и поддержки по выбранному направлению - конкурс проектов - участие в научно-практических конференциях различного уровня. 7.Разработка технологии проведения тематическо-обобщающего контроля с целью выявления уровня адаптации и самоидентификации студентов I – III курса . 8. Организация и проведение педагогического совета по теме «Воспитание специалиста в условиях образовательного процесса: содержание, технология, проблемы». 9. Опросы администрации ОУ «Варианты сотрудничества и партнерства». 10. Анализ программ и обеспечения практики с целью выявления механизмов оптимизации педагогического сопровождения формирования качеств интеллигента у студентов колледжа. | 2013-2014 |
III. Обобщающий этап | 1. Анализ достигнутых результатов работы и определение перспектив дальнейшего развития реализации условий формирования качеств интеллигента у студентов колледжа 2. Обобщение накопленного опыта работы в ходе реализации педагогического сопровождения формирования качеств интеллигента у студентов колледжа 3. Изучение запросов представителей образовательных учреждений на проведение семинаров, мастер-классов по проблемам проектирования, моделирование и реализации сопровождения формирования качеств интеллигента у студентов колледжа. Разработка и реализация по запросам программ семинаров, мастер-классов. Заслушивание на заседаниях кафедры психолого-педагогического сопровождения студентов опыта реализации условий формирования качеств интеллигента и выработка рекомендаций к их обобщению и описанию. | 2014-2015 |
Список литературы
- Андреев, В.И. Изучение и диагностика «Я-концепция» саморазвития студента как интеллигентной и конкурентоспособной личности [Текст] / В.И. Андреев, Т.В. Сибгатуллина // Образование и саморазвитие. – 2010. - Т. 4 № 20. – С. 3-9.
- Бабошина, Е.Б. Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве вуза [Текст] : учебное пособие / Е. Б. Бабошина.- Курган: Изд-во КГУ, 2004. – 162 с.
- Белова, С.В. Диалог – основа профессии педагога [Текст] учебно-методическое пособие / С.В. Белова. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 148 с.
- Белухин, Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики [Текст] : курс лекций. / Д. А. Белухин. - М.: Изд-во Института практической психологии, - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 317 с.
- Бим-Бад, Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения [Текст] / Б.М.Бим-Бад.- М.: РОУ, 1994. –373 с.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] /Е.В. Бондаренко. – Ростов н/Д, Изд-во РГПУ, 2000. – 352 с. //
- Будник, Г.А. Студенчество как резерв интеллигенции [Текст] /Г.А. Будник //Интеллигенция и мир. – 2009. - № 1.- С. 76-89.
- Галицких, Е.О. Интеллигент – основа становления будущего педагога [Текст] / Е.О. Галицких //Высшее образование в России. – 2001. - № 3. –С. 79-86.
- Горшкова, В. В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии [ Текст] / В.В. Горшкова. - Комсомольск-на-Амуре: КГПИ, 1997. - 129 с.
- Деркунская, В.А. Личностно-профессиональное самосознание студента педагогического вуза [Текст]: Психолого-педагогический практикум /В.А.Деркунская- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2004. – 125 с.
- Елагина, Л.В. Формирование культуры профессиональной деятельности будущего специалиста на основе компетентностного подхода (методология, теория, практика) [Текст]: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 - / Л. В. Елагина; Оренб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2009. - 59 с.
- Запесоцкий, А.С. Российский интеллигент – идеал формирования современного специалиста //Образование и культура Северо-Запада России. Вып.6. – СПб. : СПбГУП, 2001. – С.7-10
- Каган, М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.anthropology.ru.
- Келеман, Л.А. Интеллигентность как интегральное качество человека [Текст] // Л.А.Келеман . – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – 222 с.
- Краевский, В. В. По ухабам времени: интеллигенция и образование [Текст] /В.В. Краевский // Народное образование".- 2004.- №2. – С.189-199
- Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] / Л. Н. Куликова. - Хабаровск: Изд-воХГПУ, 1997.
- Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепций до технологий [Текст]: учеб.-практич.пособие для учителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК/ С. В. Кульневич. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. – 160 с
- Липский, И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания [Текст] / И. А. Липский // Воспитание как социальный институт // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Сборник научных трудов. - Волгоград: Перемена, 2004. - С. 280-283.
- Меметов, В.С. Генезис, становление и деятельность интеллигенции: междисциплинарный подход [Текст] : тез. докл. XI междунар. науч.-теорет. конф. 20-22 февр. 2000 г. .// отв. ред. В.С. Месметов.- Иваново, ИГУ, -2000. -264 с.
- Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование / А. А.Плигин [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pligin.ru/monogr.html
- Полозова, Т.Д. Интеллигентность - профессиональная характеристика педагога [Текст] / Т.Д. Полозова // Мир образования - образование в мире. -2002. -N 4. - C. 37-47
- Слободчиков, В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] : учебное пособие для вузов / В. И. Слободчико, Е. И. Исаев. -- М . : Школьная пресса, 2000. -- 416 с.
- Ухтомский, А. А. Доминанта [Текст] / А. А. Ухтомский. - М. : Наука, 1966. – 272 с.
- Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением [Текст] / В. Я. Ядов. – М., 1970, С. 10- 53.
Приложение 1.
Контент-анализ понятий
интеллигенция, качества интеллигента, интеллигентность
№ | Автор | Интеллигенция | Качества интеллигента | Интеллигентность |
1 | Барбакова К.Г. | сочетание профессионализма, нравственной зрелости и интеллекта | этическая категория, характеризующая высокую степень нравственной зрелости личности, независимо от социально–классовой принадлежности. | |
2 | Беленький В. | это социальный слой людей профессионального умственного труда высокой квалификации, требующего специального образования и выполняющего наиболее сложные общественные функции. | совокупность наиболее существенных субъективных характеристик этого слоя. | |
3 | Блюменау Д.И. | спорит с Соколовым, считая перечисленные качества формулой интеллигента, но не интеллигентности, убежден, что понятия разного семантического поля. | это логическое произведение некоторых этических качеств личности - порядочности и тактичности, помноженное на чувство меры. | |
4 | Вайсбурд Р.А. | Интеллигент – проводник профессиональной и личностной культуры, важными составляющими которой являются патриотизм, порядочность, доброта, ответственное отношение к своему делу. | ||
5 | Викторова Л. Г. | человек культуры, для которого характерны творческий потенциал, духовность, выражаемая в гуманитарном мышлении | наличие гуманитарного мышления: духовность нравственность, чувство ответственности перед другими людьми, толератность, сопереживание, эмпатия, обладающего всеобщностью, инициативностью |
|
6 | Е. Галицких | не просто человек культуры, носитель и хранитель духовных ценностей, влюбленный в мир и его отражение в искусстве, но и творец культуры, он к самой жизни, ее процессу относится творчески. | гармоничное единство индивидуальной свободы саморазвития личности и общественно необходимого ее проявления, ответственности за будущее своей страны; интегральная характеристика человека, она определяет целостную оценку человека с позиции другого; - открытость диалогу с людьми, миром, историей и культурой; - творческая активность, ответственное отношение к своему призванию в жизни; . умственная и духовная самостоятельность; - гармоническое сочетание интеллектуальных, нравственных и эстетических сторон развития личности; четыре сферы последовательного самопроявления и саморазвития человеческой личности: самопознание (отношение к себе), самообразование (отношение к познанию), самовоспитание (отношение к людям и окружающему миру), самореализация (отношение к делу своей жизни как к призванию и творчеству). | |
7 | Горожанин Л.С. | опора на словари: человек чести, неспособный на обман, предательство, подлость; наче говоря, не поступит непорядочно. | - желание понять другого, невозможность поставить другого в затруднительное положение; - активное сочувствие; - гражданственность; -важные формы общественной деятельности — распространение научных знаний, культуры, меценатство; - внутренняя свобода, независимость, наличие собственного мнения; - рефлексивность; - требовательность к себе, самокритичность, скромность в оценке своей личности- все это – совестливость; - интеллект. | Качества интеллигента см. |
8 | Данилов А.А. Меметов В.С. | интеллигенция российской провинции – специфическая социально-профессиональная и высоко-нравственная группа людей из периферийных районов России, главным занятием которой всегда являлась и является свободная творческая умственная деятельность (как и, в целом, всей интеллигенции) и которая рассматривает свою повседневную социальную предназначенность (функцию) как вполне естественный, профессиональный поиск Истины, Добра, Справедливости, честного служения своему народу. | ||
9 | Димитричева О.И. | - образованный и творческий человек, личность, обладающая определенной внутренней и внешней культурой, определенными психологическими чертами | -появляется с середины 20 в. как светский тип духовности. Идеальное свойство; реальное качество, воплотившееся в конкретной личности, качество развивающееся; - тип духовности в когнитивно-аксиологическом аспекте; предполагает единство духовном личности и ее рациональности; - развитие когнитивных, эстетических, этических, ценностных характеристик личности; - это качество личности, которое формируется на основе ее моральной направленности, стремления к достижению высокого уровня образования , постоянного самосовершенствования и саморазвития, рефлексивности сознания. Это путь развития личности, поэтому она имеет разные стадии осуществления в направлении достижения идеального состояния | |
10 | 3 главных подхода по отношению к интеллигентности: совесть (Д.С Лихачев, Б.Т. Лихачев), воспитанность ( Коган Л.. Чернявская Г. ,Лосев А.Г, Толстых В.и., Никульченкова С.А.), собственное мировоззрение (Колоскова В.И., Логуова Г.В., Абрамов Ю.Ф., Ткачев В. С.). Воспитанность – 1) наличие внешней и внутренней культуры 2) любовь к себе и окружающему миру 3) уважение к другому человеку, признание его самоценности, индивидуальности 4)интеллигентность – борьба с несовершенством в своей душе. Стремление изменить окружающий мир к лучшему, 5) обостренное чувство справедливости; 6) простота в общении; 7) наличие внутреннего стержня личности, определенного кодекса чести, порядочности и благородства 8)вежливость, такт, верность, сострадание Идеальное представление об интеллигентности включает в себя : 1.Высокие моральные качества (совесть, любовь и уважение к окружающим людям, осознание уникальности человеческой личности, доброжелательность, честность, порядочность, обостренное чувство справедливости, вежливость, такт, верность, сострадание и т.д 2. высокий уровень образования (сумма специальных знаний, информация об изменениях в науке с течением времени, критичность мышления, в т.ч и по отношению к самому себе) 3. особый интерес к вопросам мировоззренческого характера, потребность в рефлексии, желание ответить на все вопросы (как и почему) с помощью разума. | |||
11 | Запесоцкий А.С. | тот тип личности, у которого высокое профессиональное мастерство и интеллектуальный потенциал оказался прочно сплетенным и нравственным | признаются совестливость, правдивость, жертвенность. | всемерная отзывчивость, способность сочувственно относится к страданиям и бедствиям народа, будь это в России или в Югославии, гражданская ответственность за все, что происходит в стране, мире» |
12 | Интеллигент - это звучит горько? Обобщение идей Лихачева, Лосева, Мамардашвили, Солженицына | - порядочность, наличие нравственного подхода к жизни. - образованность - Культура как «сознательная работе духа над своим самосовершенствованием и над укрощением хаоса жизни, над окультуриванием, одухотворением окружающей действительности... И тут интеллигентность вовсе не наивна, она сознательна, предприимчива и предусмотрительна, и если надо - осторожна, и если надо - решительна” (А.Ф. Лосев) - Наличие силы духа, стойкости перед трудностями, воли, чести и достоинства, готовности вступить за них в бой в критической ситуации - Созидание. Творение добра - Терпимость и толерантность - скромность, неприхотливость в быту и пище, не выпячивание своих заслуг и не отталкивание локтями других в борьбе за место под солнцем. | «Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого, как нового” (Д.С. Лихачев). | |
13 | Каган М.С. | имеют ввиду не просто людей умственного труда, а особый их слой, отличающийся некими специфическими – именно национально-специфическими ( не этническими, а национальными, сформированными культурой) – качествами | нравственная позиция, чувство социальной ответственности, способность мучительно переживать протекающие в обществе процессы, а не замыкаться эгоистически и равнодушно в узких границах собственного, индивидуального или семейного бытия | |
14 | Краевский В.В. | как представитель, по словам Д.Овсянико-Куликовского, "образованной части общества, созидающей и распространяющей общечеловеческие ценности". | -развитость интеллекта + такие качества, как порядочность, высокая нравственность, приверженность общечеловеческим ценностям и стремление их распространять в обществе; -подвижничество-то, что отличает интеллигента от интеллектуала | -лучше говорить в этом смысле об интеллигентности как о качестве личности, которым в идеале должны обладать все, не только избранные. По отношению к образованию интеллигентность выступает как его интегральная цель, которую необходимо конкретизировать в контексте педагогики. - приобщенность к культуре, воплощающей опыт человечества, приобретенный им на его многотрудном пути, поэтому и содержание образования, целью которого было бы воспитание интеллигентности, должно представлять собой педагогически адаптированное содержание человеческой культуры, взятой в аспекте социального опыта. |
15 | Келеман Л.А. | представитель «образованной части общества, созидающей и распространяющей общечеловеческие ценности». Интеллигент - это не профессия . Это определенная идеологическая позиция, занятая человеком в обществе. Это общественная группа, статус, роль и функции которой в конечном итоге детерминируются специализированной профессиональной деятельностью в области научно-технологического, мировоззренческого и духовно-культурного обеспечения гуманистического разрешения проблем и противоречий общественного прогресса. | высокой степени развития интеллекта, такие качества, как порядочность, высокая нравственность, приверженность общечеловеческим ценностям и стремление их распространять в обществе. | -образованность, выступает лишь как условие интеллигентности, которое на языке логики можно определить как «необходимое, но недостаточное» для ее возникновения. |
16 | Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В., | посланник трех миров: мира абсолютных ценностей, личностного бытия, социальной жизни; он всегда находится "между", не погружаясь целиком ни в одну из областей социума; он посредник, но не святой, созерцающий вечность, не ученый, посвятивший всю жизнь поиску истины, не политический трибун. | наличие некоей дополнительной мотивации, заявляющей о себе в любой деятельности; это сомнения святого и муки совести политика, это вечная критика обособленности, ограниченности, фанатизма. | |
17 | Культурологический подход | группу лиц с ярко выраженными духовно-нравственными характеристиками, иначе говоря чертами интеллигентности. | группу лиц с ярко выраженными духовно-нравственными характеристиками, иначе говоря чертами интеллигентности. | |
18 | Лебедев В. | интеллигенция - категория социально-профессиональная
| признаки:
| - понятие духовно-нравственное, связанное с социально-личностными качествами и чертами людей; это синтез духовной тонкости, нравственных принципов и цивилизованности человека; включает комплекс гражданских, моральных, идейных качеств, формирует культурно-личностный облик человека; характеризуется определенной степенью нравственной зрелости личности независимо от социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека. Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры. |
19 | Лихачев Д.С. | это представитель профессии, связанной с умственным трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий умственной порядочностью; свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам | знает цену своим "знаниям". Это у него основное "знание". Отсюда его уважение к другим, осторожность, деликатность, осмотрительность в решении судеб других и крепкая воля в отстаивании нравственных принципов | восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, вкус в искусстве, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов и богатство и точность своего языка - разговорного и письменного ; способность к приобретению знаний |
20 | Лосев А.Ф | - основной чертой является осознание себя как всего и всего как себя | -культурно- личностные (мировоззренческие, религиозно-духовные, этико-психологические) признаки или «идейность», на основе которой выделяются политические и гражданские позиции того или иного представителя интеллигенции | - индивидуальная жизнь, или функция личности, понимаемый как сгусток природных общественно-исторических отношений, идеологически живущее ради цели общечеловеческого благоденствия, не созерцающий, но переделывающий несовершенство жизни, что повелительно требует от человека потенциального или актуального подвига для преодоления этих несовершенств. |
421 | Малисник М.Н. | - в литературе существует два подхода к определению интеллигенции – культурологический и социологический; -культурологический ставит на первое место идейно-нравственные признаки, а социологический выдвигает социально-экономические критерии | моральные качества (высокая нравственность, толерантность, высокий уровень личной культуры, ответственное отношение к любой выполняемой работе и т.п. ) | |
22 | Моисеев Н.Н. | понятие неотделимо от интеллектуальной деятельности – не от интеллектуального труда, а от духовной жизни человека, общества. Далеко не всякий интеллектуал – интеллигент и наоборот. это человек всегда ищущий, не замыкающийся в рамках своей узкой профессии или чисто групповых интересов. Интеллигентному человеку свойственные размышления о судьбах своего народа в сопоставлении с общечеловеческими ценностями | разум, культура, проникновенность идеями гражданственности, патриотизма (профессионализм как элемент его гражданского долга), идеей служить человечеству. | - это свойства людей обладать особым духовным миром и духовными потребностями, способность ценить и уважать духовный мир другого человека, может быть и очень непохожий на собственный. Сочетание гражданственности с нравственным началом и гуманистической системой обществоведческих суждений у меня и связывается с понятием интеллигентности |
23 | Мухаметзянова Г.В. | - прежде всего, человек образованный, специалист с широким кругозором, с знанием смежных дисциплин, с пониманием того, что происходит в мире, много знающий и много умеющий. Иначе учитель никогда не будет интересен ученику. - интеллигентный человек - это человек совестливый, не старающийся кому-то угодить ради личной выгоды, ибо он с высоким чувством собственного достоинства, который имеет свою собственную точку зрения на все происходящее | наряду с классическими качествами интеллигентного человека сегодня добавляются новые | Интеллигентность – профессиональная воспитанность. |
24 | Нечаев В.Я. | как хранитель и носитель топоса культурного пространства, ей общество поручает бережно хранить эту местность, на которой разворачивается культурно-историческая эпопея. В широком обиходе топос - это то, как принято жить в той или иной местности, каков уклад жизни, какие здесь действуют нравы. | свойство человеческой души это свойство высокообразованного человек плод воспитания и образования (в немалой степени - самовоспитания и самообразования). | |
25 | Овсянниково-Куликовский Д.И. | -все образованное общество, в ее состав входят все, кто так или иначе, прямо или косвенно, активно или пассивно принимает участие в умственной жизни страны; - интеллигенция есть мыслящая среда, где вырабатываются умственные блага, так называемые «духовные ценности» | - образование - участие в умственной жизни страны (умственная инициатива, талант, фактическая возможность выступать ) - субъективное отношение лица к той или иной умственной деятельности | |
26 | . Осинский И.И ,. Добрынина М.И | - социальная категория, характеризующая особый функциональный слой людей - участников духовного производства, обладающих общепризнанными духовно-нравственными качествами. | - общепризнанные в социуме духовно-нравственными качества; к ним относятся гражданственность, духовность, долг, порядочность, совестливость и другие социально-функциональных качества | - определенные культурно-личностные свойства, совокупность которых выражается понятием интеллигентности. |
27 | Пряжников Н.С.: |
| развитое чувство долга перед своим народом, перед обществом» [ Психология элитарности, с.318]. | |
28 | Репринцев А.В. Интеллигентность как профессиональная традиция российского учительства интеллигентность и интеллигенция 2 взаимосвязанных понятия | поскольку интеллигентность выступает как внешняя атрибутивная, органически присущая интеллигенции ее сущностная эксклюзивная характеристика, ее главное родовое свойство; - интегративная социально-психологическая, нравственно-эстетической характеристика воспитанности личности интеллигентного человека. Интеллигентность оказывается синонимом профессиональной воспитанности | ||
29 | Романенко Л.П. | - одним из главных признаков интеллигента является его независимость в суждениях, его отказ принимать на веру чужие мнения и оценки, не подвергая их собственному анализу, его умение противостоять «промыванию мозгов» | ||
30 | Смоляков Л.Я. | не отказываясь от формальных признаков: профессии и образования, предлагает включить в понятие «интеллигенция» специфические черты ее образа жизни, мышления, социальной психологии, этические и психологические компоненты | -тяга к бескорыстному служению истине, независимо от строя, в котором он живет | |
31 | Социологический подход | социальная группа, члены которой заняты умственным трудом. Это, по их мнению, специалисты, обладающие необходимым уровнем профессиональной подготовки. | социальная группа, члены которой заняты умственным трудом. Это, по их мнению, специалисты, обладающие необходимым уровнем профессиональной подготовки. | |
32 | Современный словарь иностранных слов | те, кто профессионально занимается умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры | ||
33 | Современный словарь по педагогике | - сложное свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, ощущение ценности и необходимости культуры; - совокупность личностных и интеллектуальных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, занятых умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – людям, которые считаются носителями культуры; - особый тип мироощущения человека, высокая требовательность к себе и своему духовному миру, его приобщенности к высшим моральным законам; - внутренняя свобода человека, сознательно подчиняющего свое поведение защите добра; - включает комплекс гражданских, моральных, идейных качеств, формирует культурно-личностный облик человека. | ||
34 | Соколов А.В. | самоопределение + эрудиция + творческая способность. Самоопределение – свидетельство морально-этической зрелости человека: осознание общечеловеческого нравственного закона, цели и смысла личной жизни, идеалов, принципов, долга и совести. Эрудиция – приобретение глубоких, основательных познаний в какой-либо области умственного труда, а также общей разносторонней образованности; Творческая способность – способность создавать новые это - порядочность, наличие нравственного подхода к жизни. самоопределившийся, эрудированный, творчески одаренный человек духовные культурные ценности, включая усовершенствование, разъяснение, критическую оценку уже созданного; | ||
35 | Струве П.В. | - определенный тип людей соответствующего уровня знаний и мировоззренческих принципов | - высокая образованность и такое специфическое нравственное качество, как интеллигентность | -особое мировосприятие, принятие гуманистических идеалов и ценностей просвещения |
36 | Толковый словарь русского языка СИ. Ожегов, | -как образованную часть общества, обладающую специальными знаниями в науке, технике, культуре и занимающуюся умственным трудом. | -внешняя и внутренняя культура | |
37 | Толстых В.И. | в качестве носителя определенной совокупности морально-этических норм – интеллигентности | ||
38 | В.Е. Триодин | совестливость | ||
39 | Труфанов А.А. | - интеллигенция представляет собой элемент российского национального культурного типа | -в определении ссылается на Моисеева, Лихачева (см.) | -специфическое свойство, которое определяется российской национальной духовной традицией. Характеризуется не просто качествами индивидуальной морали, а предполагает небезразличие не только к человеку, но и к судьбам всего человечества – универсальная моральная ответственность; функция личности, характеризующаяся существенными качествами: обостренным чувством социальной справедливости, больной совестью, сострадательностью, человечностью, нравственным идеализмом, антимещанством недостаточными качествами: способностью к критическому мышлению, тактичностью, порядочностью, идейной принципиальностью, терпимостью к инакомыслию, приобщенностью к богатствам мировой культуры и представляющая собой универсальную моральною ответственность за судьбы человечества ( с. 60) |
40 | ШмидтС.О. | интеллигенция - образованность | манера поведения, свойство мысли. | |
41 | Шильникова А.Ю. | -высоко образованный специалист, но, прежде всего, духовно богатый человек. | -социально зрелая личность, как правило, характеризуется глубиной профессиональных знаний и широтой гуманитарной подготовки, широким кругозором и высокой нравственной культурой. Высокое сознание гражданского долга и патриотизма, ответственности перед народом. | является показателем нравственной зрелости человека; проявляется в способности действовать не во вред людям, быть честным и порядочным, неравнодушным к трудностям и проблемам общества и людей. - мера культуры и воспитанности человека |
42 | . ЭлбакянЕ. Медведко С.В. | -как социальная группа, отличающаяся занятием умственным трудом, высоким образовательным уровнем и творческим характером своей деятельности, проявляющимся в привнесении личностно-индивидуального начала в эту деятельность, производящая, сохраняющая и несущая в другие социальные группы общечеловеческие ценности и достижения мировой культуры, а также характеризующаяся специфическими психологическими чертами и позитивными нравственно-этическими качествами (интеллигентностью) | - производит и несет в другие социальные группы общечеловеческие ценности и достижения культуры и характеризуется специфическими психологическими и нравственно-этическими качествами, которые можно назвать интеллигентностью. | -позитивные нравственно-этические качества |
43 | И.С. Якиманская | особое отношение к миру людей и вещей, как воплощения духа, душевных качеств | ||
44 | Значимые качества во все времена | |||
А) | П.Л. Лавров, С.Н. Трубецкой, Н.К. Михайловский, Д. Мережковский | -цельность человеческой личности, которая продуцирует идеал человеческого достоинства, воплощает его в жизнь и во имя его производит суд над окружающей действительностью | ||
Б) | Р.В Иванов—Разумник, М.Горький, Р. Роллан, С.Цвейг, И. Франку А. Кинг | -благородство души, бескорыстие, энтузиазм, проявляемые делах во имя блага других, людей, равнодушие к деньгам, накопительству, роскоши и любым материальным благам вообще | ||
В) | Вл. Соловьев, Г. Вильяме, Д.С. Лихачев, А.И. Солженицын, Й. Мец | -способность ощущать себя частью истории и ощущать трагизм жизни. Способность направлять инстинктивные устремления масс, отдавая себя на суд истории | ||
Г) | 3. Фрейд, С. Цвейг, А. Печчеи, Э. Фромм, М. Бахтин | - нравственное мужество, как единственная форма героизма, не требующая никаких чужих жертв | ||
Д) | Я Федоров, С. Цвейг, М. Горький, Ортега-и-Гассет, В. Сухомлинский, И. Осинский | - высокий уровень культуры и совести за ее состояние, c хранение интеллектуальных сил общества с целью преемственно развития нравственных начал в исторической цепи поколений | ||
Е) | Вл. Соловьев, Г. Вильяме, Д.С. Лихачев, А.И. Солженицын, Й. Мец | -способность ощущать себя частью истории и ощущать трагизм жизни; -способность направлять инстинктивные устремления масс, отдавая себя на суд истории |
Приложение 2..
Критерии, показатели и уровни проявления качеств интеллигента в
образовательном процессе СПО
критерий | показатели | низкий | средний | высокий |
стремление к совершенству, творчеству | желание познавать, учиться, осваивать новое | положительная мотивация учебно-познавательной деятельности | наличие мотивации достижения успеха в учебной и социальной деятельности | положительная мотивация на непрерывное образование и самообразование |
направленность на саморазвитие, самовоспитание, творчество | ориентация на образование (профессиональное) как социально-личностную ценность | ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей | установка на постоянное самосовершенствование и творчество | |
эрудированность, убежденность в сознательном подчинении ценностям добра | широта ума на основе большого объема знаний, хорошо развитые познавательные способности | эпизодически читает, редко посещает культурные центры, массовые мероприятия | эпизодически читает, посещает культурные центры, посещает массовые мероприятия | много читает, посещает культурные центры, посещает массовые мероприятия |
общая направленность всей деятельности и ценностных ориентаций, регулятор сознания и поведения; качество, в основе которого лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношения человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии с идеалами, взглядами, мировоззрением | имеет убеждения, представления о ценностях, понятиях, нормах, достоинствах, решениях. Нет четкого соответствия с принятыми нормативными требованиями | имеет убеждения, представления о ценностях, понятиях, нормах, достоинствах, решениях. Проводится линия по реализации этих убеждений и представлений | сформулирована система ценностей, понятий, норм, достоинств, решений в соответствии с нормативными требованиями; активно реализует ценностные установки за счет интеграции духовного потенциала с научными знаниями, умениями и навыками в деятельности, поведении, в общении | |
сочувствие, сопереживание | отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей, побуждение к помощи | может, но не считает необходимым всегда воспринимать внутренний мир другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, чувствовать переживания другого человека (страх, гнев, растроганность, стеснение и т.д.) | не всегда получается, но старается воспринимать внутренний мир другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, чувствовать переживания другого человека | точно воспринимает внутренний мир другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков ;тонко чувствует переживания другого человека (страх, гнев, растроганность, стеснение и т.д.); умеет оставить в стороне свое «я» и почувствовать себя другим человеком без предвзятости |
умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека | может, но не считает необходимым определять изменение состояния детей, с трудом понимает и объясняет особенности поведения в конкретных жизненных ситуациях, проявляет слепоту к переживаниям, мыслям другого человека | умеет определять по внешним проявлениям, поступкам изменение состояния другого человека, но не всегда понимает, демонстрирует отрывочные представления о переживаниях другого и лишь эпизодически стремиться объяснить особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях | умеет на протяжении всего взаимодействия определять по внешним проявлениям, поступкам изменение состояния других, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях, мысленно ставить себя в позицию другого | |
справедливость, тактичность | объективная оценка людей в соответствии с истиной, чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не унижая достоинства людей | не всегда удается устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с окружающими, находить контакт, общий язык и правильный тон с ними в различных обстоятельствах, не умеет при необходимости перестраивать отношения | старается устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения находить контакт, общий язык и правильный тон с ними в различных обстоятельствах, при необходимости перестраивать отношения | устанавливает педагогически целесообразные взаимоотношения с другими, находить контакт, общий язык и правильный тон с ними в различных обстоятельствах, при необходимости перестраивать отношения |
целенаправленность, | умение ставить четкие цели и их достигать | умеет прогнозировать средства и методы деятельности для достижения поставленных целей, ставить актуальные и достигаемые цели. Но не оценивает уровень их достижения, не делает выводы, не корректирует цели | стремиться прогнозировать средства и методы деятельности для достижения целей, ставить актуальные и достигаемые цели. Не всегда может оценить уровень их достижения, сделать выводы и корректировать цели. | умеет осознанно прогнозировать средства и методы деятельности для достижения цели, ставит актуальные и достигаемые цели, оценивать уровень их достижения, делать выводы и корректировать цели. |
инициативность | способность человека к самостоятельным волевым проявлениям | не всегда проявляет инициативу и заинтересованное отношение к эффективной реализации системы социально одобряемых ценностных установок | способен к эффективной реализации системы социально одобряемых ценностных установок и достижению результата | самостоятельная постановка целей и самостоятельная организация действий, направленных на достижение этих целей |
требовательность к себе, саморегуляция, самоанализ | строгость, выполнения своих обязанностей, долга, умение снимать излишнее напряжение, волнение, преодолевать в себе нерешительность, мобилизовать рабочее самочувствие; умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях; оптимистическое отношение к миру. | не всегда умеет конструктивно использовать свое время, свои возможности, владеет искусством саморегуляции и самоменеджмента | умеет конструктивно использовать свое время, свои возможности, владеет искусством саморегуляции и самоменеджмента | умеет конструктивно использовать свое время, свои возможности, владеет искусством саморегуляции и самоменеджмента |
Развитие в себе рефлексивной культуры | овладение навыками самоконтроля, анализа результатов в начальной стадии; дается с трудом | затрудняется, но стремиться овладеть навыками самоконтроля, анализа результатов | стремление к объективному и своевременному контролю, всегда сравнивает запланированное и достигнутое, корректирует отклонения, контролирует процесс и результат, вооружен методами анализа |
Введены количественные показатели: 3 балла, если наблюдается высокий уровень сформированности показателя; 2 балла, если наблюдается средний уровень, 1 балл, если наблюдается низкий уровень сформированности показателя. Для каждого показателя были определены признаки, характеризующие проявления качеств интеллигента, выраженные в бальной системе. Данный критериальный аппарат, на наш взгляд, позволит диагностировать уровень проявления у студентов качеств интеллигента на этапе СПО.
Приложение 3
Самооценка по компонентному составу качеств личности студента как интеллигента на этапе СПО
Качества личности интеллигента | баллы | |
1 | стремление к самосовершенствованию, творчеству (настойчивое желание наилучшим образом выполнять свою деятельность, в каждом новом деле достигать высот, новых успехов, не останавливаться на достигнутом); | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2 | эрудированность (широта ума на основе большого объема знаний, хорошо развитые познавательные способности), | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3 | убежденность в сознательном подчинении ценностям добра (качество, в основе которого лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношения человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии с идеалами, взглядами, мировоззрением ); | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4 | сопереживание (эмоциональное отношение к другому, переживание эмоций, сходной с эмоцией другого человека) ; | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5 | сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей, побуждение к помощи), | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6 | справедливость (объективная оценка людей в соответствии с истиной); | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7 | тактичность (чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не унижая достоинства людей); | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8 | целенаправленность (умение ставить четкие цели и их достигать), | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9 | требовательность к себе (строгость, выполнения своих обязанностей, долга), | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10 | инициативность (способность человека к самостоятельным волевым проявлениям и выражается в самостоятельной постановке целей и в самостоятельной организации действий, направленных на достижение этих целей); | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11 | самоанализ (анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний, собственного состояния); | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
12 | саморегуляция (умение снимать излишнее напряжение, волнение, преодолевать в себе нерешительность, мобилизовать рабочее самочувствие; умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях; оптимистическое отношение к миру | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Приложение 4
Сводная таблица методик исследования
качеств интеллигента в образовательном процессе колледжа
Адаптация, самоорганизация, самоопределение | Вхождение, саморазвитие, самоидентификация | Проявление, самовыражение, самореализация |
I-II курс обучения | III курс обучения | IV курс обучения |
- опросник «Саморегуляция»; -методика «Натурофил», «Доминанта» (выявление субъектного отношения к природе) (по С.Е.Дерябо, В.Я. Ясвин); -методика «Оценка профессиональной направленности» (по Е.М. Рогову); -методика «Оценка уровня интеллигентности» (поВ.И. Андрееву); -методика «Оценка способности к саморазвитию и самообразованию» (по Е.Е. Чудиной); - анкета «Я и мое здоровье» (по А.П. Колбашову) -методика «Оценка уровня притязаний личности». | -методика «Способность будущего учителя к саморазвитию» (по Е.Е. Чудиной); -методика «Педагогические ситуаций» (по Р.С. Немову) -методика «Предрасположенность к нервному срыву». -методика «Оценка агрессивности» -методика «Способность к эмпатии» -методика «Умение слушать» -методики «Самоконтроль в общении» «Реагирование в конфликте» «Уровень субъективного контроля» (УСК) | Методики: - «Оценка профессиональной направленности» (по Е.М. Рогову)
|
Приложение 2.
Самооценка по компонентному составу качеств личности студента как интеллигента на этапе СПО
Качества личности интеллигента | баллы | |
1 | стремление к самосовершенствованию, творчеству (настойчивое желание наилучшим образом выполнять свою деятельность, в каждом новом деле достигать высот, новых успехов, не останавливаться на достигнутом); | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2 | эрудированность (широта ума на основе большого объема знаний, хорошо развитые познавательные способности), | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3 | убежденность в сознательном подчинении ценностям добра (качество, в основе которого лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношения человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии с идеалами, взглядами, мировоззрением ); | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4 | сопереживание (эмоциональное отношение к другому, переживание эмоций, сходной с эмоцией другого человека) ; | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5 | сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей, побуждение к помощи), | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6 | справедливость (объективная оценка людей в соответствии с истиной); | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7 | тактичность (чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не унижая достоинства людей); | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8 | целенаправленность (умение ставить четкие цели и их достигать), | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9 | требовательность к себе (строгость, выполнения своих обязанностей, долга), | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10 | инициативность (способность человека к самостоятельным волевым проявлениям и выражается в самостоятельной постановке целей и в самостоятельной организации действий, направленных на достижение этих целей); | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11 | самоанализ (анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний, собственного состояния); | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
12 | саморегуляция (умение снимать излишнее напряжение, волнение, преодолевать в себе нерешительность, мобилизовать рабочее самочувствие; умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях; оптимистическое отношение к миру | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках ИЗО как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса.
Роль ИКТ в учебно - воспитательном прцессе. Общедидактические принципы построения уроков с использованием ИКТ....
Использование ЭОР в образовательном процессе колледжа
Использование ЭОР в образовательном процессе колледжа...
Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»
Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности образовательного процесса чере...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
Мониторинг оценки уровня эффективности использования ИКТ в образовательном процессе колледжа....
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
Важнейшим средством активизации процесса обучения, в том числе в среднем профессиональном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Рассмотрим опыт использования иннова...
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
Актуальным средством активизации процесса обучения и, соответственно повышения его эффективности, является применение инновационных педагогических технологий. Рассмотрим опыт использования инновационн...