Формирование воспитательного пространства сельской школы в условиях поликультурного региона
проект по теме

Лещенко Инна Васильевна

Это проект, который содержит проблему и обоснование её решения, цель, задачи, этапы реализации проекта, реализаторов, источники финансирования, ожидаемые результаты, принципы реализации. Так же выделины и факторы, препятствующие процессу становления воспитательного пространства сельской школы. Предоставлен план мероприятий для реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_vospitatelnogo_prostranstva.docx49.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными

возможностями  здоровья «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат №12 VIII вида»

Формирование воспитательного пространства

сельской школы в условиях поликультурного региона

г. Ставрополь

2013 г.

Проект «Формирование воспитательного пространства

сельской школы-интерната в условиях поликультурного региона»

Содержание проблемы и обоснование  необходимости её решения.  В России происходят внутренние  перемещения населения. Отмечается развитие гипертрофированного восприятия значимости своего этноса. Это поддерживается выпуском соответствующих региональных учебников по истории и географии родной республики и политикой республиканских властей. Такие процессы приводят к этнической нетерпимости и, как следствие, - к потенциальным конфликтам, поскольку дети, попадая в другую среду продолжают вести себя в соответствии с традициями своего народа, отличающимися от традиций русскоязычных территорий (громкая речь, включение национальной музыки, и др.). Залогом мира и успешного развития села, школы, целостности региона является соблюдение конституционного права представителей разных национальностей, создание равных условий для сохранения культур. А это требует от педагогического состава достаточно высокого уровня компетентности и профессионализма.

«Люди  не любят того, что не знают» - гласит восточная мудрость, поэтому у населения появляется напряженность во взаимоотношениях, поэтому сейчас наблюдается низкая культура межнационального общения, поэтому наша территория, люди страдают этно-религиозной ксенофобией. Этот вопрос, особенно на селе, очень актуален.

          Центром воспитания на селе является школа. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, людей толерантных, любящих, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без духовно-нравственного воспитания   подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Данный проект внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся, поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, нации и Родины. Повысит долю детей знающих традиции, культуры народов, проживающих на территории нашего села, района, государства. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену. Такой человечек не совершит преступление и на национальной почве … В процессе обучения ребенок воспринимает теоретические знания, но не всегда может их применить в жизни. На мой взгляд, интерес детей, их осознанное отношение, умение ценить, уважать окружающих можно формировать при условии организации такой деятельности, при которой ребенок сам будет желать дальше и глубже познавать тайны своего края, своего села, народов живущих рядом. Организация такой деятельности должна быть связана с интересами и увлечениями детей, современными компьютерными и цифровыми технологиями, а также желанием попробовать себя в новой деятельности: гида – экскурсовода, проектировщика, разработчика туристских маршрутов, фоторепортера, оператора, художника, эколога – исследователя. Сохранение этнической самобытности личности возможно при условии обретения ребенком собственного «Я»,  через познание традиций, культуры, человека. Участие школьников в культурной жизни школы, села становится достоянием общественности. Воспитательная работа в сельском образовательном учреждении должна быть хорошо продумана, последовательна и тщательно спланирована, школьники разных возрастов, национальностей и культур взаимодействуют вместе.  

          Для определения стратегии формирования  воспитательного пространства сельской школы была проведена конкретная работа по выявлению социального заказа: от родителей и учащихся. Результаты анкетирования учащихся «Моя школа в будущем», деловой игры «Школа в моей жизни» позволили определить их социальный заказ: это широкое использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет в процессе обучения, углубленное изучение народных культур, изучение родного края, создание  музея  в школе.

На родительских собраниях и просто в беседах с родителями, было выявлено их мнение о школе и запросы. Родители, среди показателей качественного образования отмечают не только высокий уровень знаний и умений, но и хотят, чтобы школьники владели такими ключевыми компетенциями, как умение  конструктивно мыслить, умение терпимо общаться, умение жить во взросло-детском поликультурном  сообществе,  умение проявлять инициативу  в выборе собственной жизненной позиции и умение адаптироваться в динамично меняющейся ситуации. Именно эти компетенции, по мнению родителей, способствуют успешности учеников не только в процессе обучения, но и во взрослой жизни поликультурного региона. Родители также хотят совместно с детьми  облагородить село, обозначить  памятные места, события, создать галерею памяти знаменитых людей.

При каком условии можно говорить о наличии воспитательного пространства школы:
1 - когда в систему воспитания активно включены школа, семья, учреждения дополнительного образования и т.п.
2 - когда осуществляется интеграция и координация внутренних и внешних сил, участвующих в процессе обучения и воспитания, отвечающих за нравственное и физическое здоровье будущих поколений нашего отечества;
3 - если формы этого взаимодействия складываются на различных уровнях:
- функционально-информационном;
- содержательном;
- управленческом;
- межличностном.

          В ГКС(к)ОУ школе-интернате №12 с.Юца  обучаются дети 17 национальностей. Невысокий общекультурный уровень многих семей, скудное, часто не нормативная, бытовая лексика родителей, психологическая неуравновешенность,  отсутствие привычки к чтению, ограниченный доступ детей к учреждениям культуры и быта, отдалённость от города   – всё это делает задачу развития толерантности, воспитания духовно-нравственных качеств актуальной.

          Успешность проекта, в конечном счете, зависит от взаимодействия школы и всех учреждений дополнительного образования села, в системе организации единого образовательного и воспитательного пространства, основанного на интеграции, преемственности, деятельности детей, их родителей, педагогов, а также соответствующих структур управления.

Цель проекта:  развитие и гармонизация межнациональных отношений, укрепление единства, согласия, целостности всех народов, проживающих на территории села в поликультурном  регионе.  

Задачи:
- создание адаптационных групп для детей недавно приехавших из дальнего зарубежья, слабо знающих русский язык;
- обучение основам национальных культур, через организацию детских объединений народно-декоративного творчества и прикладного искусства;
-
обеспечение равноправия народов, путем изучения истории, культуры, традиций народов России и мира;
-
профилактика и противодействие проявлениям межнациональной розни и экстремизма путём проведения спортивных, народных праздников, конкурсов, выставок и других творческих акций;

- развитие сотрудничества школьного коллектива детей и педагогов школы с другими школами России и странами ближнего и дальнего зарубежья, путём сбора информации для школьного музея;

- составление и проведение традиционных школьных радиопередач;  

- привлечение СМИ к освещению проекта;

- провести мониторинг радикальных проявлений расизма и этно-религиозной ксенофобии.

Сроки (этапы) реализации проекта  - 2013-2017 годы.

1 этап, предварительный –  первый квартал 2013 года;

2 этап, начальный (выработка стратегии, создание рабочих групп, первоначальные шаги выполнения поставленных задач) –  2013-2014 год;

3 этап, основной (плановая работа, внедрение результатов) -  2014- 2017 года (сроком может не ограничиваться).

В рамках проекта будут охвачены учащиеся 1-9 классов школы-интерната №12  с.Юца.

Реализаторы проекта: педагогический коллектив образовательного учреждения, попечительский совет, родительский комитет, местные диаспоры, казачество, местные органы государственной власти, доп. образовательные учреждения, коллектив ДК села Юца, иные заинтересованные граждане и организации.

Источники финансирования проекта – не бюджетные (собственные  и привлеченные добровольные пожертвования родителей, предпринимателей, выпускников и жителей села).

Ожидаемые результаты.  Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды школы.  Проект поможет каждому ребенку познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным гражданином своей Родины, сформировать стремление к здоровому образу жизни, способствовать изменению социального и культурного статуса села. Знание истории, традиций, обычаев, устоев, прошлого народов, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности, снизится  этно-религиозная ксенофобия.  Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.  В результате проекта будут периодически проходить познавательные радиопередачи, будет создан  школьный  краеведческий  музей, налажены связи с местными диаспорами, совместно с которыми будут проводиться традиционные спортивные и культурные мероприятия. Проект будет способствовать изменению социального и культурного статуса села.

Механизмы реализации и контроля проекта.  Проект  реализуется в установленном порядке в согласовании с администрацией школы, с органами местного самоуправления, местными диаспорами, казачеством, с учреждениями доп. образования. Пед. состав школы обеспечивает своевременную и качественную организацию всех мероприятий, осуществляет сбор, обобщение и анализ информации. Заместитель  директора по воспитательной работе координирует взаимодействие исполнителей проекта (классных руководителей, организатора, руководителей кружков, секций). Результаты проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями, директором школы. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств, отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться, и заноситься в компьютер зам. директора по воспитательной работе.

Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях, освещаться в СМИ.

Принципы реализации проекта:

1.Проектно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

2.Информационной  компетентности  участников  образовательного  процесса  о происходящем в школе;

3. Вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач проекта;

4. Включения в решение  задач проекта развития  всех субъектов.

Факторы, препятствующие  процессу становления воспитательного пространства сельской  школы:
1 - отсутствие школьного автобуса,  нехватка  денег на воспитательную работу;
2 - невозможность осуществления внеклассной работы в полном объеме из-за нехватки помещений;
3 - низкий уровень активности некоторых учащихся,  их равнодушное отношение к школе, неразвитость лидерских качеств;
4 - низкий уровень педагогической культуры родителей, занятость большинства родителей работой, отсутствие свободного времени;
5 - равнодушие отдельных учителей и их нежелание серьезно заниматься воспитательной работой (перегруженность учебными часами, низкий уровень зарплаты);

6 - повышение тревожности выпускников,  рост чувства неуверенности и неопределенности в отношении своего будущего.


Факторы, положительно влияющие на развитие воспитательного пространства сельской школы:

- определение четких сроков, отслеживание и корректировка основных шагов реализации проекта;

- регулярное рассмотрение промежуточных результатов и их связи с основными целями проекта;

 -разъяснительная   работа   по  вопросам  внедрения инновационной деятельности;

- стратегическое  планирование  кадровой  политики; 

- учет  индивидуальных особенностей педагогов;

- активизация самообразовательной деятельности педагогов;

- активное привлечение представителей гражданских сообществ и включение их в содержание инновационной деятельности.

Идеи, лежащие в основе построения воспитательного пространства сельской школы-интерната:
1 - организация идейной и эмоциональной насыщенности жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса;
2 - гуманизация межличностных отношений: "ученик - ученик", "ученик - педагог", "педагог - родители", в целях создания комфортных отношений, в которых растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
3 - эстетическая организация среды - важнейшее условие повышения эффективности воспитания;
4 - средовый подход в воспитании. Создание таких альтернативных среде условий жизни подрастающего поколения, которые давали бы им возможность адекватно оценивать среду, выработать у них правильное отношение к ней.

5- личностный подход в воспитании. Признание личности развивающего человека в качестве высшей социальной ценности, учет уникальности и своеобразия каждого ребенка.
6 - единство воспитания, общения и развития - важнейшее условие формирования целостной личности.

В целях реализации проекта будут осуществлены следующие мероприятия:

п/п

Мероприятия

Периодичность  

Сроки исполнения

Ответственные

Примечания

1.

Проведение мониторинга по вопросу радикальных проявлений расизма и этно-религиозной ксенофобии, разработка и принятие решений по корректировке хода выполнения мероприятий проекта  

По мере необходимости

(на каждом этапе)

2013-2017

Психолог,

соц. педагог школы,

зам. директора по воспитательной части

Мониторинг проводится и среди жителей села.

2.

Создание школьного краеведческого музея «История школы в истории села»:

-создание инициативной группы;

-изучение краеведческой литературы, материалов в сельском краеведческом музее;

-сбор информации и материалов, создание экспозиций, разделов музея;

-организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;

-проведение уроков, родительских собраний, семинаров, конференций, акций, конкурсов, этнографических экспедиций;

-ведение операций «Поиск», «Ветеран», «Чистая тропа»;

-создание медиа-теки «Прикоснись к истокам»;

-сотрудничество с сельским ДК, местными диаспорами, казачеством;

-поиск и налаживание контактов через интернет ресурсы со школами России и стран СНГ, которые ведут аналогичную работу.  

-подготовка и оформление интерьера музея;

-организация группы экскурсоводов;

-оформление документации аттестации и паспортизации музея;

-открытие музея;

-проведение экскурсий по музею и местным  достопримечательностям (экологическим и историческим тропам)

1 этап

2 этап

3 этап

2013-2017

2013-2014г.

Ежегодно

2016-2017г.

2017г.

Организатор, библиотекарь, учитель истории, руководители декоративно-прикладных  кружков,

 кл. руководители начальных классов.

Работа проводится совместно с местными диаспорами, казачеством, учреждениями дополнительного образования, местной сельской администрацией.

3.

Ведение факультатива для 9-11 классов  «Я – Человек, Я - личность», на базе которого организуется адаптационная группа для детей недавно приехавших из дальнего и ближнего зарубежья, слабо знающих русский язык.

1ч. в неделю

(на всех этапах)

2013-2015

Учитель обществознания, зам. директора по учебной части

По мере необходимости обращаться за помощью к местным диаспорам

4.

Неделя национальных культур:

-день национальной кухни;

-день ярмарки народных промыслов;

-день народных танцев и песен;

-день- выставка «Обычаи, традиции, быт разных народностей »(фотовыставки, стенды, рисунки, газеты, презентации);

- круглый стол с учащимися, педагогами, представителями разных диаспор, и старожилами  села.

1 раз в год

(2-3 этап)

2013-2015

Зам. директора по воспитательной работе, организатор,  классные руководители

Приглашать гостей:

-поваров из национальных ресторанов,

-артистов;

-спортсменов;

-корреспондентов

-старейшин села;

-родителей, и др..

Все материалы систематизируются, обобщаются и отправляются в школьный краеведческий музей.

5.

Неделя Олимпийских игр:

-соревнования по шахматам проходят всю неделю;

-день футбола;

-день волейбола;

-день баскетбола;

-день легкой атлетики;

-день настольного тенниса;

-день Закрытия Олимпийских игр.

1 раз в год

(2-3 этап)

2013-2015

Учитель физкультуры, руководители спортивных секций,

зам. директора по воспитательной работе

Приглашать гостей:

-спортсменов;

-корреспондентов

-старейшин села;

-родителей, и др..

6.

Радиопередачи:

-сообщение и обсуждение новостей села, района, края, государства;

-объявления, рассказы о национальных, религиозных  праздниках, традициях, обычаях;

-освещение достижений учащихся и пед. коллектива, а так же, всей школьной жизни.

Ежедневно (большая перемена)

2013-2015

Совет старшеклассников, организатор, библиотекарь, учителя русского языка и литературы.

Все материалы систематизируются, обобщаются и отправляются в школьный краеведческий музей.

7.

День Туриста:

-конкурс «Лучший костровой»

-конкурс «Тур. полоса препятствий»

-конкурс «Полевая кухня»

-конкурс «Поляна туриста»

-конкурс «Песня жить помогает»

1 раз в год

(2-3 этап)

2013-2015

Учитель физкультуры, руководители спортивных секций,

зам. директора по воспитательной работе

Приглашать гостей:

-поваров из национальных ресторанов,

-артистов;

-спортсменов;

-корреспондентов

-старейшин села;

-представителей МЧС;

-родителей, и др..

Мероприятие планируется, проводится под наблюдением и сопровождением Полиции!

8.

Мероприятие школьного масштаба

«Моя семья в жизни моей страны»:

- конкурс сочинений «Почему я люблю свою семью?»;

- конкурс на лучшую электронную презентацию «Мои  родственники в жизни моей страны»;

- шефство за памятником и вечным огнём, уборка прилегающей территории, посадка деревьев памяти ветеранов войн;

- встреча, круглый стол «Люди, с которых нужно брать пример!»

1 раз в год

(2-3 этап)

2013-2015

Зам. директора по воспитательной и учебной работе,

организатор,  классные руководители, библиотекарь.

Данные мероприятия проводятся совместно с родителями.

На круглый стол приглашаются ветераны и участники ВОВ, участники Афганских и Чеченских войн, спортсмены, краеведы, представители сельской администрации, казачества и местных диаспор.

Все материалы систематизируются, обобщаются и отправляются в школьный краеведческий музей.

9.

Участие в конференциях, конкурсах по данной тематике (на районном, краевом, международном уровне)

По мере необходимости

2013-2015

Зам. директора по воспитательной и учебной работе

Организация, проведение  онлайн конференций со сверстниками из других регионов России и ближнего Зарубежья.

10

Организация и проведение традиционных линеек, праздничных концертов, встреч, конкурсов, выставок.

1 раз в год

2013-2015

Зам. директора по воспитательной работе, организатор, классные руководители.

Линейка «1 Сентября»,

День Здоровья (по четвертям), «День Учителя», «Осенний бал», Новый год, «День Защитника Отечества», «Международный женский день 8 Марта», «Майский трудовой десант», «День Победы», «Последний Звонок», «Выпускной бал».

11

Проведение тематических классных и общешкольных родительских собраний.

По мере необходимости

2013-2015

Зам. директора по воспитательной и учебной работе, организатор, классные руководители.

Обязательно проводить пед. коллективу отчетность о проделанной работе, используя ИКТ и СМИ.

12

Систематически проводить кружковые занятия по народно-декоративному творчеству и прикладному искусству;

1-2 раза в неделю

2013-2015

Руководители кружков и факультативов.

Педагогами составляется планирование работы на предстоящие три года.

Проект  будет продолжаться, и должен охватывать учащихся других школ лежащих на территории села.


С этих позиций можно считать, что воспитательное пространство сельской школы-интерната № 12 находится в процессе своего становления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Воспитательное пространство сельской школы"

Представлен материал из 17-летнего опыта работы в должности заместителя директора по воспитательной работе в сельской школе...

Презентация к докладу "Воспитательное пространство сельской школы"

Дополнительно к докладу материал в форме презентации...

Сборник материалов I муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "

Сборник материалов I муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "...

Сборник материалов II муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "

Сборник материалов II муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "...

Сборник материалов III муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "

Сборник материалов III муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона "...

Проект Положения IV муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона"

Представляем Вашему вниманию Проект Положения IV муниципальной научно-практической конференции "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона", которая состоится на базе ...

Сборник материалов V педагогическая конференция "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона"

Сборник материалов V муниципальной научно-практической   конференции с республиканским участием "Образование и воспитание школьников в условиях поликультурного региона"...