Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»
методическая разработка по теме
Методическая разработка
на тему:
«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota2.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики ЧР
АУ ЧР НПО «Профессиональное училище № 15 г.Новочебоксарск»
Методическая разработка
на тему:
«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»
Авторы - разработчики:
Е.В. Григорьева,
преподаватель физики,
информатики
Чебоксары 2010 г.
Введение
Обучение на современном этапе - это реализация в образовательной практике личностно-ориентированных педагогических систем, когда преподаватель становится не только источником знаний, но и организатором собственной познавательной деятельности учащихся, что требует поиска особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетенций.
Поэтому в последние годы столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данных целей. Одним из таких методов является - метод модерации. Главной отличительной чертой этого метода является инициативность самих учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции помощника. Ход и результат обучения приобретают личностную значимость для всех участников процесса. При использовании метода модерации каждый учащийся проживает учебный процесс в роли активного его участника.
Кроме содержательных учебных результатов (знаний и умений по учебной дисциплине) использование метода модерации позволяет развивать у учащихся способности самостоятельного решения проблем. Это предполагает:
- анализировать информацию и определять проблему
- находить возможности и ресурсы для решения проблемы
- вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия
- вести дискуссию и переговоры, т.е. уметь выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения.
Метод модерации помогает педагогу эффективно организовать получение учащимися собственного нового опыта и его осмысление, дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.
Автор предлагает вниманию читателей методическую разработку внеклассного мероприятия – классного часа с применением метода модерации для учащихся профессионального лицея № 12 г. Чебоксары. Раскрывает сущность этого метода как новой педагогической технологии и описывает процедуру использования на конкретном примере.
Модерация как новая педагогическая технология
и процедура ее применения
Модерация (MODERATE (англ.) в переводе с английского означает – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание. А в педагогической практике модерация используется как:
- Способ проведения занятий или совещаний, обеспечивающий оперативное принятие решений и персональную ответственность каждого из участников
- Структурированный по особым правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения.
В групповом обучении с применением метода модерации значительно меняется роль преподавателя. В этом случае он выступает как ведущий или тренер (модератор). Он должен не столько обучать участников группы, обеспечивая определенный объем знаний, сколько должен создавать условия для формирования и развития у членов группы определенных способностей и тренировать их.
Модератор должен обладать:
- способностью к интенсивному и эмоциональному общению,
- способностью к сопереживанию,
- толерантностью,
- аналитическими способностями и навыками рефлексии,
- креативностью,
- навыками саморегуляции.
Принципы работы по методу модерации:
- систематичность,
- структурированность,
- прозрачность.
Основные процессы модерации:
- визуализация – наглядное представление мнений, идей, решений (совместно, в виде схем, образных рисунков),
- вербализация – групповое обсуждение по принятым правилам,
- презентация – представление результатов работы малых групп (мимика, жесты, позы…),
- обратная связь – обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками.
Правила игры для участников модерации:
- высказывания должны быть краткими (лидеру группы, дается ограниченное время для выступления – регламент,
- говорить можно только по очереди (выступать можно с разрешения модератора, свое желание выражать поднятием руки),
- главные идеи и предложения визуализируются (в виде схем, образных рисунков),
- все обсуждения протоколируются (чтобы не потерять нить обсуждения),
- противоречивые мнения сохраняются с особой пометкой (молния – конфликтные знаки, в целях экономии времени предупреждения личностных конфликтов).
Условия успешной работы в малых группах:
- состав от 3 до 7 человек обеспечивает возможность принять реальное участие в работе всем членам группы,
- участники должны обладать знаниями и умениями для выполнения задания,
- работа в группах подчинена общему регламенту работы и правилам,
- «зоны ответственности» за работу группы распределяются между модератором и ее
членами.
Роли-функции членов группы:
- «Ведущий» (лидер) – организует обсуждение проблемы с обязательным вовлечением в процесс дискуссии всех членов группы.
- «Аналитик» – задает вопросы по ходу обсуждения, подвергая сомнению высказывания, уточняя и проясняя смысл.
- «Протоколист» – фиксирует все относящееся к решению проблемы, систематизирует высказывания группы, выступает с презентацией решения.
- «Наблюдатель» - оценивает участие членов группы.
Эти роли на первых порах распределяет модератор, поясняя функции и ожидаемые результаты.
Обычно в группе выделяются следующие роли:
- «лидер» - он поддерживает деловую доброжелательную атмосферу в группе,
- «эксперт» - обладает определенными знаниями, способен анализировать ситуации, выдвигать предложения, давать рекомендации. Поведение его самокритично и рационально.
- «противник» (оппозиционер) – активно выступает против лидера, критикуя его идеи, стремиться к созданию оппозиции внутри группы. Высказывания его бывают противоречивыми.
- «рядовые члены группы» - пассивные, легко приспосабливающиеся участники, старающиеся сохранить свою анонимность. Могут присоединяться к лидеру или к противнику.
- «аутсайдер» (черная овца, изгой) – по разным причинам отстает от группы. Не включается в групповую деятельность, вызывает безразличие или негативность группы.
Основными задачами модератора при работе с малыми группами является:
- конкретизация цели групповой дискуссии,
- контроль времени выполнения работы,
- подведение итогов с анализом содержания результатов обсуждения и организации дискуссии по оценке «наблюдателя».
Модерация развивает:
- способность к анализу информации и выявлению проблемы,
- умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы,
- умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия,
- умение выслушать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения,
- навык принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений в жизнь.
Этапы процесса модерации:
I этап. Знакомство и создание свободной, доверительной атмосферы в группе.
II этап. Определение и формулировка проблемы или темы обсуждения (без
обсуждения по существу).
III этап. Обсуждение темы по существу в малых группах, визуализация и презентация
результатов. Общая дискуссия
IV этап. Обобщение и конкретизация результатов работы. Акцентируется вклад
каждого, составляется каталог конкретных мероприятий по разрешению
выявленных проблем.
V этап. Подведение итогов и эмоциональная обратная связь.
Заключение, рекомендации
В настоящей курсовой работе автор использовал метод модерации для организации групповой дискуссионной работы учащихся на уроке физики и при проведении внеклассного мероприятия (классного часа).
Групповая работа предоставило участникам урока физики и внеклассного мероприятия возможность тренинга своих социальных и коммуникативных способностей:
Умение слушать и слышать собеседника, аргументировано дискутировать, корректно и убедительно отстаивать свое мнение и делать выбор, принимать коллегиальное решение и нести за них ответственность.
Применение метода модерации позволило включить в обсуждение проблемы всех учащихся через малые группы. Оно дало им возможность выразить свое личное отношение к проблеме, и принять общее решение, как свои собственные, через дискуссии. Есть основание предполагать возможность формирования необходимых ключевых компетенций учащихся на последующих занятиях с применением указанного метода модерации.
При использовании метода модерации следует помнить, что модерация
- не метод для проведения заранее согласованного решения
- не терапия для укрепления командного духа
- не методика манипуляции, имеющая целью направить команду на «путь истинный»
- не универсальное средство для убеждения «упрямых».
Автор полагает, что данная курсовая работа поможет начинающим преподавателям на конкретном примере понять сущность метода модерации. Дальнейшее применение рассматриваемого метода в образовательном процессе будет способствовать повышению уровня подготовленности рабочих кадров в соответствии с требованиями рынка труда и конкурентоспособности.
Использованная литература
- Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой., Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. -79 с.: ил.
- Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред.Е.В. Ивановой, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф - С», 2004. – 160 с.
- Технологические подходы и интерактивные методы. Программа Обучение Здоровью. М. 2005. -95 с.
- http:// netz.ru Аллен Карра. Легкий способ бросить курить.
- Н.И. Дереклеева и др. Справочник классного руководителя. М: ВАКО, 2007, 320 с.
- Учебник Касъянова В.А. «Физика 10». М.: Дрофа., 2004. -416 с.: ил.
- Марон А.Е. Физика. 10 класс: дидактические материалы.-3-е изд.,-М.: Дрофа, 2006.-156,с: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс "Технология модерации и активные методы обучения в образовательном процессе"
Материалы данного курса представлены на сайте Международного Института Развития «ЭкоПро» Образовательного портала Мой университет http://www.moi-universitet.ru/ Подробное описание данной технол...
Применение интерактивных средств обучения в учебном процессе
В статье раскрывается необходимость применения интерактивных методов восприятия материала, а также использование мультимедийных презентаций в учебном процессе....
Доклад на конференции на научно-практической конференции в МГИРЭиА по теме: «Эффективность использования мультимедийных средств обучения в учебном процессе»
Доклад по теме: "Эффективность испльзования мультимедийных средств обучения в учебном процессе"...
Роль интерактивных средств обучения в учебном процессе
Роль интерактивных средств обучения в учебном процессе...
Практика применения активных и интерактивных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе
Применение активных методов обучения позволяют обеспечивать переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению. Чтобы организовать продуктивную познавательную деятельность ...
Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...
Использование платформ дистанционного обучения в учебном процессе (из опыта работы)
Придистационной работе я использую материалы сайтов "Узтест", "Сдам ГИА. Решу ВПР. Решу ОГЭ. Решу ЕГЭ", "ЯКласс", "Учи.ру", "Открытая школа"....