Планирование работы классного руководителя специальной школы - необходимое условие повышения качества коррекционно-развивающей работы.
материал на тему

Еремина Елена Геннадьевна

Планирование коррекционно-воспитательной работы – это процесс совместной деятельности педагога (классного руководителя), учащихся, специалистов, родителей по определению целей, содержания, форм и методов организации жизнедеятельности учащихся, организаторов и участников запланированных дел, сроков их проведения и предполагаемых результатов.

  План работы – это модель будущего состояния коррекционно-воспитательной работы по реализации целей и задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Еремина Е. Г.

 «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

Дэвид Бланкет

Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.

                                                 Б.Шоу

  Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Дети с особыми образовательными потребностями, к которым относятся учащиеся  и нашей специальной школы, нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.

  Наша школа имеет контингент учащихся, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении. Главной целью школы является преодоление нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития, формирование личности, обладающей системой гуманитарных и естественнонаучных знаний, умений, способной к самоопределению, к адаптивной преобразовательной, профессиональной  деятельности. Исходя из этого, к планированию целей заложен комплексный подход – единство обучения, воспитания, развития и коррекции.

  Из опыта работы классных руководителей…

Планирование работы классного руководителя специальной школы

- необходимое условие повышения качества коррекционно-развивающей работы.

  Планирование коррекционно-воспитательной работы – это процесс совместной деятельности педагога (классного руководителя), учащихся, специалистов, родителей по определению целей, содержания, форм и методов организации жизнедеятельности учащихся, организаторов и участников запланированных дел, сроков их проведения и предполагаемых результатов.

  План работы – это модель будущего состояния коррекционно-воспитательной работы по реализации целей и задач.

 

Структура плана коррекционно-воспитательной работы

в специальной школе:

  1. Анализ коррекционно-воспитательной работы за прошедший год.
  2. Цели и задачи коррекционно-воспитательной деятельности.
  3. Основные направления работы.
  4. Индивидуальная работа с учащимися.
  5. Работа с родителями.
  6. Изучение состояния эффективности воспитательного процесса.

  1. Анализ коррекционно-воспитательной работы за прошедший год. 

Программа анализа коррекционно-воспитательной работы включает:

  • Анализ эффективности планирования коррекционно-воспитательного процесса в прошедшем году.
  • Анализ развития учащихся.
  • Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
  • Анализ развития коллектива класса.
  • Анализ организации коррекционно-воспитаетельного процесса в классе и эффективности воспитательной работы педагога.
  • Анализ участия детей в жизнедеятельности школы, класса.
  • Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся, родительским активом.
  • Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.
  • Выводы (об удачах и находках, о положительном опыте; об отрицательном опыте; о нереализованных возможностях, неиспользованных резервах; о перспективных целях; о первоочередных задачах на учебный год).
  • Приложение содержит: диагностические исследования специалистов школы (классного руководителя, логопедов, психолога, медицинских работников, социального педагога с заключениями, характеристиками, выводами, рекомендациями); результаты опросов, анкет, отзывов; другие аналитические материалы.  

  Формы коллективного анализа – устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листка мнений, выпуск информационных листков, стенгазет, устные журналы, творческие отчеты, рапорты, смотр достижений (конкурс портфолио), самоаттестация коллектива, итоговое классное собрание.

  1. Цели и задачи коррекционно-воспитательной деятельности направлены на развитие личности ребенка, устранение дефектов, формирование нравственного, коммуникативного, эстетического, физического потенциала, овладение учащимися практическими навыками, умениями, способами творческой деятельности, ценностными отношениями к себе и окружающим, способностью адаптироваться в социуме.

Вся деятельность классных руководителей базируется на восьми принципах: 

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен чувствовать и думать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

 Свою работу классные руководители планируют исходя из темы, воспитательных целей и задач школы.

  Все классные руководители осуществляют коррекционно-воспитательную  работу по индивидуальному плану, изучают психолого-педагогические особенности своих воспитанников, отслеживают малейшие изменения в личностном развитии. На заседаниях ШМО совместно с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, медицинскими работниками  вырабатывают тактику педагогического воздействия и подходящие методы обучения и воспитания, поддерживают контакты с инспектором ПДН, ведут работу с родителями.

  Нашим новшеством является проведение микропедсоветов, которые позволяют:

- психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам учебно-воспитательного процесса (УВП), которые обладают значительно большими возможностями влияния и взаимодействия с ним;

- педагогам стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;

- логопеду наметить этапы формирования полноценной речи ребенка с учетом его психоречевых особенностей;

- объединить усилия педагогов, психолога, логопеда и других субъектов УВП, заинтересованных в успешном обучении и полноценном психоречевом развитии детей и подростков;

- наметить программу индивидуального развития ученика;

- распределить обязанности и ответственность субъектов УВП;

- координировать действия субъектов УВП в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику.

  Результаты деятельности классных руководителей оформляются в папке «Коррекционно-воспитательная работа».

  1. Основные направления работы.
  1. Здоровье (развитие системы профилактических умений по охране здоровья, привычки к здоровому образу жизни).
  2. Основы безопасности жизнеобеспечения (развитие навыков ориентировочного поведения в различных ситуациях).
  3. Личностное развитие (развитие механизмов эмоционального регулирования поведением, мотивационной сферы воспитанников: интересов, желаний, потребностей).
  4. Гражданское самосознание, социальное развитие (осмысление себя воспитанником, учеником школы, гражданином общества; усвоение прав и обязанностей в обществе; обучение основам национальной культуры).
  5. Физическое развитие и физическое воспитание.
  6. Трудовое воспитание (развитие системы навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение профессиональными умениями и ознакомление с миром профессий).
  7. Познавательное развитие (сенсорное воспитание, формирование мышления, ознакомление с окружающим, развитие речи и формирование коммуникативных способностей).
  8. Эстетическое развитие (развитие творческого воображения, чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения; формирование духовной составляющей личности).
  1. Индивидуальная работа с учащимися.

Цель: найти наиболее эффективные приемы воздействия именно на того или иного ученика.

    Основные направления индивидуальной работы с учащимися:

  • изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, специфики его дефекта, сопутствующих заболеваний.
  • получение данных клинического и  психологического обследования каждого ученика и дополнение их педагогическими наблюдениями;
  • формирование педагогических характеристик детей, отражающих состояние их речи, внимания, памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоциональной сферы;
  • установление межличностных контактов с каждым ребенком;
  • создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика;
  • систематическое оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности детского коллектива;
  • помощь воспитанникам в установлении и налаживании отношений с взрослыми в школе;
  • оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в школе и за ее пределами, обучение навыкам согласованности своих действий с правилами и требованиями школьного режима;
  • взаимодействие с родителями, администрацией, школьными специалистами с целью наиболее профессиональной педагогической поддержки развития учащегося;
  • коррекция отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении личности каждого ребенка;
  • содействие воспитанникам в деятельности по саморазвитию и самоопределению в коллективе и дальнейшей жизни;
  • учет личных достижений каждого ребенка и диагностика результатов воспитания.

  Формы и методы индивидуальной работы с учащимися:

  • психолого-педагогическая диагностика;
  • изучение материалов медико-педагогического обследования учащихся;
  • оформление карт увлечений, карт занятости;
  • ведение дневника личностных достижений;
  • оформление портфолио;
  • совместное с родителями и педагогами, самим воспитанником определение перспектив зон ближайшего развития; разработка плана индивидуальной коррекционно-воспитательной работы.
  • индивидуальные консультации, беседы;
  • микропедсоветы;
  • создание ситуаций успеха и осуществление их выбора конкретно для каждого ученика.

Классными руководителями разработана памятка по предотвращению поведенческих отклонений воспитанников:

  • Организация учебного дня.
  • Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
  • Обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать.
  • Использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах.
  • Использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши).
  • Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное.
  • Составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника.
  • Разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент.
  • Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
  • Знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями (памятка педагогу).

Дневник личностных достижений ученика___ класса____(Ф. И.) в 200_ - 20__ учебном году

Сфера жизне-деятельности

 и развития

Проблема ребенка

Методы оказания

индивидуальной помощи

Результативность

Учеба

Снижены все виды памяти

Ежедневная тренировка памяти спецупражнениями (индивидуальные занятия с психологом). Обучение простейшим методикам тренировки памяти самостоятельно

Если в начале года учащийся с трудом запоминал стихи из учебника, то сейчас он участвует в праздничных концертах, выступает на родительских собраниях. Исчезла напряженность, страх забыть, сбиться. Хотя вторичные признаки нервного возбуждения присутствуют (теребит рубашку, облизывает губы)

Эмоциональные реакции

Склонность к агрессии, эмоциональные реакции не соответствуют возбудителю, интенсивность эмоциональных реакций

Использование рекомендаций психолога, психиатра по предотвращению агрессии. Включение ребенка в самоконтроль своего психического состояния

Научился давать оценку своим состояниям, стал понимать, что это очень плохо, что жизнь без агрессии гораздо лучше; отношения детей к ребенку стали более терпимыми, появилось больше участия к нему с их стороны

Моторные навыки

Гиперактивность

Обучение приемам самоконтроля за реактивными состояниями

Спортивные занятия становятся естественным «сбросом» энергии. Лучше стал сон

Эмоциональные реакции, связанные с умственной деятельностью

Не испытывает удовольствия от умственной работы; не предвидит успешную перспективу обучения – его устроит любой результат, стремиться заменить умственный труд любым другим видом деятельности

Усиление мотивации умственной работы, метод получения удовольствия от выполненной работы, поддержка и помощь взрослого человека в преодолении страха неуверенности

Ребенок убедился в необходимости умственного труда, не требуется особых усилий, чтобы заставить его решить пример, подумать над трудным словом, но скрыть радости, что занятие закончено, он еще не может

Психические реакции

Полное отсутствие самообладания

Тест «Познай самого себя»

Научился вести себя в столовой, на общественных мероприятиях, но поведение на переменах еще следует коррегировать

Поведение

Влияние неблагополучной семьи учащегося на его поведение в школе

Оказать семье посильную помощь и поддержку, развивать педагогическое взаимодействие семьи и школы

Систематическая работа с семьей

  1. Работа с родителями.

         Основными направлениями в работе являются:

  • педагогическое просвещение родителей;
  • организация совместной деятельности педагогов, воспитателей, специалистов с семьёй;
  • защита прав ребёнка от неблагоприятных условий в семье (школе).

         Для более успешной деятельности школы и семьи ежегодно разрабатывается программа «Семья», задача которой – способствовать укреплению сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса, формирование активной педагогической позиции родителей, вооружение родителей педагогическими и психологическими знаниями. Основные направления деятельности программы:

  1. Диагностика семьи.
  • общие сведения о родителях;
  • материально-бытовые условия;
  • интерес к делам школы;
  • общие сведения о детях;
  • воспитательные возможности семьи (микроклимат в семье, семейные традиции, уровень педагогической культуры).
  1. Повышение психолого-педагогических знаний через:
  • лекции
  • родительские собрания
  • обмен опытом
  • практикумы, открытые занятия
  • консультации у психолога, врача, логопеда
  • тематические микропедсоветы
  1. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
  • участие в подготовке и проведении КТД, экскурсий
  • помощь в укреплении материально-технической базы школы, в ремонте
  • организация индивидуального шефства над неблагополучными семьями, детьми, лишёнными попечения родителей, трудными подростками
  • проведение совместных с детьми конкурсов, выставок, соревнований, праздников

         Изучение родительского спроса показало следующее ранжирование. На первом месте – здоровье детей, на втором – психологический климат в коллективе, на третьем – знания и на четвёртом – умения и навыки.

         Как видно, большинство родителей демонстрирует ориентацию на здоровье своих детей, на здоровый психологический климат в коллективе. Поэтому важной частью воспитательной работы является сохранение психического и физического здоровья школьников. Главными задачами этого направления являются:

  1. Создание реальных социально-гигиенических и социально-психологических условий в школе, способствующих укреплению здоровья школьников.
  2. Увеличение двигательной нагрузки на уроке (занятии) и во внеурочное время.
  3. Активная пропаганда здорового образа жизни.

         

Реализация данных задач осуществляется через план-программу «Здоровье». Комплекс мероприятий предусматривает:

  • плановое комплексное психолого-медико-педагогичское обследование учащихся (выявление проблем ребенка);
  • заполнение листков здоровья, паспортов здоровья, составление на ребенка и его семью комплексной индивидуальной коррекционной программы, ее реализация и оценка эффективности реализации программы, определение дальнейшего реабилитационного маршрута;
  • формирование спецмедгрупп, групп ЛФК;
  • лечение в группе «Здоровья» в центре социальной помощи;
  • организацию уроков физкультуры, занятий по интересам «Спорт»
  • проведение физкультминуток во время уроков и занятий;
  • обязательные прогулки на свежем воздухе с организацией подвижных и спортивных игр во второй половине дня;
  • проведение занятий по вопросам гигиены и охраны здоровья учащихся, бытовых часов;
  • проведение внутришкольных массовых спортивных мероприятий.

В зависимости от состояния ребенка и его потребностей реализация индивидуальных программ осуществляется в различных формах:

-систематические совместные с родителями индивидуальные, индивидуально-групповые и групповые занятия (родительские собрания);

-групповые занятия с детьми;

-периодическое консультирование семьи, наблюдение за динамикой развития ребенка; 

-консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка, взаимодействия с ним;

-групповая, тренинговая работа с родителями.

  1. Изучение состояния эффективности воспитательного процесса.

    Результативность коррекционно-воспитательной работы школы-интерната отслеживается через внутришкольный контроль. Ежегодно на контроль выносятся следующие вопросы:

- Содержание планов воспитательной работы.

- Организация бытовых условий в группах.

- Организация режимных моментов.

- Ведение документации, журналов ГПД, дневников наблюдений.

- Коррекционная направленность воспитательной деятельности.

- Организация досуга учащихся.

- Работа групп занятий по интересам.

- Работа с родителями.

- Качество и практическая направленность занятий.

- Состояние работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

- Работа по профилактике вредных привычек, изучению основ безопасного поведения.

- Работа с детьми группы риска

По итогам контроля составлены справки, вынесены предложения. Информация заслушана на Совещаниях при директоре и методических планерках.

  Большое значение в деятельности классных руководителей играет ШМО классных руководителей, цель которого - повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии, педагогики и практики коррекционно-воспитательной работы.

  Основной темой его работы является  «Создание образовательного пространства, способствующего всестороннему развитию личности, обладающей системой гуманитарных, естественнонаучных знаний и умений, способной к активной преобразовательной, профессиональной деятельности на основе учета ее возрастных и психоречевых особенностей, внутренних ресурсов и возможностей».

  На заседаниях ШМО определяются цели, задачи, направления, формы и методы коррекционно-воспитательной работы классных руководителей, дается анализ проделанной работы. Так, темами заседаний ШМО в 2008/2009 учебном году были:

  • «Конструктивное партнерство  школы и семьи по предупреждению  асоциального поведения учащихся  и  совершенствование воспитательно-профилактической работы».
  • «Формирование у учащихся устойчивых нравственных   идеалов через   воспитание  потребности в здоровом образе жизни; воспитание толерантности».
  • «Формирование активной гражданской позиции через  реализацию современных подходов  к организации уроков и развивающего досуга».
  • «Педагогическая поддержка ребенка как важнейшая функция классного руководителя».
  • «Классный час как основная форма работы классного руководителя; личностно-ориентированный классный час».
  • «Воспитание индивидуальности ребенка».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми как необходимое условие повышения качества образования

В данной статье указываются критерии одарённости детей и предлагается работа с одарёнными детьми через научное общество учащихся....

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Профессиональное развитие педагога как необходимое условие повышения качества образования в современной школе

Презентация к педсовету по теме "Профессиональное  развитие педагога как необходимое условие  повышения качества образования в современной школе"Цель педсовета "Повышение моти...