Особености работы с разными возрастными периодами.
учебно-методический материал по психологии на тему
Основные задачи развития, перспективные задачи, проблемы связаные с возможными отклонениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Возрастные особености | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Возраст | 6-7 лет | |
Класс | 1 класс | |
Особенности возрастного периода | Возрастной перелом (кризис) | |
Социально-педагогическая ситуация | Меняющаяся | |
Основные задачи развития | Полноценная социально – психологическая адаптация к новой ситуации развития | |
Перспективные задачи развития | Развитие интеллектуальных возможностей, в частности – логического мышления, освоение культурного опыта. Формирование чувства полноценности – умелости, прежде всего – в предметной деятельности и общении со значимыми взрослыми. Развитие произвольности, способности ориентироваться на сложную систему социальных требований новой среды. К решению этих задач в первом классе можно приступать на фоне успешной адаптации, при постоянной поддерживающей профилактической работе. | |
Проблемы, связанные с возможными отклонениями | Возможны нарушения в мотивационно – личностной сфере, связанные с возникновением и закреплением чувства неполноценности (неумелости), агрессивно-конкурентной установкой в общении, разрушением познавательной мотивации, ориентацией не на реальный мир, а на мир фантазий. | |
Проблемы, связанные с возможным регрессом | Возможен регресс на предшествующую стадию возрастного развития, фиксация на семье или других значимых взрослых (демонстрация сверхзависимого поведения), снижение способности к произвольному контролю поведения и психических процессов, школьная дезадаптация. | |
Направления работы | ||
Профилактика отклонений | Работа с ребенком | Диагностика эмоционального состояния первоклассников групповая и индивидуальная работа, направленная на развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества. Формирование уверенности в себе, адекватной самооценки в предметной деятельности вообще и учебной – в особенности. Формирование навыков саморегуляции, снятие страхов и эмоционального напряжения. |
Работа с социально- педагогической ситуацией | Помощь учителю в создании условий обучения, соответствующих интеллектуальным и эмоционально – волевым возможностям детей. Создание ситуации успеха в предметной и учебной деятельности для каждого ребенка. Ориентация учебного процесса не на подачу новых знаний, а на закрепление навыков и приемов, необходимых для успешного обучения. Просвещение педагогов и родителей по вопросам возрастных особенностей их детей. | |
Коррекция случаев ребенка | Работа с ребенком | Преимущественно – работа, предполагающая возврат к игре и проживание в коллективной или индивидуальной игре эмоциональных проблем. |
Работа с социально- педагогической ситуацией | Создание щадящего учебного режима, постоянная эмоциональная поддержка ребенка, соблюдение режима дня и отдыха вне школы. Семейное консультирование. В отдельных случаях – обсуждение вопроса о целесообразности обучения ребенка в текущем учебном году. | |
Развитие возрастных возможностей | Работа с ребенком | Групповые (преимущественно) формы работы по развитию образного и логического мышления, воображения, формированию новой позиции в общении. Развитие способности к децентрации, эмпатии |
Работа с социально- педагогической ситуацией | Создание учебной ситуации, способствующей удовлетворению познавательных потребностей детей, развитию логического и образного мышления. Использование групповых форм учебной деятельности |
Возраст | 7-10 лет | |
Класс | 2-4 класс | |
Особенности возрастного периода | Стабильное психическое развитие | |
Социально-педагогическая ситуация | Стабильная | |
Основные задачи развития | Развитие познавательных возможностей детей, прежде всего – образного и логического мышления, формирование социальной позиции школьника, формирование чувства полноценности и умелости у каждого ребенка, овладение навыками конструктивного общения со сверстниками. | |
Перспективные задачи развития | Достижение детьми такого уровня социальной и личностной зрелости, который бы позволил детям успешно занять новую социальную позицию в среднем звене, развитие мыслительной гибкости, способности приспосабливаться к различным системам учебных требований, формирование навыков контроля и самоконтроля в учебной деятельности. | |
Проблемы, связанные с возможными отклонениями | Возможно комплексное психолого-педагогическое нарушение, «хроническая школьная неуспешность», снижение учебной мотивации и самооценки, неэффективная учебная деятельность, нарушения поведения. Под воздействием чувства неполноценности (неумелости) возможны психосоматические и невротические нарушения. | |
Проблемы, связанные с возможным регрессом | При хронической школьной неуспешности все еще возможен регресс на стадию дошкольного детства. Часто неуспешность вызывает состояние школьной дезадаптации, как первом классе. | |
Направления работы | ||
Профилактика отклонений | Работа с ребенком | Выделение индивидуальных особенностей познавательной деятельности, контроль эмоционального состояния детей. Индивидуальная и групповая работа, направленная на развитие слабо функционирующих психических процессов или на их компенсацию. Психотерапевтическая работа по индивидуальным запросам. |
Работа с социально- педагогической ситуацией | Построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся. Создание ситуаций успеха в учебной деятельности для каждого ребенка. Поддержка чувства полноценности в учебной деятельности. | |
Коррекция случаев ребенка | Работа с ребенком | Комплексная психолого-педагогическая работа, направленная, прежде всего на достижение успеха, в частности – в учебной деятельности. Такая работа должна проходить на фоне психологической поддержки решения эмоциональных проблем. |
Работа с социально-педагогической ситуацией | Анализ и корректирование различных аспектов учебного процесса с точки зрения его деструктивного влияния: эмоциональные перегрузки, повышенные требования к мыслительным или волевым возможностям психики ребенка, игнорирование индивидуальных особенностей, отсутствие эмоциональной поддержки и т.д. | |
Развитие возрастных возможностей | Работа с ребенком | Проведение работы, направленной на осознание детьми индивидуальных особенностей учебной деятельности, формирование индивидуального стиля деятельности. Развитие навыков конструктивного общения, совместного решения проблем, расширение социального опыта детей. Развитие логического мышления, умения оперировать информацией |
Работа с социально- педагогической ситуацией | Создание в рамках учебного процесса возможностей для развития логического мышления, освоение приемов логической переработки информации, развитие самостоятельности детей в учебной и внеучебной деятельности. Ориентация учебного процесса на созданные детьми индивидуальные особенности их познавательной деятельности. Создание условий для совершения детьми нравственных выборов, сотрудничества детей друг с другом и более старшими учениками. Разработка системы мер, направленных на успешную адаптацию детей в среднем звене: ориентация на систему учебных и социальных требований, принятых в средней школе, знакомство и учителями и т.д. |
Возраст | 10-12 лет | |
Класс | 5-6 класс | |
Особенности возрастного периода | Стабильное психическое развитие | |
Социально-педагогическая ситуация | Меняющаяся | |
Основные задачи развития | Полноценная социально – психологическая адаптация к новой ситуации развития. | |
Перспективные задачи развития | Развитие новых возможностей мыслительной сферы психики, дальнейшее нравственное развитие: переход от догматической правильности к критической оценке и выработке индивидуальных норм поведения. Способность занять ответственную позицию в отношениях с педагогами и сверстниками | |
Проблемы, связанные с возможными отклонениями | Возможные нарушения, связанные с трудностями в среднем звене: недостаточная ориентация на новую систему социальных требований взрослых и сверстников, разрушение учебной мотивации, потеря положительного статуса в группе сверстников | |
Проблемы, связанные с возможным регрессом | Возможен возврат к более инфантильным эмоциональным реакциям и формам общения со сверстниками и взрослыми – по принципу «не хочу быть взрослым» | |
Направления работы | ||
Профилактика отклонений | Работа с ребенком | Диагностика эмоционально – личностных особенностей. Групповые (преимущественно) формы работы, ориентированные на проживание детьми новой социальной ситуации, построение системы связей друг с другом и значимыми взрослыми, освоение нового социального пространства. Развитие навыков конструктивного общения со взрослыми. Диагностика эмоциональных отношений в классе. Формирование сплоченного детского коллектива, создание общих ценностей и норм. |
Работа с социально- педагогической ситуацией | Создание социально-педагогических ситуаций, позволяющих детям осознать и принять новую систему норм и правил общения и учебной деятельности: разработка единой системы требований и ее предъявление учащимися, открытое обсуждение всех возникающих конфликтов, деловые игры с учащимися и т.д. Создание буферного периода, в течение которого ученики находятся под опекой взрослых. Просвещение педагогов и родителей по вопросам общения с младшими подростками | |
Коррекция случаев ребенка | Работа с ребенком | Обучение навыкам ответственного поведения. Групповые и индивидуальные занятия, позволяющие отреагировать чувства, получить новый опыт общения. |
Работа с социально- педагогической ситуацией | Создание щадящего учебного режима. Анализ социально- педагогической ситуации с точки зрения ее соответствия эмоциональным и волевым возможностям ребенка. Поддержка самостоятельности в учебной деятельности и общественной жизни | |
Развитие возрастных возможностей | Работа с ребенком | Групповая (преимущественно) работа по обучению навыкам общения и анализа социальных отношений. Обучение навыкам самоанализа в общении. Диагностика умственного развития, отслеживание его динамики. |
Работа с социально- педагогической ситуацией | Создание условий для конструктивного общения школьников друг с другом и с педагогами в учебной и внеучебной ситуациях. Переориентация учебного процесса с передачи знаний на развитие мышления учащихся. |
Возраст | 12-15 лет | |
Класс | 7 - 9 класс | |
Особенности возрастного периода | Возрастной перелом (кризис) | |
Социально-педагогическая ситуация | Стабильная | |
Основные задачи развития | Самоидентификация, нахождение Себя в Мире, развитое чувство самоуважения и самопринятия. Развитая способность к целеполаганию в учебной и других видах собственной деятельности. Развитие мыслительных способностей до уровня формальных операций (хотя бы в стадии их становления) | |
Перспективные задачи развития | Определение места своего Я в более широкой системе социальных связей и отношений, начало профессионального самоопределения | |
Проблемы, связанные с возможными отклонениями | Весь спектр эмоционально – личностных нарушений, связанных с потерей чувства идентичности, депривацией потребности в признании, принятии интимно-личностном общении. Потеря интереса к учебной деятельности. Фиксация на психосексуальных проблемах. | |
Проблемы, связанные с возможным регрессом | Возможно «застревание» на предыдущей стадии интеллектуального развития: отсутствие навыков логической переработки учебной и прочей информации, несформированность способности к формальным мыслительным операциям. Регресс к предыдущим стадиям психосексуального развития | |
Направления работы | ||
Профилактика отклонений | Работа с ребенком | Диагностика эмоционально-личностного развития. Консультирование по проблемам саморазвития, самоконтроля, общения, при необходимости – психотерапевтическая работа |
Работа с социально- педагогической ситуацией | Создание социально-педагогических условий для полноценного общения школьников в учебных и внеучебных ситуациях. Создание в рамках учебного процесса возможностей для удовлетворения новых психологических потребностей школьников: в самопознании, общении, нравственной оценке собственного поведения и действий других людей и т.д. Консультирование педагогов и родителей по вопросам общения с подростками. Семейное консультирование. | |
Коррекция случаев ребенка | Работа с ребенком | Диагностика уровня сформированности логического мышление. Психотерапевтическая работа, консультирование по психосексуальным проблемам. |
Работа с социально- педагогической ситуацией | Создание учебной среды, способствующей развитию мышления, прежде всего – становлению формальных операций. Семейное консультирование, консультирование и просвещение родителей по проблемам психосексуального развития подростков. | |
Развитие возрастных возможностей | Работа с ребенком | Обучение навыкам самопознания и саморегуляции, общения, самораскрытия и принятия других людей в процессе общения. Начало профориентационной работы. Расширение социального опыта. Развитие интереса к собственной интеллектуальной деятельности и ее процесс - анализу, поиску наиболее оптимальных форм организации своей учебной деятельности. |
Работа с социально- педагогической ситуацией | Создание условий для изменения социального статуса старшеклассников в школе: делегирование ответственности, наделение определенными правами. Построение учебного процесса, способствующего развитию интереса школьников к исследовательской деятельности, логической переработке информации. Развитие учебной самостоятельности школьников в вопросах целеполагания и планирования учебной деятельности |
Возраст | 15-16 лет | |
Класс | 10 – 11 класс | |
Особенности возрастного периода | Стабильное психическое развитие | |
Социально-педагогическая ситуация | Канун резкого изменения | |
Основные задачи развития | В интеллектуальной сфере – достижение стадии формальных операций. Профессиональное и личностное самоопределение. Психологическая готовность к принятию новой социальной роли и позиции. | |
Перспективные задачи развития | Становление личностной и гражданской позиции. Формирование чувства значимости, способности к самообразованию и психологическому развитию. Готовность к ответственным социальным отношениям. | |
Проблемы, связанные с возможными отклонениями | Аналогично предыдущему возрастному этапу. Кроме того, страх перед окончанием школы, необходимостью совершения самостоятельного выбора, потеря временной перспективы развития (ориентация на настоящее и прошлое) | |
Проблемы, связанные с возможным регрессом | Возможно возвращение в «подростковое» состояние: отказ от принятия на себя ответственности за профессиональный выбор, стремление к социальным экспериментам, эмоциональная неустойчивость. | |
Направления работы | ||
Профилактика отклонений | Работа с ребенком | Контроль за эмоциональным состоянием Ведение работы, направленной на расширение социального и личностного опыта, обучение умению делать выбор, обозначению и расширению жизненных перспектив. |
Работа с социально- педагогической ситуацией | Создание условий для проявления учебной и общественной самостоятельности школьников, расширение сферы их ответственности и прав. Эмоциональная поддержка со стороны взрослых. | |
Коррекция случаев ребенка | Работа с ребенком | Работа, направленная на снятие страхов перед будущим и на отреагирование чувств. Организация групп психологической взаимоподдержки старшеклассников. Обучение навыкам саморегуляции. |
Работа с социально- педагогической ситуацией | Семейное консультирование. Оценка социально- педагогической ситуации с точки зрения ее соответствия личностному развитию и волевым возможностям учащихся. Расширение социального опыта подростков | |
Развитие возрастных возможностей | Работа с ребенком | Профориентационная работа. Развитие навыков ближайшего целеполагания. Создание психологически безопасных условий для «примерки» и проживания новых социальных ролей и позиций. |
Работа с социально- педагогической ситуацией | Создание условий для проявления максимальной самостоятельности школьников в учебной и общественной жизни школы. Предоставление возможностей для совершения серьезных жизненных выборов, принятия ответственности за себя и других людей. Построение учебного процесса на принципах, способствующих формированию приемов гипотеко – дедуктивного мышления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных возрастных периодах.
В помощь учителям и воспитателям при формировании навыков самообслуживания у детей с ОВЗ....
Особенности воспитание детей в разные возрастные периоды
Психологический выход за предела семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании...
развитие речи детей в разные возрастные периоды
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Психологические особенности учащихся разных возрастных групп»
Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. Первые...
Особенности преподавания народно-сценического танца в разных возрастных группах детского хореографического коллектива
Одной из сокровищниц народного искусства является народный танец. Народный танец является одним из важнейших средств эстетического восп...
Особенности игры на разных возрастных этапах. Развитие игровых умений у детей младшей и средней групп.
В данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. Описаны первые попытки отечественных и зарубежных ученых понять природу игры, ее характерные черты и причины ...
Возрастные особенности организации профориентационной работы на разных ступенях обучения
Проект раскрывает особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях с учениками разных классов...