Музейная педагогика в образовательном пространстве сельской школы. Мастер-класс
опыты и эксперименты по истории

Музейная педагогика как педагогическая система способна обогатить образовательное пространство в школе:

-         использование элементов системы в образовательных программах различных компонентов,

-         широкие возможности дополнительного образования – создание условий для индивидуализации образования,

-         огромный воспитательный и культуротворческий потенциал- все это способствует развитию личности с учетом субъективного опыта, эмоционально-ценностного отношения к миру, другим, себе, вносит огромный вклад в социализацию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_muzeynaya_pedagogika.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                Музейная педагогика

 в образовательном пространстве

             сельской школы.

                Мастер-класс

Учитель: Лапердина Лариса Иннокентьевна

                                   

                                  План

  1. Вступление. Мотивация. Значение Малой Родины для человека
  2. Основная часть
  1. Краеведение – как форма научно-познавательной и просветительской деятельности
  2. Система работы в режиме музейной педагогики
  1. Вывод
  2. Рефлексия

 Мастер- класс

Сл. № 1. Музейная педагогика в образовательном пространстве  сельской школы

Сл. № 2  Цель: развитие личности учащегося через создание образовательного пространства «Школа-музей».

 

Сл. № 2  Задачи:

  1. Показать направления исследовательской деятельности учащихся
  2. Раскрыть структуру и формы работы в режиме музейной педагогики
  3. Показать реализацию творческо -деятельностного потенциала учащихся в условиях сельской школы средствами музейной педагогики.

Оборудование:

Компьютер и медиапроектор, телевизор, видеомагнитофон

На земле много прекрасных уголков, но каждый человек должен любить и гордиться теми местами, откуда он родом, где прошло его детство. Он должен помнить о том, какой вклад внесла и вносит сегодня его малая Родина в историю большой страны. Здесь в каждой малой Родине видится большая, в ее самобытности – истоки духовного и нравственного возрождения.

Введение:

Кем вы себя ощущаете сейчас?

Забайкальцем;

Россиянином;

Землянином.

Почему? (1-2 мин)

Отвечая на этот вопрос мы с вами постарались очертить круг интересующей важной для нас области, зоной ближайшего действия .

Когда этот вопрос я задаю детям, вновь пришедшим в кружок, их мир чаще всего ограничивается рамками Малой Родины – с.Кайластуй, в котором они проживают.

Следующее задание – назовите свой адрес. Уточните?

Изобразите это в рисунке

Тем самым мы еще раз показали отправную точку – свою малую Родину.

        Каждый человек своего рода открыватель. Он идет к старым, как мир, истинам своим путем. Но у истока длинной жизненной дороги у нас есть своя Малая родина со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь.

Сл. № 3–4   Анкета (участникам)

  1. Сегодня можно  услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С каким мнением согласны вы лично?
  1. Сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело. – 3чел
  2. Оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей. – 4чел
  3. Чувство Родины существовало, существует и будет существовать.- 23чел
  4. Родина – это главное, что есть у каждого народа и человека. –24чел
  5. Такая проблема меня не интересует. – 0чел
  1. Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде – долг каждого гражданина?
  1. Да – 24 чел
  2. В целом – да – 4чел
  3. Зависит от обстоятельств – 0 чел
  4. Нет – 0 чел
  5. Трудно сказать – 1яел
  1. Какие ассоциации у вас вызывает понятие «Малая Родина»? (место, где я родился – 24чел, Россия – 5чел, самое дорогое место – 2чел, дом – 1чел)

Краеведение в широком смысле есть «Жизневедение» в неограниченном масштабе, начиная с местного быта. Оно охватывает изучение и природы и человека в их настоящем, прошлом (история) и по возможности в будущем. Можно все это изучать по книгам, но «живой краевед начинается там, где кончаются сведения о крае, почерпнутые из книг и начинаются личные наблюдения из местной жизни – и, конечно, их запись, личное исследование местной жизни, собирание фактов». В познании Родины, помимо сознания, должно участвовать и сердце – чуткое, памятливое, впечатлительное, побуждающее нас низко поклониться отчей земле, задуматься о ее настоящем, вспомнить прошлое, поговорить о ее духовных сокровищах, к которым мы сейчас возвращаемся. Чтобы познать Родину, стоит перечитывать рукописные книги, письма, рассматривать потемневшие от времени фрески в храмах и соборах, фотографии в семейных архивах.

Мы стараемся заниматься живым краеведением. Этому способствует обстановка: история нашего края, села. Целенаправленно краеведческой работой начали заниматься в селе с 60-х годов ХХ века, объединив усилия библиотеки, парторганизации и школы. Переписка с архивом, областной библиотекой им.Пушкина, ветеранами, сбор материалов для музея, открытие которого состоялось в 1981 году (сл. № 5,6). Здесь проводились различные мероприятия: уроки мужества, встречи с ветеранами.(сл. № 7,8) Экскурсии, отчеты о проделанной работе. С 1998 года  в школе начал работать кружок «Юный краевед» и краеведческая работа представлена в схеме (№ 1, Сл. № 9) 1998-2004г, так как я являюсь и учителем и руководителем кружка, в краеведческой работе стараюсь органично соединить учебную и внеучебную деятельность, которая выражается в разовых заданиях, перспективных (в течение определенного времени – от месяца до 2-х лет), в исследованиях и обобщение краеведческого материала.(сл. № 10,)

В 2004 году школа начала работать в режиме эксперимента по теме «Музейная педагогика в образовательном пространстве сельской школы как средство формирования ценностного отношения к культурно-историческому наследию» (схема № 2, Сл. № 11, 12). Музейная педагогика как педагогическая система способна обогатить образовательное пространство в школе:

  • использование элементов системы в образовательных программах различных компонентов,
  • широкие возможности дополнительного образования – создание условий для индивидуализации образования,
  • огромный воспитательный и культуротворческий потенциал- все это способствует развитию личности с учетом субъективного опыта, эмоционально-ценностного отношения к миру, другим, себе, вносит огромный вклад в социализацию ребенка.

Музейные уроки имеют большой воспитательный потенциал (сл. № 13)

Музейный урок активизирует восприятие по следующим причинам:

  1. Конкретность информации, наглядность, насыщенность жизненными реалиями;
  2. Эмоциональность информации;
  3. Отсутствие стереотипа проведения урока, креативность, реализация компетентностного подхода;
  4. Реализация межпредметных связей

 Обществознание «Многообразие человеческой деятельности» - 10кл (Сл. № 14)

Благородство школьного музея,

Как всегда ни фонда и ни смет,

Пишут дети, ищут чей-то след,

Чтобы не ушло ничто в забвенье.

В 2005 году открылся школьный краеведческий уголок, который теперь является центром многих мероприятий.  (сл. № 15-16-17)

 Кружок «Юный краевед», являющийся ядром музея,  работает по программе, утвержденной ДЮЦ, план работы составляется с учетом мнения кружковцев (видеозапись- план работы кружка).

Поисково- исследовательская деятельность направлена на пополнение фонда музея экспонатами, (Сл. № 18 русская изба)  работу с документами, беседами с интересными людьми (Сл. № 19 фото-Граубин), ветеранами (Сл. № 19 фото –Федулов) со  старожилами села (Сл. № 20 фото- Бакшеевы, видеозапись). Итогом исследовательской работы  является участие в научно-практических конференциях школы, района, области (сл. № 21).

Использование  нестандартных мероприятий с кружковцами, где мини-исследование дает толчок дальнейшему творчеству детей Сл. № 22.

  1. Парад новогодних игрушек.(фото-елка)
  2. Игрушка моего детства (фото-игрушка)

Позволяют развивать в ребенке чувство сопричастности, гуманного отношения к окружающему миру, формированию ценностных ориентаций.

  1. История наших праздников в открытках

Позволяет развивать чувство гражданина патриота, гордость за свою Родину, любви к ближнему. Навыки исследовательской работы, умение самостоятельно добывать знания, представлять их общественности.

  1. Фотовыставка. Мои домашние питомцы. Увидеть прекрасное, необычное рядом.(сл. № 23)
  2. Отчет о своих открытиях – поездках (посещение музея, памятников истории, природы, культуры) (сл. № 24-25)

Игра «История наших праздников в открытках» (Сл. № 26)

Из предложенного набора открыток выберите праздник. В своей защите постарайтесь указать главные атрибуты праздника, историю праздника и свое отношение к нему.

Сл. № 27

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Всего в школе

155

123

117

106

Историческое краеведение

67

54

53

53

Кружок «Юный краевед»

16

18

16

16

Исследовательская деятельность

5

4

13

5

Продолжают заниматься исследовательской деятельностью ССУЗы, ВУЗы

2

3

4

2

Вывод:

 Таким образом, участие детей в значимых, приносящих пользу делах:

  • исследование родного края, его культурно-исторических особенностей
  • помощь в поиске фактов и обоснований событий и явлений

позволяет воспитывать у школьников чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за их прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе.

Рефлексия

Анкета (участникам)

  1. Сегодня можно  услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С каким мнением согласны вы лично?
  1. Сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело.
  2. Оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей.
  3. Чувство Родины существовало, существует и будет существовать.
  4. Родина – это главное, что есть у каждого народа и человека.
  5. Такая проблема меня не интересует.
  1. Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде – долг каждого гражданина?
  1. Да
  2. В целом – да
  3. Зависит от обстоятельств
  4. Нет
  5. Трудно сказать
  1. Какие ассоциации у вас вызывает понятие «Малая Родина»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"

Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...

Занятие группы родительской самопощи «Мамочкина школа». Мастер-класс «Модный малыш» (украшение детской одежды декоративными элементами).

Методические материалы по проведению занятия с родителями по изготовлению декоративных элементов для украшения детской одежды (помпоны, кисти)....

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Тема: «Формирование и развитие функциональной грамотности – одна из важнейших задач современной школы» (Мастер-класс)

Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регул...