Разработки уроков и интеллектуальных игр
материал по теме
Разработки уроков и интеллектуальных игр для школьников по разным темам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка урока по биологии
Воротникова Ольга Алексеевна,
учитель биологии Турунтаевской районной гимназии
Тема урока: «Решение задач по генетике».
Цели урока:
- обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей.
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.
- воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.
Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Структура урока:
- сообщение учащимся цели предстоящей работы;
- воспроизведение учащимися знаний, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
- выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
- проверка выполненных работ;
- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, оценка результатов деятельности на уроке;
- задание на дом (при необходимости - индивидуально).
Ход урока:
- Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит повторить основные понятия генетики, закрепить умения по решению задач генетического содержания, выявить области применения полученных знаний в практической деятельности, значение знаний по генетике в развитии медицины. Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач. Но, решая задачи, постараемся повторить и теоретический материал, так как следующий урок – это проверка индивидуальных знаний, то есть урок контроля. А начнём нашу работу с активизации вашего внимания, выполнив несложное упражнение, задания которого помогут вам грамотно объяснять решение задач - это биологический диктант. (система незаконченных предложений и терминология) У каждого из вас на столе находится карта маршрута урока, преодолев каждый из этапов, вы сможете с гордостью сказать: «Я не только неплохо разобрался в генетических закономерностях, но и умею применять их в практической деятельности!» Ну и, конечно, ответить на вопрос: «А нужны ли мне эти знания, пригодятся ли они мне в дальнейшем…..?»
2.Вопросы биологического диктанта (ответы учащихся могут сопровождаться дополнительными вопросами учителя):
1.Совокупность всех взаимодействующих генов организма………………..
2.Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК………….
3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков……………………………….
4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий………………………….
5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости………………………..
1. Аутосомы – это………………………………………………………………………………………..
2. Рецессвный признак – это…………………………………………………………………………….
3. Гомозиготное состояние-……………………………………………………………………………..
4. Гетерозиготное состояние-…………………………………………………………………………...
5. Гомогаметный и гетерогаметный пол- ………………………………………………………………
6. У лошадей есть наследственная болезнь гортани. При беге больные лошади издают характерный хрип. От больных родителей часто рождаются здоровые жеребята. Доминантна или рецессивна эта болезнь, почему?
3.Генетические задачи сгруппированы в 2 (два) блока по три задачи в каждом.
Порядок выполнения задач:
А) решение первой задачи коллективно, причём учащиеся самостоятельно выбирают задачу, которая им наиболее интересна, а так же в зависимости от уровня сложности (имеется или нет составленное условие, имеются или нет буквенные обозначения, составлена или нет схема скрещивания);
Б) решение второй задачи самостоятельно с возможным обсуждением в парах;
В) дополнительная задача для самостоятельного решения – либо дома, либо индивидуально на уроке при условии интенсивного темпа урока.
Первый блок задач: «Моногенное аутосомное наследование».
А- У человека карий цвет глаз (В) и способность лучше владеть правой рукой (Н) наследуются как доминантные признаки. Голубой цвет глаз (в) и способность лучше владеть левой рукой (н) – как рецессивные. Гены, определяющие оба признака, находятся в разных парах хромосом.
1. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.
2. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гетерозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.
Вопрос: Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях?
Б- Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?
В- ДАНО:
Объект: человек
Признаки: близорукость, фенилкетонурия.
А- близорукость
а- норма
В- норма
в- фенилкетонурия
?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией.
СХЕМА БРАКА:
Р аа ВВ х Аа вв
↓
???????
Ответ:
Справочный материал (прочитать вслух)
Фенилкетонурия- наследственное заболевание обмена веществ- наблюдается дефицит ферментов, катализирующих превращение аминокислот (фенилаланина в тирозин). Недостаточное количество этих ферментов приводит к накоплению фенилаланина в клетках в токсических концентрациях, что вызывает поражение нервной системы и приводит к слабоумию. Современная диагностика в первые дни жизни новорождённого и перевод его на специальную диету, лишённую фенилаланина, предотвращает развитие заболевания (наиболее часто встречаемое генное заболевание: так в России встречается до 10 случаев на 10 тысяч человек).
Второй блок задач: «Генетика пола».
А- У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания:
1. кошки с черепаховой окраской с чёрным котом
2. кошки с черепаховой окраской с рыжим котом
Возможно ли появление котов с черепаховой окраской шерсти, почему?
Б- У одного из океанических видов рыб ген В определяет развитие коричневой окраски тела, ген в – голубой. Гены локализованы в Х- хромосоме и сцеплены с полом. Какого потомства можно ожидать от скрещивания самки с коричневой окраской тела (гетерозиготна) с самцом, имеющим голубую окраску тела?
В- ДАНО:
Объект: человек
Признак: дальтонизм
D- норма
d- дальтонизм
? процент вероятности рождения больного ребёнка.
СХЕМА БРАКА:
ХDХd х ХdY
↓
?????????
Ответ:
Третий блок задач: «Множественные аллели».
Решаются по усмотрению учителя (в зависимости от уровня подготовки учащихся и оставшегося времени на данном уроке).
Справочный материал
Расположение аллельных генов групп крови в гомологичных хромосомах. Гены А и В являются доминантными по отношению к гену О.
↔ «О» ↔
↔
Группы крови:
I - ОО
II - АО
III - ВО
IV – АВ
В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго- II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.
4, 5. Проверка выполнения работы организуется в ходе решения задач (как работа у доски, так и самостоятельная работа учащихся), в это же время проводится и корректировка, исправление ошибок.
Оценка деятельности учащегося на уроке:
Учитель: перед вами находится маршрутный лист урока, у каждого из вас он пройден до определённой точки. Посмотрите внимательно на него и попробуйте самостоятельно оценить объём выполненной вами работы и ответьте на вопросы:
- что было для меня достаточно простым
- что нового я подчеркнул для себя на уроке при решении задач по генетике
- имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни
- достаточно ли я независим от учителя
- на что необходимо обратить внимание при подготовке к контрольной работе (именно на основе этого высказывания будет задано индивидуальное домашнее задание).
ПРИЛОЖЕНИЕ:
- Моногенное аутосомное наследование.
А-
Б-
ДАНО: Объект: овёс Признак: рост, особенности созревания плодов А- норма а- гигантизм В- раннеспелость в- позднеспелость ?- фенотипы родителей и потомства | РЕШЕНИЕ: Р АаВв х АаВв ↓
Ответ: 9 норма, раннеспелые 3 норма, позднеспелые 3 гиганты, раннеспелые 1 гиганты, позднеспелые. Оба родителя имели фенотип: нормальные раннеспелые. |
В-
ДАНО: Объект: человек Признаки: близорукость, фенилкетонурия. А- близорукость а- норма В- норма в- фенилкетонурия ?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией. | РЕШЕНИЕ: Р аа ВВ х Аа вв ↓
Ответ: вероятность составляет 50%. |
- Генетика пола.
А- (неполное доминирование)
ДАНО: Объект: кошки Признак: окраска шерсти В- чёрная в- рыжая Вв- черепаховая ?- Фенотипы потомства | РЕШЕНИЕ: 1) Р ХВХв х ХВY ↓
2) Р ХВХв х ХвY ↓
Ответ: появление котов с черепаховой окраской невозможно, так как для этого необходимо сочетание доминантного и рецессивного генов, но Y- хромосома не имеет аллельных генов. Поэтому котята (коты) при таком скрещивании могут быть только рыжие или чёрные. |
Б-
ДАНО: Объект: рыба Признак: окраска тела В- коричневая в- голубая ?- фенотипы потомства | РЕШЕНИЕ: Р ХВХв х ХвY ↓
|
В-
ДАНО: Объект: человек Признак: дальтонизм D- норма d- дальтонизм ? процент вероятности рождения больного ребёнка. | РЕШЕНИЕ: ХDХd х ХdY ↓
Ответ: 50%. |
Множественные аллели.
- по условию задачи первая супружеская пара может иметь детей с I и II группами крови:
Р 00 х А0
↓
А0, 00
Вторая супружеская пара может иметь детей со II, III, IV группами крови:
Р А0 х АВ
↓
А0, АВ, В0
Обе супружеские пары могут иметь детей со II группой, но, ребёнок с I группой крови принадлежит первой супружеской паре, так как у второй супружеской пары не возможно рождение ребёнка с I группой крови. Им принадлежит ребёнок со II группой крови.
Самоанализ урока
Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока закрепления и развития знаний, умений и навыков. Урок проводился перед уроком - контроля по теме «Основы генетики». Учащимися уже освоены основные понятия данной темы и они обладают навыками по решению задач. Качественное усвоение материала урока готовит учащихся к следующим урокам биологии, таким как «Основы селекции», «Эволюционное учение», а так же к расширенному изучению биологии в 11 классе. При отборе содержания урока учитывались принципы научности, доступности, последовательности.
Для активизации внимания, актуализации знаний использован биологический диктант (позволяет проверить большое количество терминов по данной теме), что позволило проверить степень усвоения опорных знаний по пройденной теме, подготовить учащихся к тестовой форме контроля (в том числе на итоговой аттестации). Выбранная форма позволяет рационально использовать время.
Данная тема имеет прикладное значение. Поэтому задачи по генетике были подобраны на связь с жизнью, практикой, устанавливается её значение для каждого.
Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия задач, разнообразить формы и методы работы. Наличие в презентации ответов на задачи, позволяет применить метод самопроверки.
Материал урока позволяет организовать работу на уроке индивидуальную, парную, групповую. Задачи подобраны разного уровня сложности, что делает возможным дифференцировать материал, обеспечить деятельность, как слабоуспевающих учащихся, так и имеющих высокий уровень учебной мотивации. На уроке возможно создание ситуации самостоятельного выбора уровня сложности материала, то есть, в конечном итоге, ситуации успеха.
Работа на уроке организуется в режиме сотрудничества учителя с учениками и учеников между собой.
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия по биологии
Воротникова Ольга Алексеевна,
учитель биологии Турунтаевской районной гимназии
Интеллектуальная игра для 5 классов «Крестики. Нолики»
Цель игры:
- Проверить общие знания учащихся в области естественных наук.
- Учить школьников работать в группе, прислушиваться к общему мнению, делать выводы, анализируя полученную информацию.
Оборудование:
- Игровое поле
Что лишнее? | Знатоки природы | Ребусы |
Один из трех | Корзина загадок | Да и нет |
Поймай птицу | Кроссворд | Стоп-кадр |
- 9 табличек с крестиком и 9 табличек с ноликом по размеру соответствующих квадратам игрового поля.
- Проектор, компьютер, экран для демонстрации слайдов с животными и растениями и выполнения заданий «Что лишнее», «Один из трех»
- Ноутбуки для команд с загруженными кроссвордами
- Ребусы
- Набор карточек с буквами
- Фишки
Играют две команды – «Крестики» и «Нолики». Команды выполняют задания конкурсов, получают определенное количество фишек за правильные ответы. После выполнения задания определяется победитель, и название конкурса на игровом поле закрывают карточками Х или О. Команда, победившая в очередном конкурсе, получает право выбора следующего конкурса. Побеждает команда, выигравшая большее число конкурсов.
Конкурс «Корзина загадок»
Командам загадываются загадки. Если загадка разгадана, фишку получает команда, разгадавшая загадку.
- Золотая середина и лучи идут кругом.
Это может быть картина: солнце в небе голубом.
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветы …(ромашки)
- На солнечной опушке в траве стоит она,
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет вам смекалка –
Все знают, что зовут цветок… (фиалка)
- Нам каждому весенняя природа дорога,
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищаются и поле, и валежник,
И первый появляется в проталине …(подснежник)
4. В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелек –
Ну кто ж его не знает, ведь это …(василек)
5.Не за морем птица эта –
Возле нас с тобой живет.
Дом потише выбирает
И гнездо на крыше вьет. (Аист)
6. «Он умом богат», -
Это в шутку говорят.
А на самом деле он
Не особенно умен.
Тем лишь только и приметен,
Что окраской разноцветен,
Напускает важный вид,
Что услышит повторит. (Попугай)
- Ранним утром распускает лепестки свои цветок.
А как вечер наступает, гаснет красный огонек.
Погляди-ка, погляди-ка, что за красный веерок?
Это яркая … (гвоздика) новый празднует денек.
Конкурс «Что лишнее?»
Читаются ряды слов, команды по очереди определяют лишнее слово и объясняют свое решение. За правильный ответ – две фишки.
- Крот, дождевой червь, личинка майского жука, стрекоза
- Летучая мышь, голубь, страус, бабочка
- Лошадь, заяц, суслик, кошка, хомяк
- Собака, рысь, коза, корова, лошадь
- Кит, морж, осьминог, носорог, акула
- Белый медведь, лев, антилопа, гиена
- Лещ, камбала, щука, сом
- Пчела, муха, саранча, колорадский жук
Конкурс «Стоп-кадр»
Ведущий показывает изображения животных. Команды по очереди угадывают животных. Правильный ответ – одна фишка.
Фламинго, страус, утка, сом, антилопа, олень, гиена, лама, леопард, бурый медведь, заяц, синица, пчела
Конкурс «Поймай птицу»
Командам раздают наборы карточек с буквами. За 1 минуту нужно собрать названия птиц. Каждый правильный ответ – 1 фишка.
КЛЕСТ ЛАСТОЧКА
СОРОКА ГАЛКА
ПАВЛИН АИСТ
СНЕГИРЬ СОЛОВЕЙ
Конкурс «Кроссворд»
Время выполнения задания – 3 минуты. Каждое разгаданное слово – 1 фишка.
КРОССВОРД
- Домашнее насекомое
- Нелетающая птица
- Самое крупное животное
- Птица, приносящая весну на крыльях
- Друг человека
- «След белого человека»
- Дерево-гигант
- Лучший певец
- Царь зверей
- Дачный враг
- Первый весенний цветок
- Символ Канады
- Птица-цветок
- Русская красавица
Конкурс «Один из трех»
Один вопрос – три ответа. Выбери правильный. 20 секунд на обдумывание. Правильный ответ – 1 фишка.
- Для чего дятел «барабанит»?
-клюв чистит; -кому-то что-то сообщает; -музыкой увлекается
2. Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?
-дятел имеет крохотный мозг; -голова на амортизаторах; -череп сверх-
крепкий
- Зачем страус голову в песок прячет?
-от страха; освобождается от паразитов; разыскивает пищу
4. Сколько перьев у птиц?
-не пересчитать; -менее тысячи; -более 10 тысяч
5. Какие птицы самые быстрокрылые?
-соколы и ястребы; -ласточки и стрижи; -утки и чайки
6. Кто из птиц лучший танцор?
-павлин; -гусь; -журавль
Конкурс «Ребусы»
Командам выдается по 6 ребусов. Время – 4 минуты. Правильно разгаданный ребус – 1 фишка.
Конкурс «Знатоки природы»
Командам поочередно предлагаются вопросы. Правильный ответ – 1 жетон.
- Лесной недотрога (еж)
- Живой замок (собака)
- Собачка с львиной стрижкой (пудель)
- Передвижной молокозавод (корова)
- Слепой туннелестроитель (крот)
- Речные инженеры-строители (бобры)
- Транспортная единица в караване (верблюд)
- Чукотская транспортная единица (олень)
- Страшный враг змей (мангуст)
- Лошадь в тельняшке (зебра)
- Морское желе (медуза)
- Шипящая веревка (змея)
- Бесплатная начинка яблок (червяк)
- Разрушитель родного дома (цыпленок)
- Пернатая журналистка (сорока)
- Крылатый почтальон (голубь)
- Живой вертолетик (стрекоза)
- Плавучий фонтан (кит)
- Весенняя фабрика сока (береза)
- Фрукт для битья (груша)
- Лысеющий на ветру цветок (одуванчик)
Конкурс «Да и нет»
Согласны ли вы с тем что…
- Кугуар и пума – это одно и то же животное (да)
- Лев сильнее тигра (нет, наоборот)
- Двух одинаковых зебр невозможно найти (да)
- Рог носорога представляет собой не кость, а особый нарост из плотно сросшихся волосообразных волокон (да)
- Гиппология – это наука о гиппопотамах (нет, это наука о лошадях)
- Свиньи боятся гремучих змей (нет)
- Подопытные крысы, если их пощекотать, будут смеяться (да, в ультразвуковом диапазоне)
- Летучие мыши не умеют ходить (да)
- Акулы старше динозавров (да)
- У китовой акулы икринки имеют прямоугольную форму (да)
- У акулы каждые 8 дней отрастают новые зубы (да)
- У тигровой акулы 4 ряда зубов (да)
- Крокодилы могут взбираться на деревья (да)
- У крокодила жир зеленого цвета (да)
- Муравьиные львы – это муравьи с гривами (нет)
- Крабы поднимаются к поверхности воды на дельфинах (нет)
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия по биологии
Воротникова Ольга Алексеевна,
учитель биологии Турунтаевской районной гимназии
Интеллектуальная игра по биологии «Счастливый случай» для учащихся 7 классов.
Цель проведения:
- активизация и развитие мышления, создание ситуации успеха и чувства радости от умственного труда;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание любви к природе и бережного отношения к ней;
- воспитание культуры поведения.
Ведущий: Добрый день дорогие гости! Доброй традицией в нашей школе стало проведение интересных и познавательных мероприятий. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы провести интеллектуальную игру «Счастливый случай». Цель игры – углубление знаний по биологии. Чтобы начать игру, мы должны пригласить участников. Давайте дружными аплодисментами пригласим участников игры ( 2 команды выходят на сцену ).
Игра есть игра, и, как в каждой игре, есть победители и побеждённые. И не имеет значения, кому сегодня повезёт больше. Главное, чтобы в этом зале царила атмосфера доброты и взаимоподдержки. Пусть всем повезёт!
( Представление жюри )
Гейм 1. «Дальше – дальше»
( за 5 минут каждая команда должна дать как можно больше правильных ответов).
Вопросы для первой команды.
1. Кто из животных может поднять груз массой в три раза большей массы своего тела? (муравей)
2. Кто быстрее машет крыльями – шмель или комар? (комар)
3. Что будет с пчелой после того, как она ужалит человека? (погибнет)
4. Как называется американский вид паука, у которого после спаривания самка съедает самца? (чёрная вдова – каракурт)
5. Какое животное совсем не пьёт воды? (коала)
6. Где откладывают икру речные угри? (в Атлантическом океане, в Саргассовом море)
7. Какая птица имеет наибольшее количество перьев? (лебедь)
8. Какое морское животное имеет наибольший интеллект? (дельфин)
9. Какое самое большое пресмыкающееся живёт сегодня на Земле? (крокодил)
10. Существует ли такая мышца, которая крепится только с одной стороны? (язык)
11. Как называется плод у картофеля? (ягода)
12. Какой хлебный злак растёт в воде? (рис)
13. Самый простой увеличительный прибор? (лупа)
14.Чемпион среди животных по прыжкам в длину? (кенгуру)
15. Какой пряжи нет в продаже? (паутины)
Вопросы для второй команды.
1. Животные у которых температура тела зависит от температуры окружающей среды? (земноводные и пресмыкающиеся)
2. Как называется личинка жабы? (головастик)
3. Что есть у птиц и чего нет у других животных? (перьев)
4. Как называется процесс развития с превращением? (метаморфоз)
5. Слой клеток, за счёт которого происходит утолщение древесины? (камбий)
6. Процесс образования на свету органических веществ из неорганических? (фотосинтез)
7. Какая бабочка за несколько дней может съесть лес? (непарный дубовый шелкопряд)
8. Назовите самое длинное растение. (лиана)
9. Медведь, который питается листьями эвкалипта. (коала)
10. Территория, на которой растут в основном деревья – много (лес)
11. Самое высокое дерево на Земле. (эвкалипт)
12. Какую температуру выдерживают утки и гуси? (до минус 110 градусов)
13. Самое твёрдое вещество? (алмаз)
14. Когда температура голубя ниже – зимой или летом? (одинаковая)
15. Сколько нужно лет для восстановления 1 см. плодородного слоя почвы? (150 – 200 лет)
Гейм 2. «Заморочки с бочки»
(члены команд по очереди достают фишки с номерами, которые соответствуют номерам вопросов. За каждый правильный ответ команды получают по 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если у команды нет версии ответа, вопрос передаётся команде сопернице и ей насчитывается 2 балла за правильный ответ).
Вопросы.
1. Назовите самое «немое» животное? (жираф)
2. Картина, на которой изображена природа. (пейзаж)
3. Птица, которая может неподвижно висеть в воздухе и летать в обратном направлении – хвостом вперёд. (колибри)
4. Какое растение нашей местности называют живым компасом? (пижма)
5. Почему весной скворцы и галки садятся на лошадей, коров, овец? (птицы выщипывают с животных шерсть для постройки своих гнёзд)
6. Никто её не пугает, а она всё дрожит. (осина)
7. Какое растение называют травой от 99 болезней? (зверобой)
8. Почему проросшее зерно пшеницы сладкое на вкус? (под действием воды и ферментов при прорастании крахмал превращается в сахар)
9. Большинство лесных птиц, как только вылупятся у них птенцы, шкарлупки от яиц относят подальше от гнезда. Какое значение имеет такое поведение птиц? (белый цвет внутренней части шкарлупки сильно выделяется на тёмной лесной подстилке и может привлечь хищников)
10. Какое животное на протяжении нескольких веков было причиной национальной беды Австралии? (кролик)
11. Какое животное никогда не спит? (дельфин)
12. Какие птицы кормят птенцов птичьим молоком? (голуби, пингвины)
13. Какое животное ходит на рёбрах? (змея, потому что у неё отсутствуют конечности и она имеет свои особенности скелета)
14. Какое животное погибнет от голода, если пищу не опустить в воду? (болотная черепаха. У неё отсутствуют слюнные железы, поэтому она может переваривать только увлажнённую пищу)
Гейм3. «Гонка за лидером»
(1 балл получает та команда, которая ответит первой и правильно).
1. Какое название от органа человека имеет часть корабля? (нос)
2. Как называется группа цветков, расположенных в определённом порядке? (соцветие)
3. Как называется стебель злаков? (соломина)
4. Название опыления растений, осуществляемое человеком? (искусственное)
5. Как называются зелёные пластиды? (хлоропласты)
6. Какого цвета цветок папоротника? (у папоротника нет цветков)
7. Самая высокая трава называется… (бамбук)
8. Как называется водоросль, которая содержит много йода? (морская капуста – ламинария)
9. У какой птицы наибольшее яйцо? (страус)
10. Как назывался большой остров, который был затоплен океаном? (Атлантида)
11. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
12. Скажите на французском языке высказывание «Красиво сложенный пучок цветов». (букет)
13. Кровь свёртывается с помощью… (тромбоцитов)
14. В каких органах растения происходит процесс фотосинтеза? (в хлоропластах)
15. В состоянии страха глаза сужаются или расширяются? (расширяются)
16. Сколько пар рёбер у человека? (12)
17. Какие формы размножения организмов вам известны? (половое и бесполое)
18. Из чего состоит лишайник? (из гриба и водоросли)
19. Чем дышат растения? (кислородом)
20. Парниковый эффект образуется в результете накопления в атмосфере какого газа? (углекислого газа)
Подведение итогов игры, награждение победителей (слово предоставляется жюри).
Предварительный просмотр:
Разработка урока по биологии
Воротникова Ольга Алексеевна,
учитель биологии Турунтаевской районной гимназии
Урок: «Многообразие и значение насекомых»
7 класс
Цель: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека.
Форма урока: комбинированная.
Задачи:
· Образовательная: познакомится с многообразием насекомых, изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и развития насекомых; рассмотреть значение насекомых в природе и жизни человека;
· Развивающая: продолжить развитие логического и образно-чувственного мышления, творческих способностей учащихся;
· Воспитательная: продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе.
Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души. Богатство красок и полет- то стремительный, то неторопливый - вот что замечают большинство из нас. Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.
Вот и мы с вами сегодня на уроке продолжим знакомство с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты.
2.Проверка и закрепление ранее изученного материала: (Выполнение 1 задания информационного листа):
- Сколько конечностей у насекомых?____________
- Какое строение имеют конечности?___________
- На какие отделы разделено тело насекомых?_______
- Какой скелет, покров тела?____________
- Какому типу относятся насекомые?____________
- Какое дыхание характерно для насекомых?__________
- Какие типы развития у насекомых?___________)
Справиться с выполнением этого задания вам помогут стихи:
У всех членистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Все это характерные особенности многих животных,
Относящихся к типу Членистоногих.
Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют.
Все это насекомые, они и там и тут.
Отрядов очень много, нам все не перечесть,
Но всё-таки особенности основные есть:
У насекомых тело состоит их трех отделов,
На голове два усика и сложные глаза,
Особенно большие имеет стрекоза.
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что крылья у многих появились,
Они отходят от груди, внимательнее посмотри.
Три пары ног еще у них отходят от груди,
Так быстро бегают, к примеру, муравьи.
Вот что еще хотела бы сказать я в заключение-
Дыхание - трахейное, развитие-с превращением.
Процветание класса насекомых, совершенно несравнимо ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию его форм. Это обилие свидетельствует о господствующем положении насекомых. Многие особенности организации делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования.
Учитель ставит перед классом проблемный вопрос: Ребята, давайте вспомним, какие особенности организации насекомых позволили этому классу приспособиться к жизни в самых различных условиях существования?
Учащиеся:
1. Сочетание прочности и лёгкости наружного хитинового покрова;
2. Способность к полёту и передвижение по различным поверхностям;
3. Возможность использования самой разнообразной пищи;
4. Возможность осуществления сложных инстинктивных действий;
5. Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных;
6. Усложнение многих систем организма (трахеи, ротовой аппарат и др.)
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми отрядами насекомых. Важным признаком, положенным в основу систематики насекомых, является строение и количество крыльев, а также строение ротового аппарата. Ребята, какие отряды насекомых вы знаете? (учащиеся называют отряды насекомых)
Давайте познакомимся некоторыми представителями отрядов насекомых.
1.Отряд Перепончатокрылые (пчелы, осы, шмели, муравьи, наездники, пилильщики) насчитывает 300 тыс. видов. Отличительные признаки две пары прозрачных, перепончатых крыльев, из-за чего отряд получил свое название. Задние крылья значительно меньше передних. Вдоль их переднего края располагаются небольшие крючки, при помощи которых оба крыла плотно сцепляются вместе и работают как одно целое. Но могут разъединяться и скользить одно по другому. Это облегчает движение пчел внутри цветка во время сбора пыльцы, а также в ячейках сот, куда они приносят пыльцу. Пчелы и осы способны совершать до 200 взмахов в секунду, поэтому их полет сопровождается звуками высокой частоты. У шмелей частота взмахов значительно меньше, поэтому у них низкое гудение. На голове располагаются усики, пара сложных глаз и 3 простых глазка, а также ротовой аппарат – грызущий или лижущий.
У самок перепончатокрылых на конце брюшка располагается яйцеклад, с помощью которого откладывают яйца. У наездников он в 2 раза длиннее тела. У жалящих яйцеклад превратился в жало, которое играет защитную роль.
Развитие перепончатокрылых с полным превращением. Они откладывают неоплодотворенные или оплодотворенные яйца. Из неоплодотворенных развиваются только самцы, из оплодотворенных – самки или рабочие пчелы. Личинки похожи на гусениц.
Учитель задает детям вопрос: Какая ассоциация у вас возникает при слове пчела?
( ответы детей) Чаще всего пчелы ассоциируются у нас с их способностью производить мед и жалить. Такое представление вполне обоснованно. Уже несколько тысяч лет назад человек начал разводить этих насекомых для получения меда, а их укусы, действительно, болезненны. Однако гораздо важнее для всех еще одно свойство пчел – перенос пыльцы с одного цветка на другой. Урожай гречихи повышается на 41%, подсолнечника – на 40%. Пчелы живут семьями. Пчелина семья может включать до 80 тыс. пчел. Для пчелиной семьи характерен полиморфизм (многообразие) - наличие в пределах одного вида резко отличающих по внешнему облику особей. Полиморфизм у общественных насекомых связан с разделением функций в семье.
Трудиться пчелы начинают сразу после появления на свет. Самые молодые пчелы – чистильщицы ячеек (санитары). На 6-14 день происходит развитие железы, вырабатывающая молочко, которым кормят матку. Далее начинает функционировать восковая железа, и пчелы начинают строить соты и заделывать ячейки. На 20-21 день формируется жалоносный аппарат, пчела приступает к охране улья, а затем становится фуражиром и вылетает из улья за кормом. Среди фуражиров имеются разведчицы, которые заняты поиском новых, источников корма.
Продукты жизнедеятельности пчелиной семьи:
- Мед
- Прополис
- Маточное молочко
- Воск пчелиный
- Пчелиный яд
Знаете ли вы, что:
Сильно развитые, мощные челюсти муравьев-амазонок не позволяют им строить гнездо и ухаживать за личинками. Для того, чтобы не погибнуть они нападают на чужие муравейники, захватывают куколок и переносят их к себе. Вышедшие из них рабочие муравьи выполняют за амазонок всю необходимую работу.
2. Отряд Прямокрылые (кузнечик, саранча, сверчок, медведка)
- С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка —
Зелёненькая спинка. - Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
насчитывает 20 тыс. видов. Характерные особенности – большие, приспособленные для прыжков задние ноги и вытянутые прямые узкие передние крылья, превращенные в надкрылья и защищающие веерообразные задние крылья. Тело удлиненное, ротовой аппарат грызущий. Глаза большие, усики короткие или длинные. Они издают разные звуковые сигналы. Слуховой аппарат у кузнечиков расположен на голенях передних ног; у саранчи – по бокам первого сегмента брюшка.
Самки прямокрылых имеют на брюшке яйцеклад. Яйца откладывают в землю, на поверхность растений или внутрь органов растений. Развитие без полного превращения. Личинки похожи на взрослых насекомых. Некоторые прямокрылые питаются только другими насекомыми или растительной и животной пищей.
Знаете ли вы, что:
Саранча служит излюбленным видом пищи не только для плотоядных, но даже и для растительноядных животных. Овцы, лошади, антилопы, слоны поедают ее в больших количествах.
3.Отряд Таракановые (черный таракан, рыжий таракан). Уховертки. Поденки.
Отгадайте загадку:
Рыжий, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома его не любят
И на базаре не купят.
ТАРАКАНОВЫЕ , древний, известный с каменноугольного периода отряд насекомых.
В основном ночные животные, днём отдыхающие в различных укромных, недоступных местах. Они любят влагу и тепло: чем суше и прохладнее климат, тем их меньше. Величина их разная – от 2 мм до 12 см. Среди примерно 3,6 тыс. видов, живущих сейчас, лишь 6 обитает в жилище человека.
В жилье человека обитают рыжий и чёрный тараканы. Рыжий длиной 10 – 13 мм, а чёрный – 18 – 30 мм.
Тараканы обоих видов загрязняют и портят продукты, разносят возбудителей дизентерии, тифа, холеры, туберкулёза, а также яйца паразитических червей,
споры грибов. Тараканы всеядны, едят растительную пищу, в том числе древесину, в домашних условиях могут повреждать бумагу, переплёты книг, изделия из кожи. Ротовой аппарат грызущий. Бегают тараканы довольно быстро – до 70см в секунду.
Есть сведения об употреблении тараканов в пищу и как лекарственного средства в народной медицине (чёрный таракан). Гигантские тараканы с острова Мадагаскар длиной от 6 до 10 см используются в тараканьих бегах.
Тараканы способны не дышать до 40 минут, чтобы не испарять имеющуюся в организме воду при отсутствии возможности её восполнения.
Сейчас в квартирах количество тараканов резко сокращается по той причине, что люди используют для ремонта синтетические материалы, а известь для побелки (лакомство для тараканов) не используют.
Отряд Уховертки. Длина тела от 4 до 78мм. На конце тела имеются выросты, за что их иногда называют «двухвостки». Выросты выполняют функцию защиты и нападения. Это насекомое пользуется дурной незаслуженной славой. До сих пор еще можно слышать рассказы о том, что уховертка заползает в ухо спящего человека и, прорывая барабанную перепонку, выводит из строя слуховой аппарат. Все это не соответствует действительности. Обыкновенная уховертка ведет скрытый образ жизни, прячась днем под камнями, поваленными деревьями, а также под корой деревьев и старых пней. Ночью они становятся очень активными. Уховёртка может питаться различными частями мертвых и живых зеленых растений, грибками и водорослями, развивающимися под корой, а также и животной пищей, в том числе мелкими насекомыми.
Отряд Поденки. Во взрослом состоянии живут один или несколько дней. Взрослые особи не питаются, так как у них пищеварительная система редуцирована. Яйца откладываются в воду, личинки развиваются там же.
4. Отряд Жесткокрылые или жуки (колорадский жук, божья коровка, жужелица, майский жук) насчитывают более 350 тыс. видов. Первая пара крыльев у жуков превратилась в жесткие надкрылья, вторая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета.
Не все жуки умеют летать, но надкрылья есть у всех. На голове жука располагаются сложные глаза, усики, грызущие ротовые аппараты с парой сильных челюстей.
Жуки откладывают яйца, из которых выходят личинки, ведущие разнообразный образ жизни. Некоторые обитают на листьях растений, другие – на поверхности почвы, третьи - в почве, четвертые – в воде, пятые – в тканях растений и других местообитаниях. Личинки очень разнообразны по форме и окраске. Личинки многократно линяют. Развитие у жуков с полным превращением.
Многие жуки имеют весьма интересные приспособления для защиты от врагов. Это и покровительственная окраска, и отпугивающая врагов ядовитое вещество(жуки-бомбардиры) или едкая жидкость, выстреливаемая во врага (божья коровка, колорадский жук), и мнимая смерть (замирание).
Знаете ли вы, что:
Личинка жука-могильщика растет очень быстро: за 7 часов она удваивает свою массу.
5.Отряд Чешуекрылые или бабочки (крапивница, траурница, махаон, капустная белянка, большой ночной павлиний глаз) насчитывают около 140 тыс. видов. Крылья у них покрыты чешуйками. Чешуйки имеют различную форму, окраску, величину. У бабочек 2 пары крыльев. На голове расположены сложные глаза, усики, сосущий ротовой аппарат – хоботок. Он эластичен и может сворачиваться как спираль, а длина его помогает бабочкам питаться нектаром из цветков определенного вида растений. У некоторых бабочек (моль) хоботок отсутствует. Бабочек подразделяют на две группы – дневные и ночные. Репейницы осенью улетают в южные страны Африки, в Индию или Иран. Крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз и другие бабочки могут зимовать во взрослом состоянии. После таяния снега перезимовавшие особи готовы к размножению. Из яйца выходит гусеница, развитие идет с полным превращением. У гусениц, в отличие от бабочек, ротовой аппарат грызущий. Все гусеницы, достигнув определенного возраста, окукливаются. В стадии куколки формируется организм взрослого насекомого.
Знаете ли вы, что:
- Отдельные виды бабочек можно назвать перелетными: ежегодно их особи совершают дальние путешествия. Бабочка-монарх пролетает до 3 тыс.км.
- Зимой, в состоянии покоя, некоторые бабочки могут переносить температуру до -80 градусов.
6.Отряд Полужесткокрылые или клопы (щитник, гладыш, красноклоп, водомерка, постельный клоп) и т.д. насчитывают около 35 тыс. видов. Передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев – перепончатая и имеет жилкование. У клопов колюще-сосущий ротовой аппарат. Пищей им служит сок растений или кровь животных. Слюна, попадающая в ранку на теле животного, препятствует свертыванию крови. Они часто ярко окрашены. Такие клопы имеют пахучие железы, выделяющие жидкость с резким запахом. Многие клопы (гладыши) имеют маскирующую окраску, у них нет пахучих желез, но укус может быть весьма болезнен для человека. Откладывают до 200 яиц, развитие без превращения.
Знаете ли вы, что:
Водомерки за счет только одного гребного движения средними ножками проплывает 100см.
7. Отряд Двукрылые (комары, мухи, слепни, журчалки) насчитывают 100 тыс. видов. Насекомые с хорошо развитыми двумя передними крыльями. Задние крылья или очень малы (называются жужжальцами), или отсутствуют совсем. Среди них есть и бескрылые насекомые. Развитие с полным превращением. На голове хорошо развитые глаза, ротовой аппарат лижущий или колюще- сосущий. Усики могут быть короткими или длинными. На ногах имеются коготки и присоски, позволяющие осваивать вертикальные поверхности. Личинки двукрылых лишены настоящих ног. У комаров личинки развиваются в воде, грибах, гниющей древесине, растительном мусоре; у мух – на навозе, гниющих органических остатках. Многие двукрылые потенциально опасны для человека.
Знаете ли вы, что:
Через 3 суток после выхода из куколки муха уже может откладывать яйца. За одно жаркое лето может развиться 9 поколений мух.
Ребята, давайте посмотрим рисунки насекомых, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан:
- Шмель моховой, Шмель степной, муравей жнец (отряд Перепончатокрылые),
- Коромысло большое (Отряд Стрекозы).
- Пилохвост восточный (Отряд Прямокрылые),
- Водяной скорпион (Отряд Полужесткокрылые),
- Красотел пахучий, скакун лесной, жужелица выпуклая, плавунец широкий, жук-олень, жук- носорог (Отряд Жуки),
- Махаон, подалирий, аполлон, мнемозина, переливница большая, адмирал, траурница, бражник «Мертвая голова», медведица желтая, шелкопряд березовый (Отряд Бабочки) и т.д.
Учитель предлагает оценить значение насекомых для человека.
Полезные | Вредные |
Опылители растений –А (шмели, пчёлы, бабочки); Санитары природы – Г (муравьи, жуки-могильщики, трупоеды, жуки-навозники, скарабеи); Биологическая борьба против насекомых-вредителей – Ж (наездники, божья коровка, жужелицы, жуки-красотелы); Используются для получения шелка – З (тутовый шелкопряд); Используются для получения меда, воска – Н (пчелы); | Вредители плодово-ягодных и овощных культур – Б (яблоневая плодожорка, капустная белянка, медведка, саранча, жуки-щелкуны, долгоносики); Вредят рыболовству –И ( жуки-плавунцы); Вредят лесным растениям – М (майские жуки, хрущи, жуки-бронзовки, личинки усачей, личинки жуков-дровосеков, жуки-листоеды); Повреждают зерна злаков – К (хлебные жуки, клопы-черепашки); Повреждают одежду, обувь, ковры –Л ( гусеницы моли); Переносчики малярии – В (малярийный комар); Переносчик сонной болезни – Д (муха це-це); Паразиты человека и животных – Е (постельные клопы, вши, блохи, оводы); |
А) шмели, пчёлы, бабочки; Б) яблоневая плодожорка, капустная белянка, медведка, саранча, жуки-щелкуны, долгоносики; В) малярийный комар; Г) муравьи, жуки-могильщики, трупоеды, жуки-навозники, скарабеи; Д) муха це - це; Е) постельные клопы, вши, блохи, оводы; Ж) наездники, божья коровка, жужелицы, жуки - красотелы; З) тутовый шелкопряд; И) жуки-плавунцы; К) хлебные жуки, клопы-черепашки; Л) гусеницы моли; М) майские жуки, хрущи, жуки-бронзовки, личинки усачей, личинки жуков-дровосеков, жуки-листоеды; Н) пчелы;
1 задание Викторина «Угадай-ка».
Слайд с рисунками насекомых. Нужно угадать название насекомого и отряд.
- Крапивница, Бабочки;
- Божья коровка, Жуки;
- Щитник, Клопы;
- Махаон, Бабочки;
- Жук-плавунец, Жуки;
- Тутовый шелкопряд, Бабочки;
- Жук-носорог, Жуки;
- Комар, Двукрылые;
- Оса, Перепончатокрылые;
- Уховертка, Уховертки;
2 задание. Викторина « Кто это?»
1.Жалящие насекомые, строящие бумажные гнезда. Осы.
2. Мелкие летающие кровососы. Комары.
3. Лохматые любители меда. Шмели.
4. Полужесткокрылые, часто с неприятным запахом. Клопы.
5. Крупноглазые летающие насекомые с сетчатыми крыльями. Стрекозы.
6. Домашние добытчики меда. Пчелы
7. Короткоусые родственники кузнечиков. Кобылки.
8. Жесткие насекомые. Жуки.
9.Паразиты человеческого тела. Вши
10.Мелкие скачущие паразиты. Блохи.
11. Прекрасные летающие насекомые. Бабочки
12. Зеленоглазые “кусаки”. Слепни.
13.Крупные прыгающие усатые насекомые. Кузнечики.
14.Строители муравейников. Муравьи
15. Кухонные жильцы. Тараканы
16. Растительные “кровопийцы”. Тли.
17. Двукрылые “подлизы”. Мухи
3 задание. Найдите ошибку в стихотворении А. Фета «Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу.
(у бабочки 4 крыла)
Домашнее задание: Заполнить таблицу «Главные отряды насекомых
Отряды насекомых | Представители | Крылья | Ротовой аппарат | Тип развития |
Перепончатокрылые | Пчелы, осы, шмели, наездники, муравьи | 2 пары, с четко выраженными жилками | Грызущий или лижущий | Полное(с превращением) |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по биологии
Воротникова Ольга Алексеевна,
учитель биологии Турунтаевской районной гимназии
Урок на тему «Терморегуляция организма. Закаливание»
Тип урока – изучение нового материала
Вид урока – проблемный урок
Методы
- По уровню активности познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный метод (объяснение понятий);
- проблемное изложение изучаемого материала (постановка проблемы по ходу урока);
- эвристический метод (эвристическая беседа).
- По функциям:
- методы устного изложения и активизации познавательной активности (демонстрация схем с использованием анимации, таблиц);
- методы закрепления (беседа, применение знаний в новой учебной ситуации);
- методы проверки и оценки знаний (фронтальный опрос при актуализации знаний).
- По источникам познания:
- словесные методы (объяснение, беседа);
- наглядный метод (демонстрация мультимедийной презентации);
- практический метод (анализ различных источников, подготовка сообщений, презентаций).
Цель урока
Сформировать понятие «кожа как орган терморегуляции», терморегуляция – саморегулирующийся процесс, «закаливание организма».
Задачи урока:
Образовательные:
- Обобщить знания о защите млекопитающих животных от перегревания и охлаждения.
- Познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, ее рефлекторными механизмами.
- Выявить причины, приводящие к перегреву организма (тепловой и солнечный удары), рассмотреть меры доврачебной помощи при этих явлениях и способы их профилактики.
- Сформировать представление о необходимости закаливания организма.
Развивающие:
- Продолжить формирование умений:
- связывать учебный материал курсов физики и анатомии, физиологии гигиены человека, выявлять причинно-следственные связи в процессе терморегуляции,
- выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий,
- формулировать выводы,
- применять знания в новой ситуации,
- осмысленно устанавливать связи между знакомыми понятиями, закономерностями и новым материалом,
- Продолжить развитие психических познавательных процессов:
- мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.
- памяти,
- всех видов внимания,
- восприятия различных видов информации.
Воспитательные:
- Воспитывать осознание возможности влиять на формирование личного здоровья.
- Развивать чувство уважения к чужому мнению.
- Организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой, интернетом.
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, сообщения и презентации учащихся.
Этап урока | Содержание урока | № слайда презента- ции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный Задачи: 1. Подготовка учащихся к работе на уроке. | Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и умений учащихся. Задачи: 1.Совершенствование умений сравнивать разных животных по выбранному признаку. 2.Применение знаний о различной температуре тела животных в новой учебной ситуации. | Среди хаоса букв в прямоугольнике найдите названия пяти животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. На основании какого признака вы его выделили? Приложение 1. Предполагаемый ответ учащихся Лягушка, заяц, бабочка, червь, муравей. Лишний – заяц (теплокровное животное, остальные – холоднокровные). | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов данного этапа урока | Тепло – форма энергии, имеющая важное значение для поддержания живых организмов. Температура тела является показателем количества тепла и основным фактором, определяющим скорость химических реакций обмена веществ. Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках. Большинство животных - пойкилотермные (их активность зависит от температуры окружающей среды). Птицы и млекопитающие – гомойотермные (существуют за счет внутренних источников тепла). Для каждого органа, для каждой ткани характерна своя температура, только при ее значениях клетки этой ткани функционируют нормально. Номинальной температурой тела человека считается температура от 36,4° С до 37,5°С. Ее повышение выше 43°С и падение ниже 25° С смертельны. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Постановка темы, цели и задач урока. Задачи: 1.Сообщение темы, цели и задач. 2. Объяснение практической значимости изучения нового материала. 3. Постановка перед учащимися учебной проблемы. | Запись темы урока в тетради: «Терморегуляция организма. Закаливание». Постановка проблемы: «Как человек может использовать знания о терморегуляции организма и закаливании для сохранения и улучшения здоровья?» | 2,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Формирование новых знаний и умений. Задачи: 1. Сформировать понятие терморегуляция 2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе терморегуляции. 3. Раскрыть механизмы терморегуляции. 4. Развитие умений применять новые понятия к уже известным процессам. | Проблемный вопрос : В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело было непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5°С , часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему? Предполагаемый ответ: Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом. Задание №1.Проанализируйте и объясните схему, зарисуйте ее в тетрадь. Беседа по схеме.
Терморегуляция складывается из находящихся в равновесии процессов образования тепла и его отдача Интенсивность теплоотдачи из организма определяется разностью температур поверхности кожи и окружающей среды и регулируется работой мелких кровеносных сосудов кожи. Когда сосуды расширены, через них протекает большее количество крови, нагревшейся внутри организма - кожа нагревается и теплоотдача увеличивается. Когда сосуды суживаются, через них протекает меньше крови, температура кожи понижается и теплоотдача с ее поверхности уменьшается. Сужение сосудов происходит при сокращении мышечных волокон их стенок. Волокна сокращаются под влиянием сигналов из центральной нервной системы. А она, в свою очередь, реагирует на сигналы температурных рецепторов кожи. Заполните таблицу «Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами»
Проблемное задание: Объясните опыт доктора Ч.Блегдена Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 мин в сухой камере при температуре + 126°С без последствий для здоровья. В тоже время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения. Обсуждение, выводы.
Проблемный вопрос. Почему на морозе кожа сначала краснеет, потом бледнеет и даже синеет? Предполагаемый ответ: При выходе из теплого помещения на мороз сначала охлаждается кожа. В ответ происходит расширение сосудов, которое увеличивает приток крови и тепла к поверхности кожи для ее согревания - кожа краснеет. При более длительном пребывании на холоде начинается охлаждение всего организма. Чтобы уменьшить потери тепла, сосуды кожи суживаются, уменьшая приток крови. Теплоотдача из организма уменьшается, но поверхность кожи при этом сильно охлаждается и может наступить обморожение. Сохранение постоянной температуры тела в жаркую погоду или при тяжелой физической работе обеспечивается выделением и испарением с поверхности кожи соответствующего количества пота. При этом происходит постепенное обезвоживание организма и развивается жажда, которую необходимо своевременно утолять. При существенном недостатке жидкости в организме выделение пота снижается, кровь сгущается и может наступить тепловой удар. (Сообщение ученика о профилактике и первой помощи при тепловом или солнечном ударе. Презентация). Решите биологические задачи 1.Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе? 2.Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению. 3. Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ощущением холода (ознобом). Объясните эти симптомы на основе представления о механизме терморегуляции. | 4 5 6 7 8 9 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов данного этапа | Вывод: теплорегуляция - это процесс согласованного изменения интенсивности обмена веществ, просветов кровеносных сосудов кожи и выделения пота, в ходе испарения которого затрачивается энергия. Это саморегулирующийся процесс, протекающий с участием нервной системы и зависящий от температуры окружающей среды. В результате регулируется обмен тепла между организмом и окружающей средой, происходящий на основе физических законов. | 11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Закрепление и обобщение полученных знаний. Задачи: 1. Развивать умение применить знания о терморегуляции организма и закаливании в практической жизни. 2. Сформировать понятие о принципах закаливания. | Проблемный вопрос Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать? Обсуждение необходимости закаливания для выработки организмом способности быстро и правильно реагировать на изменения температуры внешней среды. Прежде всего эти реакции выражаются в изменении теплообразования и кровоснабжения кожи, что повышает устойчивость к охлаждению. (Сообщение ученика о способах закаливания. Презентация.) Задание. Заполните таблицу «Природные факторы закаливания организма». | 12,13 14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока Задачи: 1. Анализ работы учащихся и эффективности усвоения учебного материала. | - Чем полезно закаливание, для вас лично? - Какой способ закаливания вы выбрали для себя лично? - А какой посоветуете вашим друзьям? Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся, выставление оценок. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Домашнее задание Задачи: 1. Сообщить учащимся домашнее задание. 2. Разъяснить методику выполнения. | На выбор: - Стр.209-213 учебника, ответить на вопросы 1-8. - Составить памятку «Правила закаливания» из 5 пунктов - Составить кроссворд по изученной теме; - Подготовить сообщение и презентацию на темы «Уход за кожей, волосами, ногтями», «Гигиена одежды и обуви», «Болезни кожи и их профилактика» | 15 |
Приложение 1
Л | Я | Г | Ч | Е | Й |
К | Ш | У | Ц | Р | Е |
А | З | А | Я | В | В |
О | Б | А | Б | Ь | А |
Ч | К | А | М | У | Р |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Интеллектуальная игра по теме "Вселенная" 5 класс
Интеллектуальная игра по теме «Вселенная» проводится при изучении курса "Природоведение" в пятом классе на заключительном уроке. Мероприятие позволяет расширить...
Методическая разработка урока «Интеллектуальный марафон по теме «Класс Птицы» 7 класс
Интеллектуальный марафон проводится как итоговый урок по теме «Класс Птицы».Цель урока: проверить усвоение знаний об особенностях внешнего, внутреннего строения птиц, процессах жизнедеятельности и мно...
Методическая разработка уроков математики для 5-6 классов с использованием приемов для интеллектуального и духовного развития, посвященная 70 - летию Великой Победы
Вокруг нас дети, независимо от того педагоги мы или родители. А дети нуждаются, прежде всего, в духовном питании, ведь так с латыни переводится слово воспитание. Современные условия ...
Куликовская битва, разработка урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы (учащихся с интеллектуальными нарушениями)
Конспект урока для 7 класса коррекционной школы. Проработаны все этапы урока, разработаны индивидуальные задания для разных групп уащихся...
Методическая разработка урока по русскому языку в 7б классе (1 вариант обучения детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью))
Методическая разработка урока по русскому языку в 7б классе (1 вариант обучения детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью))...
Методическая разработка урока математики для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Представлен конспект урока по математике для 5 класса по теме "Линии, отрезок", для учащихся с интеллектуальными нарушениями, обучающихся на индивидуальном обучении....
Методическая разработка урока литературы в 10 классе Интеллектуальная игра «М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки»
Разработка урока-обобщения в котором через игровую форму расширяются знания обучающихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрываются особенности его художественного мира как писателя-сати...