Доклад на тему "Воспитательное пространство сельской школы"
методическая разработка на тему
Представлен материал из 17-летнего опыта работы в должности заместителя директора по воспитательной работе в сельской школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное пространство сельской школы
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра – древняя земля.
Более 100 национальностей живут в мудром согласии не первый век.
Любовь к Родине, привязанность к своим традициям , гостеприимство, умение выживать в суровых условиях Крайнего Севера – все это присуще людям, живущим на этой земле, на карте которой находится маленькое сельское поселение Лямина.
В 1964 году в Лямина была образована санаторно – лесная школа.
В конце шестидесятых годов в поселке началось строительство жилья. Здесь базировалась ремонтно-эксплутационная база речного флота, работала Ляминская группа партий.
Ляминская средняя общеобразовательная школа организована в 1988году на базе восьмилетней школы, основанной в 1970году.
Учителя двух школ, многие специалисты речного флота и ЛГП имели высшее или средне – специальное образование. Это обуславливало высокий социальный статус населения.
Социальное благополучие сельского поселения Лямина сохраняется до сих пор.
Поэтому требования, предъявляемые родителями к школе, были и остаются высокими.
Характерной чертой нашей школы последние годы является стабильность: нет текучести кадров, нет вакансий.
Постоянный, дружный коллектив осознает ответственность за судьбу каждого воспитанника, сумел найти союзников, единомышленников в окружающей школу среде, для которых небезразлична судьба «своих» сельских детей.
Педагогическим коллективом была разработана
Программа «Ценности и нормы жизни школы», которая обеспечивала развитие воспитательной системы школы на 2003 – 2007 учебные годы.
За время реализации этой программы определены приоритетные направления в воспитательной работе.
Педагогическим коллективом проведен мониторинг окружающей школу среды. Благодаря этому было создано воспитательное пространство МОУ «Ляминская СОШ».
(схема№1, схема №2).
В школах ХМАО- ЮГРЫ преподается краеведение, однако знания, которые получают учащиеся непоследовательны и фрагментарны. Дети не могут понять красоты и своеобразия родного края, если не будут знать свою родословную, культуру своего народа, если не почувствуют , что все мы – часть огромного вневременного потока. А для этого нужно знать – каким воздухом дышали наши предки , за какими столами сидели, какие рубахи носили.
С середины 19-го века ни одно из больших исторических событий огромной России не обошло стороной маленькую деревушку, затерявшуюся в непроходимой тайге.
Историю деревни жители передавали из поколения в поколение.
Приоритетным направлением в воспитательной работе школы стало изучение истории родного края. Начали с декадника краеведения, потом был организован кружок, и ребята, которые в нем занимались стали собирать предметы старинной утвари. В результате деятельности кружка был создан школьный музей. С развитием музея , создавались новые звенья в воспитательном пространстве школы.
Воспитательная программа, по которой работает школа сегодня называется «Истоки».
Изучение, обобщение и сохранение лучшего , что было в истории с. п . Лямина, района, округа - вот цель, которую определила школа, создавая воспитательную программу, рассчитанную на 4 года.
Нынешний 2007 – 2008 учебный год посвящен с. п. Лямина, его девизом являются слова Константина Георгиевича Паустовского
«Нет такой деревни – даже самой захудалой, где бы не было своих замечательных историй».
Традиции являются основой в воспитательной работе и охватывают
- Воспитательную среду
- Учебный процесс
- Систему дополнительного образования.
Дополнительное образование на сегодняшний день представлено восьмью творческими объединениями , работающими на базе нашей школы от РЦДТ - это «Оформитель», «Театральный», «Кукольный театр», Маленькие художники», «Робинзон», «Конструируем с компьютером», , «Юный журналист», «Вологодские кружева»и спортивной секцией «Волейбол».
Сотрудничество с РЦДТ дает нам возможность участвовать в конкурсах прикладного детского творчества районного уровня, педагоги дополнительного образования имеют возможность повышать свое педагогическое мастерство, участвуя в работе семинаров, мастер-классов.
Успешно работает творческое объединение «Оформитель», руководителем которого является Галиуллина Марина Александровна учитель ИЗО.
Уже много лет школа сотрудничает с МОУ ДОД «СДЮСШОР» (Дополнительное образование детей Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва) Сургутского района, благодаря этому у школы хорошая лыжная база. Руководит спортивной секцией «Лыжные гонки» учитель физической культуры , имеющий высшую категорию Устинов Геннадий Артемьевич.
Ребята имеют возможность участвовать в соревнованиях районного и окружного уровня.
Учащиеся нашей школы являются призерами районных и окружных соревнований в эстафетной лыжной гонке.
Старшеклассники с удовольствием занимаются в секции «Волейбол», которой руководит молодой специалист, выпускник нашей школы -Фарносов А.В..
У посещающих спортивные секции всегда есть возможность проверить свои силы в соревнованиях на первенство школы, на дружеских встречах с командами учителей , учащихся МОУ «Сытоминская СОШ», «МОШИ СОШИ».
Пятый год наша школа сотрудничает с МУ «КМЦ « Резерв».
На базе нашей школы создана военно - спортивная группа «Дельта» , ее руководителем является учитель технологии Верхорубов И.Н..
В группе занимаются старшеклассники и учащиеся среднего звена. На районных соревнованиях группа часто занимает призовые места.
Многие учащиеся занимаются в 9 –ти творческих коллективах ЦДиТ.
Дети с удовольствием принимают участие в общепоселковых праздниках.
Сотрудничество школы и ЦДиТ продолжается при организации летнего отдыха учащихся. Совместная программа работы преследует одни цели и задачи , обогащает жизнь лагеря с дневным пребыванием детей.
Органы школьного самоуправления – Совет старшеклассников и активисты детского объединения «Республика САМ» получили возможность учиться и развивать свои коммуникативные качества, участвуя в работе районной ассоциации детских объединений и организаций школьников Сургутского района «СЕВЕРиЯ» , обучаясь в школе лидеров детского парламента Сургутского района.
Один из будущих выпускников стал участником и победителем конкурса
« Лучший учащийся Сургутского района» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование.»
второй занял второе место в районном конкурсе «Лидер 21 –го века», который проводился Управлением молодежной политики физической культуры и спорта Администрации Сургутского района.
Старшеклассники участвуют в районной школе КВН, районном конкурсе КВН.
Традиционными стали совместные мероприятия, которые проводятся школой и специалистом по молодежной политике с. п. Лямина Гоголь Екатериной Викторовной
В прошлом учебном году в школах района стартовал проект «Мое школьное видение» .
Этот проект соединил воедино работу Совета старшеклассников . активистов детского объединения «Республики САМ» и актива школьного музея.
Ребята с увлечением ведут видеосъемку, берут интервью, монтируют документальные видеоролики.
«Общешкольные традиционные мероприятия обязательно отражены в учебном процессе, предметных декадах, воспитательной программе каждого классного руководителя и руководителя творческого объединения, ,.
При этом просматриваются все связи как внутренние, так и внешние воспитательного пространства школы.
В ходе создания и реализации воспитательных программ , в школе появились «свои» праздники - это «Праздник Осени», который мы проводим совместно с Советом ветеранов с. п. Лямина, «Вечер сказок» , первые гости на котором дети из детского сада «Белочка». «День театра», когда актовый зал школы превращается в театр.
С обязательными атрибутами: афишей, билетами, и тремя звонками.
Специфика сельской школы в том, что сфера деятельности учащихся и педагогов ограничена, сужены рамки их кругозора, знаний, информации из-за удаленности от центра, ребятам катастрофически недостает общения со сверстниками, нет возможности проявить себя.
Благодаря созданию воспитывающей среды, которая есть в нашей школе на сегодняшний день, учащиеся могут раскрыть свои задатки, развить способности к творческому труду, получить разнообразный социальный опыт, научиться содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Мы предлагаем вам посмотреть фрагменты мероприятий сложившейся воспитательной системы, в которой системообразующим видом деятельности является краеведение, поисковая работа, давшая предпосылки для создания и деятельности школьного музея, детской организации, классных руководителей. Вы увидите в представленных мероприятиях связь с ветеранами и старожилами, родителями, культурно просветительными и образовательными учреждениями нашего сельского поселения.
Схема№1
Внутренние связи и взаимодействия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"
Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"...
Формирование воспитательного пространства сельской школы в условиях поликультурного региона
Это проект, который содержит проблему и обоснование её решения, цель, задачи, этапы реализации проекта, реализаторов, источники финансирования, ожидаемые результаты, принципы реализации. Так же выдели...
Презентация к докладу "Воспитательное пространство сельской школы"
Дополнительно к докладу материал в форме презентации...
План самообразования учителя английского языка по теме:" Расширение образовательного пространства учащихся сельских школ через интерактивные технологии"
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обуче...
Доклад "Внеурочная деятельность в сельской школе"
Доклад "Внеурочная деятельность в сельской школе"...
ПРОЕКТ «СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»
Проект «Создание и организация развивающего пространства в сельской школе»...
Музейная педагогика в образовательном пространстве сельской школы. Мастер-класс
Музейная педагогика как педагогическая система способна обогатить образовательное пространство в школе:- использование элементов системы в образовательн...