Отчёт об экскурсии в мини - музей " Русская горница"
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему
В данном ресурсе представлен отчёт и конспект об экскурсии для учащихся с 5-11 классы в школьный мини - музей " Русская горница" по теме " Быт и обычаи восточных славян", где познакомились с предметами домашнего обихода, тканями, одеждой, мебелью, орудиями труда, вышитыми рушниками, самоткаными полотнами, белорусским национальным костюмом - все то, что окружало человека в повседневной жизни того времени.
Музей крестьянского быта познакомил учащихся, воспитанников с нарушениями слуха с особенностями жизни восточных крестьян в конце XIX - начале XX века. Все вещи, представленные в музее, являются подлинными и потому интересны как свидетели минувшей эпохи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_provedenii_ekskursii.docx | 1.17 МБ |
ekskursiya_v_muzey_byt_i_obychai_vostochnyh_slavyan.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Экскурсия в музей « Быт и обычаи восточных славян»
Цель:
— познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
- познакомить с кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
- развивать художественно-творческие способности детей.
Ход занятия:
Хозяйка избы встречает детей у входа.
( Слайд №1)
— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в русскую избу.
План: (слайд №2)
- Нам предстоит поговорить о: жилище, одежде, питании, обычаях и обрядах.
( Слайд № 3)
В стародавние времена, да и в наше время, у каждого человека был дом.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
В пословице говорится : «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
- Давайте рассмотрим крестьянскую избу. В состав крестьянского двора обычного типа входили:
крытая изба;
клеть для хранения имущества;
хлев для скота;
сарай.
Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот (поросят, телят, ягнят) и птицу (кур, гусей, уток).
( слайд №4)
- А теперь сравним дом зажиточного (богатого) крестьянина. Чем он отличается?
( слайд №5)
- А вот так выглядят дома богатого сословия (помещиков и дворян).
( слайд №6)
- Давайте заглянем во внутрь, и посмотрим на убранство жилища крестьянина.
Обстановка была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закрепленных вдоль стен (они служили не только для сидения, но и для ночлега.
( слайд №7)
- Опишите, что вы видите на этих иллюстрациях.
( Слайд №8)
Вот так выглядит гостиная помещика. Она отличается от убранства крестьянского жилища?
( слайд №9)
— Ребята, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
( слайд №10)
Какие же предметы еще находились в русской избе?
Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки.
( Слайд №11)
Если люди за столом не зевают
Этой штукой пищу ловко хватают
Этой штукой борщ умело хлебают (деревянная ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку « Ложкари» ( Павел)
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
( Слайд №12)
Посуды нет такой давно
Всё металл и стекло
А в старину у всех была посуда ……(глиняная)
( Слайд №13)
Деревянное дно.
По кругу дощечки.
И скреплены не гвоздями, а подпоясаны ободами (кадка, бочка)
( Слайд №14)
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар)
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
( Слайд №15)
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
( Слайд №16)
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
( Слайд №17)
Вы в деревне не кричите, Холодильник не ищите, Потому что молоко
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике, А здесь, на подоконнике. Не в кружке, не в ковше,
А просто в …( кувшин)
( Слайд № 18)
Трудно нести Воду с колодца,
Вёдра тяжёлые,
А хозяйка смеётся. Воду несёт – Руки свободны:
Плечи несут Полнёхоньки вёдра. Этот предмет С загадочным смыслом Есть два крючка У…( коромысло)
( Слайд №19)
Книзу узок,
Верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
( Слайд №20)
Рогат, да не бык,
Хватает — да не сыт,
Людям отдает,
Сам на отдых идет (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
( Слайд №21)
- А вот так выглядела посуда в доме помещика. Чем она отличалась?
( Слайд №22) Одежда
Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти.
( Слайд №23)
- Посмотрите, что это? ( сарафаны).
Девушки в старину сами шили себе одежду, а долгими вечерами вышивали крестиком.
( Слайд №24)
- Вот так выглядела мужская крестьянская одежда.
( Слайд №25)
- Сравните одежду крестьянина и купца.
( Слайд №26)
-Посмотрите, как выглядели платья дворянок.
( Слайд №27)
- Давайте поговорим о питании крестьян.
Главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свёклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Зато рыба была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный квас.
( Слайд № 28- 32)
Крестьяне основную часть времени работали.
В свободное время проходили гуляния и праздничные развлечения.
На рождество колядовали, гадали ходили за святой водой.
На масленицу пекли блины, катались с гор.
На Пасху играли в бабки и лапту, на Ивана Купалу начинали купаться, плели венки и прыгали через костры.
( Слайд № 33) Свадебный обряд.
Женились сыновья только по совету родителей. Прежде всего невеста должна была понравиться им.
( Слайд №34)
В старину разрешался Брак: девочки— с 12 лет, мужчины — с 17 лет.
( Слайд №35)
Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, что вам запомнится оно надолго, и вновь придете в наш музей « Русская горница». Гость на порог — хозяину радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей"Русская горница"
Создание выставки в своем учереждении....
Мини-музей "Русская горница"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5348124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"155","width":"160"}}]]Проектная деятельность "Русская горница"Актуальность проблемы: ...
Экскурсия в краеведческий музей «В нашей горнице-светлице!»
Экскурсия в краеведческий музей «В нашей горнице-светлице!» позволит приобщить учащихся к духовной и материальной культуре своего народа....
Занятия в комнате-музее "Русская горница"
Описание занятий в комнате-музее "Русская горница" МБОУ ДОД ДЮЦ "Русинка" г. Волжский...
Мини-музей Русские народные инструменты
Методическая разработка для детских садов....
Классный час. Экскурсия в школьный музей "Русская изба"
Данный классный час - это работа по созданию фонда описаний музейных экспонатов, по подготовке экскурсоводов. Цель классного часа: привлечь внимание пятиклассников к традициям прошлого, возможо, прошл...
Районный методический семинар "Экскурсия по мини-музею народных промыслов"
Районный методический семинар для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Патриотическое воспитание детей на всех этапах освоения ООП ДО с учётом ФОП ДО".Образовательное мероприятие...