Рабочая программа кружка по гобелену
рабочая программа по теме
Ткачество – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В геометрических и растительных узорах, колорите, способов передачи орнамента, в построении композиции можно проследить традиционность художественных и технических приемов, присущих творчеству того или иного народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_prepodavaniya_kruzhka_gobelena.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №27
Рабочая программа
кружка по гобелену
(внеурочная деятельность ФГОС второго поколения)
учителя технологии
Ильиной Татьяны Павловны
Хабаровск
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе «ГОБЕЛЕН- РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО»
Ткачество – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В геометрических и растительных узорах, колорите, способов передачи орнамента, в построении композиции можно проследить традиционность художественных и технических приемов, присущих творчеству того или иного народа. Узорным ткачеством славились Поволжье, Украина, Белоруссия, Татария, республики Средней Азии, большинство областей Центральной России. Изделия каждого центра ручного ткачества имеют свои неповторимые колористические и орнаментальные особенности, что позволяет безошибочно отличить их друг от друга.
Существует множество приемов ручного узорного ткачества. Ткаными узорами украшалась одежда. Узорные домотканые изделия играли огромную роль в украшении жилища, при оформлении праздников, бытовых и свадебных обрядов.
Ручное ткачество сохраняет свое значение и в наши дни. Многие художественные традиции ручного народного ткачества находят продолжение в работах художников, создающих рисунки для тканей и различных изделий ручного и машинного производства.
Наряду с этими видами ручного ткачества развивался такой вид декоративно-прикладного искусства, как изготовление шпалер – безворсовых настенных ковров с сюжетными композициями. Шпалеры начали ткать в Западной Европе в XII-XIII вв., особенно ценились работы ткачей французской королевской мануфактуры гобеленов, названных так по имени известных еще в XV в. красильщиков и ткачей Гобеленов. В России производство шпалер началось при Петре I в Петербурге, где в 1917 г. была освоена шпалерная мастерская.
В настоящие время гобеленами называют все ворсовые и гладкотканые сюжетные и бессюжетные ковры ручной работы. В современном гобелене наряду с традиционными ткацкими материалами используются синтетическое сырье, пенька, морская трава и др. сама технология претерпела ряд изменений, наряду с классическими приемами тканья гобеленов художники используют более свободную систему переплетения.
Задача руководителя кружка – познакомить детей с этим видом декоративно-прикладного искусства, показать богатство и разнообразие ручного ткачества. Целью занятий в кружке являются развитие трудовых технических навыков изготовления изделий, развитие эстетического вкуса, творческой активности. Важно привить кружковцам интерес к народному искусства, уважение к труду, развить трудолюбие и усидчивость.
Программа кружка «гобелен» рассчитана на 144 часа в год, 4 часа в неделю (по 2 часа 2 раза в неделю).
В кружок принимаются школьники V-VII классов, не более 15 человек в группу, иначе руководитель не сможет дать индивидуальную консультацию учащимся.
Организация кружка начинается с подготовки помещения, приобретение материалов.
Для проведения занятий в кружке требуется оборудование: рабочие столы, подвесная доска для показа технологий выполнения рабочих приемов чертежей, наглядных пособий и т. д.; гладильная доска; утюг; шкафы для хранения наглядных пособий, таблиц и чертежей, рам; приспособление для намотки ниток.
Для выполнения изделий нужны следующие материалы и оснащение: деревянные рамы размером 50х50, 50х60 и 60х80 с набитыми гвоздиками через 0,5 см. по коротким сторонам, настольные ткацкие станки: Нинки для утка (льняные, шерстяные, синтетические, конский волос, пенька, овечье руно и т. д.).
На занятиях используют наглядные пособия, образцы основных приемов тканья, готовые образцы изделий.
Необходимо строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Знакомя кружковцев с образцами народного ткачества следует, посетить с ними выставки декоративно-прикладного творчества, краеведческий музей, познакомить их с национальными традициями своего края.
При изучении простейших приемов ткачества кружковцам предлагается выполнить несложный сувенир, а затем, освоив основные приемы тканья, можно перейти к более сложным работам. В конце учебного года кружковцы выполняют коллективную работу, которая может состоять из отдельных элементов. Коллективное выполнение задания имеет большое воспитательное значение, сплачивает коллектив.
Тематический план занятий:
Тема | Количество часов | ||
Всего | На теоретич. Занятия | На практич. занятия | |
Вводное занятие. Знакомство с композицией, орнаментом, ритмом, и цветом Основы ручного ткачества Понятие об основе, утке, плотности тканья. Подбор нитей основы и утка. Натягивание основы на раму. Приемы ткачества. Уравнительная плетенка – «цепочка». Вязка ремизок. Полотняное переплетение. Экскурсия в краеведческий музей на выставку декоративно-прикладного искусства. Сувенир, изготовленный несложным орнаментом (полоски, рисунок кубиками, треугольниками и т. д.) Салфетка, выполненная «сапожковским» закладным ткачеством. Пояса. Коврик к кукольной кроватке. Салфетки с растительным орнаментом. Салфетки с центром в круге. Декоративное панно «Наш город» Итоговое занятие Итого:
|
2
2 2 2
8 10 12 24 12 12 56 2
144 |
2
1 - 2 1 1 1 1 - 1 1 2 13 |
- 1 2 - 7 9 11 23 12 12 55 - 131 |
ПРОГРАММА
Вводное занятие. Ткачества – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Задачи и план работы кружка. Правила поведения кружковцев. Материалы и оборудование, необходимые для занятий. Правила безопасности труда. Значение композиции, ритма и цвета в ручном ткачестве.
Основы ручного ткачества. Что такое «уток», «основа». Правила подбора ниток для ткачества. Какой должна быть плотность тканья. Как подбираются нити основы и утка. Натягивание основы на раму.
Приемы ткачества. Плетение уравнительной плетенки «цепочки», вязка ремизок и полотняное переплетение.
Экскурсия. Знакомство детей с гобеленом, как видом декоративно-прикладного искусства; с историей и видами ручного ткачества. Знакомство с изделиями ручного ткачества мастеров этого вида народного творчества.
Сувенир. Знакомство с видами орнаментов в полосе, квадрате, круге.
Изготовление сувенира в виде небольшого панно с орнаментом по предложенным эскизам.
Практические занятия . Выполнение эскизов сувенира-панно. Расчет основы. Подбор нитей для работы. Натяжка основы на раму. Вязка ремизок. Освоение приемов орнаментального ткачества. Выполнение изделия. Снятие изделия с рамы. Закрепление основы. Оформление сувенира.
Салфетка Сапожковское закладное ткачество. Символика геометрический узоров. Орнамент, характерный для сапожковского закладного ткачества. Рвзработка орнамента по мотивам сапожковского ткачества.
Практические занятия . Выполнение эскизов салфетки. Расчет основы. Подбор нитей для работы. Натяжка основы на раму. Вязка ремизок. Освоение приемов закладного ткачества. Выполнение изделия. Снятие изделия с рамы. Закрепление основы. Оформление салфетки.
Пояс. Узорные пояса – красочное дополнение к одежде. Значение пояса в нарядном костюме. Технология изготовления поясов (дерганье, плетение, тканье на дощечках). Орнаментальные мотивы поясов.
Практические занятия. Зарисовка узоров. Подборка нитей для пояса. Выполнение пояса. Оформление пояса (изготовление кистей, помпонов).
Коврик к кукольной кровати. Знакомство композицией в прямоугольнике. Знакомства с видами ковроткачества, с геометрическими орнаментами.разработка композиции.
Практические занятия . Выполнение эскизов коврика. Расчет основы. Подбор нитей для работы. Натяжка основы на раму. Вязка ремизок. Выполнение изделия. Снятие изделия с рамы. Закрепление основы. Оформление коврика.
Салфетка. Знакомство с видами растительного орнамента. Разработка эскиза и композиции салфетки.
Практические занятия . Выполнение эскизов салфетки. Расчет основы. Подбор нитей для работы. Натяжка основы на раму. Вязка ремизок. Освоение приемов орнаментального ткачества. Выполнение изделия. Снятие изделия с рамы. Закрепление основы. Оформление салфетки.
Салфетка. Знакомство с видами орнамента в круге. Разработка эскиза и композиции салфетки.
Практические занятия . Выполнение эскизов салфетки. Расчет основы. Подбор нитей для работы. Натяжка основы на раму. Вязка ремизок. Освоение приемов орнаментального ткачества. Выполнение изделия. Снятие изделия с рамы. Закрепление основы. Оформление салфетки.
Декоративное панно «Наш город». Знакомство с искусством шпалер. История развития шпалерного искусства в России. Декоративное панно. Его роль в украшении жилого помещения и общественного интерьера. Новые материалы в художественном решении современного панно. Технология изготовления. Выбор сюжета для декоративного панно.
Практические занятия. Выполнение эскизов. Разработка отделочных частей панно. Изготовление шаблонов для работы. Подбор нитей. Расчет основы. Уравнительная плетенка. Вязка ремизок. Технология современных приемов тканья. Выполнение изделия. Снятие с рамы. Оформление декоративного панно.
Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ кружковцев, обсуждение их и анализ. Подведение итогов работы за год.
Список использованной литературы:
- Берадулин В. А. Основы художественного ремесла.-М.; Просвещение, 1979
- Козлов В. Н, Основы художественного оформления текстильных изделий. Учебник для ВУЗов. -М.; Легкая и пищевая промышленность, 1981
- Березина Л. Русское ручное ткачество. –М.; Легкая индустрия, 1977
- Савитская В. Превращение Шпалеры, -М.; «Галарт»,1995
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. –М.; Просвещение, 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе
Программа рассчитана на 33 учебных часа....
Рабочая программа кружка "ГОБЕЛЕН"
В кружок принимаются школьники V-VII классов, не более 15 человек в группу, иначе руководитель не сможет дать индивидуальную консультацию учащимся.Организация кружка начинается с подготовки поме...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English» для 2-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...