Куликовская битва, разработка урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы (учащихся с интеллектуальными нарушениями)
план-конспект занятия по истории (7 класс)
Конспект урока для 7 класса коррекционной школы. Проработаны все этапы урока, разработаны индивидуальные задания для разных групп уащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulikovskaya_bitva.docx | 489.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Казанская школа-интернат № 1 для детей с ОВЗ»
«Битва на Куликовом поле»
Открытый урок
Шуравина О.Б,
учитель истории
Казань, 2018
Тема урока: Битва на Куликовом поле
Цель урока: показать борьбу русского народа за независимость.
Задачи:
Образовательные: актуализировать знания учащихся о Московско-Владимирской Руси, знакомить с событиями в истории России связанными в освободительной борьбой русского народа, Куликовской битвой, формировать у учащихся понимание факторов, определяющих победу или поражение в битве.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, гордость за свой народ, поднявшийся на борьбу с могущественным врагом и одержавший блестящую победу.
Формировать познавательный интерес к изучению истории России и школьного предмета истории вообще.
Коррекционные: развивать память детей, мышление, речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения. Закреплять умение работать с лентой времени и исторической картой. Работать над коррекцией внимания, работоспособности. Продолжать развивать умения самостоятельно делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, представлять условия того времени.
Основные знания: 8 сентября 1380 года – Куликовская битва, Мамаево побоище.
Основные термины и понятия: полк, пехота, воевода.
Оборудование: Лента времени и карточки с датами и историческими событиями, иллюстративный материал – презентация по теме, аудиозапись «колокольный звон», карточки со словами для словарной работы, карточки для индивидуальной работы – коррекционные упражнения по теме урока.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Организационный момент
- Актуализация полученных знаний
1. Беседа по вопросам:
- Историю какого государства мы изучаем?
- О каком княжестве мы говорили на прошлых уроках?
- Кто правил этим княжеством?
- Что вы можете рассказать о князе Дмитрии? Рассказ Алины
- Кто был врагом Руси и почему?
- Почему Золотая Орда смогла поработить Русь?
- Что нужно было сделать, чтобы освободиться от гнёта?
- Понимал ли это Дмитрий?
- Делал ли он что-нибудь, чтобы объединить князей? Что? Рассказ Димы.
- Зачем князь Дмитрий приезжал к святому человеку – Сергию Радонежскому?
- Расскажите о встрече Дмитрия и Сергия Радонежского.
3. Сообщение темы и целей урока.
Дмитрий понимал, что победить сильного соседа и избавиться от его гнёта можно, только объединившись. Потому и собирал много раз князей и увещевал их бросить распри и вместе выступить против Золотой Орды. Кроме того, перестал он ездить в Орду за ярлыком-разрешением на управление своими землями и платить дань.
Узнал Дмитрий, что появился в Орде молодой военачальник хан Мамай. Не нравится ему непокорство князя Дмитрия, собирает он войско огромное и готовится идти воевать Русь.
Решил Дмитрий, что сейчас время помериться силой и показать Орде, что окрепла Русь и может дать Орде отпор, и тоже стал собирать войско, такое же большое, как у Мамая. Уже готовы были поддержать его Муромские, Смоленские, Костромские князья со своими ратями. Решил Дмитрий не ждать врага в Москве, а выступить ему навстречу на решительный бой. Сегодня мы узнаем об этой битве. Тема урока – «Куликовская битва». Откройте тетради и запишите тему урока. (Начало работы с презентацией)
- Объяснение нового материала.
Что такое былины? Почему они так называются? Это рассказ о том, что было, произошло на самом деле, а не придумано, т.е. рассказ о реальных исторических событиях. Былины и похожи на сказки, и отличаются от них. Чем? Мы прочитаем несколько отрывков из былин и тогда сможем ответить на этот вопрос.
Кто придумывал былины? У былин нет конкретных авторов, а если когда-то и были, то имена их не сохранились. Поэтому говорят, что это произведения народного творчества.
Кто рассказывал их, передавая из уст в уста? (слайд 5)
По городам и селениям Киевской Руси ходили певцы-сказители. Они играли на гуслях – русском народном струнном музыкальном инструменте и пели-сказывали былины (аудиозапись). Послушайте, как красив былинный сказ, как напевна, музыкальна речь сказителей! (слайд 6)
Кто главные герои былин? Это богатыри. (слайд 7) Именно они чаще всего становились героями былин, и певцы-сказители описывали их подвиги во славу земли русской. Беседа по картине Васнецова «Богатыри». Характеристики богатырей. (слайды 8 – 12)
В былинах описываются странствия богатырей в поисках подвигов и их битвы с врагами своего Отечества. (слайды 13 - 14)
Но Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич – не единственные герои русских былин. Давайте познакомимся и с другими.
Работа с презентацией. Дети зачитывают отрывки из былин «Вольга и Микула Селянинович» (слайды15 -18), «Святогор-богатырь» (слайды 19 -22), «Садко» (слайды 23 – 27)
- Физкультпауза.
Как же былины дошли до наших дней? (слайд 28) Через сотни лет после их возникновения появились люди, которые ездили по разным уголкам России, в основном по отдалённым деревням, расспрашивали людей и записывали с их слов былины, а потом напечатали их в книгах. Благодаря этим людям былины не забыты. Благодаря напевному красивому слогу, захватывающим сценам борьбы со злом, смелым, добрым и благородным героям этот жанр любим и в наши дни, особенно детьми. В нашей стране выпускается много книг по русским былинам. Есть они и в нашей библиотеке. (слайд 29)
По сюжетам русских былин сняты мультфильмы, которые учат добру, и любви к Родине. (слайд 30)
Итак, вернёмся к вопросу, чем похожи и чем отличаются сказки и былины. (ответы детей). (слайд 31) И сказки и былины возникли в глубокой древности. Тогда это были произведения устного народного творчества.
Их отличия: сказки основаны на вымысле, а былины – на реальных исторических событиях с элементами вымысла. Былины сочетают в себе правду и выдумку. Тем они нам и интересны. (слайд 32)
А какие знания о Киевской Руси мы получаем из былин? (Ответы детей). (слайд 33)
Мы узнаем о труде земледельцев, их орудиях труда («Микула Селянинович»)
О богатырях, их оружии, службе князю («Святогор-богатырь»).
О купцах, их жизни, спорах, развлечениях, торговле и товарах («Садко»).
Вывод: былины дают современным читателям богатый исторический материал, потому что из них мы узнаём о жизни наших далёких предков.
- Закрепление материала.
- Словарная работа. Какие новые слова узнали на уроке? Запись в тетради: Былины – произведения устного народного творчества, основанные на реальных исторических событиях с элементами вымысла.
- Работа в тетрадях – разгадывание ребусов (слайды 34 – 37) и выполнение коррекционных упражнений (слайды 38 - 39)
- Запасное задание.
Фронтальная работа с красными и зелёными карточками по вопросам. Учащиеся отвечают при помощи карточек (зелёная – утвердительный ответ, красная – отрицательный).
Вопросы-утверждения.
- Былины рассказывают нам о далёком будущем.
- Героями былин в основном являются богатыри.
- У былин есть конкретные авторы.
- Былины рассказывали гусляры-сказители.
- Сюжеты былин основаны на вымысле.
- Из былин мы узнаем о жизни людей в Англии и Франции.
- Былины для нас записали собиратели народного творчества.
- В наши дни русские былины получили новую жизнь благодаря новым мультфильмам.
- Былины учат нас справедливости, добру и любви к Родине.
7. Подведение итогов урока. Понравился вам сегодня наш урок? О чем вы сегодня узнали? Что вам показалось самым интересным? Кто, по вашему мнению, работал наиболее активно и заслужил оценку «5»? Кто работал на «четвёрку»?
8. Домашнее задание. Прочитать о былинах вы сможете на страницах вашего учебника.
Тема нашего урока: Битва на Куликовом поле. В течение урока мы должны с вами выяснить и обсудить вопрос «Почему Русь поднялась на открытую борьбы против ига Золотой Орды». (вопрос записывается на доске)
Почему Орда смогла собрать большое и хорошо вооруженное войско?
- Краткое обсуждение по этим вопросам.
Запишите в тетрадь:
8 сентября 1380 г
III Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя о Куликовской битве, сопровождается показом на карте.
2.Работа со схемой (с помощью схемы рассказывает о боевом порядке русского войска)
- Почему Дмитрий Иванович выбрал для битвы это поле?гр.№1-3
- Почему оно так называлось? Гр.1-2
Словарная работа: полк, пехота, воевода.
Гимнастика для глаз. Часики.
Развести пальцы и начать вращать. Левый палец — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальцами. Потом вращение в обратную сторону.
3.Работа с иллюстрациями в учебнике.
-Чем были вооружены русские воины?
4.Беседа по иллюстрации «Поединок Пересвета с Челубеем».
1.Где находился русский воин, где монгольский? гр.№1-3
2.Чем закончился поединок?гр.№3
3.Что означал поединок перед боем по традициям того времени? гр.№1
4.Работа с текстом учебника о заключительном этапе битвы.
– Чем закончилась битва? гр.№1-3
-Почему русский народ победил в Куликовской битве? (ответы записываются на доске) гр.№1-3
5.Вывод по теме.
IVЗакрепление пройденного материала.
Беседа по вопросам:
Когда проходила Куликовская битва? гр.№1
Где проходила битва? гр.№2
Кто руководил русским войском?гр.№3
Чем закончилась битва? гр.№1-3
Почему Дмитрий получил прозвище «Донской»? гр.1-3
V Итог урока.
Почему Русь поднялась на открытую борьбы против ига Золотой Орды?
оценочный лист, комментарий оценок.
д\з стр289-292
Рефлексия
О чем шла речь на уроке?
Что было интересного на уроке?
Жил в горах богатырь Святогор. Ростом он был выше леса, головой доставал до облаков. Земля его не держала, поэтому он жил одиноко в горах. Как-то увидел он в долине мужика с сумой. Долго скакал за ним, никак не мог догнать. Наконец догнал его, поздоровался. Спросил Святогор: «Что, мужичок, у тебя в суме?». «Сам посмотри!» - говорит мужик. Пытался Святогор суму поднять, та только по колено в землю ушел, да по лицу от натуги кровь потекла. А мужичок легко подхватил суму и сказал: В этой суме – земля русская. Она всего сильнее!»
Жил в Новгороде гусляр по имени Садко. Однажды играл он на гуслях на берегу Ильмень-озера. Поднялись волны, вышел морской царь и сказал: «Хочу тебя наградить за твою игру. Спорь с купцами на весь их товар, что поймаешь в озере рыбу с золотыми перьями» Садко поспорил, поймал рыбу и спор выиграл. Стал он богат, купил много товара и повез его на кораблях по морю. Тут поднялась буря. Понял Садко, что это его к Кроссворд по рассказу О.Тихомирова «На поле Куликовом»
По горизонтали: 2. Полк, поставленный Димитрием для заслона, преграды. 4. Исходное место для наступления войска. 5. Вокруг. 7. Стремительное нападение. 8. Очередь.
По вертикали: 1. Полк, спрятанный для неожиданного появления, нападения. 3. Бой двух соперников. 6. Битва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"
Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...
Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы. Тема "М.В.Ломоносов"
Урок - путешествие с элементами игровой деятельности....
Презентация-сопровождение к уроку истории в 7 классе коррекционной школы 8 вида "Соседи восточных славян"
Данную презентацию можно использовать как сопровождение урока в 7 классе: при работе с картой, с новыми терминами, с наглядностью, при закреплении материала. Структура презентации соответствует ...
"Освоение космоса" - дидактическая игра-путешествие к уроку истории в 9 классе коррекционной школы VIII вида
Урок по теме «Освоение космоса» является пятым в разделе «Советский Союз в 1945-1991 годах» в соответствии с учебником для 9 класса специальной коррекционной школы VIII вида, авторы Б.П.Пузанов и др. ...
Пазлы, exe-файлы в архиве для урока истории в 8 классе коррекционной школы 8 вида "Строительство Санкт-Петербурга"
Пазлы в основе своей являются изображениями времени строительства Санкт-Петербурга. Учитель предлагает составить данные пазлы учащимся (разноуровневые по количеству составляющих деталей), а затем рабо...
Электронный образовательный ресурс: Тесты к урокам истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида
Тесты по каждой теме учебника История России 8 класса подготовлены в программе MyTestX (бесплатной для некоммерческого использования). В этой же программе и открываются тесты. Варианты тестов разнооб...
Урок истории в 7 классе коррекционной школе VIII вида.
Урок истории в 7 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида...