Планирование работы классного руководителя специальной школы - необходимое условие повышения качества коррекционно-развивающей работы.
материал на тему
Планирование коррекционно-воспитательной работы – это процесс совместной деятельности педагога (классного руководителя), учащихся, специалистов, родителей по определению целей, содержания, форм и методов организации жизнедеятельности учащихся, организаторов и участников запланированных дел, сроков их проведения и предполагаемых результатов.
План работы – это модель будущего состояния коррекционно-воспитательной работы по реализации целей и задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Еремина Е. Г.
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.
Б.Шоу
Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Дети с особыми образовательными потребностями, к которым относятся учащиеся и нашей специальной школы, нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.
Наша школа имеет контингент учащихся, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении. Главной целью школы является преодоление нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития, формирование личности, обладающей системой гуманитарных и естественнонаучных знаний, умений, способной к самоопределению, к адаптивной преобразовательной, профессиональной деятельности. Исходя из этого, к планированию целей заложен комплексный подход – единство обучения, воспитания, развития и коррекции.
Из опыта работы классных руководителей…
Планирование работы классного руководителя специальной школы
- необходимое условие повышения качества коррекционно-развивающей работы.
Планирование коррекционно-воспитательной работы – это процесс совместной деятельности педагога (классного руководителя), учащихся, специалистов, родителей по определению целей, содержания, форм и методов организации жизнедеятельности учащихся, организаторов и участников запланированных дел, сроков их проведения и предполагаемых результатов.
План работы – это модель будущего состояния коррекционно-воспитательной работы по реализации целей и задач.
Структура плана коррекционно-воспитательной работы
в специальной школе:
- Анализ коррекционно-воспитательной работы за прошедший год.
- Цели и задачи коррекционно-воспитательной деятельности.
- Основные направления работы.
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Работа с родителями.
- Изучение состояния эффективности воспитательного процесса.
- Анализ коррекционно-воспитательной работы за прошедший год.
Программа анализа коррекционно-воспитательной работы включает:
- Анализ эффективности планирования коррекционно-воспитательного процесса в прошедшем году.
- Анализ развития учащихся.
- Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
- Анализ развития коллектива класса.
- Анализ организации коррекционно-воспитаетельного процесса в классе и эффективности воспитательной работы педагога.
- Анализ участия детей в жизнедеятельности школы, класса.
- Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся, родительским активом.
- Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.
- Выводы (об удачах и находках, о положительном опыте; об отрицательном опыте; о нереализованных возможностях, неиспользованных резервах; о перспективных целях; о первоочередных задачах на учебный год).
- Приложение содержит: диагностические исследования специалистов школы (классного руководителя, логопедов, психолога, медицинских работников, социального педагога с заключениями, характеристиками, выводами, рекомендациями); результаты опросов, анкет, отзывов; другие аналитические материалы.
Формы коллективного анализа – устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листка мнений, выпуск информационных листков, стенгазет, устные журналы, творческие отчеты, рапорты, смотр достижений (конкурс портфолио), самоаттестация коллектива, итоговое классное собрание.
- Цели и задачи коррекционно-воспитательной деятельности направлены на развитие личности ребенка, устранение дефектов, формирование нравственного, коммуникативного, эстетического, физического потенциала, овладение учащимися практическими навыками, умениями, способами творческой деятельности, ценностными отношениями к себе и окружающим, способностью адаптироваться в социуме.
Вся деятельность классных руководителей базируется на восьми принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Свою работу классные руководители планируют исходя из темы, воспитательных целей и задач школы.
Все классные руководители осуществляют коррекционно-воспитательную работу по индивидуальному плану, изучают психолого-педагогические особенности своих воспитанников, отслеживают малейшие изменения в личностном развитии. На заседаниях ШМО совместно с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, медицинскими работниками вырабатывают тактику педагогического воздействия и подходящие методы обучения и воспитания, поддерживают контакты с инспектором ПДН, ведут работу с родителями.
Нашим новшеством является проведение микропедсоветов, которые позволяют:
- психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам учебно-воспитательного процесса (УВП), которые обладают значительно большими возможностями влияния и взаимодействия с ним;
- педагогам стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;
- логопеду наметить этапы формирования полноценной речи ребенка с учетом его психоречевых особенностей;
- объединить усилия педагогов, психолога, логопеда и других субъектов УВП, заинтересованных в успешном обучении и полноценном психоречевом развитии детей и подростков;
- наметить программу индивидуального развития ученика;
- распределить обязанности и ответственность субъектов УВП;
- координировать действия субъектов УВП в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику.
Результаты деятельности классных руководителей оформляются в папке «Коррекционно-воспитательная работа».
- Основные направления работы.
- Здоровье (развитие системы профилактических умений по охране здоровья, привычки к здоровому образу жизни).
- Основы безопасности жизнеобеспечения (развитие навыков ориентировочного поведения в различных ситуациях).
- Личностное развитие (развитие механизмов эмоционального регулирования поведением, мотивационной сферы воспитанников: интересов, желаний, потребностей).
- Гражданское самосознание, социальное развитие (осмысление себя воспитанником, учеником школы, гражданином общества; усвоение прав и обязанностей в обществе; обучение основам национальной культуры).
- Физическое развитие и физическое воспитание.
- Трудовое воспитание (развитие системы навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение профессиональными умениями и ознакомление с миром профессий).
- Познавательное развитие (сенсорное воспитание, формирование мышления, ознакомление с окружающим, развитие речи и формирование коммуникативных способностей).
- Эстетическое развитие (развитие творческого воображения, чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения; формирование духовной составляющей личности).
- Индивидуальная работа с учащимися.
Цель: найти наиболее эффективные приемы воздействия именно на того или иного ученика.
Основные направления индивидуальной работы с учащимися:
- изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, специфики его дефекта, сопутствующих заболеваний.
- получение данных клинического и психологического обследования каждого ученика и дополнение их педагогическими наблюдениями;
- формирование педагогических характеристик детей, отражающих состояние их речи, внимания, памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоциональной сферы;
- установление межличностных контактов с каждым ребенком;
- создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика;
- систематическое оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности детского коллектива;
- помощь воспитанникам в установлении и налаживании отношений с взрослыми в школе;
- оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в школе и за ее пределами, обучение навыкам согласованности своих действий с правилами и требованиями школьного режима;
- взаимодействие с родителями, администрацией, школьными специалистами с целью наиболее профессиональной педагогической поддержки развития учащегося;
- коррекция отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении личности каждого ребенка;
- содействие воспитанникам в деятельности по саморазвитию и самоопределению в коллективе и дальнейшей жизни;
- учет личных достижений каждого ребенка и диагностика результатов воспитания.
Формы и методы индивидуальной работы с учащимися:
- психолого-педагогическая диагностика;
- изучение материалов медико-педагогического обследования учащихся;
- оформление карт увлечений, карт занятости;
- ведение дневника личностных достижений;
- оформление портфолио;
- совместное с родителями и педагогами, самим воспитанником определение перспектив зон ближайшего развития; разработка плана индивидуальной коррекционно-воспитательной работы.
- индивидуальные консультации, беседы;
- микропедсоветы;
- создание ситуаций успеха и осуществление их выбора конкретно для каждого ученика.
Классными руководителями разработана памятка по предотвращению поведенческих отклонений воспитанников:
- Организация учебного дня.
- Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
- Обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать.
- Использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах.
- Использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши).
- Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное.
- Составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника.
- Разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент.
- Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
- Знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями (памятка педагогу).
Дневник личностных достижений ученика___ класса____(Ф. И.) в 200_ - 20__ учебном году
Сфера жизне-деятельности и развития | Проблема ребенка | Методы оказания индивидуальной помощи | Результативность |
Учеба | Снижены все виды памяти | Ежедневная тренировка памяти спецупражнениями (индивидуальные занятия с психологом). Обучение простейшим методикам тренировки памяти самостоятельно | Если в начале года учащийся с трудом запоминал стихи из учебника, то сейчас он участвует в праздничных концертах, выступает на родительских собраниях. Исчезла напряженность, страх забыть, сбиться. Хотя вторичные признаки нервного возбуждения присутствуют (теребит рубашку, облизывает губы) |
Эмоциональные реакции | Склонность к агрессии, эмоциональные реакции не соответствуют возбудителю, интенсивность эмоциональных реакций | Использование рекомендаций психолога, психиатра по предотвращению агрессии. Включение ребенка в самоконтроль своего психического состояния | Научился давать оценку своим состояниям, стал понимать, что это очень плохо, что жизнь без агрессии гораздо лучше; отношения детей к ребенку стали более терпимыми, появилось больше участия к нему с их стороны |
Моторные навыки | Гиперактивность | Обучение приемам самоконтроля за реактивными состояниями | Спортивные занятия становятся естественным «сбросом» энергии. Лучше стал сон |
Эмоциональные реакции, связанные с умственной деятельностью | Не испытывает удовольствия от умственной работы; не предвидит успешную перспективу обучения – его устроит любой результат, стремиться заменить умственный труд любым другим видом деятельности | Усиление мотивации умственной работы, метод получения удовольствия от выполненной работы, поддержка и помощь взрослого человека в преодолении страха неуверенности | Ребенок убедился в необходимости умственного труда, не требуется особых усилий, чтобы заставить его решить пример, подумать над трудным словом, но скрыть радости, что занятие закончено, он еще не может |
Психические реакции | Полное отсутствие самообладания | Тест «Познай самого себя» | Научился вести себя в столовой, на общественных мероприятиях, но поведение на переменах еще следует коррегировать |
Поведение | Влияние неблагополучной семьи учащегося на его поведение в школе | Оказать семье посильную помощь и поддержку, развивать педагогическое взаимодействие семьи и школы | Систематическая работа с семьей |
- Работа с родителями.
Основными направлениями в работе являются:
- педагогическое просвещение родителей;
- организация совместной деятельности педагогов, воспитателей, специалистов с семьёй;
- защита прав ребёнка от неблагоприятных условий в семье (школе).
Для более успешной деятельности школы и семьи ежегодно разрабатывается программа «Семья», задача которой – способствовать укреплению сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса, формирование активной педагогической позиции родителей, вооружение родителей педагогическими и психологическими знаниями. Основные направления деятельности программы:
- Диагностика семьи.
- общие сведения о родителях;
- материально-бытовые условия;
- интерес к делам школы;
- общие сведения о детях;
- воспитательные возможности семьи (микроклимат в семье, семейные традиции, уровень педагогической культуры).
- Повышение психолого-педагогических знаний через:
- лекции
- родительские собрания
- обмен опытом
- практикумы, открытые занятия
- консультации у психолога, врача, логопеда
- тематические микропедсоветы
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
- участие в подготовке и проведении КТД, экскурсий
- помощь в укреплении материально-технической базы школы, в ремонте
- организация индивидуального шефства над неблагополучными семьями, детьми, лишёнными попечения родителей, трудными подростками
- проведение совместных с детьми конкурсов, выставок, соревнований, праздников
Изучение родительского спроса показало следующее ранжирование. На первом месте – здоровье детей, на втором – психологический климат в коллективе, на третьем – знания и на четвёртом – умения и навыки.
Как видно, большинство родителей демонстрирует ориентацию на здоровье своих детей, на здоровый психологический климат в коллективе. Поэтому важной частью воспитательной работы является сохранение психического и физического здоровья школьников. Главными задачами этого направления являются:
- Создание реальных социально-гигиенических и социально-психологических условий в школе, способствующих укреплению здоровья школьников.
- Увеличение двигательной нагрузки на уроке (занятии) и во внеурочное время.
- Активная пропаганда здорового образа жизни.
Реализация данных задач осуществляется через план-программу «Здоровье». Комплекс мероприятий предусматривает:
- плановое комплексное психолого-медико-педагогичское обследование учащихся (выявление проблем ребенка);
- заполнение листков здоровья, паспортов здоровья, составление на ребенка и его семью комплексной индивидуальной коррекционной программы, ее реализация и оценка эффективности реализации программы, определение дальнейшего реабилитационного маршрута;
- формирование спецмедгрупп, групп ЛФК;
- лечение в группе «Здоровья» в центре социальной помощи;
- организацию уроков физкультуры, занятий по интересам «Спорт»
- проведение физкультминуток во время уроков и занятий;
- обязательные прогулки на свежем воздухе с организацией подвижных и спортивных игр во второй половине дня;
- проведение занятий по вопросам гигиены и охраны здоровья учащихся, бытовых часов;
- проведение внутришкольных массовых спортивных мероприятий.
В зависимости от состояния ребенка и его потребностей реализация индивидуальных программ осуществляется в различных формах:
-систематические совместные с родителями индивидуальные, индивидуально-групповые и групповые занятия (родительские собрания);
-групповые занятия с детьми;
-периодическое консультирование семьи, наблюдение за динамикой развития ребенка;
-консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка, взаимодействия с ним;
-групповая, тренинговая работа с родителями.
- Изучение состояния эффективности воспитательного процесса.
Результативность коррекционно-воспитательной работы школы-интерната отслеживается через внутришкольный контроль. Ежегодно на контроль выносятся следующие вопросы:
- Содержание планов воспитательной работы.
- Организация бытовых условий в группах.
- Организация режимных моментов.
- Ведение документации, журналов ГПД, дневников наблюдений.
- Коррекционная направленность воспитательной деятельности.
- Организация досуга учащихся.
- Работа групп занятий по интересам.
- Работа с родителями.
- Качество и практическая направленность занятий.
- Состояние работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Работа по профилактике вредных привычек, изучению основ безопасного поведения.
- Работа с детьми группы риска
По итогам контроля составлены справки, вынесены предложения. Информация заслушана на Совещаниях при директоре и методических планерках.
Большое значение в деятельности классных руководителей играет ШМО классных руководителей, цель которого - повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии, педагогики и практики коррекционно-воспитательной работы.
Основной темой его работы является «Создание образовательного пространства, способствующего всестороннему развитию личности, обладающей системой гуманитарных, естественнонаучных знаний и умений, способной к активной преобразовательной, профессиональной деятельности на основе учета ее возрастных и психоречевых особенностей, внутренних ресурсов и возможностей».
На заседаниях ШМО определяются цели, задачи, направления, формы и методы коррекционно-воспитательной работы классных руководителей, дается анализ проделанной работы. Так, темами заседаний ШМО в 2008/2009 учебном году были:
- «Конструктивное партнерство школы и семьи по предупреждению асоциального поведения учащихся и совершенствование воспитательно-профилактической работы».
- «Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни; воспитание толерантности».
- «Формирование активной гражданской позиции через реализацию современных подходов к организации уроков и развивающего досуга».
- «Педагогическая поддержка ребенка как важнейшая функция классного руководителя».
- «Классный час как основная форма работы классного руководителя; личностно-ориентированный классный час».
- «Воспитание индивидуальности ребенка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ДОКЛАД НА М/О ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ...
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
Работа с одарёнными детьми как необходимое условие повышения качества образования
В данной статье указываются критерии одарённости детей и предлагается работа с одарёнными детьми через научное общество учащихся....
«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»
Компетентностный подход – создание условий для овладения учащимися комплексом компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...
Усиление роли психологического компонента, как необходимое условие повышения эффективности коррекционно - развивающей работы на уроке чтения
Доклад по чтению в старших классах...
Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....
Профессиональное развитие педагога как необходимое условие повышения качества образования в современной школе
Презентация к педсовету по теме "Профессиональное развитие педагога как необходимое условие повышения качества образования в современной школе"Цель педсовета "Повышение моти...