Статьяпо теме:" Организация коррекционно- развивающей работы в условиях общеобразовательной школы ".
методическая разработка на тему

Ланг Ирина Леонидовна

Статья о коррекционно- развивающей работе с детьми ОВЗ VIII видав условиях общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Организация коррекционно- развивающей работы в условиях образовательной школы

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

Как правило, дети, имеющие отклонения в развитии, испытывают трудности в адекватной самореализации, интеграции в образовательную и социокультурную среду. Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст. 2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества. Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии - важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.  5,с.48

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с отклонениями в развитии. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении. 1, с.95

У детей с ОВЗ ( ограниченными возможностями здоровья) VIII вида  не могут усвоить содержание, потому, что не воспринимают учебную задачу как проблемную ситуацию, которую нужно разрешить. Они не продумывают задачу, а запоминают со слов учителя, что нужно сделать. Необходимо помочь детям уяснить задачу, а затем определить исходные данные, которые обеспечивают поиск решения. В специальном ( коррекционном) классе  VIII вида  у учащихся  активность и сознательность в обучении формируются только благодаря профессиональным качествам учителя. 8,с.134

Одна из самых важных задач обучения в специальном ( коррекционном) классе VIII вида  состоит в том, чтобы определенный программой минимум знаний, умений, навыков был прочно и надолго усвоен учащимися. 4.с.243 Опора на психологические особенности памяти - одно из условий достижения прочных результатов в обучении. Издавна в практике обучения используются различные приемы и способы запоминания и сохранения в памяти изученного материала, самый древний из которых, наверное, повторение. Однако повторение в специальной школе в связи с особенностями  детей с ОВЗ памяти  имеет свои особенности. В первую очередь оно должно быть разнообразным по форме. На важность этой проблемы для коррекционной школы неоднократно обращал внимание Х.С. Замский. Знания, умения, навыки становятся прочными, если ученик специального ( коррекционного) класса VIII вида  применяет их в своей жизни, в практической деятельности. Поэтому связать знания, умения и навыки с практикой - значит обеспечить на длительное время их сохранение в памяти и хорошие условия для воспроизведения материала. Важно раскрыть перед умственно отсталыми школьниками практическое значение получаемых знаний, показать те стороны жизни, в которых их можно применить. 3,с. 68

 Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что для эффективного коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в специальном

(  коррекционном) классе VIII  вида:

обучение должно всесторонне развивать личность каждого учащегося;

 обучение должно быть воспитывающим;

 - обучение строится на основе учета психофизических особенностей

учащихся;

 в обучении должна широко использоваться наглядность;

 обучение должно обеспечивать прочность усвоения знаний, умений и навыков;

 - обучение обеспечивает индивидуальный подход к ребенку.

Особенностью коррекционно- развивающего  обучения в классе- коррекции VIII вида  являются мотивы учения. Они во многом определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи. Мотивация учения может быть положительной, нейтральной, негативной или сложной, сочетающей в себе разные мотивы. Положительными мотивами являются стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди своих сверстников, стремление к труду, к получению специальности. 2,с.112 Задача учителя в этом случае состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы. У учащихся специального ( коррекционного) класса VIII вида , как правило, доминируют нейтральные мотивы к процессу учения. Очень часто, к сожалению, в этом бывает, повинна микросреда - семья, сверстники и так далее. Одной из особенностей специального (коррекционо - развивающего) обучения  является то, что специальные (коррекционные)  классы состоят из учеников, переведенных из общеобразовательных классов школы, в которых они проявили полную несостоятельность в обучении. Насмешки сверстников выработали у них стойкий отрицательный стереотип к школе и учебной деятельности. Перед педагогом специального ( коррекционного) класса VIII вида   встает трудная задача нейтрализации отрицательных мотивов, воспитание положительной мотивации учения, формирования положительных стереотипов. Моделирование проблемных ситуаций повышает интерес учащихся к учению. Значительно способствуют развитию желания учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие во внеклассной и внешкольной работе.

 Коррекционно –развивающееся  обучение с детьми с ОВЗ VIII вида   должна вестись в следующих направлениях:

-  осуществление индивидуального подхода к детям;

-  предотвращение наступления утомления учащихся;

-  использование методов обучения, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;

 - проявление особого педагогического такта. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности;

 - использование коррекционно-развивающих игр, упражнений.  

Таким образом, коррекционно-развивающееся обучение  с детьми ОВЗ VIII вида -это очень важная область деятельности не только для педагогов, но и для психологов, социальных педагогов. Она должна вестись планомерно, строиться на научной основе.

Список литературы

  1. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития // Дефектология. 2004. №3.
  2. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. М., 1999.
  3. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.,1990.
  4.  3. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.:»Ось-89»,2005.
  5.  Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Пузанова Б.П. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

 6.  Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы классного руководителя специальной школы - необходимое условие повышения качества коррекционно-развивающей работы.

Планирование коррекционно-воспитательной работы – это процесс совместной деятельности педагога (классного руководителя), учащихся, специалистов, родителей по определению целей, содержания, форм и мето...

Проект " Коррекционно - развивающая работа с сиблингами в услових государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , "Преображение"

Проект демонстрирует систему работы по формированию и укреплению родственных связей воспитанников -сиблингов , с учетом психофизических и возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот...

Статья по теме "Коррекционно-развивающая работа в условиях дистанционного образования с помощью портала "Петербургское образование"

Образование с применением дистанционных технологий с помощью портала "Петербургское образование"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образовательного стандарта. Важнейшим п...

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога в школе с ЗПР.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна

Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...