Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"
статья по теме
Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zalesova_o.i.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Стендовый доклад
«Обновление методической работы в школе - основа
развития детской одаренности сельских школьников»
Развитие детской одаренности в сельской школе имеет свои особенности. Наша школа на селе – единственный очаг, где развивают способности ребенка. Ленинская основная школа села Заречье небольшая: в ней 61 учащийся и 11 педагогов.
Но в ней есть талантливые, способные дети, которые являются победителями предметных олимпиад на муниципальном уровне, победителями и призерами различных конкурсов («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Олимпус», «Гелиантус», «Альбус»). В школе ведется исследовательская деятельность. Но система работы с одаренными детьми учителями-предметниками была не создана.
Все это подтолкнуло педагогов школы в 2011 году к участию в работе инновационной площадки на базе района под руководством О.Г.Селивановой. (6 человек из 11 стали ее участниками: Кочкина С.Г., Шишкина Л.А., Шишкина Л.П., Щепеткина Н.В., Четверикова Г.А., Залесова О.И.) .
Сначала перед педагогами школы были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретическую литературу. Были прослушаны лекции О.Г.Селивановой, познакомились с трудами других ученых по этой теме.
2.Провести диагностику одарённости детей. Педагоги школы воспользовались диагностиками, предложенными О.Г.Селивановой: «Методикой оценки общей одаренности», методикой «Карта одаренности».
Были выявлены такие виды одаренности детей: практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная.
После проведения диагностики в школе был создан банк данных одаренных детей.
Затем перед учителями школы встали вопросы: 1. Как организовать работу с одаренными детьми в условиях основной школы? 2. Как развивать способности у детей?
Выбрали тему методической работы школы:
«Развитие одаренности школьников в условиях перехода на ФГОС».
В школе в течение двух лет были проведены методические советы, на которых рассматривались вопросы, связанные с детской одаренностью:
1. Психолого-педагогическая диагностика как основа работы с одаренными детьми.
2. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности
3. Формы работы с одаренными детьми в учебной и внеучебной деятельности
4. Деловая игра «Формы работы с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях»
5. Реальные затруднения педагогов в работе с одаренными детьми.
6. Развитие детской одаренности средствами учебного занятия.
7. Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в свете стандартов нового поколения: переход от внутрипредметности к интеграции и метапредметности.
8. Межпредметные связи в процессе обучения в условиях перехода на стандарты нового поколения.
9. Реализация интегративного обучения в свете стандартов нового поколения.
Основной задачей учителя, работающего с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих.
В основу обучения одаренных детей должен быть положен принцип, отличный от общепринятого. Творческое (эвристическое) обучение – наиболее эффективный способ обучения одаренных детей (обучение без образца, при опоре на собственную активность ребенка, его способность порождать, выявлять и решать проблемы).
Учителя школы апробировали приемы творческого обучения: жанры текста, изобретение, сочинение, разнонаучные знания, «видеокамера», исследование объекта, принятие разнообразных идей и ответов, необычных, смешных, глупых, перевод с языка одной системы знаний на другую, общее в разном, открытые задания, восстановление истории и другие.
Педагогами школы апробированы новые подходы по развитию детской одарённости в условиях освоения ФГОС. Были разработаны и проведены уроки для достижения школьниками метапредметных результатов:
1.Уроки-исследования - «Лирические миниатюры П.П.Маракулина» (Залесова О.И.),
«Лён. Льняное волокно. Сравнительная характеристика растительных волокон и тканей из них» (Кочкина С.Г.), «Наречие» (Шишкина Л.П.), «Алюминий» (Четверикова Г.А.).
2.Урок с метакомпонентом - «Истоки и современное развитие народных промыслов. Дымковская игрушка.» (Щепеткина Н.В.)
3. Интегрированный урок литературы и ИЗО - «Всматривайтесь в малое - и вы увидите великое». (Своеобразие японского искусства.)- Залесова О.И., Щепеткина Н.В.
Педагоги школы на учебных занятиях практикуют такие виды творческой деятельности обучающихся: экспериментирование ( Шишкина Л.П., окружающий мир, 2 кл. -«Доказываем реальность воздуха», «Придумываем и рисуем свои экологические знаки»), проектирование (Кочкина С.Г. , уроки технологии, Творческие проекты:«Подарок маме», «Живой уголок»,«Теплица круглый год»,«Школьный цветник»,«Школьный сад», «Приусадебное хозяйство»; Шишкина Л.А., проекты по экологии - «Фенологические наблюдения за погодой в с.Заречье», «Влияние автотранспорта на здоровье жителей п.Лунданки»), моделирование (Кочкина С.Г., уроки технологии, моделирование одежды: фартука, юбки, халата, брюк), исследование (Четверикова Г.А., химия, 9 кл. - «Лекарственные препараты: проблемы, связанные с их применением»).
Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому педагоги при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, останавливаются на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного обучения:
Технология индивидуально-образовательных планов – Четверикова Г.А.
Цель: построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка, увеличить темп изучения учебного материала, обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма.
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Шишкина Л.П., Залесова О.И.)
Цель: формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления.
Проектный метод обучения (Шишкина Л.А., Кочкина С.Г., Шишкина Л.П., Четверикова Г.А.)
Цель: активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования, стимулирование познавательного интереса.
ИКТ (все педагоги)
Цель: Обеспечение индивидуальной образовательной траектории ученику, соответствующей его интересам, склонностям, возрастным и личностных характеристикам.
Исследовательские методы обучения (все педагоги)
Цель: Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Цель: Формирование умения работать сообща на единый результат,
воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.
Разноуровневое обучение
Цель: Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости должна находить своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка. Внеклассная работа усиливает образовательный потенциал учебных предметов, даёт возможность более полно удовлетворить образовательные потребности способных детей.
В школе работают кружки и секции: «РТС», «Экология для младших школьников», «Планета загадок», «Рукодельница», «Волшебный карандаш», «Волшебная палитра», «Театр+ Риторика», «Эколого-туристско-краеведческий», «Юный химик», математический кружок, «Хозяин дома», музыкальный кружок, секция волейбола, футбола, хоккея, фигурного катания. Привлекаем одаренных детей к организации и проведению внеклассных мероприятий, нетрадиционных уроков, к участию в предметных олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях, к занятиям со слабоуспевающими.
Каковы же результаты работы коллектива школы над этой темой?
Результатом работы коллектива школы над проблемой «Развитие одаренности школьников в условиях перехода на ФГОС» стали динамика качества знаний за последние 2 года, увеличение количества победителей и призеров районных предметных олимпиад (2010 - 2011 учебный год – 13 человек, а 2012 - 2013 учебный год –25 человек), увеличение количества победителей и призеров конкурсов муниципального уровня (2010 - 2011 учебный год – 2 человека, а 2012 - 2013 учебный год –13 человек)
Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод: обновление методической работы в школе – основа развития детской одаренности сельских школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...
Статья «Развитие детской одаренности в условиях образовательной среды современной школы».
В статье описана работа с одаренными детьми в современных условиях школы. Задачи и цели, которые я ставлю при этом....
Механизм поддержки и развития детской одаренности в школе при участии органов общественного управления
Описана система и полный механизм работы с одаренными детьми на примере конкретной школы...
«Метапредметный подход в обучении как способ развития детской одаренности в условиях современной школы»
В концепции модернизации российского образования ставится задача обеспечения доступности, достижения высокого качества, повышения конкурентоспособности отечест...
Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности"
В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы...
Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."
Работа с одаренными детьми – сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...
Отчет о работе по теме самообразования «Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования» за 2019-2023 г.г.
Отчёт о работе по плану темы самообразования«Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования»за 2019-2023 г.г. Обучение и воспитание, обучающихся проходило через вк...