Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет. Игры дома для развития речи ребенка.
консультация
Речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Овладение речью - сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_3-4.pptx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р ечь это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Овладение речью - сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов.
Причины нарушения речи у детей: Внутриутробная патология. Наследственная предрасположенность. Неблагоприятные роды и их последствия. Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.
Развитие речи в норме: Дети к 3–4 годам уже накопили некоторый жизненный опыт и багаж знаний о предметах и явлениях, поэтому могут рассуждать и делать простые выводы. Ребенок уже знает и называет свою фамилию, имя и отчество, имена родителей, близких родственников, друзей. Может называть и обобщать в группы все известные ему предметы (еда, одежда, мебель, посуда, игрушки). Может определить и назвать признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка теплая, стол деревянный). Понимает и называет действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается). С удовольствием повторяет за взрослыми слова и предложения. Может представлять простые образы
Симптомы отставания ребенка в речевом развитии невнятная монотонная речь; быстрая, рваная или растянутая речь; непонятная «тарабарщина»; речь не оформлена в предложения с подлежащими, сказуемыми, предлогами, дополнениями; малыш произносит только фразы из мультиков или книг, не строя собственных; не может выполнить простых поручений из 2 действий (достань книгу с полки и отнеси папе); «съедает» окончания слов; постоянно путает порядок слогов или звуков в большинстве слов, искажает или заменяет много звуков другими;
не использует в речи предлоги, союзы, наречия; вообще не говорит полноценных слов; у ребенка постоянно открыт рот и течет слюна; он плохо держит равновесие, неловок, имеет плохую координацию (не умеет переступать преграды, ловить мяч, лазать по лестнице, стоять на одной ноге); не может выполнять мелкие движения (застегивать пуговицы, точно вставлять детали мозаики в отверстия, собирать «лего», сильно давит на карандаш при рисовании); невнимателен, не может сосредоточиться; гиперактивен или, наоборот, слишком заторможен.
Такие признаки требуют обязательной консультации специалистов (педиатра, невролога, психиатра, психолога, логопеда, дефектолога, отоларинголога, сурдолога). Может понадобиться не только коррекция речи, но и комплексное лечение, если будут выявлены нарушения в работе центральной нервной системы, органов слуха или артикуляции
Пальчиковые игры в развитии речи В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и побуждая тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если пальчиковая игра сопровождается стихотворным текстом, то развивается слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции. Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – мамочка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – я Вот и вся моя семья
Артикуляционная гимнастика: Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Улыбка Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. Трубочка Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Если у ребенка не получается это упражнение, пусть попробует дотянуться губами до конфеты и взять ее губами. Часики Приоткрыть рот, растянуть губы в улыбку. Кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта. При движении язык не прикасается к губам и зубам. Качели Открыть рот, как при звуке А. Языком тянуться к носу и подбородку. Оближем губки Приоткрыть рот и медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Игры на развитие силы голоса Можно попросить ребёнка громко помяукать (мама кошка) и тихо (котятки ). Затем поменяться ролями. Игра «Часы» Большие часы ходят так:- «ТИК-ТАК! ТИК-ТАК!», а маленькие часы ходят так :- «тик-так! тик-так!». Затем меняетесь ролями. Игра «Ноги». В этой игре ребенку нужно будет сочетать речь с движением. - Большие ноги шли по дороге - ТОП,ТОП- ТОП,ТОП. - Маленькие ножки бежали по дорожке- топ, топ-топ топ.
Развитие дыхания
Развитие словарного запаса
Формирование грамматического строя речи
Развитие связной речи
Советы родителям: Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Сейчас идет естественный и активный процесс усвоения родного языка. Не будьте слишком критичны: «Это неправильно! Повтори за мамой!». Не делайте ваши занятия с ребенком скучными. Помните, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Четко и внятно произносите все звуки в словах, правильно ставьте ударения и стройте предложение. Когда вы занимаетесь с ребенком, садитесь друг напротив друга. Он должен видеть вашу артикуляцию. Больше читайте и пойте, делайте массаж пальчиков и кистей, занимайтесь пальчиковыми играми, развивайте мелкую моторику. Приучайте малыша самостоятельно следить за своей речью, слышать самого себя. Пусть вашим другом станет зеркало. Вы можете гримасничать перед ним с пользой.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности развития речи детей 2-го и 3-го года жизни
Развитие речи детей 2-го и 3-го года жизни в онтогенезе....
Особенности развития речи детей дошкольного возраста
этапы становления речи...
Особенности развития речи детей с интеллектуальными нарушениями
особенности развития речи детей...
"Особенности развития речи детей с ранним детским аутизмом"
В последние годы увеличивается количество детей с ранним детским аутизмом . В данной презентации представлены причины и особенности речевого развития детей с РДА , рассмотрены методы и приемы ра...
Возрастные особенности развития речи детей
Рекомендации для воспитателей по работе с дошкольниками разных возрастных групп...
Доклад "Особенности развития речи детей с задержкой психического развития"
Доклад для выступления на школьном методическом объединении, предназначено для всех учителей....
консультация для педагогов и родителей "Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...