"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.
статья по теме
Описание системы работы учителя
Мешковой Марины Анатольевны,
учителя русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_1.doc | 379 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Есеновичская средняя общеобразовательная школа»
Описание системы работы учителя
Мешковой Марины Анатольевны,
учителя русского языка и литературы
с. Есеновичи
2011 г.
БАЗА.
МОУ «Есеновичская СОШ» расположена в 50 км от районного центра. Педколлектив школы состоит из 19 человек, в школе 11 классов-комплектов.
С 1-го по 11-ый классы обучается 142 учащихся. Это дети, проживающие в селе Есеновичи, Бухолово и близлежащих деревнях – Фешино, Кузлово, Юсино, Борзыни, Васильково. В основном, это дети колхозников, рабочих льнозавода, материальное положение которых довольно сложное. Родители имеют среднее и среднее специальное образование, менее 4% родителей имеют высшее образование. Есть дети из неполных, многодетных и неблагополучных семей. Дети различаются по социальному положению, уровню обучаемости и своим психологическим качествам.
О СЕБЕ
Мешкова Марина Анатольевна – учитель русского языка и литературы МОУ «Есеновичская средняя общеобразовательная школа».
Окончила в 1989 году Торжокское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы». В 2002 году прошла курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы при ТОИУУ в г. Твери и получила рекомендацию на аттестацию на II квалификационную категорию. В 2003 году успешно прошла аттестацию на II квалификационную категорию в 2008 подтвердила ее.
Педагогический стаж работы учителем русского языка и литературы – 21 год.
Награждена в 2004 году грамотой РОО «За многолетний добросовестный труд в воспитании и обучении учащихся».
В 2006 году стала финалистом районного этапа всероссийского конкурса «Учитель года».
Тема по самообразованию «Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся»
В своей работе выявила следующие противоречия и наметила пути их решения.
ПРОТИВОРЕЧИЯ,
РЕШАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Между освоением содержания и формированием у учащихся
учебного материала по русскому положительного отношения
языку и литературе к самому процессу познания,
к процессу труда и
процессу познавательной
активности.
Между традиционными формами и необходимостью проведения
преподавания уроков, побуждающих к
развитию познавательной
активности учащихся.
Между тем, что на уроке необходима и тем, что степень активности
познавательная активность учащихся школьников зависит от умения
учителя активизировать их,
то есть является реакцией на
методы и приемы работы
учителя.
Между тем, что каждый ученик и невозможностью добиться
должен овладеть знаниями и этого фронтальными способами
умениями в соответствии с обучения.
своими способностями и возможностями
ЦЕЛЬ.
Создать условия для организации познавательной деятельности учащихся с различным уровнем познавательной активности и развития индивидуальных, творческих способностей школьников.
ЗАДАЧИ.
- 1. Разработать методику применения познавательных задач, дидактических игр и проверочных работ на уроках русского языка и литературы, развивая познавательную активность и творческую деятельность учащихся.
- 2. Создать условия, в которых у каждого ученика возникает необходимость в соответствующих знаниях и умениях и возможность овладеть ими в соответствии со своими возможностями.
- Организовать познавательную деятельность учащихся посредством проведения нестандартных уроков, применения игровых технологий обучения.
- Формировать активное, самостоятельное, творческое мышление учащихся.
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Научность.
- Доступность.
- Последовательность и систематичность.
- Терпимость и доброжелательность.
- Сотрудничество и взаимопомощь.
СОДЕРЖАНИЕ
- Модуль № 1. Учебно-дидактические игры как средство познавательной активности учащихся.
- Модуль № 2. Внеклассная работа по литературе и русскому языку.
- Приложения к модулю № 1.
- Приложения к модулю № 2.
- Результативность.
Модуль 1
Учебно-дидактическая игра
как средство развития познавательной активности учащихся
Что это:
- Приобщение учащихся к искусству слова,
- Богатству русской классической литературы,
- Чтение и изучение художественных произведений,
- Знакомство с биографическими и историко-культурными сведениями.
Зачем это:
- Расширить круг чтения учащихся,
- Развивать эмоциональное восприятие обучающихся,
- Научить анализировать, сопоставлять,
- Разработать уроки-игры для активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
Как это делается: проводятся уроки-игры, уроки-путешествия, творческие зачеты, творческие работы, используются дидактические игры на различных этапах урока.
Результат:
- Углубление знаний, повышение интереса к предмету,
- Развитие и активизация познавательной деятельности учащихся,
- Повышение мотивации к обучению.
Условия применения: 5 – 9 классы – уроки-путешествия, дидактические игры «Переводчик», «Соколиный глаз» и другие.
Модуль № 2
Внеклассная работа по русскому языку и литературе.
Что это: создание условий для самореализации личности. Повышение мотивации к обучению.
Зачем это:
- Привитие интереса к изучению русского языка и литературы,
- Развитие творческих способностей учащихся,
- Развитие умения работать со справочной литературой.
Как это делается: занятия проводятся в форме:
- КВН,
- Конкурсов чтецов,
- Конкурсов сочинений,
- Конкурсов на создание собственного оригинального текста,
- Лекции на определенную тематику,
- Литературной гостиной,
- Проведение Недели русского языка и литературы,
- Проведение предметных школьных олимпиад.
Результат:
- Углубление знаний по предмету,
- Повышение результата обучаемости,
- Формирование чувства прекрасного.
Условия применения: участие в конкурсах по желанию учащихся, 5-9 классы – КВНы, воспитанники детского сада – познавательный конкурс, 1-4 классы – тематические КВНы.
Приложение к модулю № 1.
- Урок в 6 классе «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
- Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Местоимение».
- Урок-игра в 5 классе «Путешествие в Соединенные Штаты Языкознания».
- Дидактические игры.
- Материалы для контроля знаний по русскому языку.
Эпиграфы к уроку:
«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
Анатоль Франс.
«Определите точно каждое слово и вы избавитесь от половины заблуждений».
Декарт.
Цели урока:
1. Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Лексика»
( о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, исконно – русских и иноязычных словах );
2. Совершенствовать навыки работы со словарями;
3. Воспитывать интерес к книге.
- Организационный момент.
- Представление, готовность к уроку, настрой класса на игру
- Объявление темы, целей урока, запись в тетрадь
- Проверка домашнего задания.
- Ребята, какую роль играют словари в жизни человека? Для чего они нужны?
1 ученик. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет звуков красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К.Г.Паустовский.
- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К. Г. Паустовский?
Варианты ответов учащихся
- Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Где же «живут» все эти слова?
( В словарях )
- Как расположены слова в словарях?
( В алфавитном порядке ).
Игра «Дежурная буква».
В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву. Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.
- Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
Запишите эпиграф в тетрадь.
ВОПРОСЫ:
- Какие словари русского языка вам известны?
- К каким словарям вы обращаетесь чаще всего?
- В каких случаях словари приходят к вам на помощь?
2 ученик. Если мы хотим узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если нас интересуют явления природы, нам хочется больше знать о планетах, истории цивилизаций – мы обращаемся к энциклопедическим словарям.
Если надо выяснить какую-нибудь информацию, связанную со словом (как пишется, как произносится слово, откуда оно произошло, какие значения имеет, какие слова имеют похожие значения, а какие слова имеют противоположные значения, каков морфемный состав слова) – мы воспользуемся лингвистическими словарями.
Учитель. Какие лингвистические словари вы знаете? (Учащиеся называют).
III. Знакомство со словарями
Учитель. К нам в гости пришли словари, но по дороге они потеряли свои обложки. Догадайтесь, о каком словаре пойдет речь?
- ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
- СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ.
«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
- ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.
«В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Черкидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами, биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы, фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
- СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ.
«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
- Конкурс рисунков.
Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки для словарей. Словари сами выбирают себе обложки, определяя победителей.
- Работа словарей с классом.
СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
- Я словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
Задание 1: Заменить словосочетания одним словом.
- Торжественный смотр физкультурников или военнослужащих на Красной площади. (Парад)
- В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир)
- Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. (Мандат)
Задание 2. Найдите в словарях иностранных словслова немецкого, английского, французского и греческого языков. Дайте толкование этих слов. (Работа в парах)
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
- Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т. е. выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т. д.
В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас прошу выполнить мои задания.
Задание 1.
Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос, как говорят о…
- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит).
- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться).
- человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла).
- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится).
Задание 2. Подберите фразеологизмы к словосочетаниям и словам:
- усердно трудиться (работать с огоньком, во все лопаться, засучив рукава);
- много (хоть пруд пруди, видимо-невидимо);
- мало (кот наплакал, всего ничего);
Задание 3. Подберите синомичные фразеологизмы:
- кот наплакал – с гулькин нос;
- как сельдей в бочке – яблоку негде упасть;
- во весь дух – на всех парусах;
- рукой подать – в двух шагах;
Задание 4. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименование частей тела:
- голова, ноги, глаза, нос, уши -
Толковый словарь
(рассказывает о себе)
Я – толковый словарь. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете! Зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание:
Задание 1. Объясните значение слова стол в каждом предложении.
- Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь посидишь.
- Почти все девушки жили в одной квартире, имели общий стол.
- Анна Ивановна работает в паспортном столе.
Задание 2. А теперь определите, какие значения имеет слово голова.
- Колхоз продал государству сто голов скота.
- Вдали показалась голова пахотной колонны.
- Он в неравном бою сложил голову свою.
- От бессонницы у него разболелась голова.
СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ
- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.
Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.
Игра «Переводчик».
Задание: кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.
- Доктор прописал пациенту инъекции.
- Разъяренная вьюга замела тропинки.
- Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
- Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
- Итог урока.
- Чему был посвящен наш урок?
- С какими словарями встречались мы сегодня?
- Какие еще словари вы знаете?
- К каким словарям мы обращались чаще всего? Почему?
- В каких случаях словари приходят к нам на помощь?
Домашнее задание:
Сказка о Пете.
Жил-был Петя. Был он ленивый, грубый, драчливый и очень безответственный. Не любил Петя учить уроки и всегда говорил: «Я и без грамоты проживу.» Тетради у него были грязные, учебники рваные. Вот какой плохой был ученик.
Однажды ночью Петя проснулся и услышал какие-то голоса. Он испугался и спрятался под одеяло, но ему стало очень любопытно и он стал прислушиваться. Очень скоро мальчик понял, что это разговаривают на книжной полки словари:
- Нужно ему помочь, – говорит толковый словарь.
- А как это сделать, – спрашивает словарь иностранных слов.
- Нужно взять его на буксир, – говорит фразеологический словарь.
- Как это, – изумился словарь синонимов.
- Будем с ним заниматься, – решил орфографический словарь.
- А я исправлю его характеристику, – пообещал словарь антонимов.
Ребята, а вы сами постарайтесь придумать и объяснить как помогли Пете словари?
Начало сочинения будет заключением, но некоторые слова нужно заменить антонимами.
Открытый урок в 6 классе
Тема:
Повторение, обобщение и систематизация знаний и умений по теме « Местоимение».
Употребление местоимений в устной и письменной речи.
Цели: 1) систематизация полученных умений и навыков.
2) повторение склонения местоимений.
3) словарная работа
4) формирование орфографической зоркости у учащихся.
5) развитие грамотной устной и письменной речи у учащихся.
6) развитие интереса к изучению русского языка
Оформление доски
Падежи (вопросы, предлоги) Учащиеся должны Знать Уметь | Дата. Тема. | Разряды местоимений |
Учащиеся должны
Знать: Уметь:
- Что называется местоимением. 1) Находить местоимение в тексте.
- Разряды местоимений 2) Склонять местоимения
- Как изменяются местоимения 3) Употреблять местоимения в
- Правописание орфограмм 43- 46 устной и письменной речи.
- Какие части речи заменяют.
ПРАКТИКА ТЕОРИЯ
- Организационный момент
- Приветствие
Я, ты, мы и НАМ и вам,
Кто и что, какой и сколько,
Этот, тот, такой и столько,
Нам, и вам, и мой, и твой,
Их, её, его и свой?
- Это, без сомнения,
Всё местоимения.
- объявление темы и целей урока.
- Проверка изученного материала, закрепление и повторение
- фронтальная работа с классом. Игра «Ромашка».
1 лепесток. Личные местоимения
1) кроссворд на 2 варианта - Какие местоимения называют
2) просклонять используя личными
предлоги - Как они изменяются?
1р ОН ОНА ОНИ (изменяются по падежам, в 3л по
у него у неё у них родам, имеют единственное и мно -
к нему к ней к ним жественное число, при склонение
его её их после предлогов Н у него, у неё, у
им ею ими них)
о нем о ней о них
2 лепесток. Возвратное местоимение
Составить предложение с -Какое возвратное местоимение?
фразеологическим оборотами -Как изменяется?
прийти в себя, себе на уме, (не имеет И.п., не имеет рода и
само собой, про себя, на себя числа)
не похож
3 лепесток. Вопросительное местоимение
1)Какие вопросы можно задать, (служат для выражения вопроса, кто
чтобы человек рассказал о себе и что не изменяются по родам и
упр. 384 числам, местоимение который
Какие местоимения вы употребили? Употребляется в выражение который
час)
- Где употребляется?
(В устной и письменной речи при
составление плана текста, сочинения,
в анкетах при приеме на работу)
4 лепесток. Относительные местоимения
1)Из простых предложений составить -Для чего служат?
сложные используя относительные -Какими членами предложения
местоимения, объяснить знаки препинания являются?
упр. 386 (служат для связи предложений в
1 группа – выделить грамматическую основу составе сложных, могут быть разными
2 группа - разобрать по членам членами предложения)
5 лепесток. Неопределенные местоимения.
1. Составить по 3 -На что указывают?
1 группа – предложения -Как изменяются?
2 группа – словосочетания (кроме некто и нечто изменяются по
с неопределенными местоимениями падежам, некоторые из них изменяются
объяснить правописание и графически по родам и числам)
выделить орф. 43-44 -Как пишутся приставки в неопред.
2. Где чаще употребляется неопределенные местоимениях, какая приставка?
местоимения? Почему? ( не пишется слитно, под ударением)
-Как пишутся приставки и суффиксы?
6 лепесток. Отрицательные местоимения.
Упр. 401, 402 Как образованны?
- Как изменяются?
- Когда пишется приставка не- и ни-?
- Как пишутся не и ни, если
отделяются предлогом?
( образованы от вопросительных
местоимений с помощью
приставок не- ни-, не- ударная,
ни- безударная, изменяются по
падежам, некого – нечего не им.
Им. п., если разделяются
предлогом, то пишут раздельно)
7 лепесток. Музыкальная пауза.
( физкультминутка под музыку ).
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Пойдем мягко, как лисята,
Ну а если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
III. Словарная работа.
Разминка «Диктант – загадка».
пособие «Конкурс Грамотеев» стр.69
IV. Употребление местоимений.
1) Игровая ситуация
Мальчик приходит из коридора и рассказывает: Вышел я отсюда, пошел туда. А там он. Он мне сюда. Я ему так, а он мне вот так. Вот мы и подрались.»
- Почему ничего не понятно?
2) Употребление местоимений
а) работа по таблицам
- Для чего употребляются местоимения в речи?
- Если не заменять, какая ошибка?
( речевая, повтор )
3) Закрепление
1 группа – выписать из рассказов Чехова предложения.
2 группа – стр. 136 «Конкурс Грамотеев» работа с учителем у доски.
V. Итог урока.
Подвести итог по записям на доске. На листочках дома написать, что понравилось на уроке, в чем затруднения.
VI. Домашнее задание.
Используя местоимения, заменяющие различные части речи, напишите:
1 группа – сочинение «Мой друг».
2 группа 3-5 предложений на эту тему.
УРОК-ИГРА
5 КЛАСС
МОУ «Есеновичская СОШ»
МЕШКОВА М.А.
2010
Урок повторения и обобщения
Цель урока: повторить в форме занимательной игры разделы языкознания и основные знания, полученные учащимися в 5 классе.
Задачи урока:
- Закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
- Способствовать развитию любознательности и любви к родному языку;
- Формировать умение работать в группах.
Оборудование:
- Карта;
- Карточки с заданием («посадочные билеты» с изображениями самолёта, автобуса, велосипеда и поезда);
- «Ромашка для гадания»;
- Костюмы для действующих лиц (астролога-предсказателя, экскурсоводов по штатам, пиратов, командиров экипажей, диспетчера и Знайки).
Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие. Я приглашаю вас в далёкую и загадочную страну и обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и некоторые опасности.
Кто хочет отправиться в Соединённые Штаты Языкознания?
Это государство расположено между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений.
Материк напоминает своими очертаниями две буквы: Р и Я. Догадались?
Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые командиры. Они будут стараться, чтобы все экипажи преодолели препятствия, и никто не отставал.
Командиры, готовы? Можно в путь!
(Входит астролог)
Астролог: Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут непреодолимые опасности? Может, не стоит рисковать? Может, лучше остаться дома? Не хотите? Так давайте я предскажу вам по звёздам каким будет ваше путешествие.
Козерогов ждут опасности в штате Пунктуация.
Водолеи будут подвержены нападениям пиратов в районе Больших Синтаксических гор.
Рыбам надо опасаться перелёта через океан Знаний, так как их могут подвести неверные знания.
Овны в штате Словообразование должны оказать уважение всем частям речи.
Тельцы в районе моря Грамотеев могут заразиться опасной болезнью ошиберией.
Близнецы в плавании по реке Чернильной истратят весь свой запас орфографических правил.
Раки и Львы столкнутся с коварством подлежащего и сказуемого.
Девы, находясь возле озера Знатоков Препинания, должны тщательно проверять сложные предложения.
Весам и Скорпионам советую изо всех сил заниматься морфологическим разбором.
Стрельцам нужно беречь силы для прохождения штата Орфография, где бушует орфографический вирус.
В целом путешествие благоприятно подействует на знания учащихся, необходимо только быть внимательными и трудолюбивыми.
Учитель: Значит, опасности будут, но мы их преодолеем! Ой, смотрите, цветок распускается у нас на пути. Да это же ромашка! Наверное, она хочет, что бы мы погадали на ней: доедем – не доедем, дойдём – не дойдём.
(Знайка отрывает лепестки ромашки, на которых написаны вопросы и отвечает, дети подсчитывают количество «знает» и «не знает»)
ВОПРОСЫ:
- Какие твёрдые согласные не имеют мягкой пары?
- Чего боятся безударные гласные?
- Где живут буквы?
- Какой звук можно обозначить разными буквами?
- Какие роли играет мягкий знак?
- Какие слова никогда друг с другом не соглашаются?
- Какая часть речи не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи?
- Какая орфограмма объединяет слова шорох, жёлтый и щётка?
- Какой знак препинания самый старый?
Учитель: Ребята, мы полетим на самолёте. Нам нужны билеты. Чтобы их получить, тоже нужно ответить на вопросы.
(Диспетчер раздает командирам вопросы, команды обсуждают их и, ответив, получают билеты).
ВОПРОСЫ:
- Когда буквы Е, Ё, Ю,Я обозначают два звука?
- Какие гласные звуки вы знаете?
- На какие группы делятся согласные звуки?
- Расскажите правило написания Ъ и Ь.
- Как знание фонетики помогает правильно писать приставки?
Учитель: Итак, перелёт совершён, нас встречает очаровательный экскурсовод штата ФОНЕТИКА.
Экскурсовод: Самолёт произвёл посадку в городе Звукинске – столице штата Фонетика. В штате живут звуки речи: гласные и согласные. Самые красивые места в штате – Большие Йотированные озёра. Форма их соответствует буквам Е,Ё,Ю,Я, которые могут прятать звук [й] в начале слова, после гласных и после знаков разделительных.
Малые шипящие озёра тоже очень красивы, но их окружают труднопроходимые леса. Можно подойти к ним только в том случае, если вы полностью выбросите из своей речи слова с буквами Ы,Ю,Я, которые так не любят шипящие Ж-Ш, Ч-Щ.
Жители штата, Звуки, любят водить за нос простодушных туристов, специально звучат так, что их трудно узнать. Но гласные при этом боятся ударения, а согласные боятся гласных, а поэтому справиться с ними можно: ОСЕНЬ – ОСЕННИЙ, МОРОЗ – МОРОЗЫ.
Отправляясь в путешествие по нашей прекрасной стране, не забудьте об уважении к звукам! Добро пожаловать в Соединенные Штаты Языкознания!
Учитель: Ребята, теперь нам нужно сесть в автобус. Опять билет – за ответ.
(Диспетчер раздаёт вопросы, а затем раздаёт билеты).
ВОПРОСЫ:
- О каких словах говорят «имеет окончание», а о каких – «Оканчиваются на …»?
- Для чего служит окончание?
- Как отделить окончание от основы слова?
- Почему корень является главной значимой частью слова?
- Что общего и в чём различие между приставкой и суффиксом?
Учитель: Все сели? В путь! А сопровождает нас замечательный экскурсовод штата СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Экскурсовод: Автобус следует в столицу штата Словообразование – город Частисловск. По пути следования автобуса вы видите в окна жителей штата , это Части Слова. Они живут в разных районах: Приставок, Корней, Суффиксов, Окончаний, Основ. Ежемесячно в столице штата происходит грандиозный праздник Великого Словообразования, где части слова образуют самые различные слова, строго наблюдая за тем, чтобы в слова не закралась ошибка. Законы в штате очень строгие: ошибка в корне наказывается штрафом, в приставке и суффиксе – арестом, а за ошибку в окончании следует вечная ссылка на озеро Нулевого Окончания, где нет ни дичи, ни рыбы, ни ягод, ни грибов. Поэтому надо напомнить некоторые правила туристам… Не надо? Вы их знаете? А ну-ка, например, как пишутся буквы Е и И в корнях с чередованием?
(Ребята отвечают).
Между тем автобус останавливается в Частисловске. Всего вам доброго!
Учитель: Ребята, дальше надо ехать на велосипедах. Чтобы получить велосипед, каждый член команды и капитаны должны позаботиться, чтобы любой, на кого укажет диспетчер, сумел ответить на вопрос.
ВОПРОСЫ:
- Что такое лексическое значение слова?
- Назовите противоположные понятия: однозначные слова - …, прямое значение слова - …?
- Подберите синонимы к словам Родина, восхищаться, исчезать.
- Что такое омонимы?
- Являются ли антонимами слова: утро – вечерний, белый – чернота, стареть – молодой, рано – поздно?
Учитель: Путь в штат ЛЕКСИКА открыт! Слово экскурсоводу.
Экскурсовод: Путешествие по штату Лексика обогатит ваш лексикон, т. е. словарный запас. Самые уважаемые предметы в штате – толковые словари. Жители штата никогда не расстаются с ними, поэтому удивляют приезжих своими глубокими познаниями. Самые большие знатоки штата собираются возле трёх гор: Антонимов, Синонимов и Омонимов, чтобы выбрать мудрейших. Рядом со штатом Лексика – штат ФРАЗЕОЛОГИЯ.
Учитель: Ребята, на дороге завал! В столицу, Лексиконск, можно попасть только в том случае, если мы разберем завал из слов, т. е. разделим их на группы.
На доске записаны слова:
Ключ
Лук
Бор
Злой
Добрый
Грубость
Очаровательный
Нежность
Восхитительный
Забавный
Смешной
Учащиеся «разбирают» завал:
Омонимы: ключ, лук, бор;
Синонимы: восхитительный – очаровательный, забавный – смешной;
Антонимы: злой – добрый, грубость – нежность.
Учитель: Вот и Лексиконск! Прощайте, велосипеды! Дальше начинаются районы, где почти нет дорог, высокие горы преграждают путь, ехать можно только на чудо-лошадках с пятью крылышками (пять крылышек – это подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельство).
Однако сначала надо ответить на вопросы. Отвечает любой человек из команды, на которого покажет диспетчер.
(Диспетчер раздаёт вопросы, капитаны готовят команду).
ВОПРОСЫ:
- Из каких частей состоит словосочетание? Привести пример.
- Из каких членов предложения состоят простые предложения? Привести примеры.
- Какие члены предложения называются однородными. Привести примеры.
- Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания? Приведите примеры.
- Чем различаются простые и сложные предложения? Приведите примеры.
Учитель: Итак, удобнее устраивайтесь на лошадках и послушайте по дороге, что вам поведает всезнающий экскурсовод штата СИНТАКСИС.
Экскурсовод: Штат Синтаксис – один из самых труднодоступных районов страны. В штате два города спорят между собой за право называться столицей: Подлежащее и Сказуемое. Оба города находятся в Больших Синтаксических горах, из которых по перевалу Вопросительных Членов Предложения можно проникнуть к озеру Знаков Препинания. Но путь возле озера опасен. Пираты захватили власть в штате ПУНКТУАЦИЯ и берут в плен тех, кто проникнет в этот район.
Ой, начинается сильный ветер из залива Восклицательного Знака! Это очень опасно! Если не остановить ветер, он может унести нас прямо в руки пиратов! Скорее придумывайте предложения с восклицательным знаком! Это единственный способ остановить ветер!
(Ребята придумывают предложения с восклицательным знаком, а в это время дверь класса неожиданно открывается, и в класс вбегают пираты с криками «Ага, попались!»).
Он в плену теперь у нас –
Этот класс! Целый класс!
Мы пираты-грамотеи,
Правильно писать умеем!
Наш послушайте приказ:
Если правильно сейчас
Спишите с доски слова
Да порядок наведёте
В знаках препинания,
Вас отпустим мы тогда –
Получайте знания!
(Учащиеся переписывают предложения и расставляют знаки препинания. Пираты «разбойничают» - проверяют тетради и толкают тех, у кого находят ошибки).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ДОСКЕ:
- Осень раздевает лес студит воду.
- Наступили холода всё чаще по утрам лужицы покрываются хрупким ледком.
- Ветер срывает одинокие листочки с деревьев свистит и гудит по ночам в трубах.
- Если за день ничему не научился зря прожил день говорит народная пословица.
- Ребята овладевайте русским языком
(Пираты уходят).
Учитель: Теперь мы можем продолжать путь. Нужны билеты на поезд, чтобы попасть в штат МОРФОЛОГИЯ.
(Диспетчер раздаёт вопросы, капитаны обменивают их на билеты)
ВОПРОСЫ:
- Назовите самостоятельные части речи.
- Назовите служебные части речи.
- Назовите постоянные грамматические признаки имён существительных.
- Назовите непостоянные грамматические признаки имён прилагательных.
- Как различаются глаголы I и II спряжения?
Учитель: Слово умнейшему экскурсоводу штата Морфология.
Экскурсовод: Штат Морфология пользуется особой славой. Только на территории этого штата стараниями его деятельного губернатора Глагола построена железная дорога. Поезд быстро доставит вас в столицу Морфобург. Здесь гостеприимные жители. Они сразу же покажут вам главную достопримечательность города: музей Частей Речи.
(Экскурсовод показывает изображение музея).
Добро пожаловать в Морфобург! А через весь город протекает река Чернильная. Здесь можно пересесть на лодки, и если хорошо налечь на вёсла, то через некоторое время вы попадёте в столицу штата ОРФОГРАФИЯ – город Грамотград.
Учитель: Плавание на лодках увлекательно, но на пути встречаются препятствия: пороги, водопады. Чтобы их преодолеть, надо применить свои знания по орфографии.
По мере прохождения порогов учащиеся записывают под диктовку в тетрадях и на доске следующие предложения:
- Е
- О
- В
- Д
- У лентяя Федорки всегда отговорки.
Учитель: И вот мы в Грамотграде. Наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться домой. Но эта замечательная страна ещё не раз позовет нас пройти по своим дорогам.
- Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?
- Доктор прописал пациенту инъекции.
- Разъяренная вьюга замела тропинки.
- Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
- Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
- Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?
- При проверке было выявлено немало дефектов.
- Он пишет мемуары.
- Ваши аргументы убедительны.
- Все работали с энтузиазмом.
- Мы гордимся нашим голкипером.
- В газете появилась информация о футбольном матче.
- В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
- Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими?
- Горят румянцем свежие ланиты.
- Старец нахмурил чело.
- Построен град великий над Невой.
Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идёт речь и доказать справедливость своей точки зрения.
- Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пёстрый ковёр красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
- Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передаёт ощущение зимней скованности природы.
- – Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
- Что с ним?
- Инфильтрат в левом лёгком под ключицей.
- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?
- Пятьдесят два, Роман Борисович.
- Назначьте его на консультацию к Зацепиной.
- Кто найдёт в тексте больше устаревших слов?
Снился Святославу смутный сон
В стольном граде в тереме высоком.
И, собрав бояр, поведал он,
Что узрел во мраке вещим оком.
(Н. Рыленков)
- Кто больше всех найдёт в тексте слов, использованных в переносном значении?
Хороший ветер
Я проснулся поутру.
Пляшет Солнце на ветру.
Веселятся все поля без меня.
И резвятся тополя без меня.
И смеётся вся земля,
И шмели снуют, звеня.
Всё на свете без меня, без меня!
И я тогда вскочил,
Башмаки скорей схватил.
Мне Ветер, Ветер, Ветер
Сказал, куда идти.
И мой хороший Ветер
Играл со мной в пути.
(Э. Мошковская).
Тест по теме: «Состав слова».
1. Найди слово, соответствующее схеме:
а) предлагать
б) ниспровержение
в) исстари
г) потемнело
д) звёздочки
2. Найти слова с буквой з в приставке:
а) бе..образие
б) ..десь
в) бе..подобный
г) ра..думать
3. Найти слова с буквой с в приставке:
а) сортировать
б) бессовестный
в) сибирский
г) нет такого слова
4. Найти слово с корнем -лож-:
а) возл..жить
б) возл..гать
в) и то и другое слово
г) нет такого слова
5. Найти слово с корнем -лаг-:
а) прил..гательное
б) прил..женный
в) и то и другое слово
г) предл..жить
6. Найти слово, соответствующее схеме:
а) хорошо
б) безвкусный
в) шелк
г) цыганка
д) нет такого слова
7. Найти слово с корнем -рост-:
а) р..сток
б) р..стение
в) перер..сти
г) нет такого слова
8. Найти слово с корнем -раст-:
а) Р..стислав
б) подр..сли
в) выр..сли
г) выр..стили
9. Найти слово, соответствующее схеме:
а) здоровье
б) сбросить
в) поеду
г) подумали
10. Найти форму слова трудный:
а) трудному
б) труднейший
в) потрудиться
г) трудность
11. Найти однокоренное слово к слову мечта:
а) мечты
б) мечтой
в) мечтать
г) нет такого слова
12. Найти слово с суффиксом -н-:
а) мечтательный
б) крупный
в) апельсиновый
г) караван
13. Найти слово с буквой о после шипящей в корне слова:
а) щ..лкнуть
б) щ..чка
в) ш..рох
г) щ..голь
д) ш..пот
14. Найти слово с буквой ё после шипящей в корне слова:
а) ш..в
б) ч..лка
в) крыж..вник
г) ш..колад
д) нет такого слова
15. Найти слова с буквой и после ц:
а) ц..трусовый
б) ц..плёнок
в) ц..почки
г) нет такого слова
16. Найти слово с буквой ы после ц:
а) ц..ркуль
б) ц..ферблат
в) улиц..
г) ц..гейка
д) нет такого слова
17. Найти слово с гласной и после ц:
а) околиц..
б) столиц..
в) ц..кнуть
г) нет такого слова
18. Где слова однокоренные:
а) корить – кора
б) резать – резкий
в) дом – домовой
г) справа – справедливый
19. В каком слове не обозначена основа:
а) еловый
б) перелетают
в) нет такого слова
Ответы.
Правильность выполнения задания проверяется по ключу:
1 – а,
2 – г,
3 – б,
4 – а,
5 – а,
6 – г,
7 – а,
8 – г,
9 – в,
10 – а,
11 – в,
12 – а,
13 – в,
14 – б,
15 – а,
16 – в,
17 – г,
18 – в,
19 – в.
Приложение к модулю № 2.
- Проведение Недели русского языка и литературы в 2009-2010 учебном году.
- Викторина «Знаешь ли ты русский язык?».
- Творческие работы учащихся.
НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
в МОУ «Есеновичская средняя общеобразовательная школа»
65-летию Великой
Победы посвящается
I этап – подготовительный.
- Создание организационного комитета
- Цели и задачи
Создать условия для самореализации личности учащихся;
Повышение мотивации к обучению у учащихся.
- Привитие интереса к изучению русского языка и литературы;
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Воспитание любви к Отечеству, малой родине.
- Участники предметной недели.
В предметной неделе принимают участие в качестве участников конкурсов, организаторов и слушателей учащиеся с 1-го по 11-й класс, дети детского сада.
4. План проведения предметной недели.
№ п/п | Название мероприятия | Срок | Место проведения, время |
1 | Общешкольное построение. Объявление номинаций, условий проведения конкурсов, оргкомитета, жюри. | 24.01.10 | Общешкольная линейка, 1 этаж |
2 | Конкурс чтецов
| 25.01.10 | Игровая, 13.10 Кабинет литературы, 14.50 |
3 | Тематическая беседа «Писатели дорогами войны»
| 26.01.10 28.01.10 | Кабинет химии, 14.50 |
4 | Конкурс сочинений «Летопись победы» | Срок сдачи работ – 28.01.10 | Кабинет литературы |
5 | Конкурс на лучшее стихотворение или рассказ, сочиненный учащимися | Срок сдачи работ 28.01.10 | Кабинет литературы |
6 | Писатели о русском языке (высказывание) | 24.01.10 | Вывесить на дверь класса |
7 | КВНы по классам:
для 4 класса
| 24.01.10 28.01.10 27.01.10 27.01.10 28.01.10 26.01.10 27.01.10 26.01.10 28.01.10 27.01.10 | Кабинет литературы, 14.00 14.50 14.50 13.55 13.55 13.55 Детский сад, 9.00 Кабинет 2-3 класса Кабинет 4 класса Кабинет 1 класса |
8 | Обсуждение работ учащихся жюри | 29.01.10 | Гостиная |
9 | Анкетирование учащихся | 31.01.10 | Кабинет литературы |
10 | Общешкольная линейка. Подведение итогов, награждение победителей. | 31.01.10 | Рекреация 2 этажа |
5. Сроки проведения недели. С 24 января по 31 января 2010 года
6. Структура предметной недели.
Оргкомитет: Мешкова М.А., Харчева Т.А.
Формирование жюри. В состав жюри вошли: заместитель директора по воспитательной работе Садова О.М., руководитель детского объединения «Альтаир» Румянцева Г.Е., учителя-предметники Литвинова О.Я., учащиеся Полеонова Юлия (10 класс), Савина Лариса (9 класс).
7. Проведение тематических конкурсов, мероприятий по классам.
Задание 1. Писатели о русском языке.
Цель:
- Развитие умения работать со справочной и другой литературой;
- Формирование навыков осмысления того или иного высказывания;
- Расширение кругозора учащихся.
Каждому классу найти высказывание о русском языке. Обсуждение отобранных вариантов. Оформление на ½ листа ватмана или на листе А4. вывесить на дверь кабинета литературы.
Задание 2. Сбор материала и оформление на тему «Летопись Победы» (из воспоминаний очевидцев и членов их семей).
Цель:
- Развитие умения написания сочинений разных жанров;
- Формирование личности, знающей историю своей родной страны;
- Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою семью.
Принимают участие учащиеся 5-11 классов.
Задание № 3. Сочинение или рассказ о Великой Отечественной войне.
Цель:
- Развитие умения создавать творческую работу на заданную тему;
- Совершенствование навыков по использованию средств выразительности;
- Воспитание патриотизма.
Принимают участие учащиеся 5-11 классов.
Задание № 4. Конкурс чтецов.
Цель:
- Формирование навыков выразительного чтения понравившихся стихотворений;
- Выявление творчески одаренных учащихся;
- Развитие интереса к чтению художественной литературы;
- Расширение кругозора учащихся.
Принимают участие ученики с 1-го по 11-ый класс. Первый тур – чтение наизусть стихотворений в классе. Второй тур – лучшие представители от класса читают стихотворения. Для чтения наизусть используются стихотворения поэтов о Великой Отечественной войне.
Задание № 5. Конкурс «Знатоки загадок»
Цель:
- Привлечение детей детского сада к участию в неделе русского языка и литературы.
- Привитие интереса к чтению.
- Воспитание личной ответственности в игре.
Принимают участие дети детского сада. Готовят задания и проводят конкурс учащиеся 8 класса.
Задание № 6. «В гостях у К.И.Чуковского». игра для учащихся 1 класса.
Цель:
- Преемственность в проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе;
- Привлечение учащихся начальной школы к участию в предметной неделе;
- Воспитание интереса к родному языку и литературе.
Принимают участие учащиеся первого класса. Подготавливают конкурс и проводят учащиеся 8 класса.
Ход игры:
- Знакомство.
- Аукцион.
- «Корзинка с потерянными вещами».
- «Уравнение с двумя неизвестными».
- «От двух до пяти». Конкурс сценок.
- «Любимые строчки».
- Подведение итогов.
Задание № 7. «Сказочный дом моделей». Литературная игра по сказкам для учащихся 2-4 классов.
Цель:
- Преемственность в проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе;
- Привлечение учащихся начальной школы к участию в предметной неделе;
- Воспитание интереса к родному языку и литературе.
Принимают участие учащиеся первого класса. Подготавливают конкурс и проводят учащиеся 8 класса.
Ход игры:
- Знакомство.
- «Сказочная одежда».
- «Сказочная волшебная обувь»
- «Сказочные головные уборы».
- «Сказочные бороды и причёски».
- «Сказочные аксессуары».
- Подведение итогов.
Задание № 8. Конкурс «Знатоки русского языка» для учащихся 6-го и 8-го классов.
Цель:
- Формирование навыков командной игры, повышение личной ответственности за игру команды;
- Выявление уровня знаний по русскому языку;
- Повышение интереса к изучению родного языка.
Ход игры:
- Создание команд. Выбор названия команды и капитана команды.
- «Кто быстрее?». Определение команды для первого хода.
- Отгадайте загадку.
- Конкурс капитанов.
- «Найди пару».
- «Найди ошибку».
- Подведение итогов.
Задание № 9. Литературные крестики-нолики. Игра для учащихся 10-11 классов.
Цель:
- Формирование навыков командной игры, повышение личной ответственности за игру команды;
- Развитие умения дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос;
- Показать знание материала, изученного на уроках;
- Воспитание интереса к изучению данного предмета.
Ход игры:
- Создание команд, определение права первого хода.
- «Экспресс-опрос».
- «Диалоги по картинке».
- «Бу-ри-ме».
- «Танцевальная мозаика».
- «Поэтическая россыпь».
- Подведение итогов.
II этап – проведение недели по плану.
I место – Громова Соня (9 класс). Стихотворение К.Симонова «Товарищ» (учитель – Мешкова М.А.).
II место – Какорина Екатерина (9 класс), стихотворение А.Твардовского «Я убит подо Ржевом» и Евстратова Ксения (7 класс), стихотворение А.Суркова «Двое» (учитель – Мешкова М.А.).
III место - Штыкова Ольга (7 класс), стихотворение Ю.Друниной «Зойка» и Павлюк Дмитрий (7 класс), стихотворение А.Твардовского «Рассказ танкиста» (учитель – Мешкова М.А.).
Для учащихся 5-7 классов и для учащихся 8-11 классов библиотекарем Кярт Н.И. проведены беседы. Тема «Писатели – дорогами войны». Цель: познакомить с творчеством писателей, участвовавших в Великой Отечественной войне; расширить кругозор учащихся, привить интерес к чтению художественной литературы.
26.01.2010 На шестом уроке между командами пятого класса проведен КВН «Путешествие по стране Языкознания» (учитель – Мешкова М.А.).
27.01.2010 в 9.00 начался конкурс «Знатоки загадок» в детском саду. Его подготовили и провели учащиеся 8 класса Иванова Наталья и Максимова Екатерина (учитель – Харчева Т.А.). Дети, отвечая на вопросы, были очень активны.
В первом классе, учащиеся 8 класса Харчева Оксана и Абрамова Любовь, провели игру «В гостях у К.И.Чуковского».
После шестого урока проведен конкурс «Знатоки русского языка» между командами 8 класса (учитель – Харчева Т.А.). победила команда «Гладиаторы» со счетом 48 баллов (команда «Планета обезьян» - 39 баллов).
На шестом уроке проведен КВН между командами 7 класса (учитель – Мешкова М.А.), который назывался «Страна Литературия».
28.01.2010 проведена литературная игра в 4 классе, которая была подготовлена ученицами 8 класса Харчевой Оксаной и Абрамовой Любой по материалам, предоставленным учителем начальных классов Басалаевой Т.И.
На шестом уроке проведен КВН «Знатоки русского языка» между командами 6 класса (учитель – Харчева Т.А.). победила команда «Звуки» со счетом 26 баллов («Знатоки» - 21 балл).
После шестого урока проведен литературный КВН между командами 9 класса (учитель – Мешкова М.А.).
27.01.2010 и 28.01.2010 года учащиеся предоставляли на суд жюри свои творческие работы. В конкурсе сочинений «Летопись Победы» и конкурсе стихотворений, сочиненных учащимися, принимали участие ученики 5-9 классов. Участие в этих конкурсах было довольно пассивное (позднее, в анкетировании будут даны объяснения: «болел(а)», «не было желания», «готовлюсь к экзаменам», «много уроков»).
Стихотворения представили:
- Орлов Михаил - 9 класс (учитель Мешкова М.А.);
- Густов Андрей – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
- Герасимова Ирина – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
- Стрелков Андрей – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
- Афлистов Вячеслав – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
- Громова Софья – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
- Какорина Екатерина – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
- Штыкова Ольга – 7 класс (учитель – Мешкова М.А.);
- Михеева Наталья – 5 класс (учитель – Мешкова М.А.);
- Кярт Анастасия – 5 класс (учитель – Мешкова М.А.);
- Курманова Светлана – 5 класс (учитель – Мешкова М.А.).
Сочинения предоставили:
- Герасимова Ирина – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
- Герасимова Оксана – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
- Громова Софья – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
- Максимова Екатерина – 8 класс (учитель – Харчева Т.А.);
- Абрамова Любовь – 8 класс (учитель – Харчева Т.А.);
- Евстратова Ксения – 7 класс (учитель – Мешкова М.А.);
- Штыкова Ольга – 7 класс (учитель – Мешкова М.А.);
- Евстратова Анастасия – 5 класс (учитель – Мешкова М.А.).
29.01.2010 проведено совещание жюри, которое обсудило работы учащихся, активность классов в Неделе русского языка и литературы, наметило призеров Недели.
I место – 9 класс;
II место – 7 класс;
III место – 5 класс.
Жюри утвердило призовые места в конкурсе чтецов.
Активно участвовали не только в конкурсах, но и проводили их учащиеся 8 класса: Абрамова Люба, Иванова Наталья, Максимова Екатерина, Харчева Оксана.
31.01.2010 проведено анкетирование учащихся.
Вопросы анкеты:
- В каких конкурсах принимал участие: а) высказывание (лично или от класса), б) чтецов, в) сочинений, г) стихотворений, д) КВН, е) беседа, ж) проводил конкурсы.
- Какие конкурсы понравились? Почему?
- Какие конкурсы не понравились? Почему?
- Что предлагаю провести в следующем году.
Для учащихся 10 и 11 классов был дополнительный вопрос «Почему не принимал участие?»
На общешкольной линейке проведено награждение.
Викторина проводится по теме «Словообразование и орфография в 6 классе.
На доске висит плакат, в его центре укрепляется вращающееся штурвальное колесо, к нему прикреплена стрелка, которая показывает на одну из пяти станций: «ИСТОРИЧЕСКАЯ», «ПРАКТИЧЕСКАЯ», «ТЕРЕТИЧЕСКАЯ», «СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ» и «МУЗЫКАЛЬНАЯ».
Класс разбивается на три команды (три ряда). По очереди каждый участник подходит к штурвальному колесу, раскручивает его и по остановившейся стрелке определяет, на вопрос какой станции он должен отвечать. Если представитель команды затрудняется в ответе, ему помогают члены команды.
За правильный ответ команда получает жетон, который прикрепляется в таблицу результатов.
Если стрелка покажет на «Музыкальную» станцию, звучит музыка.
В заключении викторины подводятся итоги, награждаются победители. На этой же встрече даётся задание к следующей викторине, которая будет посвящена имени существительному. Чтобы не оказаться в проигрыше, учащиеся старательно изучают указанный раздел и с нетерпением ждут очередных испытаний. Заинтересованность учеников в изучении русского языка при такой проверке знаний значительно возрастает.
- Каково происхождение слова сочетание?
«Чета» – два (славянское), «со» -вместе.
- Каково значение слова паркет?
Паркет – заимствованное в XVIII веке из французского языка. Исходное значение – «огороженное место, помост, возвышение»
- Каково происхождение слова предмет?
Предмет – словообразовательная калька с латинского языка – objectum. Появилось в русском языке в первой трети XVIII века.
- Какова история возникновения слова богатырь?
Богатырь – древнерусское заимствование из тюркского языка. Богатырь, вместо первоначального «богатурь», возникло под влиянием прилагательного «богатый» и слов с суффиксом «верь».
- Какова история происхождения слова вежливость?
Слово «вежливость» образовалось от слова «вежливый». Это древнерусское производное с помощью суффикса –влив- (современный –лив-) от неупотребительного сейчас «вежа» - «знаток», производного посредством суффикса -j- от «въъти» - «знать»; di >ж. первоначально – «знающий, опытный», с XVI века употребляется и в современном значении.
- Разобрать слово застеклить по составу.
- Разобрать слово прийти по составу.
- Назвать однокоренные слова к слову растение.
- Назвать слова с корнями -кас- и -кос-.
- Написать слово и объяснить правописание: сверхизысканный, безынтересный.
- Назвать способ образования слов спецкор, привокзальная.
- Подобрать синоним к слову бесчувственный.
- Подобрать антоним к слову безветренный.
- Написать три слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.
- Написать три слова с приставкой пре-.
- Написать предложение и объяснить правописание корня –кас-кос-
Касаюсь стены.
Прикосновение опасно.
- Объяснить правописание слов загоревший, загар.
- Что такое окончание слова?
- Что называется основой слова?
- Дайте определение корня слова.
- Дайте определение суффикса.
- Что называется приставкой слова?
- Сформулируйте правило правописания корня -КАС- - -КОС-.
- Сформулируйте правило правописания корня -ГАР- - -ГОР-.
- Когда после приставок пишутся буквы Ы – И?
- Сформулируйте правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-?
- Когда в сложных словах пишется соединительная О, а когда – Е?
- Назвать способы образования слов и привести примеры.
- Какие слова называются сложносокращёнными?
- Назвать способы образования сложносокращённых слов и привести примеры.
1. В каком слове семь букв О? ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ.
2. ШАРАДЫ:
1) С буквой К бери меня на покос,
А без К ужалю в нос. КОСА – ОСА
- Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы,
Откройте печь, и там найдёте
То, что не раз едали вы. ПИ-РОГ
- Что здесь написано?
Т И (КИТ)
Б
Б Б
Б Б
Б Б Б Б Б Б Б
Б Б
Б Б (ИЗБА)
100 Л (СТОЛ)
Жил на свете мальчик Коля
Не хотел учиться в школе.
Начинается урок.
Заливается звонок.
Ждет учитель. Где же Коля?
Коля снова на футболе.
Так проходит девять лет.
Нет желанья – знаний нет!
На линейке педагоги
Все стоят как по тревоге.
Что же Коля наш решит?
Чему себя он посвятит?
Коля «пасмурный» стоит
И ребятам говорит:
- Надоело мне учиться,
все науки, как горчица.
Надоело мне писать!
Надоело мне считать!
Надоело мне читать!
Буду лучше поступать!
Отправляется наш Коля,
Чтоб учиться, но не в школе.
Пришел Коля в театральное училище, в приемную комиссию.
- Здравствуйте, любезный Коля!
Как у вас успехи в школе!
Что нам можете сказать?
Что хотите показать?
- Я умею притворяться.
Даже перевоплощаться.
- Есть таланты, без сомненья
Напишите сочинение.
- Сочинение? Не-е-е. Я не умею.
Отправился Коля в кулинарный техникум.
Там комиссия сидит, строго Коле говорит:
- Расскажите, милый Коля,
Как у вас успехи в школе?
- Школу я чуть-чуть любил,
Там в столовую ходил.
Это, в том сомнений нет,
Самый лучший кабинет!
Там я кушал винегреты,
Лучше были бы конфеты,
Ел борщи, салаты ел.
Эти дни я не забуду
Точно! Поваром я буду!
- Безусловно вы талант!
Напишите-ка диктант!
- С вами что?
Какой диктант?
Я диктанты не люблю.
На уроках просто сплю
Орфограммы не учил,
Пунктограммы не зубрил.
Я на стадион ходил.
- Ну, тогда до свидания.
Отправился Коля без вдохновения
В медучилище для обучения
- Чем вы можете похвастаться?
- Я умею дать таблетку,
Я могу подать пипетку.
Дать горчичники могу
(А про знанья ни гу-гу.)
- Извините, милый Коля,
Вам учиться нужно в школе.
- Я в 10 класс пойду,
Репетиров найму.
Буду знания получать,
Все науки постигать.
- Азы, буки, веди –
Страшат, как медведи
- Нет. Я понял. Грамоте учиться –
Всегда пригодится!
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Использование игровых технологий дает возможность каждому учащемуся проявить свою индивидуальность. Активность на таких уроках возрастает. Подводя итог урока, с радостью отмечаю, что практически все учащиеся получили оценки «хорошо» и «отлично».
Использование дидактических игр помогает ребенку поверить в свои силы, что стимулирует его познавательную и мыслительную деятельность. Положительную динамику обучения можно проследить из года в год на примере одного из классов. Обученность детей за последние 5 лет – 100%, а качество обучения по русскому языку в течение последних трёх лет стабильно превышает 50%.
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРА
43
46
45
444
кроссворды
кроссворды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»
Нетрадиционные формы урока - одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...
Отчёт по теме самообразования "Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся"
Методические рекомендации по организации и проведении нестандартных уроков...
«Использование интерактивных методов обучения при компетентностом подходе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом о...
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В данной статье представлен опыт работы по развитию интереса обучающихся к изучению английского языка и социальной деятельности. Для развития познавательных мотивов применяются различные методы и приё...
Игра как один из видов учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка
Игра как один из видов учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка...
Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обученияТрадиционные уроки: уроки изучения нового мате...
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения. Слайд 2 Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, ...