Методическая разработка урока по русскому языку в 7б классе (1 вариант обучения детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью))
методическая разработка (7 класс)
Методическая разработка урока по русскому языку в 7б классе (1 вариант обучения детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью))
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Состав слова (закрепление знаний)
Цель урока: повторить и закрепить знания обучающихся о составе слова.
Задачи урока:
- Образовательные:
развивать умение выделять части слова (морфемы), умение находить корень, приставку, суффикс, окончание и выделять их; продолжать формировать умение образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, объяснять значение образованных слов, закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать.
- Коррекционно-развивающие:
корригировать зрительное восприятие, процессов мышления, памяти; развивать эмоционально-волевую сферу обучающихся через работу над диалогом; обогащать словарь обучающихся; развивать связную речь.
- Воспитательные:
воспитывать самоконтроль и самоорганизацию через самостоятельную работу на уроке, через умение адекватно оценивать свои знания.
Учебно-методическое обеспечение:
карточки с морфемами, карточки с заданиями; опорная карточка с творческим заданием, опорная таблица «Разбор слов по составу», мультимедийное оборудование (компьютер, колонки, проектор, интерактивная доска).
Методы обучения: словесные (объяснение); наглядные (презентация), опорные таблицы и карточки; практические (упражнения, задания).
Планируемые результаты:
Предметные:
- обучающиеся должны знать: место приставки, суффикса, корня в слове, их значение в образовании новых слов;
- обучающиеся должны уметь: находить и выделять корень, приставку, суффикс, окончание; образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса, объяснять значение образованных слов.
Личностные: иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
Ход урока
1.Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы, цели урока)
2. Словарная работа.
Учитель: На доске записаны слова. Из слов составьте предложение. В словарных словах подчеркните орфограммы, расставьте ударения.
Огород, растёт, в, картофель.
Берлога, зима, в, медведь, спит.
Рыжая, курица, украла, лисица.
3. Актуализация знаний
Повторение. Учитель: Наш родной русский язык насчитывает десятки тысяч слов. Мы используем многие из них ежедневно. И так же, как богата Россия лиственными лесами, так богата она и словами. Каждое из этих слов как деревья, которыми полны леса нашей Родины, и составляющие каждого слова, как и части деревьев, мы изучаем. Напомню о том, что у слова- это корень, приставки, суффиксы, окончание. Так, давайте вспомним вместе, в какой части слова заключено его значение?
Ученики: В корне слова.
Учитель: Так же, как корень дерева дает жизнь листьям, так и от корня слова рождаются новые слова, благодаря приставкам и суффиксам. Корень один, а слов у него много, как у дерева листьев. И различаются слова одного корня разными приставками и суффиксами.
Учитель: Что такое приставка?
Ученики: Это часть слова, которая служит для образования новых слов.
Учитель: Что такое суффикс?
Ученики: Это часть слова, которая служит для образования новых слов.
Учитель: Какие слова мы называем родственными?
Ученики: Родственными мы называем те слова, которые имеют один корень и общее значение.
- Работа по теме урока
1) Обобщение знаний о родственных словах
Учитель: Прочитайте запись на доске.
ПЕКАРНЯ - ПЕКАРЬ, ПЕРКАРСКИЙ.
СЧИТАТЬ – ПОСЧИТАТЬ, ЗАСЧИТАЛИ, ДОСЧИТЫВАЛИ.
Учитель: Можно ли назвать слова в каждой из обеих групп родственными и почему?
Ученики: Да, так как эти слова имеют один корень и общее значение.
Учитель: С помощью каких частей образованы слова в 1 группе?
Ученики: С помощью суффиксов.
Учитель: С помощью каких частей образованы слова во 2 группе?
Ученики: С помощью приставок.
Учитель: Спишите слова, разберите их по составу.
(1 ученик работает у доски. Проверка под диктовку, на доске)
2) Обобщение знаний о порядке разбора слов по составу
На доске написано слово ПОДКОРМКА
Учитель: Давайте повторим порядок разбора слов по составу. Какую часть слова находим первой и как?
Ученики: В первую очередь всегда находим окончание, изменяя слово по вопросам (по падежам).
Учитель: Верно. Что находим дальше и как?
Ученики: Корень.
Учитель: Найдите в слове корень.
Ученики: Подбираем однокоренные слова: кормить, корм. Корень КОРМ.
Учитель: Отлично. Давайте посмотри, есть ли в этом слове приставка?
Ученики: Есть, приставка ПОД, она стоит перед корнем.
Учитель: Хорошо. А есть ли в нашем слове суффикс?
Ученики: Да. Суффикс –К-, он стоит после корня.
В процессе работы выдается памятка по разбору слова по составу.
Учитель: А теперь самостоятельно разберите слова по составу ПОЕЗДКА, ЛЕСНОЙ (проверку можно выполнить, спросив по 1 человеку с места).
Учитель: Отлично, И еще одно задание. Подберите к данным словам однокоренные слова (проверка по цепочке каждого ученика).
4. Физминутка (ученики встают из-за парт и повторяют все действия и слова за учителем)
Мы писали, мы писали, (разминаем кисти)
Наши пальчики устали, (подключаем пальцы)
Мы немножко отдохнем (махи руками с наклоном туловища вперед-назад)
И опять писать начнем! (снова разминаем кисти, одновременно наклоняем вправо-влево, вперед-назад голову)
Повторяем все действия трижды.
3) Образование групп однокоренных слов (работа на доске, делимся на 3 команды, с помощью магнитов на центральной части и боковых частях доски соединяем части слов, у каждой команды своя часть доски)
БЕГ, ПО, УН.
ЗВОН, ОК, ПЕРЕ, ИТЬ.
ГРИБ, НИК, Ы, ОК.
Учитель: Итак, какие слова называются однокоренными? С помощью каких частей образуются новые слова?
Закрепление.
4) Творческое задание
1 вариант: ПОД ВОД Н ИТ
РАЗ НИК ЫЙ
А
2 вариант: ЗА МОРОЗ К ИТЬ
ОТ Н И
ЫЙ
Учитель: Посмотрите на запись на доске. Как вы думаете, что нужно сделать?
Ученики: Образовать слова.
Учитель: Постарайтесь «собрать» как можно больше слов.
(Проверка по цепочке с записью на доске и в тетрадях)
Учитель: Можно ли назвать в группах слова родственными? (Разобрать, если образованы слова со значением «водить»)
Учитель: Составьте и запишите с любым из составленных слов предложение. (Зачитывают 2,3 обучающихся).
5) Закрепление знаний по теме урока (карточки с текстом).
Учитель: Прочитайте текст.
Из ельника мне под ноги выкатился медвежонок. Я стал гладить его. Вдруг затрещали сучья, и вышла медведица. Я испугался. Но малыш бросился к матери, и они скрылись за деревьями. Встреча с медведями закончилась для меня только испугом.
Словарная работа: ельник. Запишите слово в тетрадь.
Учитель: Итак, докажите, что это текст.
Ученики: Все предложения связаны по смыслу, объединены одной темой.
Учитель: Озаглавьте текст.
Ученики: Встреча с медведями.
Учитель: В каком предложении заключена главная мысль текста?
Ученики: Встреча с медведями закончилась для меня только испугом.
Учитель: Найдите в тексте однокоренные слова, запишите в тетрадь, разберите их по составу.
Ученики: Медвежонок, медведица, медведями.
Учитель: Подберите еще однокоренное слово.
Ученики: Медведь, медведи, медвежий
(Проверка работы выполняется по цепочке)
6) Обобщение пройденного материала
Учитель: Что же мы сегодня с вами вместе делали?
Ученики: Мы разбирали слова по составу, находили морфемы, части слова: приставу, корень, суффикс, окончание.
- Рефлексия
Что вам больше всего понравилось на уроке, а что не понравилось? Какое задание больше всего вам понравилось выполнять?
- Подведение итогов
Итак, сегодня мы с вами еще раз вспомнили, повторили и закрепили знания о частях (морфемах) слова, вспомнили порядок разбора слова по составу.
- Домашнее задание
Задание на карточках. Разобрать по составу слова
1 вариант: подлодка, побег, свежий, игровой, суповой, следы
2 вариант: пробег, лесная, рога, пушок, степной, морозный
- Выставление отметок с комментированием каждой отметки
Спасибо всем за урок, вы сегодня отлично работали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...
методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"
Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой" букве русского языка....
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.
Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....
Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе на тему: Итоговая контрольная работа (мониторинг) в соответствии с требованиями по ФГОС для учащихся 8 класса
Работа с текстом: выполнение работы по заданиям к тексту (работа с перспективой на сдачу ОГЭ части C в 9 классе)...
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе (индивидуальное обучение на дому).
Творческая мастерская «Виды работы с текстом».Урок русского языка (подготовка к ОГЭ)....
Методическая разработка - Конспект урока русского языка в 7 классе (1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)
Конспект урока русского языка в 7 классе (1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)...