Музейная педагогика в образовательном пространстве сельской школы. Мастер-класс
опыты и эксперименты по истории
Музейная педагогика как педагогическая система способна обогатить образовательное пространство в школе:
- использование элементов системы в образовательных программах различных компонентов,
- широкие возможности дополнительного образования – создание условий для индивидуализации образования,
- огромный воспитательный и культуротворческий потенциал- все это способствует развитию личности с учетом субъективного опыта, эмоционально-ценностного отношения к миру, другим, себе, вносит огромный вклад в социализацию ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_muzeynaya_pedagogika.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика
в образовательном пространстве
сельской школы.
Мастер-класс
Учитель: Лапердина Лариса Иннокентьевна
План
- Вступление. Мотивация. Значение Малой Родины для человека
- Основная часть
- Краеведение – как форма научно-познавательной и просветительской деятельности
- Система работы в режиме музейной педагогики
- Вывод
- Рефлексия
Мастер- класс
Сл. № 1. Музейная педагогика в образовательном пространстве сельской школы
Сл. № 2 Цель: развитие личности учащегося через создание образовательного пространства «Школа-музей».
Сл. № 2 Задачи:
- Показать направления исследовательской деятельности учащихся
- Раскрыть структуру и формы работы в режиме музейной педагогики
- Показать реализацию творческо -деятельностного потенциала учащихся в условиях сельской школы средствами музейной педагогики.
Оборудование:
Компьютер и медиапроектор, телевизор, видеомагнитофон
На земле много прекрасных уголков, но каждый человек должен любить и гордиться теми местами, откуда он родом, где прошло его детство. Он должен помнить о том, какой вклад внесла и вносит сегодня его малая Родина в историю большой страны. Здесь в каждой малой Родине видится большая, в ее самобытности – истоки духовного и нравственного возрождения.
Введение:
Кем вы себя ощущаете сейчас?
Забайкальцем;
Россиянином;
Землянином.
Почему? (1-2 мин)
Отвечая на этот вопрос мы с вами постарались очертить круг интересующей важной для нас области, зоной ближайшего действия .
Когда этот вопрос я задаю детям, вновь пришедшим в кружок, их мир чаще всего ограничивается рамками Малой Родины – с.Кайластуй, в котором они проживают.
Следующее задание – назовите свой адрес. Уточните?
Изобразите это в рисунке
Тем самым мы еще раз показали отправную точку – свою малую Родину.
Каждый человек своего рода открыватель. Он идет к старым, как мир, истинам своим путем. Но у истока длинной жизненной дороги у нас есть своя Малая родина со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь.
Сл. № 3–4 Анкета (участникам)
- Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С каким мнением согласны вы лично?
- Сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело. – 3чел
- Оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей. – 4чел
- Чувство Родины существовало, существует и будет существовать.- 23чел
- Родина – это главное, что есть у каждого народа и человека. –24чел
- Такая проблема меня не интересует. – 0чел
- Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде – долг каждого гражданина?
- Да – 24 чел
- В целом – да – 4чел
- Зависит от обстоятельств – 0 чел
- Нет – 0 чел
- Трудно сказать – 1яел
- Какие ассоциации у вас вызывает понятие «Малая Родина»? (место, где я родился – 24чел, Россия – 5чел, самое дорогое место – 2чел, дом – 1чел)
Краеведение в широком смысле есть «Жизневедение» в неограниченном масштабе, начиная с местного быта. Оно охватывает изучение и природы и человека в их настоящем, прошлом (история) и по возможности в будущем. Можно все это изучать по книгам, но «живой краевед начинается там, где кончаются сведения о крае, почерпнутые из книг и начинаются личные наблюдения из местной жизни – и, конечно, их запись, личное исследование местной жизни, собирание фактов». В познании Родины, помимо сознания, должно участвовать и сердце – чуткое, памятливое, впечатлительное, побуждающее нас низко поклониться отчей земле, задуматься о ее настоящем, вспомнить прошлое, поговорить о ее духовных сокровищах, к которым мы сейчас возвращаемся. Чтобы познать Родину, стоит перечитывать рукописные книги, письма, рассматривать потемневшие от времени фрески в храмах и соборах, фотографии в семейных архивах.
Мы стараемся заниматься живым краеведением. Этому способствует обстановка: история нашего края, села. Целенаправленно краеведческой работой начали заниматься в селе с 60-х годов ХХ века, объединив усилия библиотеки, парторганизации и школы. Переписка с архивом, областной библиотекой им.Пушкина, ветеранами, сбор материалов для музея, открытие которого состоялось в 1981 году (сл. № 5,6). Здесь проводились различные мероприятия: уроки мужества, встречи с ветеранами.(сл. № 7,8) Экскурсии, отчеты о проделанной работе. С 1998 года в школе начал работать кружок «Юный краевед» и краеведческая работа представлена в схеме (№ 1, Сл. № 9) 1998-2004г, так как я являюсь и учителем и руководителем кружка, в краеведческой работе стараюсь органично соединить учебную и внеучебную деятельность, которая выражается в разовых заданиях, перспективных (в течение определенного времени – от месяца до 2-х лет), в исследованиях и обобщение краеведческого материала.(сл. № 10,)
В 2004 году школа начала работать в режиме эксперимента по теме «Музейная педагогика в образовательном пространстве сельской школы как средство формирования ценностного отношения к культурно-историческому наследию» (схема № 2, Сл. № 11, 12). Музейная педагогика как педагогическая система способна обогатить образовательное пространство в школе:
- использование элементов системы в образовательных программах различных компонентов,
- широкие возможности дополнительного образования – создание условий для индивидуализации образования,
- огромный воспитательный и культуротворческий потенциал- все это способствует развитию личности с учетом субъективного опыта, эмоционально-ценностного отношения к миру, другим, себе, вносит огромный вклад в социализацию ребенка.
Музейные уроки имеют большой воспитательный потенциал (сл. № 13)
Музейный урок активизирует восприятие по следующим причинам:
- Конкретность информации, наглядность, насыщенность жизненными реалиями;
- Эмоциональность информации;
- Отсутствие стереотипа проведения урока, креативность, реализация компетентностного подхода;
- Реализация межпредметных связей
Обществознание «Многообразие человеческой деятельности» - 10кл (Сл. № 14)
Благородство школьного музея,
Как всегда ни фонда и ни смет,
Пишут дети, ищут чей-то след,
Чтобы не ушло ничто в забвенье.
В 2005 году открылся школьный краеведческий уголок, который теперь является центром многих мероприятий. (сл. № 15-16-17)
Кружок «Юный краевед», являющийся ядром музея, работает по программе, утвержденной ДЮЦ, план работы составляется с учетом мнения кружковцев (видеозапись- план работы кружка).
Поисково- исследовательская деятельность направлена на пополнение фонда музея экспонатами, (Сл. № 18 русская изба) работу с документами, беседами с интересными людьми (Сл. № 19 фото-Граубин), ветеранами (Сл. № 19 фото –Федулов) со старожилами села (Сл. № 20 фото- Бакшеевы, видеозапись). Итогом исследовательской работы является участие в научно-практических конференциях школы, района, области (сл. № 21).
Использование нестандартных мероприятий с кружковцами, где мини-исследование дает толчок дальнейшему творчеству детей Сл. № 22.
- Парад новогодних игрушек.(фото-елка)
- Игрушка моего детства (фото-игрушка)
Позволяют развивать в ребенке чувство сопричастности, гуманного отношения к окружающему миру, формированию ценностных ориентаций.
- История наших праздников в открытках
Позволяет развивать чувство гражданина патриота, гордость за свою Родину, любви к ближнему. Навыки исследовательской работы, умение самостоятельно добывать знания, представлять их общественности.
- Фотовыставка. Мои домашние питомцы. Увидеть прекрасное, необычное рядом.(сл. № 23)
- Отчет о своих открытиях – поездках (посещение музея, памятников истории, природы, культуры) (сл. № 24-25)
Игра «История наших праздников в открытках» (Сл. № 26)
Из предложенного набора открыток выберите праздник. В своей защите постарайтесь указать главные атрибуты праздника, историю праздника и свое отношение к нему.
Сл. № 27
2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 | 2007-2008 | |
Всего в школе | 155 | 123 | 117 | 106 |
Историческое краеведение | 67 | 54 | 53 | 53 |
Кружок «Юный краевед» | 16 | 18 | 16 | 16 |
Исследовательская деятельность | 5 | 4 | 13 | 5 |
Продолжают заниматься исследовательской деятельностью ССУЗы, ВУЗы | 2 | 3 | 4 | 2 |
Вывод:
Таким образом, участие детей в значимых, приносящих пользу делах:
- исследование родного края, его культурно-исторических особенностей
- помощь в поиске фактов и обоснований событий и явлений
позволяет воспитывать у школьников чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за их прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе.
Рефлексия
Анкета (участникам)
- Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С каким мнением согласны вы лично?
- Сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело.
- Оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей.
- Чувство Родины существовало, существует и будет существовать.
- Родина – это главное, что есть у каждого народа и человека.
- Такая проблема меня не интересует.
- Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде – долг каждого гражданина?
- Да
- В целом – да
- Зависит от обстоятельств
- Нет
- Трудно сказать
- Какие ассоциации у вас вызывает понятие «Малая Родина»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...
Презентация. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Презентация наглядно раскрывает содержание интергированного курса....
Стажёрская практика «Использование современного оборудования в учебно-воспитательном процессе школы. Формы и методы работы, эффекты» с темой «Образовательные возможности робототехники» - мастер-класс.
В презентации представлены формы и методы организации внеурочной занятости школьников. ...
Занятие группы родительской самопощи «Мамочкина школа». Мастер-класс «Модный малыш» (украшение детской одежды декоративными элементами).
Методические материалы по проведению занятия с родителями по изготовлению декоративных элементов для украшения детской одежды (помпоны, кисти)....
Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.
О проблемах внедрения положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...
МБОУ ДО "Детская художественная школа" /Мастер-классы, выступления, печатные издания преподавателя
Мастер-классы, выступления, печатные издания преподавателя...
Тема: «Формирование и развитие функциональной грамотности – одна из важнейших задач современной школы» (Мастер-класс)
Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регул...