Консультация для родителей "Развитие речи детей через разные виды детской деятельности"
консультация
Одной из ведущих задач в развитиии детей дошкольного возраста является развитие речи .Консультация поможет родителям разобраться через какие виды деятельности это делается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_raznyh_vidah_deyatelnosti.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №197»
Консультация для родителей:
«Развитие речи детей
через разные виды детской деятельности»
Подготовила: Сударкина Н.Н.
Оренбург
Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности
Из всех знаний и умений самым
важным, самым необходимым
для жизненной деятельности является,
конечно, умение ясно, понятно,
красиво говорить на своём языке.
В.И. Чернышев
Одной из ведущих задач в развитии детей дошкольного возраста является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности взрослого и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Формирование правильной речи является одной из основных задач в развитии дошкольников. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Исходя из выше сказанного, выделяют следующие задачи речевого развития.
1. Обогащать познавательно-речевую сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.
4. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
В практике работы педагогов и семьи используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности.
— режимные моменты в детском саду и дома
— совместная деятельность взрослого с детьми
— самостоятельная деятельность детей.
Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность, детей дошкольного возраста — игровая деятельность.
Для развития речи используются разнообразные средства:
• общение взрослых и детей, формирование коммуникативных навыков;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Развитие речи и коммуникативная деятельность
Важнейшим средством развития речи является общение. Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Она не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
Анализ поведения детей показал, что присутствие взрослого стимулирует употребление правильной речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.
Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах.
Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей.
В этом родителям могут помочь игры, направленные на развитие навыков общения: «Кто пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», «Подари улыбку другу», «Узнай по голосу»
Развитие речи в игровой деятельности.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.
Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.
В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры
Игры-эксперименты- особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач. Они интересны и увлекательны для дошкольников.
В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!
Развитие речи и познавательно-исследовательская деятельность
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
— способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
— обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми
— формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять
— создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии
— поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности
Развитие речи и продуктивная (художественная) деятельность
Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции. После занятия например по рисованию, можно обсудить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.
Развитие речи и музыкальная деятельность
Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
Совместно решаются и речевые задачи:
-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи ребёнка;
— культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
— формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
— развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
Восприятие художественной литературы
Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы, в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д. Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.
Развитие речи и трудовая деятельность
Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре
а дома совместный труд на кухне, уборка и т д. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи у детей с проблемами в речевом развитии через различные виды игровой деятельности»
Развитие связной речи является одной из главных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в...
Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды деятельности
В соответствии с ФГОС дошкольного образования музыкальная деятельность - это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации...
Консультация для педагогов "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности".
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства....
«Формирование мотивации обучающихся через разные виды деятельности на уроках музыки»
Oзнакомление с приёмами работы по формированию мотивации обучающихся через разные виды деятельности на уроках музыки, предлагаемые приёмы работ можно применять на уроках педагогам, работающим по...
Сообщение "Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности"
Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности...
Консультация для родителей "Развитие связной речи детей в средней группе детского сада посредством речевых игр"
Консультация для родителей "Развитие связной речи детей в средней группе детского сада посредством речевых игр"...
Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности
В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...
- Мне нравится (1)