"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.
статья по теме

 

Описание системы работы учителя

Мешковой Марины Анатольевны,

учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_1.doc379 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное образовательное учреждение

«Есеновичская средняя общеобразовательная школа»

         

Описание системы работы учителя

Мешковой Марины Анатольевны,

учителя русского языка и литературы

     

с. Есеновичи

2011 г.

                                                          БАЗА.

МОУ «Есеновичская СОШ» расположена в 50 км от районного центра. Педколлектив школы состоит из 19 человек, в школе 11 классов-комплектов.

С 1-го по 11-ый классы обучается 142 учащихся. Это дети, проживающие в селе Есеновичи, Бухолово  и близлежащих деревнях – Фешино, Кузлово, Юсино, Борзыни, Васильково.  В основном, это дети колхозников, рабочих льнозавода, материальное положение которых довольно сложное. Родители имеют среднее и среднее специальное образование, менее 4% родителей имеют высшее образование.  Есть дети из неполных, многодетных  и неблагополучных семей. Дети различаются по социальному положению, уровню обучаемости и своим психологическим качествам.

   

  О  СЕБЕ

Мешкова Марина Анатольевна – учитель русского языка и литературы МОУ «Есеновичская средняя общеобразовательная школа».

Окончила  в 1989 году Торжокское педагогическое  училище  по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы».  В 2002 году прошла курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы при ТОИУУ в г. Твери и получила рекомендацию на аттестацию на II квалификационную категорию.  В 2003 году успешно прошла аттестацию на II квалификационную категорию в 2008 подтвердила ее.

Педагогический стаж работы учителем русского языка и литературы – 21 год.

Награждена в 2004 году грамотой РОО «За многолетний добросовестный труд в воспитании и обучении учащихся».

В 2006 году стала финалистом районного этапа всероссийского конкурса «Учитель года».

Тема по самообразованию «Нетрадиционные формы и методы обучения.  Игра как один из методов активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся»

В своей работе  выявила следующие противоречия и наметила пути их решения.

ПРОТИВОРЕЧИЯ,

РЕШАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Между освоением содержания                        и                     формированием у учащихся

учебного материала по русскому                                            положительного отношения

языку и литературе                                                                   к самому процессу познания,

                                                                                                    к процессу труда и

                                                                                                    процессу познавательной                                                                                                                                        

                                                                                                    активности.

Между традиционными формами                   и                      необходимостью проведения

преподавания                                                                             уроков, побуждающих к

                                                                                                     развитию познавательной

                                                                                                     активности учащихся.

Между тем, что на уроке необходима             и                   тем, что степень активности

познавательная активность учащихся                                  школьников зависит от умения

                                                                                                  учителя активизировать их,

                                                                                                  то есть является реакцией на

                                                                                                  методы и приемы работы

                                                                                                  учителя.

Между тем, что каждый ученик                       и                 невозможностью добиться

должен овладеть знаниями и                                               этого фронтальными способами

умениями в соответствии  с                                                обучения.

своими способностями и возможностями

 

 

                       

ЦЕЛЬ.

   Создать условия для организации познавательной деятельности учащихся с различным уровнем познавательной активности и развития индивидуальных, творческих способностей школьников.

ЗАДАЧИ.

  1. 1. Разработать методику применения познавательных задач, дидактических игр и проверочных работ  на уроках русского языка и литературы, развивая познавательную активность и творческую деятельность учащихся.

  1. 2. Создать условия, в которых у каждого ученика возникает необходимость в соответствующих знаниях и умениях и возможность овладеть ими в соответствии со своими возможностями.

  1. Организовать познавательную деятельность учащихся посредством проведения нестандартных уроков,  применения игровых технологий обучения.

  1. Формировать активное, самостоятельное, творческое мышление учащихся.

 

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     

  1. Научность.
  2. Доступность.
  3. Последовательность и систематичность.
  4. Терпимость и доброжелательность.
  5. Сотрудничество и взаимопомощь.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Модуль № 1.  Учебно-дидактические игры как средство познавательной активности  учащихся.
  2. Модуль № 2.  Внеклассная работа  по литературе и русскому языку.
  3. Приложения к модулю № 1.
  4. Приложения к модулю № 2.
  5. Результативность.

Модуль 1

Учебно-дидактическая игра

как средство развития познавательной активности учащихся

Что это:

  1. Приобщение учащихся к искусству слова,
  2. Богатству русской классической литературы,
  3. Чтение и изучение художественных произведений,
  4. Знакомство с биографическими и историко-культурными сведениями.

Зачем это:

  1. Расширить круг чтения учащихся,
  2. Развивать эмоциональное восприятие обучающихся,
  3. Научить анализировать, сопоставлять,
  4. Разработать уроки-игры для активизации мыслительной  и познавательной деятельности  учащихся.

Как это делается:  проводятся уроки-игры, уроки-путешествия, творческие зачеты, творческие работы, используются дидактические игры на различных этапах урока.

Результат:

  1. Углубление знаний, повышение интереса к предмету,
  2. Развитие и активизация познавательной деятельности учащихся,
  3. Повышение мотивации к обучению.

Условия применения:  5 – 9 классы – уроки-путешествия, дидактические игры «Переводчик», «Соколиный глаз» и другие.

Модуль № 2

Внеклассная работа по русскому языку и литературе.

Что это:  создание условий для самореализации личности. Повышение мотивации к обучению.

Зачем это:

  1. Привитие интереса к изучению русского языка и литературы,
  2. Развитие творческих способностей учащихся,
  3. Развитие умения работать со справочной литературой.

Как это делается:  занятия проводятся в форме:

  1. КВН,
  2. Конкурсов чтецов,
  3. Конкурсов сочинений,
  4. Конкурсов на создание собственного оригинального текста,
  5. Лекции на определенную тематику,
  6. Литературной гостиной,
  7. Проведение Недели русского языка и литературы,
  8. Проведение предметных школьных олимпиад.

Результат:

  1. Углубление знаний по предмету,
  2. Повышение результата обучаемости,
  3. Формирование чувства прекрасного.

Условия применения:   участие в конкурсах по желанию учащихся, 5-9 классы – КВНы, воспитанники детского сада – познавательный конкурс, 1-4 классы – тематические КВНы.

Приложение к модулю № 1.

  1. Урок в 6 классе «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
  2. Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Местоимение».
  3. Урок-игра в 5 классе «Путешествие в Соединенные Штаты  Языкознания».
  4. Дидактические игры.
  5. Материалы для контроля знаний по русскому языку.

Эпиграфы к уроку:

«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Анатоль Франс.

«Определите точно каждое слово и вы избавитесь от половины заблуждений».

                                                       Декарт.

Цели урока:

1. Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Лексика»

 ( о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, исконно – русских и иноязычных словах );

2. Совершенствовать навыки работы со словарями;

3. Воспитывать интерес к книге.

  1. Организационный момент.
  1. Представление, готовность к уроку, настрой класса на игру
  2. Объявление темы, целей урока, запись в тетрадь
  1. Проверка домашнего задания.

 - Ребята, какую роль играют словари в жизни человека? Для чего они нужны?

 1 ученик.  Нет  ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет звуков красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

                                                             К.Г.Паустовский.

 - Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К. Г. Паустовский?

Варианты ответов учащихся

- Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Где же «живут» все эти слова?

( В словарях )

- Как расположены слова в словарях?

( В алфавитном порядке ).

Игра «Дежурная буква».

В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву. Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.

- Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Запишите эпиграф в тетрадь.

ВОПРОСЫ:

  1. Какие словари русского языка вам известны?
  2. К каким словарям вы обращаетесь чаще всего?
  3. В каких случаях словари приходят к вам на помощь?

2 ученик.  Если мы хотим узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если нас интересуют явления природы, нам хочется больше знать о планетах, истории цивилизаций – мы обращаемся к энциклопедическим словарям.

Если надо выяснить какую-нибудь информацию, связанную со словом (как пишется, как произносится слово, откуда оно произошло, какие значения имеет, какие слова имеют похожие значения, а какие слова имеют противоположные значения, каков морфемный состав слова) – мы воспользуемся лингвистическими словарями.

Учитель.         Какие лингвистические словари вы знаете? (Учащиеся называют).

III. Знакомство со словарями

Учитель. К нам в гости пришли словари, но по дороге они потеряли свои обложки. Догадайтесь, о каком словаре пойдет речь?

  1. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

 «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню.  Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

  1. СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао.  Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

  1. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

«В шесть часов началась моя любимая спортивная передача.  Вслушиваюсь в комментарий Сергея Черкидова.  В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл.  А  что они значат?  Пришлось  призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами,  биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы,  фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

 

  1. СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ.

«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

  1. Конкурс  рисунков.

Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки для словарей.  Словари сами выбирают себе обложки, определяя победителей.

  1. Работа словарей с классом.

СЛОВАРЬ  ИНОСТРАННЫХ  СЛОВ

- Я словарь иностранных слов.  Я имею 20 000 слов.  При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира.  В  словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

Задание 1: Заменить словосочетания одним словом.

  1. Торжественный смотр физкультурников или военнослужащих на Красной площади. (Парад)
  2. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир)
  3. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. (Мандат)

Задание 2. Найдите в словарях иностранных словслова немецкого, английского, французского и греческого языков. Дайте толкование этих слов. (Работа в парах)

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

     - Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т. е. выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т. д.

    В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас прошу выполнить мои задания.

Задание 1.

 Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос, как говорят о…

   - кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит).

   - чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться).

  - человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла).

  - о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится).

Задание 2. Подберите фразеологизмы к словосочетаниям и словам:

  - усердно трудиться (работать с огоньком, во все лопаться, засучив рукава);

  - много (хоть пруд пруди, видимо-невидимо);

  - мало (кот наплакал, всего ничего);

Задание 3. Подберите синомичные фразеологизмы:

  - кот наплакал – с гулькин нос;

  - как сельдей в бочке – яблоку негде упасть;

  - во весь дух – на всех парусах;

  - рукой подать – в двух шагах;

Задание 4. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименование частей тела:

  - голова, ноги, глаза, нос, уши -

Толковый словарь

(рассказывает о себе)

Я – толковый словарь. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете! Зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание:

Задание 1. Объясните значение слова стол в каждом предложении.

  1. Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь посидишь.
  2. Почти все девушки жили в одной квартире, имели общий стол.
  3. Анна Ивановна работает в паспортном столе.

Задание 2. А теперь определите, какие значения имеет слово голова.

  1. Колхоз продал государству сто голов скота.
  2. Вдали показалась голова пахотной колонны.
  3. Он в неравном бою сложил голову свою.
  4. От бессонницы у него разболелась голова.

СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ

- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придает языку красочность  и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.

Игра «Переводчик».

Задание: кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.

  1. Доктор прописал пациенту инъекции.
  2. Разъяренная вьюга замела тропинки.
  3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
  4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
  1. Итог урока.

  - Чему был посвящен наш урок?

  - С какими словарями встречались мы сегодня?

  - Какие еще словари вы знаете?

  - К каким словарям мы обращались чаще всего? Почему?

  - В каких случаях словари приходят к нам на помощь?

       Домашнее задание:

                                     Сказка о Пете.

   Жил-был Петя. Был он ленивый, грубый, драчливый и очень безответственный. Не любил Петя учить уроки и всегда говорил: «Я и без грамоты проживу.» Тетради у него были грязные, учебники рваные. Вот какой плохой был ученик.

   Однажды ночью Петя проснулся и услышал какие-то голоса. Он испугался и спрятался под одеяло, но ему стало очень любопытно и он стал прислушиваться. Очень скоро мальчик понял, что это разговаривают на книжной полки словари:

  - Нужно ему помочь, – говорит толковый словарь.

  - А  как это сделать, – спрашивает словарь иностранных слов.

  - Нужно взять его на буксир, – говорит фразеологический словарь.

  - Как это, – изумился словарь синонимов.

  - Будем с ним заниматься, – решил орфографический словарь.

  - А я исправлю его характеристику, – пообещал словарь антонимов.

  Ребята, а вы сами постарайтесь придумать и объяснить как помогли Пете словари?

  Начало сочинения будет заключением, но некоторые слова нужно заменить антонимами.

                                                         

Открытый  урок  в 6 классе

Тема:

Повторение, обобщение и систематизация знаний и умений по теме « Местоимение».

Употребление местоимений в устной и письменной речи.

Цели: 1) систематизация полученных умений и навыков.

           2) повторение склонения местоимений.

           3) словарная работа

           4) формирование орфографической зоркости у учащихся.

           5) развитие грамотной устной и письменной речи у учащихся.

           6) развитие интереса к изучению русского языка

Оформление доски

Падежи

(вопросы, предлоги)




Учащиеся должны

Знать        Уметь

Дата.

Тема.



Разряды

местоимений

 

                                            Учащиеся должны

                         Знать:                                                                                Уметь:

  1. Что называется местоимением.                          1) Находить местоимение в тексте.
  2.  Разряды местоимений                                         2) Склонять местоимения
  3.  Как изменяются местоимения                            3) Употреблять местоимения в
  4. Правописание орфограмм 43- 46                         устной и письменной речи.
  5. Какие части речи заменяют.

            ПРАКТИКА                                                             ТЕОРИЯ

  1. Организационный  момент
  1. Приветствие

              Я, ты, мы и НАМ и вам,

                    Кто и что, какой и сколько,

                   Этот, тот, такой и столько,

                  Нам, и вам, и мой, и твой,

    Их, её, его и свой?

       - Это, без сомнения,

    Всё местоимения.

  1. объявление темы и целей урока.

  1. Проверка изученного материала, закрепление и повторение
  1. фронтальная работа с классом. Игра «Ромашка».

1 лепесток. Личные местоимения

1) кроссворд на 2 варианта                           - Какие местоимения называют 

2) просклонять используя                               личными

предлоги                                                          - Как они изменяются?

1р   ОН        ОНА     ОНИ                               (изменяются по падежам, в 3л по 

    у него      у неё      у них                              родам, имеют единственное и мно -

    к нему     к ней      к ним                             жественное число, при склонение

    его           её            их                                  после предлогов Н у него, у неё, у 

    им            ею          ими                                них)

    о нем       о ней      о них

2 лепесток. Возвратное местоимение

Составить предложение с                               -Какое возвратное местоимение? 

фразеологическим оборотами                        -Как изменяется? 

прийти в себя, себе на уме,                            (не имеет И.п., не имеет рода и

само собой, про себя, на себя                         числа)

не похож

3 лепесток. Вопросительное местоимение

1)Какие вопросы можно задать,                  (служат для выражения вопроса, кто

чтобы человек рассказал о себе                   и что не изменяются по родам и 

упр. 384                                                          числам, местоимение который 

Какие местоимения вы употребили?          Употребляется в выражение который 

             час)

                                                         - Где употребляется?

                                                                               (В устной и письменной речи при

                                                                                      составление плана текста, сочинения,

                                                                                        в анкетах при приеме на работу)

4 лепесток. Относительные местоимения

1)Из простых предложений составить                        -Для чего служат? 

сложные используя относительные                             -Какими членами предложения 

местоимения, объяснить знаки препинания               являются?

упр. 386                                                                          (служат для связи предложений в 

1 группа – выделить грамматическую основу            составе сложных, могут быть разными

2 группа -  разобрать по членам                                   членами предложения)

5 лепесток. Неопределенные местоимения.

1. Составить по 3                                                   -На что указывают?

1 группа – предложения                                        -Как изменяются?

2 группа – словосочетания                                    (кроме некто и нечто изменяются по 

с неопределенными местоимениями                    падежам, некоторые из них изменяются

объяснить  правописание  и графически              по родам и числам)

выделить орф. 43-44                                               -Как пишутся приставки в неопред. 

2. Где чаще употребляется неопределенные        местоимениях, какая приставка?

местоимения? Почему?                                          ( не пишется слитно, под ударением)

                                                                       -Как пишутся приставки и суффиксы?

6 лепесток. Отрицательные местоимения.

 Упр. 401, 402                                  Как образованны?

                                                                       - Как изменяются?

                                                                        - Когда пишется приставка не- и ни-?                                                                    

                                                                        - Как пишутся не и ни, если

                                                                        отделяются предлогом?

                                                         ( образованы от вопросительных  

                                                                            местоимений с помощью                                                                              

                                                                            приставок не- ни-, не- ударная,  

                                                                             ни-   безударная, изменяются по

                                                                            падежам, некого – нечего не им.

                                                                            Им. п., если разделяются

                                                                             предлогом, то пишут раздельно)

7 лепесток. Музыкальная пауза.

                                            ( физкультминутка под музыку ).

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Пойдем мягко, как лисята,

Ну а если надоест,

То пойдем все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

III. Словарная работа.

Разминка «Диктант – загадка».

пособие «Конкурс Грамотеев» стр.69

IV. Употребление местоимений.

1) Игровая ситуация

 Мальчик приходит из коридора и рассказывает: Вышел я отсюда, пошел туда. А там он. Он мне сюда. Я ему так, а он мне вот так. Вот мы и подрались.»

- Почему ничего не понятно?

 2) Употребление местоимений

  а) работа по таблицам

- Для чего употребляются местоимения в речи?

- Если  не заменять, какая ошибка?

( речевая, повтор )

3) Закрепление

 1 группа – выписать из рассказов Чехова предложения.

 2 группа – стр. 136 «Конкурс Грамотеев» работа с учителем у доски.

V. Итог урока.

 Подвести итог по записям на доске. На листочках дома написать, что понравилось на уроке, в чем затруднения.

VI. Домашнее задание.

Используя местоимения, заменяющие различные части речи, напишите:

 1 группа – сочинение «Мой друг».

 2 группа 3-5 предложений на эту тему.

УРОК-ИГРА

5 КЛАСС

              МОУ «Есеновичская СОШ»

МЕШКОВА М.А.

2010

Урок повторения и обобщения

Цель урока:  повторить в форме занимательной игры разделы языкознания и основные  знания, полученные учащимися в 5 классе.

Задачи урока:

  1. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
  2. Способствовать развитию любознательности и любви к родному языку;
  3. Формировать умение работать в группах.

Оборудование:

  1. Карта;
  2. Карточки с заданием («посадочные билеты» с изображениями самолёта, автобуса, велосипеда и поезда);
  3. «Ромашка для гадания»;
  4. Костюмы для действующих лиц (астролога-предсказателя, экскурсоводов по штатам, пиратов, командиров экипажей, диспетчера и Знайки).

 

Учитель:  Сегодня мы отправляемся в путешествие. Я приглашаю вас в далёкую и загадочную страну и обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и  некоторые опасности.

Кто хочет отправиться в Соединённые Штаты Языкознания?

Это государство расположено между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений.

Материк напоминает своими очертаниями две буквы: Р и Я. Догадались?

Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые командиры. Они будут стараться, чтобы все экипажи преодолели препятствия, и никто не отставал.

Командиры, готовы?  Можно в путь!

(Входит астролог)

Астролог:  Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут непреодолимые опасности?  Может, не стоит рисковать?  Может, лучше остаться дома? Не хотите? Так давайте я предскажу вам по звёздам каким будет ваше путешествие.

Козерогов ждут опасности в штате Пунктуация.

Водолеи будут подвержены нападениям пиратов в районе Больших Синтаксических гор.

Рыбам надо опасаться перелёта через океан Знаний, так как их могут подвести неверные знания.

Овны в штате Словообразование должны оказать уважение всем частям речи.

Тельцы в районе моря Грамотеев могут заразиться опасной болезнью ошиберией.

Близнецы в плавании по реке Чернильной истратят весь свой запас орфографических правил.

Раки и Львы столкнутся с коварством подлежащего и сказуемого.

Девы, находясь возле озера Знатоков Препинания, должны тщательно проверять сложные предложения.

Весам и Скорпионам советую изо всех сил заниматься морфологическим разбором.

Стрельцам нужно беречь силы для прохождения штата Орфография, где бушует орфографический вирус.

В целом путешествие благоприятно подействует на знания учащихся, необходимо только быть  внимательными и трудолюбивыми.

Учитель:  Значит, опасности будут, но мы их преодолеем! Ой, смотрите, цветок распускается у нас на пути. Да это же ромашка! Наверное, она хочет, что бы мы погадали на ней: доедем – не доедем, дойдём – не дойдём.

(Знайка отрывает лепестки ромашки, на которых написаны вопросы и отвечает, дети подсчитывают количество «знает» и «не знает»)

ВОПРОСЫ:

  1. Какие твёрдые согласные не имеют мягкой пары?
  2. Чего боятся безударные гласные?
  3. Где живут буквы?
  4. Какой звук можно обозначить разными буквами?
  5. Какие роли играет мягкий знак?
  6. Какие слова никогда друг с другом не соглашаются?
  7. Какая часть речи не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи?
  8. Какая орфограмма объединяет слова шорох, жёлтый и щётка?
  9. Какой знак препинания самый старый?

Учитель:  Ребята, мы полетим на самолёте.  Нам нужны  билеты. Чтобы их получить, тоже нужно ответить на вопросы.

(Диспетчер раздает командирам вопросы, команды обсуждают их и, ответив, получают билеты).

ВОПРОСЫ:

  1.  Когда буквы Е, Ё, Ю,Я обозначают два звука?
  2. Какие гласные звуки вы знаете?
  3. На какие группы делятся согласные звуки?
  4. Расскажите правило написания Ъ и Ь.
  5. Как знание фонетики помогает правильно писать приставки?

Учитель:  Итак, перелёт совершён, нас встречает очаровательный экскурсовод штата ФОНЕТИКА.

Экскурсовод:  Самолёт произвёл посадку в городе Звукинске – столице штата Фонетика. В штате живут звуки речи: гласные и согласные. Самые красивые места в штате – Большие Йотированные озёра.  Форма их соответствует буквам Е,Ё,Ю,Я, которые могут прятать звук [й] в начале слова, после гласных и после знаков разделительных.

Малые шипящие озёра тоже очень красивы, но их окружают труднопроходимые леса. Можно подойти к ним только в том случае, если вы полностью выбросите из своей речи слова с буквами Ы,Ю,Я, которые так не любят шипящие Ж-Ш, Ч-Щ.

Жители штата, Звуки, любят водить за нос простодушных туристов, специально звучат так, что их трудно узнать. Но гласные при этом боятся ударения, а согласные боятся гласных, а поэтому справиться с ними можно:  ОСЕНЬ – ОСЕННИЙ,  МОРОЗ – МОРОЗЫ.

Отправляясь в путешествие по нашей прекрасной стране, не забудьте об уважении к звукам! Добро пожаловать в Соединенные Штаты Языкознания!

Учитель:  Ребята, теперь нам нужно сесть в автобус. Опять билет – за ответ.

(Диспетчер раздаёт вопросы, а затем раздаёт билеты).

ВОПРОСЫ:

  1. О каких словах говорят «имеет окончание», а о каких – «Оканчиваются на …»?
  2. Для чего служит окончание?
  3. Как отделить окончание от основы слова?
  4. Почему корень является главной значимой частью слова?
  5. Что общего и в чём различие между приставкой и суффиксом?

Учитель:   Все сели?  В  путь!  А сопровождает нас замечательный экскурсовод штата СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Экскурсовод:  Автобус следует в столицу штата Словообразование – город Частисловск.  По  пути  следования автобуса вы видите в окна жителей штата , это Части Слова. Они живут в разных районах: Приставок, Корней, Суффиксов, Окончаний, Основ.  Ежемесячно в столице штата происходит грандиозный праздник Великого Словообразования, где части слова образуют самые различные слова, строго наблюдая за тем, чтобы в слова не закралась ошибка.  Законы в штате очень строгие: ошибка в корне наказывается штрафом, в приставке и суффиксе – арестом, а за ошибку в окончании следует вечная ссылка на озеро Нулевого Окончания, где нет ни дичи, ни рыбы,  ни ягод, ни грибов.  Поэтому надо напомнить некоторые правила туристам…   Не надо?  Вы их знаете?  А ну-ка, например, как пишутся буквы Е и И в корнях с чередованием?

(Ребята отвечают).

Между тем автобус останавливается в Частисловске. Всего вам доброго!

Учитель:   Ребята, дальше надо ехать на велосипедах.  Чтобы получить велосипед, каждый член команды и капитаны должны позаботиться, чтобы любой, на кого укажет диспетчер, сумел ответить на вопрос.

ВОПРОСЫ:

  1.  Что такое лексическое значение слова?
  2. Назовите противоположные понятия:  однозначные слова - …, прямое значение слова - …?
  3. Подберите синонимы к словам Родина, восхищаться, исчезать.
  4. Что такое омонимы?
  5. Являются ли антонимами слова:  утро – вечерний, белый – чернота, стареть – молодой, рано – поздно?

Учитель:  Путь в штат ЛЕКСИКА  открыт!  Слово экскурсоводу.

Экскурсовод:  Путешествие по штату Лексика обогатит ваш лексикон, т. е. словарный запас. Самые уважаемые предметы в штате – толковые словари. Жители штата никогда не расстаются с ними, поэтому удивляют приезжих своими глубокими познаниями. Самые большие знатоки штата собираются возле трёх гор: Антонимов, Синонимов и  Омонимов, чтобы выбрать мудрейших.  Рядом со штатом Лексика – штат ФРАЗЕОЛОГИЯ.

Учитель:   Ребята, на дороге завал!  В столицу, Лексиконск, можно попасть только в том случае, если мы разберем завал из слов, т. е. разделим их на группы.

На доске записаны слова:

Ключ

Лук

Бор

Злой

Добрый

Грубость

Очаровательный

Нежность

Восхитительный

Забавный

Смешной

Учащиеся «разбирают» завал:

Омонимы: ключ, лук, бор;

Синонимы:  восхитительный – очаровательный, забавный – смешной;

Антонимы:  злой – добрый, грубость – нежность.

Учитель:   Вот и Лексиконск! Прощайте, велосипеды! Дальше начинаются районы, где почти нет дорог, высокие горы преграждают путь, ехать можно только на чудо-лошадках с пятью крылышками (пять крылышек – это подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельство).

Однако сначала надо ответить на вопросы.  Отвечает любой человек из команды, на которого покажет диспетчер.

(Диспетчер раздаёт вопросы, капитаны готовят команду).

ВОПРОСЫ:

  1. Из каких частей состоит словосочетание?  Привести пример.
  2. Из каких членов предложения  состоят простые предложения? Привести примеры.
  3. Какие члены предложения  называются однородными. Привести примеры.
  4. Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания? Приведите примеры.
  5. Чем различаются простые и сложные предложения? Приведите примеры.

Учитель:  Итак, удобнее устраивайтесь на лошадках и послушайте по дороге, что вам поведает всезнающий экскурсовод штата СИНТАКСИС.

Экскурсовод:  Штат Синтаксис – один из самых труднодоступных районов страны.  В штате два города спорят между собой за право называться столицей:  Подлежащее  и  Сказуемое.  Оба города находятся в Больших Синтаксических горах, из которых по перевалу Вопросительных Членов Предложения  можно проникнуть к озеру Знаков Препинания.  Но путь возле озера опасен. Пираты захватили власть в штате ПУНКТУАЦИЯ и берут в плен тех, кто проникнет в этот район.

Ой, начинается сильный ветер из залива Восклицательного Знака!  Это  очень опасно!  Если не остановить ветер, он может унести нас прямо в руки пиратов!  Скорее придумывайте предложения с восклицательным знаком!  Это единственный способ остановить ветер!

(Ребята придумывают предложения с восклицательным знаком, а в это время дверь класса неожиданно открывается, и в класс вбегают пираты с криками «Ага, попались!»).

Он в плену теперь у нас –

Этот класс!  Целый  класс!

Мы пираты-грамотеи,

Правильно писать умеем!

Наш послушайте приказ:

Если правильно сейчас

Спишите с доски слова

Да порядок наведёте

В знаках препинания,

Вас отпустим мы тогда –

Получайте знания!

(Учащиеся переписывают предложения и расставляют знаки препинания. Пираты «разбойничают» - проверяют тетради и толкают тех, у кого находят ошибки).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ  НА  ДОСКЕ:

  1. Осень раздевает лес  студит  воду.
  2. Наступили холода всё чаще по утрам лужицы покрываются хрупким ледком.
  3. Ветер срывает одинокие листочки с деревьев свистит и гудит по ночам в трубах.
  4. Если за день ничему не научился зря прожил день говорит народная пословица.
  5. Ребята овладевайте русским языком

(Пираты уходят).

Учитель:  Теперь мы можем продолжать путь.  Нужны билеты на поезд, чтобы попасть в штат МОРФОЛОГИЯ.

(Диспетчер раздаёт вопросы, капитаны обменивают их на билеты)

ВОПРОСЫ:

  1. Назовите самостоятельные части речи.
  2. Назовите служебные части речи.
  3. Назовите постоянные грамматические признаки имён существительных.
  4. Назовите непостоянные грамматические признаки имён прилагательных.
  5. Как различаются глаголы I и II спряжения?

Учитель:  Слово умнейшему экскурсоводу штата Морфология.

Экскурсовод:  Штат Морфология пользуется особой славой.  Только на территории этого штата стараниями его деятельного губернатора Глагола построена железная дорога.  Поезд быстро доставит  вас в столицу Морфобург.  Здесь гостеприимные жители.  Они сразу же покажут вам главную достопримечательность города: музей Частей Речи.

(Экскурсовод показывает изображение музея).

Добро пожаловать в Морфобург! А через весь город протекает река Чернильная. Здесь можно пересесть на лодки, и если хорошо налечь на вёсла, то через некоторое время вы попадёте в столицу штата ОРФОГРАФИЯ – город Грамотград.

Учитель:   Плавание на лодках увлекательно,  но на пути встречаются препятствия: пороги, водопады.  Чтобы их преодолеть, надо применить свои знания по орфографии.

По мере прохождения порогов учащиеся записывают под диктовку в тетрадях и на доске следующие предложения:

  1. Е
  2. О
  3. В
  4. Д
  5. У лентяя Федорки всегда отговорки.

Учитель:   И вот мы  в  Грамотграде.  Наше путешествие  подошло к концу, надо возвращаться домой.  Но эта замечательная страна ещё не раз позовет нас пройти по своим дорогам.

  1. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

  1. Доктор прописал пациенту инъекции.
  2. Разъяренная вьюга замела тропинки.
  3. Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
  4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

  1. Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?

  1. При проверке было выявлено немало дефектов.
  2. Он пишет мемуары.
  3. Ваши аргументы убедительны.
  4. Все работали с энтузиазмом.
  5. Мы гордимся нашим голкипером.
  6. В газете появилась информация о футбольном матче.
  7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

  1. Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими?

  1. Горят румянцем свежие ланиты.
  2. Старец нахмурил чело.
  3. Построен град великий над Невой.

Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идёт речь и доказать справедливость своей точки зрения.

  1. Он показал  мне свои акварели и натюрморты.  Впечатление от натюрмортов – это яркий, пёстрый ковёр красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

  1. Лешему он  [Римский-Корсаков]  придумал два лейтмотива. Один поручил  струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передаёт ощущение зимней скованности природы.

  1. – Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

        - Что с ним?

        - Инфильтрат в левом лёгком под ключицей.

                - А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому  юноше?

        - Пятьдесят два, Роман Борисович.

        - Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

  1. Кто найдёт в тексте больше устаревших слов?

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

                                    (Н. Рыленков)

  1. Кто больше всех найдёт в тексте слов, использованных в переносном значении?

                Хороший  ветер

Я проснулся поутру.

Пляшет Солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня.

И резвятся тополя без меня.

И смеётся вся земля,

И шмели снуют, звеня.

Всё на свете без меня, без меня!

И я тогда вскочил,

Башмаки  скорей схватил.

Мне Ветер, Ветер, Ветер

Сказал, куда идти.

И мой хороший Ветер

Играл со мной в пути.

                      (Э. Мошковская).

Тест по теме: «Состав слова».

1. Найди слово, соответствующее схеме:

     

а) предлагать

б) ниспровержение

в) исстари

г) потемнело

д) звёздочки

2. Найти слова с буквой  з  в приставке:

а) бе..образие

б) ..десь

в) бе..подобный

г) ра..думать

3. Найти слова с буквой  с  в приставке:

а) сортировать

б) бессовестный

в) сибирский

г) нет такого слова

4. Найти слово с корнем   -лож-:

а) возл..жить

б) возл..гать

в) и то и другое слово

г) нет такого слова

5. Найти слово с корнем  -лаг-:

а) прил..гательное

б) прил..женный

в) и то и другое слово

г) предл..жить

6. Найти слово, соответствующее схеме:

        

а) хорошо

б) безвкусный

в) шелк

г) цыганка

д) нет такого слова

7. Найти слово с корнем  -рост-:

а) р..сток

б) р..стение

в) перер..сти

г) нет такого слова

8. Найти слово с корнем  -раст-:

а) Р..стислав

б) подр..сли

в) выр..сли

г) выр..стили

9. Найти слово, соответствующее схеме:

        

                                                                                                                   

а) здоровье

б) сбросить

в) поеду

г) подумали

10. Найти форму слова  трудный:

а) трудному

б) труднейший

в) потрудиться

г) трудность

11. Найти однокоренное слово к слову  мечта:

а) мечты

б) мечтой

в) мечтать

г) нет такого слова

12. Найти слово с суффиксом  -н-:

а) мечтательный

б) крупный

в) апельсиновый

г) караван

13. Найти слово с буквой  о  после шипящей в корне слова:

а) щ..лкнуть

б) щ..чка

в) ш..рох

г) щ..голь

д) ш..пот

14. Найти слово с буквой  ё  после шипящей в корне слова:

а) ш..в

б) ч..лка

в) крыж..вник

г) ш..колад

д) нет такого слова

15. Найти слова с буквой  и  после  ц:

а) ц..трусовый

б) ц..плёнок

в) ц..почки 

г) нет такого слова 

16. Найти слово с буквой  ы  после  ц:

а) ц..ркуль

б) ц..ферблат

в) улиц..

г) ц..гейка

д) нет такого слова

17. Найти слово с гласной  и  после  ц:

а) околиц..

б) столиц..

в) ц..кнуть

г) нет такого слова

18. Где слова однокоренные:

а) корить – кора

б) резать – резкий

в) дом – домовой

г) справа – справедливый

19. В каком слове не обозначена основа:

а) еловый

б) перелетают

в) нет такого слова

Ответы.

Правильность выполнения задания проверяется по ключу:

1 – а,

2 – г,

3 – б,

4 – а,

5 – а,

6 – г,

7 – а,

8 – г,

9 – в,

10 – а,

11 – в,

12 – а,

13 – в,

14 – б,

 15 – а,

16 – в,

17 – г,

18 – в,

19 – в.

Приложение к модулю № 2.

  1. Проведение Недели русского языка и литературы в 2009-2010 учебном году.
  2. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?».
  3. Творческие работы учащихся.

НЕДЕЛЯ  РУССКОГО  ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ

в МОУ «Есеновичская средняя общеобразовательная школа»

65-летию Великой

 Победы посвящается

I этап – подготовительный.

  1. Создание организационного комитета
  2. Цели и задачи

         Создать условия для самореализации личности учащихся;

         Повышение мотивации к обучению  у  учащихся.

                

  1. Привитие интереса к изучению русского языка и литературы;
  2. Развитие творческих способностей учащихся;
  3. Воспитание любви к Отечеству, малой родине.

  1. Участники предметной недели.

В предметной неделе принимают участие в качестве участников конкурсов, организаторов и слушателей учащиеся с 1-го по 11-й класс, дети детского сада.

4. План проведения предметной недели.

№ п/п

Название мероприятия

Срок

Место проведения, время

1

Общешкольное построение.  Объявление номинаций, условий проведения конкурсов, оргкомитета, жюри.

24.01.10

Общешкольная линейка,

1 этаж

2

Конкурс чтецов

  1. 1-ая ступень
  2. 2-ая и 3-я ступени

25.01.10

Игровая, 13.10

Кабинет литературы, 14.50

3

Тематическая беседа «Писатели дорогами войны»

  1. 5-7 классы
  2. 8-11 классы



26.01.10

28.01.10

Кабинет химии, 14.50

4

Конкурс сочинений «Летопись победы»

Срок сдачи работ – 28.01.10

Кабинет литературы

5

Конкурс на лучшее стихотворение или рассказ, сочиненный учащимися

Срок сдачи работ 28.01.10

Кабинет литературы

6

Писатели о русском языке (высказывание)

24.01.10

Вывесить на дверь класса

7

КВНы по классам:

  1. Литературные крестики-нолики между учащимися 10 и 11 классов
  2. Литературный КВН между командами 9 класса
  3. Конкурс знатоков русского языка между командами 8 класса
  4. Страна Литературия. КВН между командами 7 класса
  5. Конкурс знатоков русского языка между командами 6 класса
  6. Путешествие по стране Языкознания. КВН между командами 5 класса
  7. Конкурс знатоков загадок среди воспитанников детского сада
  8. Конкурс «Сказочный дом моделей»  для 2-3 классов

                       для 4 класса

  1.    Конкурс «В гостях у К.И.Чуковского» для учащихся 1 класса


24.01.10


28.01.10


27.01.10


27.01.10


28.01.10



26.01.10



27.01.10


26.01.10

28.01.10


27.01.10

Кабинет литературы, 14.00


14.50


14.50


13.55


13.55



13.55



Детский сад, 9.00


Кабинет 2-3 класса

Кабинет 4 класса


Кабинет 1 класса

8

Обсуждение работ учащихся жюри

29.01.10

Гостиная

9

Анкетирование учащихся

31.01.10

Кабинет литературы

10

Общешкольная линейка.  Подведение итогов, награждение победителей.

31.01.10

Рекреация 2 этажа

5.  Сроки проведения недели.     С 24 января   по 31 января 2010 года

6.  Структура предметной недели.

               Оргкомитет:  Мешкова М.А., Харчева Т.А.

             Формирование жюри.  В состав жюри вошли:  заместитель директора по воспитательной работе Садова О.М., руководитель детского  объединения «Альтаир» Румянцева Г.Е., учителя-предметники Литвинова О.Я., учащиеся  Полеонова Юлия (10 класс), Савина Лариса  (9 класс).

7. Проведение тематических конкурсов, мероприятий по классам.

Задание 1.  Писатели о русском  языке.

Цель:

  1. Развитие умения работать со справочной и другой литературой;
  2. Формирование навыков осмысления того или иного высказывания;
  3. Расширение кругозора учащихся.

Каждому классу найти высказывание о русском языке.  Обсуждение отобранных вариантов. Оформление на ½ листа ватмана или на листе А4.  вывесить на дверь кабинета литературы.

Задание 2.  Сбор материала и оформление на тему «Летопись Победы» (из воспоминаний очевидцев и членов их семей).

Цель:

  1. Развитие умения написания сочинений разных жанров;
  2. Формирование личности, знающей историю своей родной страны;
  3. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою семью.

Принимают участие учащиеся  5-11 классов.

Задание № 3.  Сочинение или рассказ о Великой Отечественной войне.

Цель:

  1. Развитие умения создавать творческую работу на заданную тему;
  2. Совершенствование навыков по использованию средств выразительности;
  3. Воспитание патриотизма.

Принимают участие учащиеся  5-11 классов.

Задание № 4.   Конкурс  чтецов.

Цель:

  1. Формирование навыков выразительного чтения понравившихся стихотворений;
  2. Выявление творчески одаренных учащихся;
  3. Развитие интереса к чтению художественной литературы;
  4. Расширение кругозора учащихся.

Принимают участие ученики с 1-го по 11-ый класс.  Первый тур – чтение наизусть стихотворений в классе. Второй тур – лучшие представители от класса читают стихотворения. Для чтения наизусть используются стихотворения поэтов о Великой Отечественной войне.

Задание № 5.  Конкурс  «Знатоки  загадок»

Цель:

  1. Привлечение детей детского сада к участию в неделе русского языка и литературы.
  2. Привитие интереса к чтению.
  3. Воспитание личной ответственности в игре.

Принимают участие дети детского сада. Готовят задания и проводят конкурс учащиеся 8 класса.

Задание № 6.  «В гостях у К.И.Чуковского».  игра для учащихся 1 класса.

Цель:

  1. Преемственность в проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе;
  2. Привлечение учащихся начальной школы к участию в предметной неделе;
  3. Воспитание интереса к родному языку и литературе.

Принимают участие учащиеся первого класса. Подготавливают конкурс и проводят учащиеся 8 класса.

Ход игры:

  1. Знакомство.
  2. Аукцион.
  3. «Корзинка с потерянными вещами».
  4. «Уравнение с двумя неизвестными».
  5. «От двух до пяти».  Конкурс сценок.
  6. «Любимые строчки».
  7. Подведение итогов.

Задание № 7.  «Сказочный дом моделей».  Литературная игра по сказкам для учащихся 2-4 классов.

Цель:

  1. Преемственность в проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе;
  2. Привлечение учащихся начальной школы к участию в предметной неделе;
  3. Воспитание интереса к родному языку и литературе.

Принимают участие учащиеся первого класса. Подготавливают конкурс и проводят учащиеся 8 класса.

Ход игры:

  1. Знакомство.
  2. «Сказочная одежда».
  3. «Сказочная волшебная обувь»
  4. «Сказочные головные уборы».
  5. «Сказочные бороды и причёски».
  6. «Сказочные аксессуары».
  7. Подведение итогов.

Задание № 8.  Конкурс «Знатоки русского языка» для учащихся 6-го и 8-го классов.

Цель:

  1. Формирование навыков командной игры, повышение личной ответственности за игру команды;
  2. Выявление уровня знаний по русскому языку;
  3. Повышение интереса к изучению родного языка.

Ход игры:

  1. Создание команд.  Выбор названия команды и капитана команды.
  2. «Кто быстрее?».  Определение команды для первого хода.
  3. Отгадайте загадку.
  4. Конкурс капитанов.
  5. «Найди пару».
  6. «Найди ошибку».
  7. Подведение итогов.

Задание № 9.  Литературные крестики-нолики.  Игра для учащихся 10-11 классов.

Цель:

  1. Формирование навыков командной игры, повышение личной ответственности за игру команды;
  2. Развитие умения дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос;
  3. Показать знание материала, изученного на уроках;
  4. Воспитание интереса к изучению данного предмета.

Ход игры:

  1. Создание команд, определение права первого хода.
  2. «Экспресс-опрос».
  3. «Диалоги по картинке».
  4. «Бу-ри-ме».
  5. «Танцевальная мозаика».
  6. «Поэтическая россыпь».
  7. Подведение итогов.

II этап – проведение недели по плану.

I место – Громова Соня (9 класс).  Стихотворение К.Симонова «Товарищ» (учитель – Мешкова М.А.).

II место – Какорина Екатерина (9 класс), стихотворение А.Твардовского «Я убит подо Ржевом» и Евстратова Ксения (7 класс), стихотворение А.Суркова «Двое» (учитель – Мешкова М.А.).

III место  - Штыкова Ольга (7 класс), стихотворение Ю.Друниной «Зойка» и Павлюк Дмитрий (7 класс), стихотворение А.Твардовского «Рассказ танкиста» (учитель – Мешкова М.А.).

Для учащихся 5-7 классов и для учащихся 8-11 классов библиотекарем Кярт Н.И. проведены беседы.  Тема «Писатели – дорогами войны».  Цель: познакомить с творчеством писателей, участвовавших в Великой Отечественной войне;  расширить кругозор учащихся, привить интерес к чтению художественной литературы.

26.01.2010 На шестом уроке между командами пятого класса проведен КВН «Путешествие по стране Языкознания» (учитель – Мешкова М.А.).

27.01.2010  в 9.00 начался конкурс «Знатоки загадок» в детском саду. Его подготовили и провели учащиеся 8 класса Иванова Наталья и Максимова Екатерина (учитель – Харчева Т.А.).  Дети, отвечая на вопросы, были очень активны.

В первом классе, учащиеся 8 класса Харчева Оксана и Абрамова Любовь,  провели игру «В гостях у К.И.Чуковского».

После шестого урока проведен конкурс «Знатоки русского языка» между командами 8 класса (учитель – Харчева Т.А.).  победила команда «Гладиаторы» со счетом 48 баллов (команда «Планета обезьян» - 39 баллов).

На шестом уроке проведен КВН между командами 7 класса (учитель – Мешкова М.А.), который назывался «Страна Литературия».

28.01.2010  проведена литературная игра в 4 классе, которая была подготовлена ученицами 8 класса Харчевой Оксаной и Абрамовой Любой по материалам, предоставленным учителем начальных классов Басалаевой Т.И.

На шестом уроке проведен КВН «Знатоки русского языка» между командами 6 класса (учитель – Харчева Т.А.).  победила команда «Звуки» со счетом 26 баллов («Знатоки» - 21 балл).

После шестого урока проведен литературный КВН между командами 9 класса (учитель – Мешкова М.А.).

27.01.2010  и 28.01.2010 года учащиеся предоставляли на суд жюри свои творческие работы. В конкурсе сочинений «Летопись Победы» и конкурсе стихотворений, сочиненных учащимися, принимали участие ученики 5-9 классов.  Участие в этих конкурсах было довольно пассивное (позднее, в анкетировании будут даны объяснения: «болел(а)»,  «не было желания»,  «готовлюсь к экзаменам», «много уроков»).

Стихотворения представили:

  1. Орлов Михаил - 9 класс (учитель Мешкова М.А.);
  2. Густов Андрей – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
  3. Герасимова Ирина – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
  4. Стрелков Андрей – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
  5. Афлистов Вячеслав – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
  6. Громова Софья – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
  7. Какорина Екатерина – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
  8. Штыкова Ольга – 7 класс (учитель – Мешкова М.А.);
  9. Михеева Наталья – 5 класс (учитель – Мешкова М.А.);
  10. Кярт Анастасия – 5 класс (учитель – Мешкова М.А.);
  11. Курманова Светлана – 5 класс (учитель – Мешкова М.А.).

Сочинения предоставили:

  1. Герасимова Ирина – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
  2. Герасимова Оксана – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
  3. Громова Софья – 9 класс (учитель – Мешкова М.А.);
  4. Максимова Екатерина – 8 класс (учитель – Харчева Т.А.);
  5. Абрамова Любовь – 8 класс (учитель – Харчева Т.А.);
  6. Евстратова Ксения – 7 класс (учитель – Мешкова М.А.);
  7. Штыкова Ольга – 7 класс (учитель – Мешкова М.А.);
  8. Евстратова Анастасия – 5 класс (учитель – Мешкова М.А.).

29.01.2010  проведено совещание жюри, которое обсудило работы учащихся, активность классов в Неделе русского языка и литературы, наметило призеров Недели.

I место – 9 класс;

II место – 7 класс;

III место – 5 класс.

Жюри утвердило призовые места в конкурсе чтецов.

Активно участвовали не только в конкурсах, но и проводили их учащиеся 8 класса: Абрамова Люба,  Иванова Наталья, Максимова Екатерина, Харчева Оксана.

31.01.2010   проведено анкетирование учащихся.

Вопросы анкеты:

  1. В каких конкурсах принимал участие: а) высказывание (лично или от класса),  б) чтецов,  в) сочинений,  г) стихотворений,  д) КВН,  е) беседа, ж) проводил конкурсы.
  2. Какие конкурсы понравились?  Почему?
  3. Какие конкурсы не понравились?  Почему?
  4. Что предлагаю провести в следующем году.

Для учащихся 10 и 11 классов был дополнительный вопрос «Почему не принимал участие?»

На общешкольной линейке проведено награждение.

Викторина проводится по теме «Словообразование и орфография в 6 классе.

На доске висит плакат, в его центре укрепляется вращающееся штурвальное колесо, к нему прикреплена стрелка, которая показывает на одну из пяти станций: «ИСТОРИЧЕСКАЯ», «ПРАКТИЧЕСКАЯ», «ТЕРЕТИЧЕСКАЯ»,  «СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ»  и  «МУЗЫКАЛЬНАЯ».

Класс разбивается на три команды (три ряда). По очереди каждый участник подходит к штурвальному колесу, раскручивает его и по остановившейся  стрелке определяет, на вопрос какой станции он должен отвечать.  Если представитель команды затрудняется в ответе, ему помогают члены команды.

За правильный ответ команда получает жетон, который прикрепляется в таблицу результатов.

Если стрелка покажет на «Музыкальную»  станцию, звучит музыка.

В заключении викторины  подводятся итоги, награждаются победители.  На этой же встрече даётся задание к следующей викторине, которая будет посвящена имени существительному.  Чтобы не оказаться в проигрыше, учащиеся старательно изучают указанный раздел и с нетерпением ждут очередных испытаний.     Заинтересованность учеников в изучении русского языка при такой проверке знаний значительно возрастает.

  1. Каково происхождение слова сочетание?

«Чета» – два (славянское), «со» -вместе.

 

  1. Каково значение слова паркет?

Паркет – заимствованное в XVIII веке из французского языка.  Исходное значение – «огороженное место, помост, возвышение»

  1. Каково происхождение слова предмет?

Предмет – словообразовательная калька с латинского языка – objectum.  Появилось в русском языке в первой трети XVIII века.

  1. Какова история возникновения слова богатырь?

Богатырь – древнерусское заимствование из тюркского языка.  Богатырь, вместо первоначального «богатурь», возникло под влиянием прилагательного «богатый» и слов с суффиксом «верь».

  1. Какова история происхождения слова вежливость?

Слово «вежливость» образовалось от слова «вежливый». Это древнерусское производное с помощью суффикса –влив- (современный   –лив-) от неупотребительного сейчас «вежа» - «знаток», производного посредством суффикса  -j- от «въъти» - «знать»;  di >ж.  первоначально – «знающий, опытный», с XVI века употребляется и в современном значении.

  1. Разобрать  слово  застеклить  по  составу.
  2. Разобрать  слово  прийти  по  составу.
  3. Назвать однокоренные слова к слову  растение.
  4. Назвать слова с корнями  -кас-  и  -кос-.
  5. Написать слово и объяснить правописание:  сверхизысканный, безынтересный.
  6. Назвать способ образования слов спецкор, привокзальная.
  7. Подобрать синоним  к слову  бесчувственный.
  8. Подобрать антоним к слову безветренный.
  9. Написать три слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.
  10. Написать три слова с приставкой пре-.
  11. Написать предложение и объяснить правописание корня –кас-кос-

              Касаюсь  стены.

        Прикосновение опасно.

  1. Объяснить правописание слов загоревший,  загар.

  1. Что такое окончание слова?
  2. Что называется основой слова?
  3. Дайте определение корня слова.
  4. Дайте определение суффикса.
  5. Что называется приставкой слова?
  6. Сформулируйте правило правописания корня  -КАС-  -  -КОС-.
  7. Сформулируйте правило правописания корня  -ГАР-  -  -ГОР-.
  8. Когда после приставок пишутся буквы Ы – И?
  9. Сформулируйте правило правописания приставок ПРЕ-  и  ПРИ-?
  10. Когда в сложных словах пишется соединительная О, а когда – Е?
  11. Назвать способы образования слов и привести примеры.
  12. Какие слова называются сложносокращёнными?
  13. Назвать способы образования сложносокращённых слов и привести примеры.

1.   В каком слове семь букв О?        ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ.

2.   ШАРАДЫ:

                1) С буквой К бери меня на покос,

    А без К ужалю в нос.                          КОСА – ОСА

  1. Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы,

Откройте печь, и там найдёте

То, что не раз едали вы.             ПИ-РОГ

  1. Что здесь написано?

                     Т    И        (КИТ)

                 Б

              Б   Б

          Б           Б

      Б Б Б Б Б Б Б

  Б                          Б

Б                                Б                                      (ИЗБА)

                   100  Л        (СТОЛ)

Жил на свете мальчик Коля

Не хотел учиться в школе.

Начинается урок.

Заливается звонок.

Ждет учитель. Где же Коля?

Коля снова на футболе.

Так проходит девять лет.

Нет желанья – знаний нет!

На линейке педагоги

Все стоят как по тревоге.

Что же Коля наш решит?

Чему себя он посвятит?

Коля «пасмурный»  стоит

И ребятам говорит:

- Надоело мне учиться,

все науки, как горчица.

Надоело мне писать!

Надоело мне считать!

Надоело мне читать!

Буду лучше поступать!

        Отправляется наш Коля,

        Чтоб учиться, но не в школе.

Пришел Коля в театральное училище, в приемную комиссию.

        - Здравствуйте, любезный Коля!

        Как у вас успехи в школе!

        Что нам можете сказать?

        Что хотите показать?

      - Я умею притворяться.

Даже перевоплощаться.

- Есть таланты, без сомненья

Напишите сочинение.

        - Сочинение? Не-е-е. Я не умею.

Отправился Коля в кулинарный техникум.

Там комиссия сидит, строго Коле говорит:

  1. Расскажите, милый Коля,

Как у вас успехи в школе?

- Школу  я чуть-чуть любил,

Там в столовую ходил.

Это, в том сомнений нет,

Самый лучший кабинет!

Там я кушал винегреты,

Лучше были бы конфеты,

Ел борщи, салаты ел.

Эти дни я не забуду

Точно! Поваром я буду!

- Безусловно вы талант!

Напишите-ка диктант!

      - С вами что?

Какой диктант?

Я диктанты не люблю.

На уроках просто сплю

Орфограммы не учил,

Пунктограммы не зубрил.

Я на стадион ходил.

- Ну, тогда до свидания.

Отправился Коля  без вдохновения

В медучилище для обучения

        - Чем вы можете похвастаться?

- Я умею дать таблетку,

Я могу подать пипетку.

Дать горчичники могу

(А про знанья ни гу-гу.)

        - Извините, милый Коля,

        Вам учиться нужно в школе.

- Я в 10 класс пойду,

Репетиров найму.

Буду знания получать,

Все науки постигать.

        - Азы, буки, веди –

        Страшат, как медведи

- Нет. Я понял. Грамоте учиться –

Всегда пригодится!

          Если ты хочешь судьбу переспорить,

        Если ты ищешь отрады цветник

        Если нуждаешься в твердой опоре –

        Выучи русский язык!

  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Использование игровых технологий дает возможность каждому учащемуся проявить свою индивидуальность. Активность на таких уроках возрастает.  Подводя итог урока, с радостью отмечаю, что практически все учащиеся получили оценки «хорошо» и «отлично».

Использование дидактических  игр помогает ребенку поверить в свои силы, что стимулирует его познавательную и мыслительную деятельность.  Положительную динамику обучения можно проследить из года в год на примере одного из классов.   Обученность детей за последние 5 лет – 100%, а качество обучения по русскому языку в течение последних трёх лет стабильно превышает 50%.

РУССКИЙ ЯЗЫК                                                

ЛИТЕРАТУРА

43

46

45

444

кроссворды

кроссворды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...

«Использование интерактивных методов обучения при компетентностом подходе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом о...

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье представлен опыт работы по развитию интереса обучающихся к изучению английского языка и социальной деятельности. Для развития познавательных мотивов применяются различные методы и приё...

Игра как один из видов учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка

Игра как один из видов учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка...

Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обученияТрадиционные уроки: уроки изучения нового мате...

Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.

Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения. Слайд 2  Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, ...