Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»
методическая разработка по теме

Методическая разработка

 

на тему:

«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota2.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики ЧР

АУ ЧР НПО «Профессиональное училище № 15 г.Новочебоксарск»

Методическая разработка

на тему:

«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

                                                                                                          Авторы - разработчики:  

                                                                                                          Е.В. Григорьева,

                                                                                                          преподаватель физики,

                                                                                                          информатики

Чебоксары 2010 г.

Введение

Обучение  на  современном этапе - это реализация в образовательной практике личностно-ориентированных педагогических систем, когда преподаватель становится не только источником знаний, но и организатором собственной познавательной деятельности учащихся, что требует поиска особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетенций.  

        Поэтому в последние годы столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данных целей. Одним из таких методов является  - метод модерации. Главной отличительной чертой этого метода является инициативность самих учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции помощника. Ход и результат обучения приобретают личностную значимость для всех участников процесса. При использовании  метода модерации каждый учащийся проживает учебный процесс в роли активного его участника.

        Кроме содержательных учебных результатов (знаний и умений по учебной дисциплине) использование метода модерации позволяет  развивать у учащихся способности самостоятельного решения проблем. Это предполагает:

  • анализировать информацию и определять проблему
  • находить возможности и ресурсы для решения проблемы
  • вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия
  • вести дискуссию и переговоры, т.е. уметь выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения.

Метод  модерации помогает педагогу эффективно организовать получение учащимися собственного нового опыта  и его осмысление, дает возможность всем участникам принять  общие решения как свои собственные.

Автор предлагает  вниманию читателей методическую разработку  внеклассного мероприятия – классного часа с применением  метода  модерации для учащихся  профессионального лицея № 12 г. Чебоксары. Раскрывает сущность этого метода как  новой педагогической технологии и описывает  процедуру  использования на конкретном примере.

Модерация как новая педагогическая технология

и процедура ее применения                                         

Модерация (MODERATE (англ.)  в переводе с английского означает – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание. А в педагогической практике модерация используется  как:

  • Способ проведения занятий или совещаний, обеспечивающий оперативное принятие решений и персональную ответственность каждого из участников
  • Структурированный по особым правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения.

         В групповом обучении  с применением метода модерации значительно меняется  роль преподавателя. В этом случае он выступает как ведущий или тренер (модератор).   Он  должен  не столько обучать участников группы, обеспечивая определенный объем знаний, сколько  должен создавать условия для  формирования  и развития  у членов группы  определенных способностей и тренировать их.

           Модератор  должен обладать:

  • способностью к интенсивному и   эмоциональному общению,
  • способностью к сопереживанию,
  • толерантностью,
  • аналитическими способностями и навыками рефлексии,
  • креативностью,
  • навыками саморегуляции.

Принципы работы по  методу модерации:

  • систематичность,
  • структурированность,
  • прозрачность.

Основные процессы модерации:

  • визуализация – наглядное представление мнений, идей, решений (совместно, в виде схем, образных рисунков),
  • вербализация – групповое обсуждение по принятым правилам,
  • презентация – представление результатов работы малых групп (мимика, жесты, позы…),
  • обратная связь – обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками.

Правила игры для участников модерации:

  • высказывания должны быть краткими (лидеру группы, дается ограниченное время для выступления – регламент,
  • говорить можно только по очереди (выступать можно с разрешения модератора,  свое желание выражать поднятием руки),
  • главные идеи и предложения визуализируются (в виде схем, образных рисунков),
  • все обсуждения протоколируются (чтобы не потерять нить обсуждения),

  • противоречивые мнения сохраняются с особой пометкой (молния – конфликтные знаки, в целях экономии времени предупреждения личностных конфликтов).

Условия успешной работы в малых группах:

  • состав от 3 до 7 человек обеспечивает возможность принять реальное участие в работе всем членам группы,
  • участники должны обладать знаниями и умениями для выполнения задания,
  • работа в группах подчинена общему регламенту работы и правилам,
  • «зоны ответственности» за работу группы распределяются между модератором и ее

членами.

Роли-функции членов группы:

  • «Ведущий» (лидер) – организует обсуждение проблемы с обязательным  вовлечением в процесс дискуссии всех членов группы.
  •  «Аналитик» – задает вопросы по ходу обсуждения, подвергая сомнению высказывания, уточняя и проясняя смысл.
  • «Протоколист» – фиксирует все относящееся к решению проблемы, систематизирует высказывания группы, выступает с презентацией решения.
  • «Наблюдатель» - оценивает участие членов группы.

Эти роли на первых порах   распределяет  модератор, поясняя функции и ожидаемые результаты.

Обычно в группе выделяются следующие роли:

  • «лидер» - он поддерживает деловую доброжелательную атмосферу в группе,
  • «эксперт» - обладает определенными знаниями, способен анализировать ситуации, выдвигать предложения, давать рекомендации. Поведение его самокритично и рационально.
  • «противник» (оппозиционер) – активно выступает против лидера, критикуя его идеи, стремиться к созданию оппозиции внутри группы. Высказывания его бывают противоречивыми.
  •  «рядовые члены группы» - пассивные, легко приспосабливающиеся участники, старающиеся сохранить свою анонимность. Могут присоединяться к лидеру или к противнику.
  • «аутсайдер» (черная овца, изгой) – по разным причинам отстает от группы. Не включается в групповую деятельность, вызывает безразличие или негативность группы.  

Основными задачами модератора при работе с малыми группами является:

  • конкретизация цели групповой дискуссии,
  • контроль времени выполнения работы,
  • подведение итогов с анализом содержания результатов обсуждения и организации дискуссии по оценке «наблюдателя».

Модерация развивает: 

  • способность к анализу информации и выявлению проблемы,
  • умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы,
  • умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия,
  • умение выслушать собеседника,   аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения,
  • навык принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений в жизнь.

Этапы процесса модерации:

I этап. Знакомство и создание свободной, доверительной атмосферы в группе.

II этап. Определение и формулировка проблемы или темы обсуждения (без

              обсуждения по существу).

III этап. Обсуждение темы по существу в малых группах, визуализация и презентация

               результатов. Общая дискуссия

IV этап. Обобщение и конкретизация результатов работы. Акцентируется вклад

               каждого, составляется каталог конкретных  мероприятий по     разрешению

               выявленных проблем.

V этап.  Подведение итогов и эмоциональная обратная связь.

Заключение, рекомендации

         В настоящей курсовой работе автор использовал метод модерации для  организации  групповой  дискуссионной работы учащихся на уроке физики и при проведении внеклассного мероприятия  (классного часа).

Групповая работа предоставило участникам урока физики и внеклассного мероприятия возможность тренинга  своих   социальных и коммуникативных способностей:

Умение слушать и слышать собеседника, аргументировано дискутировать, корректно и убедительно отстаивать свое мнение и делать выбор, принимать коллегиальное решение и нести за них  ответственность.

      Применение метода модерации  позволило  включить в обсуждение проблемы  всех учащихся через  малые группы. Оно дало им возможность  выразить свое личное  отношение к проблеме,  и принять общее решение, как свои собственные, через дискуссии. Есть основание  предполагать  возможность формирования необходимых ключевых компетенций учащихся на последующих занятиях с применением  указанного метода  модерации.

     При использовании  метода  модерации следует помнить, что  модерация

  • не метод для проведения заранее согласованного решения
  • не терапия для укрепления командного духа
  • не методика манипуляции, имеющая целью направить команду на «путь истинный»
  • не универсальное средство для убеждения «упрямых».

          Автор  полагает, что данная курсовая работа поможет  начинающим  преподавателям   на конкретном примере понять сущность метода модерации.    Дальнейшее применение  рассматриваемого метода в образовательном процессе   будет способствовать повышению уровня подготовленности рабочих кадров  в  соответствии с требованиями рынка труда и конкурентоспособности.

Использованная литература

  1. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой., Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. -79 с.: ил.
  2. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред.Е.В. Ивановой, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф - С», 2004. – 160 с.
  3. Технологические подходы и интерактивные методы. Программа Обучение Здоровью. М. 2005. -95 с.
  4. http:// netz.ru  Аллен  Карра. Легкий способ бросить курить.  
  5. Н.И. Дереклеева и др. Справочник  классного руководителя. М: ВАКО, 2007, 320 с.
  6. Учебник Касъянова В.А. «Физика 10». М.: Дрофа., 2004.   -416 с.: ил.
  7. Марон А.Е. Физика. 10 класс: дидактические материалы.-3-е изд.,-М.: Дрофа, 2006.-156,с: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс "Технология модерации и активные методы обучения в образовательном процессе"

Материалы данного курса представлены на сайте Международного Института Развития «ЭкоПро» Образовательного портала Мой университет  http://www.moi-universitet.ru/ Подробное описание данной технол...

Применение интерактивных средств обучения в учебном процессе

В статье раскрывается необходимость применения интерактивных методов восприятия материала, а также использование мультимедийных презентаций в учебном процессе....

Роль интерактивных средств обучения в учебном процессе

Роль интерактивных средств обучения в учебном процессе...

Практика применения активных и интерактивных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе

Применение активных методов обучения позволяют обеспечивать переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению. Чтобы организовать продуктивную познавательную деятельность ...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

Использование платформ дистанционного обучения в учебном процессе (из опыта работы)

Придистационной работе я использую материалы сайтов "Узтест", "Сдам ГИА. Решу ВПР. Решу ОГЭ. Решу ЕГЭ", "ЯКласс", "Учи.ру", "Открытая школа"....