Мини-музей "Русская горница"
проект по теме
Проектная деятельность "Русская горница"
Актуальность проблемы: Немалое внимание уделено аспекту знакомства детей с историей русской старины, развитию творческого потенциала детей средствами информации фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций и обычаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
мини – музей «Русская горница»
Тип проекта: творческий
По содержанию: педагогический
По числу участников: учащиеся 9 класса
По времени проведения: долгосрочный
По характеру контактов: ОУ
Актуальность проблемы: Немалое внимание уделено аспекту знакомства детей с историей русской старины, развитию творческого потенциала детей средствами информации фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций и обычаев.
Большое значение имеет привитие интереса у детей к коллекционированию и желанию собирать и добывать информацию о предметах старины совместно со мной. Данная работа способствует воспитанию и привитию интереса к традициям и обрядам, развитию чувства коллективного творчества.
Цель проекта: создание мини – музея русской старины, привитие у детей интереса к старине, отслеживание динамики, формирование знаний о русской старине, быту, обрядах.
Задачи проекта: отследить эффективность проекта, как форму работы с детьми, формировать представление о быте русского народа, о культуре, о народных обычаях.
Предполагаемый результат: сбор фотографий, предметов быта, литературы фольклора в мини – музей. Получение передового опыта по активизации детей.
Идея: предложить детям рассказать о том, что они знают о русских традициях, быте и т.д. объявить конкурс среди воспитанников и их родителей на лучший рассказ о своей семье (с использованием семейных реликвий).
После завершения проекта провести тематическое занятие. В данной разработке представлено одно занятие по нравственному воспитанию учащихся «Мини – музей «Русская горница».
Презентация проекта по нравственному воспитанию мини – музей «Русская горница»
Цели: формирование представлений о быте русского народа, о культуре, о русских народных обычаях в старину.
Ход представления проекта.
Эпиграф:
«Если Россия не займется изучением своей старины, то она не исполнит своей задачи, как образованного государства. Дело это уже перестало быть народным, оно делается общечеловеческим»
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить и познакомится о жизни русского народа, вспомнить, как жили наши предки, их обычаи и обряды. Познакомиться с их бытом и трудом. И, наконец, чтобы узнать в миниатюре жизнь наших предков. В этом нам поможет и устное народное творчество, и мудрые пословицы и поговорки, и песни печальные и веселые. Перед вами мини – музей русская горница – это часть русской избы. А в избе был бабий кут. Вся нравственная и хозяйственная деятельность русского человека была связана с семьей, в ней был смысл его существования. Не иметь жены или мужа считалось безбожным. Поэтому в каждой семье всегда было много детей, отец и мать. Главой был отец, а заведовала бабьим кутом – жена.
Русское народное зодчество богато и разнообразно. Жаль, что мало дошло до нас старинных деревянных сооружений – они гибли от частых пожаров и военных лихолетий.
Наиболее интересны крестьянские избы и амбары. Наличие вокруг дешевого строительного материала – дерева – давало возможность возродить просторные избы, поражающие не только своими размерами, но и функциональностью. Из века в век отбиралось самое лучшее и удобное. Далеко славились мастера, рубившие дома по законам прадедов. Избы строились в основном из бревен. В каждой избе существовал очаг или печка. Она представлена, как сердце и самого дома, и всего двора. Здесь сохранялась существенная благодать всего жилища, согревающая во время холода, готовящая всякую еду. Но надо заметить, что в глубокой древности на печи парились и грелись, да спали малые дети. Возле печи всегда можно было увидеть разную домашнюю утварь. Из вещей домашнего обихода в старину большое распространение носили гончарные и чугунные изделия. Это горшки, кувшины, чайники, чугунки и т.д. Довольно часто в хозяйстве использовались деревянные ведра, ложки, чашки.
Чем же занимался в старину русский народ? Выращивал скот, растил хлеб. Нива – растущий хлеб вызывал особое благоговение и особое внимание ко всем переменам. С радостью в старину встречали первый колос. Первый сжатый сноп приобретал значение священное и целебное. Его приносили в избу, ставили в переднем углу. Его семена носили в церковь для освящения, мешали с посевными семенами. Такое же значение приобретал и последний сноп.
Закончив дневные работы, мужчины собирались по вечерам и вели всякие разговоры. А женщины садились в своем бабьем углу и качали малых деток, пряли шерсть, чесали ее, вязали носки.
А некоторые женщины ткали холсты и шили себе одежду. Шили сорочки из холста или полотна. Обыкновенную верхнюю одежду шили из шерстяной грубой, но плотной ткани, которое называлось сукно. Праздничную одежду украшали по воротнику и рукавам. Головными уборами женщины были платки, кокошники, у мужчины – шапка. Обувь простого народа представляла собой лапти из древесной коры. Лапти носили ещё в языческие времена. Кроме лаптей из коры, носили башмаки из прутьев лозы, тоже плетёные. Некоторые носили подошвы из кожи и подвязывали их ремнями, обмотанными вокруг ноги. Обувь состоятельных людей составляла сапоги, чоботы, башмаки и четыги. Все они делались из телячьей кожи, а у богатых из персидского и турецкого сафьяна. Сапоги носили до колен и служили вместо штанов для нижней части тела. Сапоги имели подковы с множеством гвоздей, у царей гвозди были серебряные. Чоботами назывались полусапожки с остроконечными носками, поднятыми к верху. Башмаки носили не только мужчины, но и женщины. В старину носили также четыги иначе поговицы. Эта обувь заимствована у татар. Она состояла из сафьянового чулка до колен. При сапогах и чоботах носили чулки шерстяные или шелковые, а зимой - меховые. Женская обувь была такой же, как и мужская. Посадские жены носили сапоги и чоботы, дворянки ходили в башмаках и чоботах. Бедные крестьянки носили исключительно лапти. Вся обувь, кроме лаптей, была цветная, ярких красок, украшенная узорами и даже жемчугом.
В знатных семьях имелись платки для утирания носа. Их носили не в карманах, а в шапках. Изготовляли их из тафты и оторачивали золотой бахромой. Простой народ платками не пользовался, но от этого совершенно не страдал.
Удивительный мир устного народного творчества возник в давние времена, когда люди поклонялись силам природы, не умея объяснить их. Они не понимали, почему день сменяется ночью, гремит гром и сверкает молния, почему одни растения помогают людям, а другие вредят. Народ хотел понять все, что происходит вокруг, хотел научиться управлять силами природы и не зависеть от них.
Мечты и надежды людей на лучшую жизнь, их вера в справедливость и победу над злом нашли отражение в сказках, былинах, песнях, пословицах и поговорках, которые передавались устно от одного поколения к другому. Позднее их стали собирать и записывать. Теперь мы можем прочитать любое произведение, которое когда – то можно было только слушать.
Давайте вспомним о различных видах устного народного творчества. Пословицы и поговорки – один из видов народного творчества. В пословицах и поговорках заключается мудрость народа, его отношение к труду и лени, добру и злу, правде и лжи, мужеству и трусости, любви и ненависти. Не зря говориться: «Пословица недаром молвится. Пословица вовек не сложится».
Народная песня выражает мысли, чувства, надежды людей. Под песни рубились избы по всей Руси. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Песни бывают разные: хороводные, колыбельные, лирические, исторические, шуточные.
Былины – это героические сказания, сложенные народом Древней Руси. Герои былин самоотверженно преданы Родине, своей земле, народу. Это пахарь Вольга, о котором в былине воспевается важность крестьянского труда. Гусляр Садко – совершающий далекие путешествия, но преданный только родной земле. Это отважные воины – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, которые ради спокойствия и благополучия на Руси и ее народа бились с врагами.
Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том чего не бывает. Во всех сказках, будь то волшебные, о животных или бытовые, неизменным остается одно – добро побеждает зло. Долгими зимними вечерами в русских избах слышались песни и частушки. В песнях выражалась и боль русского народа, и радость, и любовь, и ненависть.
Гостеприимство. Во все века, с тех пор как люди стали общаться друг с другом, помимо гостей званых, бывали и гости, приходящие не вовремя и нарушающие этим все наши планы.
Очень гостеприимным был простой люд. Народное гостеприимство восходило к старинному славянскому обычаю, по которому гость, путник или путешественник пользовался не только столом и домом, но и покровительством хозяина. Обидеть гостя не разрешалось ни в коем случае, даже если это был враг. Гостя нужно было накормить и приютить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа"Горница""
программа дополнительного образования детей детское объединение "Горница"...
Программа "Горница"
Программа "Горница" - программа по русскому народному творчеству, для учащихся доп. образования. Срок реализации 3 года. Возраст 7-12 лет....
«Посиделки в русской горнице» для 5-9 классов
Цели урока:- развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей школьников, сплочение коллектива, активизация культурного досуга школьников;- воспитание духовно – нравственных ...
«Посиделки в русской горнице».
Цели урока:- развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей школьников, сплочение коллектива, активизация культурного досуга школьников;- воспитание духовно – нравственных ...
Методическая разработка СЦЕНАРИЙ проведения клуба "Горница" Праздник для кружковцев СЮТур «Мальчишки и девчонки»
В этой методической разработке дается сценарий проведения традиционного праздника для кружковцев СЮТур "Горница" "Мальчишки и девчонки"...
Мини-музей"Русская горница"
Создание выставки в своем учереждении....
Праздник русской народной песни "Во горнице" для 1-4 классов
Праздник русской песниЦель : приобщение детей к русской культуре.Задачи:– Пробудить интерес к истории возникновения русской песни– Познакомить с многообразными жанрами русской песни– Расширить знания ...