«Число и цифра 0».
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: «Число и цифра 0».
Основные цели:
1. Формирование знаний о числе 0 и его свойствах.
2. Формирование умений правильно писать цифру 0.
3. Формирование навыков быстрого и правильного счета в пределах 9.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Оборудование: учебник Математика Л.Г. Петерсон 1 класс, часть2, демонстрационный и раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент.
- Улыбнемся друг другу, дети.
Сядьте тихо, удобно, закройте глаза,
Опустите голову на грудь.
- А сейчас тихо повторяйте за мной.
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому…
- Внимание мое растет.
- Я как разведчик все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова моя мыслит ясно…
- Я хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю!
- Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, сегодня на уроке вы отправитесь в гости к сказке.
Скок да скок,
Скок да скок –
Покатился колобок,
Круглый да румяный,
Прямо на поляну.
- Из какой сказки прикатился колобок?
- Молодцы, ребята! Да, только колобок-то не простой, а волшебный. Он поможет вам учиться.
- А что значит «уметь учиться»? (Самому понять, что ты еще не знаешь, самому постараться «открыть» новый способ.)
- С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Соотнесение графической модели с цифрой. Порядковый счет от 1 до 9.
- Катится колобок по полянке, а навстречу ему Зайчик.
«Колобок, колобок, выполни моё задание, а не-то я тебя съем».
- Нужно заполнить пустые места в таблице. Поможем колобку?
- Заполните карточку.
- Проверьте свою работу по образцу.
(Спрашиваю одного ученика:
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе выполнить работу?
- Ты выполнил все правильно или были недочеты?
- Ты сделал все сам, или с чьей-то помощью?)
- Что мы сейчас делали с ……? (Учились оценивать свою работу)
А какие кружочки мы используем для оценивания своей работы?
- Зеленый – если ты очень доволен собой.
- Желтый – вполне доволен.
- Красный – нужна помощь.
- Оцените себя и покажите соответствующий кружочек.
2) Тренинг вычислительного навыка.
Математический диктант.
- Катится колобок по полянке, а навстречу ему серый Волк.
«Колобок, колобок, выполни моё задание, а не-то я тебя съем».
- Давайте поможем колобку!
- Я диктую выражения, вы устно считаете, а на планшете записываете ответы.
- К 3 прибавить 4? (7)
- Из 5 вычесть 3? (2)
- 6 плюс 2? (8)
- 7 минус 2? (5)
- Из 9 вычесть 8? (1)
- К 3 прибавить 1? (4)
- 6 минус 3? (3)
- 5 да 4? (9)
- Из 9 вычесть 3? (6)
Проверьте по образцу на доске.
7, 2, 8, 5, 1, 4, 3, 9, 6.
- Расположите полученные числа в порядке возрастания и запишите их на числовом отрезке. С какого числа начнете? (С числа один.)
- У некоторых детей на партах лежат карточки с числами. Возьмите их и встаньте у доски в порядке возрастания. Расставьте их на числовом отрезке на доске.
- Проверьте свои числовые отрезки.
(Спрашиваю одного ученика:
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе выполнить работу?
- Ты выполнил все правильно или были недочеты?
- Ты сделал все сам, или с чьей-то помощью?)
- Что мы сейчас делали с ……? (Учились оценивать свою работу)
- Оцените и вы себя. Покажите соответствующий кружочек.
3) Пробное учебное действие.
- Что вы повторили? (Порядковый счет от 1 до 9, соотносили графические модели с цифрами и наоборот, складывали и вычитали в пределах 9.)
- Что будете делать дальше? (Выполнять пробное действие)
- А зачем вам его нужно выполнять? (Чтобы понять, чего мы не знаем, и самим найти новое знание.)
- Готовы попробовать свои силы? (Да.)
- Что вам нужно сделать? (Выполнить действие вычитания.)
- Что нового в этом задании? (Мы вычитаем число само из себя)
- Попробуйте выполнить это задание с помощью числового отрезка и запишите ответ на планшетах.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Поднимите руки, у кого нет ответа?
- Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли найти ответ на числовом отрезке.)
- У кого есть ответ?
(Учитель записывает на доске полученные варианты).
- Вы можете доказать правильность своего ответа?
- Значит, какие у вас затруднения? (Мы не можем обосновать свой результат.)
3.Выявление места и причины затруднения.
- Каким способом вы вычитали? (Мы решали с помощью числового отрезка.)
- Расскажите, как вы это делали. (Начинаю движение из точки 9 влево на 9 шагов).
- А здесь нет никакой цифры.
- Где возникло затруднение? (На числовом отрезке нет числа, которым обозначается его начало.)
- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, что это за число.)
- Мы еще не умеем его писать.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать число, с которого начинается числовой отрезок.)
- Вспомните, по какому плану вы знакомились с новым числом? (На доске план)
План:
- Графическая модель.
- Цифра.
- Место на числовом отрезке.
- Состав числа.
- Реализация построенного проекта.
- Катится колобок по полянке, а навстречу ему Медведь..
«Колобок, колобок, выполни моё задание, а не-то я тебя съем».
- Просит Мишка колобка ответить на такие вопросы:
(Показываю пустой целлофановый пакет)
- Сколько яблок у меня в пакете? (Нисколько.)
- Сколько груш может вырасти на яблоне? (Нисколько.)
- Что общего в этих ответах? (В ответе ничего нет.)
- Какое же число обозначает отсутствие предметов? (0.)
- Какая же тема урока? (Число и цифра 0.)
(Открываю тему на доске).
- Есть ли у числа 0 графическая модель? (Нет.)
(Убираю первый пункт плана).
- Что вам нужно сделать дальше? (Познакомиться с цифрой 0.)
Нам цифру ноль в тетради написать,
как колобок нарисовать.
Да только ноль
Не колобок,
А просто он
Пустой кружок.
И значит цифра эта,
Что ничего здесь нету.
- Откройте учебник на стр.31. Рассмотрите образец написания цифры 0.
- Откуда начинаем писать цифру 0? (Начинаем всегда со звёздочки)
- Все встали, приготовили ладошку. Я проговариваю, как пишется цифра 0, а вы пишите её на ладошке указательным пальчиком. «Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки и соединяю с началом».
- А сейчас все работаем в прописи. Запишите 3 цифры самостоятельно.
- Обменяйтесь тетрадями. Найдите друг у друга и подчеркните самую красивую цифру.
- Мы научились писать цифру 0. Отмечаем в плане смайликом. Запишем 0 на своем числовом отрезке.
(Дети на моделях числового отрезка, учитель на доске ставят 0 у начальной точки. В плане рядом с пунктом 2 и 3 ставится смайлик)
- Может ли быть состав у числа 0? (Нет.)
- Почему? (Ноль обозначает отсутствие предметов.)
(Убираю четвертый пункт плана, ставит смайлик).
- Посмотрите в учебник. В примерах встречается нуль? (Да.)
- Сейчас вы будете «открывать» правила действий с нулем.
- Я предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
(Если товарищ говорит, надо внимательно слушать его.
Говорить нужно шепотом, не мешать работе других пар.
Если мы не можем прийти к согласию по какому-то вопросу, то нужно спросить у учителя.
Если ты в чем-то не согласен, или что-то хочешь добавить, нужно поднять руку).
- Найдите в учебнике на стр. 30 задания под №№1,2.
- Прочитайте задание.
- Вам нужно попробовать объяснить решение примеров с помощью мешочков.
- Проверяем по образцу на доске.
«К 3 треугольникам прибавили пустой «мешок», в результате получили те же треугольники, значит, 3 + 0 = 3»
(С помощью моделей рассматривается каждое свойство).
- Приведите свои примеры. (Записываю на доске)
- Что же получается при сложении числа с нулем? (То же самое число)
- А сейчас нам надо записать этот пример в общем виде.
- В математике принято записывать числа в общем виде с помощью букв.
- Вместо чисел 2, 3, 4 и др. пишем букву, например букву а.
- Что в этой записи будет обязательно? (Число 0.)
- Какой ответ должен был получиться? (Число, обозначенное буквой а .)
(На доске появляется запись первого свойства а + 0 = а.)
- Какое свойство использовали во второй строке?
- Как запишем в общем виде?
(Аналогично рассматриваются другие свойства 0).
- Как же нам проверить «открытие»? (Нужно посмотреть в эталоны.)
- Откройте свои эталоны. Найдите 43 страничку. Рассмотрите её.
- Сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)
- Вспомните, в чем было затруднение у каждого из вас. Смогли вы его преодолеть? (Да.)
- Что теперь вы можете делать? (Решать примеры с 0.)
- - А пока, давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Не под окном (руки в стороны)
А около (руки вперёд)
Катился ноль и охал (написать руками)
Охал, охал не под окном, а около. (Руки к щекам перед собой, в стороны, вниз)
(Повторяя за учителем слова, дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.)
- Возьмите карточки.
- Что нужно сделать в этом задании?
- Работать будете в парах. Договоритесь, как будете работать.
Соедини выражение со свойством, которое поможет его решить и найди значение выражения | |
Выражение | Свойства |
5 – 5 = | а + 0 = a |
8 – 0 = | a – a = 0 |
6 + 0 = | 0 + a = a |
0 + 2 = | а – 0 = a |
- Проверьте свою работу с образцом.
(Спрашиваю одного ученика:
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе выполнить работу?
- Ты выполнил все правильно или были недочеты?
- Ты сделал все сам, или с чьей-то помощью?)
- Что мы сейчас делали с ……? (Учились оценивать свою работу)
- Оцените себя и покажите соответствующий кружок.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новый способ усвоен вами? (Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.)
- Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.
- Катится колобок по полянке, а навстречу ему Лиса.
«Колобок, колобок, выполни моё задание, а не-то я тебя съем».
-Лиса хитрая, наверное, самое трудное задание даст колобку.
- Найдите № 4, стр. 30.
- Какое задание будете выполнять? (Складывать и вычитать числа, используя свойства 0.)
- Проверьте по образцу.
- Оцените себя. Покажите соответствующий кружочек.
(Спрашиваю одного ученика:
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе выполнить работу?
- Ты выполнил все правильно или были недочеты?
- Ты сделал все сам, или с чьей-то помощью?)
- Что мы сейчас делали с ……? (Учились оценивать свою работу)
- Молоды! Вы хорошо справились с этим нелегким заданием. А наш колобок покатился по полянке веселый и уже никого не боялся.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Найдите в учебнике № 5, стр. 31.
- Какое задание нужно выполнить? (Надо с помощью числового отрезка выполнить действия.)
(Дети комментируют решение так:
- «Из 8 вычитаю 0, получится 8, вычитаю 5 , двигаюсь влево на 5 шагов, получаю 3, значит, 8 – 0 – 5 = 3»).
(Аналогично идет работа над вторым выражением).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Вспомните, какой была тема урока? («Число и цифра 0».)
– Какую цель ставили перед собой на уроке? (Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать его графическую модель и свойства 0)
– Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да.)
– Обоснуйте свой ответ. (Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)
- Какие трудности остались на конец урока?
- Оцените свою работу на уроке и закрасьте кружочек в дневнике.
Иванова Любовь Дмитриевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Число и цифра 7. Состав числа 7"
Конспект урока для учащегося надомного обучения с легкой степенью умственной отсталости...
Урок математики в 1 классе «Понятие о числе и цифре 8. Получение числа 8 первым способом (7+1=8)»
Конспект урока математики разработан для обучающихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья. Тема урока: «Понятие о числе и цифре 8. Получение числа 8 первым способом (7+1=8)»...
«Число и цифра 7. Состав числа 7».
Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС, рабочей программой по математи...
Конспект открытого урока по предмету "Математические представления и конструирование". На тему: "Число и цифра 5. Образование числа 5"
Конспект открытого урокаПо предмету: «Математические представления и конструирование»Для учащихся 4 классаНа тему: «Число и цифра 5. Образование числа 5.»...
Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".
Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...
Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".
Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...
Конспект урока по математике на тему: "Нумерация. Число и цифра 1. Чтение и запись цифры 1. Место числа 1 в числовом ряду".
Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...