Мини-музеи в ДОУ
статья по теме

Бологова Светлана Сергеевна

Статья может быть полезна воспитателям и родителям, так как рассказывает о том, как использовать мини-музеи в качестве стимулятора творческой деятельности дошкольников. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с ребенком.

Основная задача: Раскрыть способности каждого ребенка, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Дошкольное воспитание и обучение должно способствовать личностному росту. 

Главной целью воспитательной работы ДОУ является создание развивающей среды, способствующей сохранению естественных механизмов развития воспитанников, в которой у них формируются потребности к саморазвитию и самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini_-muzei_v_dou.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

 МИНИ МУЗЕЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Наш детский сад- Центр развития ребенка  № 501 в течение нескольких лет разрабатывает и внедряет различные образовательные технологии. В частности,  успешно используется такая форма работы с детьми, как  — «Мини-музеи в детском саду».

В Новосибирске много разнообразных музеев, однако, часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, многие семьи живут вдалеке от центра, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Чтобы привлечь внимание родителей к музеям, мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музей природы и картинную галерею (выставки).

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Одно из преимуществ  мини-музеев  в нашем детском саду, заключается в том, что они не требуют  специально оборудованного   помещения. Эстетически вписываясь в интерьер группы, они одновременно   являются познавательной зоной и своеобразной визитной карточкой, которая знакомит родителей с темой, по которой занимаются их дети. Большое значение имеет причастность самих детей к созданию мини-музеев: их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые – орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, познавать, пробовать действовать с ними, дошкольники участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. А привлечение родителей к подбору материалов и экспонатов, способствует сближению интересов,  вовлечению семьи в жизнедеятельность группы. Так, готовясь к празднованию «Дня Космонавтики», родители вместе с детьми изготовили макеты космических кораблей, проявили свое творчество при создании  оригинальных  межпланетных станций, лунохода, принесли книги  и иллюстрации о первых космонавтах, о достижениях российской науки в области освоения космоса. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс - выставками». Большой интерес у взрослых и детей вызвала экспозиция «Семейные реликвии» (мини-музей «Новосибирск — любимый город»). Ее основу составили различные предметы, отражающие историю разных семей, причем участие в ее создании приняли не только родители, но и сами воспитатели. Например, среди экспонатов оказалось много старинного фарфора. Выяснилось, что среди прабабушек и прадедушек было много известных фамилий, дети и взрослые рассказывали о своих предках.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Мини-музей в группах позволили воспитателям сделать привычным и привлекательным для детей. Красивые музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игры, беседы. Для развития речи воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.

Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

На мой взгляд, музейная педагогика - это новый метод всестороннего развития дошкольников. Мне очень понравилось это направление. Поэтому решила работать в этом направлении.

 В своей группе создавала различные мини-музеи: "Музей ветра", "Музей шляп", "Музей Космоса", "Музей Лета", "Наша Новосибирск", "Музей кошек".

 Тематика созданных мини-музеев разнообразна, но все они взаимосвязаны и направлены на развитие ребёнка всесторонне.

Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Таким образом, роль мини-музея в образовательном пространстве детского сада имеет огромное значение и в комплексе решает задачи, направленные на:

1. Обогащение опыта, знаний детей об окружающем предметном и социальном мире, о традициях и быте русского народа.

2. Формирование эстетического восприятия и нравственно-патриотических чувств дошкольников.

3. Приобщение родителей к проблемам дошкольного детства и установлению тесного сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников.

Бологова С.С.

Воспитатель МКДОУ ЦРР –

д/с №501 «Медвежонок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей"Русская горница"

Создание выставки в своем учереждении....

Мини-музей "Русская горница"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5348124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"155","width":"160"}}]]Проектная деятельность "Русская горница"Актуальность проблемы: ...

Мини-музей Русские народные инструменты

Методическая разработка для детских садов....

"Мини-музей как средство патриотического воспитания"

Консультация для педагогов. Цель: повысить профессиональный уровень, обмен опытом с коллегами.Консультация содержит: цель музея, этапы создания мини-музея, оформление, тематика и значение музеев в ДОУ...

Отчёт об экскурсии в мини - музей " Русская горница"

В данном ресурсе представлен отчёт  и конспект об  экскурсии для учащихся с 5-11 классы в школьный мини - музей " Русская горница" по теме "  Быт и обычаи восточных славян", где по...

Семинар на базе ГБОУ Школы № 2000 "Реализация проектов «Мини-музеи в дошкольных отделениях»"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14401461","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"86","width":"410"}}]]Выступление по теме: "Совместный детско-родительский проек...