Методическая разработка урока «Интеллектуальный марафон по теме «Класс Птицы» 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Интеллектуальный марафон проводится как итоговый урок по теме «Класс Птицы».
Цель урока: проверить усвоение знаний об особенностях внешнего, внутреннего строения птиц, процессах жизнедеятельности и многообразии птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt_marafon_ptitsy_7_kl.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Демещенко Ирина Александровна
учитель биологии и химии
ГБОУ СОШ №217 Красносельского района
г. Санкт-Петербурга им. Н.А.Алексеева
Методическая разработка урока
«Интеллектуальный марафон по теме «Класс Птицы» 7 класс
Интеллектуальный марафон проводится как итоговый урок по теме «Класс Птицы».
Цель урока: проверить усвоение знаний об особенностях внешнего, внутреннего строения птиц, процессах жизнедеятельности и многообразии птиц.
В марафоне принимают участие 3 команды по 6 человек, ведущие игры и жюри, которое оценивает ответы, выставляет баллы и подводит итог игры.
Каждая команда заранее выбирает себе командира, придумывает название, эмблему, приветствие командам, жюри, зрителям.
На доске вывешивается лист ватмана, на котором изображен большой круг, поделенный на 6 секторов:
1-ый сектор: Внешнее строение.
2-ой сектор: Скелет и мускулатура.
3-ий сектор: Внутреннее строение.
4-ый сектор: Размножение и развитие.
5-ый сектор: Происхождение и общая характеристика.
6-й сектор: Многообразие птиц.
К каждому сектору прикрепляются конверты трех разных цветов, соответствующих уровням сложности. В каждом находится по три вопроса-по числу команд.
Очередность ответов устанавливается по результатам жеребьевки.
Команда имеет право выбрать вопрос из конверта любого цвета в данном секторе. На обдумывание ответа дается 1 минута. Отвечать может любой член команды. Если команда не знает ответа на вопрос, право ответа передается к команде, готовой дать ответ.
Выигрывает в марафоне команда, набравшая наибольшее количество голосов.
Сектор «Внешнее строение»
Желтый конверт (10 баллов)
- Какие особенности внешнего строения птиц связаны с полетом?
- Какие типы перьев различают на теле птицы и каково их значение?
- Какое значение имеет контурное перо?
Зеленый конверт (20 баллов)
- Чем сходны птицы и пресмыкающиеся по внешнему строению?
- Как ухаживают птицы за своим перьевым покровом?
- В чем различие линьки птиц и пресмыкающихся?
Красный конверт (30 баллов)
- В пещерах острова Карибского моря, где всегда очень темно, живет птица величиной с ястреба, которая носит название гуахаро. Летая по извилистым ходам темных пещер, она издает частые звуки и уверенно находит дорогу в полнейшей темноте. Как ей это удается?
- У рябчика, попавшего в когти ястреба, обильно выпадают перья. В обычных же условиях и даже при быстром полете в чаще леса рябчик не теряет ни одного пера. Чем можно объяснить такую его особенность?
- Наблюдая за поведением птицы, можно заметить, что любой предмет она рассматривает одним глазом, смешно поворачивая голову то в одну, то в другую сторону. Объясните такую особенность.
Сектор «Скелет и мускулатура»
Желтый конверт (10 баллов)
- Что такое киль и каково его значение?
- Почему птицы не падают с ветвей во время сна?
- Какие мышцы развиты у птиц и почему?
Зеленый конверт (20 баллов)
- Какие особенности строения скелета птиц связаны с приспособлением к полету?
- Перечислите кости скелета передних конечностей птицы.
- Каково строение скелета туловища птицы?
Красный конверт (30 баллов)
- Масса скелета пингвина составляет 40 % от общей массы тела, масса скелета летучей мыши-10 %, а масса скелета колибри-всего 5% от общей массы тела. Чем можно объяснить такие различия в относительной массе скелета?
- Можно ли по скелету объяснить, хорошо или плохо летает птица? Ответ обоснуйте.
- В зоологическом саду в маленькой клетке вырос тетерев. За всю свою жизнь он никогда не летал, так как в клетке было слишком тесно. Когда у тетерева в хвосте выросли черные косицы, он стал красивой, взрослой птицей и его выпустили в просторное помещение, где находились тетерки. Тетерев распушил хвост и «забормотал» свою брачную песню. Закрутился, как на току, но вдруг упал на спину и умер. Вскрытие показало, что смерть наступила в результате разрыва аорты. Объясните, почему аорта лопнула?
Сектор «Внутреннее строение»
Желтый конверт (10 баллов)
- Почему воробьи и голуби часто и много едят?
- Какие отделы головного мозга развиты у птиц лучше всего и почему?
- Чем обеспечивается постоянная и высокая температура тела птицы?
Зеленый конверт (20 баллов)
- Объясните понятие теплокровное животное.
- В чем заключается процесс «двойного дыхания» птиц и каково его значение?
- Схематично изобразите сердце и сосуды сердца птицы. Объясните схему.
Красный конверт (30 баллов)
- Издавна небольших птиц с огромным ртом видели по вечерам возле коз и овец. При появлении человека, собаки или кошки птицы стреметельно вылетают из-под животных. Что они там делают? Конечно же, лакомятся молоком! Так думают и сейчас некоторые люди о козодоях. А как считаете вы?
- Колебания численности мышей и неблагоприятная погода заставляют голодать сов. В период недостатка пищи птицы не делают гнезд и не откладывают яйца. Голодающие совы могут даже съесть ослабленных птенцов. Голод заставляет самку охотиться и на самца. Объясните поведение сов.
- Наблюдая за цаплями разных видов, рыбачащими на одной отмели, можно заметить, что они нисколько не мешают друг другу и не ссорятся. Но если на отмели соберется столько же птиц одного вида, конфликты неизбежны. Почему?
Сектор «Размножение и развитие»
Желтый конверт (10 баллов)
- Зарисуйте строение яйца, подпишите его части и объясните их значение.
- Почему не советуют мыть куриные яйца, предназначенные для длительного хранения.
- Какие особенности органов размножения птиц связаны с приспособлением к полету?
Зеленый конверт (20 баллов)
- Какие особенности зародыша птиц указывают на их происхождение от водных животных?
- Почему птицы откладывают яйца по одному, и как правило, их немного?
- В гнездах разных птиц яйца обычно обращены тупым концом к наружной стенке гнезда и вверх. Какое значение имеет такое расположение яиц?
Красный конверт (30 баллов)
- Если цыпленка накрыть прозрачным звуконепроницаемым колпаком, то сколько бы он не кричал, курица, ходя и видит его, не помогает ему. А если поместить цыпленка под непрозрачный, но звукопроницаемый колпак, то услышав его крик, курица спешит к нему на помощь. Как можно объяснить такой факт?
- Летящую кукушку легко принять за ястреба-перепелятника. У нее такая же окраска, размеры тела и характер полета. Какое это имеет биологическое значение в жизни кукушки?
- В гнезде серой куропатки можно обнаружить до 24 яиц, у сокола 2-4, у грифа-1 яйцо. Чем можно объяснить различия в количестве яиц, откладываемых птицами?
Сектор «Происхождение и общая характеристика птиц»
Желтый конверт (10 баллов)
1. Приведите сравнительно-анатомические доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся.
2. Приведите эмбриологические доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся.
3. Приведите палеонтологические доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся.
Зеленый конверт (20 баллов)
- Когда появились первые птицы?
- Каковы признаки сходства современных птиц и пресмыкающихся?
- Можно ли считать предками птиц древних летающих ящеров-птеродактилей?
Красный конверт (30 баллов)
- Почему птицы заняли господствующее положение на земле и заселили области, недоступные для пресмыкающихся?
- Почему исчез археоптерикс?
- Дайте общую характеристику Класса Птицы.
Сектор «Многообразие птиц»
Желтый конверт (10 баллов)
- Крылья у лесных птиц округлые, летают они не очень быстро, но могут стремительно взлетать с земли. С чем это связано?
- Почему белые яйца дятла редко находят хищники?
- Почему стрижи и ласточки очень рано улетают на зимовку и поздно прилетают весной?
Зеленый конверт (20 баллов)
- Какие птицы сходны между собой по строению, но относятся к разным отрядам? Как можно объяснить сходство в их строении?
- Перечислите характерные признаки дневных хищных птиц, питающихся мертвыми организмами и дневных хищных птиц, питающихся живыми объектами.
- Какие приспособления развились у птиц болот и пресных водоемов?
Красный конверт (30 баллов)
- В начале 20 столетия на севере Норвегии было организовано и проведено массовое истребление пернатых хищников, после чего на некоторое время увеличилось количество куропаток. Однако вскоре (с 1916г.) численность куропаток стала стремительно сокращаться и упала ниже первоначального уровня. Почему же так произошло?
- Сокол – чеглок и ястреб-перепелятник питаются живой добычей. У сокола-чеглока крылья длинные и острые, а у ястреба-перепелятника-короткие и тупые. С чем связаны такие различия?
- Ноздри и цевки у куриных птиц покрыты перьями. Какое значение имеет эта особенность для птиц, обитающих в средней полосе и на севере?
В конце интеллектуального марафона подводятся итоги. Члены команды победительницы получают оценки «5» в журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Любовь", 10 класс
Разработка урока немецкого языка. Тема:"Любовь"...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Кино", 11 класс
Подробный конспект урока с применением презентационного материала. Презентация....
Методическая разработка урока английского языка по теме: "Покупки" (6 класс).
Материал может быть использован для подготовки к уроку английского языка по теме "Покупки" . УМК под редакцией Кузовлева В.П....
Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"
Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...
Методическая разработка урока "Интеллектуальная игра по теме "Вселенная" 5 класс
Интеллектуальная игра по теме «Вселенная» проводится при изучении курса "Природоведение" в пятом классе на заключительном уроке. Мероприятие позволяет расширить...
Методическая разработка урока по биологии в 7 классе "Птицы - душа и голос природы"
Методическая разработка урока по биологии в 7 классе "Птицы - душа и голос природы"...
Методическая разработка урока по биологии по теме "Класс Птицы"
Данное занятие разработано с применением технологии проблемного обучения и нацеленное на развитие умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи через изучение строения птиц и особенностей ...