развитие речи детей в разные возрастные периоды
статья по теме
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshkolnikov.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере – как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими, грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями – в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми. Это важно не только для формирования культуры речи, но и культуры общения. Овладение родным языком – стержень формирования личности дошкольника. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка – дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Основные задачи развития детей – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо предоставить основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер развития каждой задачи. Обогащать словарь через обогащение представлений. Так, все воспитатели знают, что необходимо пополнять словарь детей новыми словами. Они стараются называть детям все окружающие их предметы, игрушки. Однако далеко не все заботятся о том, чтобы ребенок осознавал смысл слова, его значение. Особенность словарной работы заключается в том, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников, а значит, такая работа осуществляется в разных видах ознакомления детей с окружающим, с предметами и явлениями быта, повседневной жизни, с природой. Ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучения их родному языку. Однако для развития речи детей важно не только увеличение запаса слов, но и формирование точного понимания их значения и правильного в смысловом отношении употребления. Практика речевого общения постоянно сталкивает детей с различными по значению словами, с синонимами, антонимами.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Для решения этих задач служат речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей и пополнения и активизации словаря словами разных частей речи. Среди словесных приемов словарной работы особое место занимают лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей, развивают у них внимание к слову и его значению. Они формируют у детей практические навыки: умение быстро выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различать оттенки в значении слова. Подобные упражнения не требуют предметов и игрушек. В них используются уже знакомые слова.
Игра – самодельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место. Можно влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре бурно развивается речь ребенка, грамматически оформленная речь. Но взрослый не должен ставить перед играющим ребенком дидактические цели, связанные с освоением форм и функций речи. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у детей умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина), действиям; рассказать о животном, об игрушки, по картинке (составить сюжет, развернуть его в соответствии с замыслом).
Дидактическая задача облечена в игровой ситуации, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. В играх «Найдем игрушку», «Угадай, что в руке?» ребенок отыскивает знакомый ему предмет, а затем рассказывает о нем. Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной речи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных возрастных периодах.
В помощь учителям и воспитателям при формировании навыков самообслуживания у детей с ОВЗ....
ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ
Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые пр...
Особенности воспитание детей в разные возрастные периоды
Психологический выход за предела семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании...
Возрастные особенности развития речи детей 2-го и 3-го года жизни
Развитие речи детей 2-го и 3-го года жизни в онтогенезе....
Особености работы с разными возрастными периодами.
Основные задачи развития, перспективные задачи, проблемы связаные с возможными отклонениями....
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Приемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Развитие речи детей через разные виды детской деятельности"
Одной из ведущих задач в развитиии детей дошкольного возраста является развитие речи .Консультация поможет родителям разобраться через какие виды деятельности это делается....