Методы обучения
план-конспект урока по теме
Конспект урока по педагогике. тема: Методы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к уроку
Дисциплина: Педагогика
Специальность: 050146 – Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки)
Группа: 622
Количество часов в неделю: 4 часа
Программа по изучаемой дисциплине составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности «050146 – Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки)». Автор-составитель: Никифорова Н.А.
Раздел 6.
Тема: Основы развивающего обучения
Урок № 1. Всего на данную тему отводится 4 часа.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Технология: информационно-коммуникативная
Подходы: деятельностный, личностно-ориентированный, творческий.
Обратная связь: Рефлексия
Цель урока: создать условия для определения характеристик развивающего обучения
Задачи урока:
- образовательная: научить определять методы обучения от других категорий педагогики; изучить различные классификации методов обучения; определить структуру и функции методов обучения.
- развивающая: способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, владеть рефлексией; способствовать развитию творческого воображения, мышления.
- воспитательная: способствовать воспитанию исполнительности, добросовестности, ответственности, работоспособности, активности, чувства коллективизма, формировать умение слушать других.
На уроке используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. В основе групповая форма работы, где между студентами происходит учебный диалог. Индивидуальная форма была реализована в диалоге внутри группы. Также реализуется такой стиль образовательного общения, как самостоятельное усвоение учебного материала в группе.
На первом этапе урока был использован игровой метод – учебная игра «футбол» с целью: повторить знакомые термины, которые являются основой для изучения нового материала (закон, закономерность, принцип, правило, метод, взаимодействие, преподавание, учение, обучение), вместе с тем, снять психологическое и физическое напряжение.
Также студенты имели возможность проанализировать различные определения понятия «метод», тем самым прийти к выводу, что данное понятие многогранно и имеет двусторонний характер. Данная работа способствует развитию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное.
Развитию воображения способствовала ситуация с представлением пространственной модели метода обучения.
Был использован один из активных методов обучения – деловая игра. Суть игры заключается в активизации мышления студентов, повышении самостоятельности, развитии творческого мышления. В процессе деловой игры студенты показывают умение самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы. Данный метод раскрывает личностный потенциал студента. В процессе подготовки и проведения каждый получил возможность для самоутверждения и саморазвития.
Проблемным вопросом пыталась подвести к выяснению значимости методов обучения в педагогической деятельности.
В целом на уроке создаются условия для активной деятельности студентов, чтобы студенты не получали знания в готовом виде, а пытались при помощи рассуждений, анализа узнать новое. Примеры этому могут быть: задание на определение функций методов обучения и работа по схемам (структура методов обучения).
На рефлексивно-оценочном этапе проведена рефлексия проделанной работы. Заострила внимание на значимости знаний о методах обучения в дальнейшей деятельности.
Основные этапы урока: I этап - вводно-мотивационный
II этап - операционно-содержательный
III - рефлексивно-оценочный
Средства обучения: раздаточный материал, мультимедиапроектор, экран, доска
Учебники:
- Педагогика./ Под. Ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002.
- Подласый И. П. Педагогика. М.: Владос, 2000.
- Сарапулов В. А. Дидактика: теория и практика обучения. Чита: ЗабГПУ, 2001 – 288 с.
- Смирнов В. И. Общая педагогика. М.: Логос, 2003 – 304 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 448 с.
Ход урока
№ этапа урока | Деятельность преподавателя | ссылки | Деятельность студента |
I. Вводно-мотивационный 1.1. Актуализация знаний II. Операционно-содержательный 2.1. Сообщение темы урока 2.2. Работа над новым материалом 2.3. Творческая работа 2.4. Сообщение новых знаний III. Рефлексивно-оценочный | - Приветствие. - Предлагаю вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке? - Для чего нам необходимо знать закономерности и принципы обучения. - Для закрепления знаний пройденного материала я предлагаю сыграть с вами в «футбол». - Назовите по цепочке принципы обучения, с которыми вы знакомы. - задание: из данных слов собрать определение. Что это? Сегодняшний урок предлагаю посвятить теме: методы обучения. Что бы вы хотели узнать о методах обучения? Таким образом, нам нужно раскрыть 3 вопроса:
- задание: прочитайте и проанализируйте каждое определение. - что вы можете сказать об этих определениях? - до сих пор ученые - дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути данной категории. Проблема заключается в многогранности этого понятия. По мере накопления знаний о человеке, его психических возможностях и способностях меняются взгляды на процесс обучения. Это приводит к разработке и созданию новых способов обучения, следовательно, к появлению других определений понятия «метод обучения». - но, несмотря на различные определения можно отметить что-то общее, что сближает точки зрения авторов? Что?
- в чем различия? - таким образом, можно сказать, что методы обучения включают в себя работу учителя и деятельность ученика; организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Тем самым понятие метод обучения имеет двусторонний характер. - как мы уже выяснили, методы обучения характеризуются многогранностью, т.е. это многомерное явление, которое отражает различные стороны процесса обучения. Можете ли вы представить его пространственную модель. - говоря о методах обучения, могу сказать, что ученые попытались наглядно смоделировать метод обучения – представляют в виде кристалла, который сверкает множеством граней. Объясняют они это тем, что в методах обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы и формы обучения. - как вы думаете, сколько насчитывается методов обучения? - методы существуют различные. С течением времени они постоянно развиваются, совершенствуются. Для удобства все методы подразделяются на группы, классифицируются по различным основаниям. - Творческое задание. Деловая игра «Нобелевский лауреат». На прошлом уроке мы разбились на 3 группы – 3 научно-исследовательских институтов. Все институты получили задание. - Сегодня состоится заседание комитета по присвоению нобелевской премии. Жюри (гости урока) оценят вашу работу по следующим критериям: - итак, свое выступление институты готовят по следующему плану: 1. реклама институтов 2. выступление 3. вопросы команд. - Затем жюри подведет итоги и состоится присвоение звания «Нобелевский лауреат». - итак, заседание комитета по присвоению нобелевской премии прошу считать открытым. (В ходе выступление преподаватель корректирует работу групп). - Награждение победителей. Вручение «премии». -подведем итог. - В настоящее время получили широкое распространение активные методы обучения (учебные игры, анализ конкретных ситуаций (кейсы), имитационное моделирование и т.д.), методы программированного обучения. Следующий урок посвятим изучению современных методов обучения. - мы рассмотрели различные методы обучения, а для чего они необходимы? - методы обучения выполняют определенные функции. Задание: определить и записать эти функции. - В составе методов обучения выделяются приемы. Прием – элемент метода, структурная часть, шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием. Прием – более частное понятие по отношению к понятию метод обучения, это деталь метода. Например, известный метод обучения – работа с книгой. Приемы данного метода могут быть конспектирование, чтение, аннотирование. Также в структуре методов обучения выделяют объективную часть (не зависит от учителя) и субъективную часть (зависит от учителя). Например, рассказ учителя – имеет общие свойства, характерные для всех рассказов. Но рассказ в исполнении конкретного учителя имеет неповторимые особенности. Исходя, из вышесказанного сделаем обобщение. - итак, что мы узнали? На какие вопросы, поставленные в начале урока, мы получили ответы? Что вас заинтересовало? Что бы вы еще хотели узнать о методах обучения? В дальнейшем где вам пригодятся знания о методах обучения (в вашей педагогической деятельности)? - а кто может назвать методы обучения, которые я использовала сегодня на уроке? - дом. задание: используя раздаточный материал и дополнительные источники, в т.ч. Интернет составить и заполнить таблицу «Исторический характер развития методов обучения». - выставление оценок. | Прил. 1. Слайд 1. Слайд 2. Прил. 2. Слайд 3. Прил. 3. Слайд 4. Прил. 3. Слайд 5. Слайд 6. Прил. 4. Слайд. 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. Слайд 2. | Приветствие. О закономерностях, принципах и правилах обучения. Для правильной орг-ции проц. обуч. Студенты дают определения понятиям: закон, закономерность, принцип, правило, метод, обучение,… Студенты перечисляют принципы обучения Методы обучения Что это? Для чего используем в процессе обучения? из чего состоят? Какие выделяют методы обучения? Работа с раздаточным материалом И.Ф. Харламов – на первом месте выделяет деятельность учащихся. Кроме организации учебно-познавательной деятельности учащихся выделяют обучающую работу учителя. Ю.К. Бабанский – выделяет деятельность учителя (преподавателя) и деятельность учащихся (учение). Они взаимосвязаны Н.В. Савин – подчеркивает равноправие и равнозначность обеих сторон Т.А.Ильина – главной задачей учителя определяет включение учащихся в учебный процесс и помощь в организации учебной деятельности. Метод обучения определяют как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Студенты описывают представленные модели Множество Выступление команд. Т.к. при помощи методов обучения осуществляется взаимодействие учителя и учащихся Работа с раздаточным материалом. Студенты выделяют функции методов обучения Студенты записывают главное. Обобщение: в структуре мет. обуч. выделяют различные приемы – детали метода. Также выделяют объективную и субъективную части методов. Студенты делают обобщения по плану урока. Пытаются определить методы обучения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»
Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...
"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.
Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
ПРОГРАММА ПК: «Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС».
Эта программа была представлена в рамках конкурса РОСАТОМ....
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала
Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...