«Число и цифра 0».
план-конспект урока по теме

Урок математики по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_1_klass.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема: «Число и цифра 0».

Основные цели:

1. Формирование знаний о числе 0 и его свойствах.

2. Формирование умений правильно писать цифру 0.

3. Формирование навыков быстрого и правильного счета в пределах 9.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Оборудование: учебник Математика Л.Г. Петерсон 1 класс, часть2, демонстрационный и раздаточный материал.

Ход урока:

Организационный  момент.

-  Улыбнемся друг другу, дети.

Сядьте тихо, удобно, закройте глаза,

Опустите голову на грудь.

-  А сейчас тихо повторяйте за мной.

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому…

- Внимание мое растет.

- Я как разведчик все замечу.

- Память моя крепка.

- Голова моя мыслит ясно…

- Я хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю!

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, сегодня на уроке вы отправитесь  в гости к сказке.

Скок да скок,

Скок да скок –

Покатился колобок,

Круглый да румяный,

Прямо на поляну.

- Из какой сказки прикатился колобок?

- Молодцы, ребята! Да, только колобок-то не простой, а волшебный. Он поможет вам учиться.

  • А что значит «уметь учиться»? (Самому понять, что ты еще не знаешь, самому постараться «открыть» новый способ.)
  • С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) Соотнесение графической модели с цифрой. Порядковый счет от 1 до 9.

- Катится колобок по полянке, а навстречу ему Зайчик.

«Колобок, колобок, выполни моё задание, а не-то я тебя съем».

- Нужно заполнить пустые места в таблице. Поможем колобку?

- Заполните карточку.

- Проверьте свою работу по образцу.

 (Спрашиваю одного ученика:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить работу?

- Ты выполнил все правильно или были недочеты?

- Ты сделал все сам,  или с чьей-то помощью?)

- Что мы сейчас делали с ……?       (Учились оценивать свою работу)

А какие  кружочки мы используем для оценивания своей работы?

- Зеленый – если ты очень доволен собой.

- Желтый – вполне доволен.

- Красный – нужна помощь.

 - Оцените себя и  покажите соответствующий кружочек.

2) Тренинг вычислительного навыка.

Математический диктант.

- Катится колобок по полянке, а навстречу ему серый Волк.

«Колобок, колобок, выполни моё задание, а не-то я тебя съем».

- Давайте поможем колобку!

- Я диктую выражения,  вы устно считаете, а на планшете записываете ответы.

  1. К 3 прибавить  4?   (7)
  2. Из  5 вычесть  3?   (2)
  3.  6 плюс 2?  (8)
  4. 7 минус 2?  (5)
  5. Из 9 вычесть 8?   (1)
  6. К 3 прибавить 1?  (4)
  7.  6  минус  3?  (3)
  8.   5  да   4?   (9)
  9. Из 9 вычесть  3?    (6)

  Проверьте по образцу на доске.

7, 2, 8, 5, 1, 4, 3, 9, 6.

  • Расположите полученные числа в порядке возрастания и запишите  их на числовом отрезке. С какого числа начнете? (С числа один.)

- У некоторых детей на партах лежат карточки с числами. Возьмите их и встаньте у доски в порядке возрастания. Расставьте их на числовом отрезке на доске.

-    Проверьте свои числовые отрезки.

(Спрашиваю одного ученика:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить работу?

- Ты выполнил все правильно или были недочеты?

- Ты сделал все сам,  или с чьей-то помощью?)

- Что мы сейчас делали с ……?       (Учились оценивать свою работу)

  • Оцените  и вы себя. Покажите соответствующий кружочек.

3) Пробное учебное действие.

  • Что вы повторили? (Порядковый счет от 1 до 9, соотносили  графические модели  с цифрами и наоборот, складывали и вычитали  в пределах 9.)
  • Что будете делать дальше? (Выполнять пробное действие)
  • А зачем вам его нужно выполнять? (Чтобы понять, чего мы не знаем, и самим найти новое знание.)
  • Готовы попробовать свои силы? (Да.)

  • Что вам нужно сделать? (Выполнить действие вычитания.)
  • Что нового в этом задании? (Мы вычитаем число само из себя)
  • Попробуйте выполнить это задание с помощью числового отрезка и запишите ответ на планшетах.
  • Давайте посмотрим, что у вас получилось. Поднимите руки, у кого нет ответа?
  • Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли найти ответ на числовом отрезке.)
  • У кого есть ответ?

(Учитель записывает на доске полученные варианты).

-    Вы можете доказать правильность своего ответа?

  • Значит, какие у вас затруднения? (Мы не можем обосновать свой результат.)

3.Выявление места и причины затруднения.

  • Каким способом вы вычитали? (Мы решали с помощью числового отрезка.)
  • Расскажите,  как вы это делали. (Начинаю движение из точки  9 влево на  9 шагов).
  •  А здесь нет никакой цифры.
  • Где возникло затруднение? (На числовом отрезке нет числа, которым обозначается его начало.)
  • Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, что это за число.)
  • Мы еще не умеем его писать.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать число, с которого начинается числовой отрезок.)
  • Вспомните, по какому плану вы знакомились с новым числом?   (На доске план)

                  План:

  1. Графическая модель.
  2. Цифра.
  3. Место на числовом отрезке.
  4. Состав числа.
  5. Реализация построенного проекта.

- Катится колобок по полянке, а навстречу ему Медведь..

«Колобок, колобок, выполни моё задание, а не-то я тебя съем».

- Просит Мишка колобка ответить на такие вопросы:

 (Показываю пустой целлофановый пакет)

  • Сколько яблок у меня в пакете? (Нисколько.)
  • Сколько груш может вырасти на яблоне? (Нисколько.)
  • Что общего в этих ответах? (В ответе ничего нет.)
  • Какое же число обозначает отсутствие предметов? (0.)
  • Какая же тема урока? (Число и цифра 0.)

(Открываю  тему на доске).

  • Есть ли у числа 0 графическая модель? (Нет.)

(Убираю первый пункт плана).

  • Что вам нужно сделать дальше? (Познакомиться с цифрой 0.)

Нам цифру ноль в тетради написать,

как колобок нарисовать.

Да только ноль

Не колобок,

А просто он

Пустой кружок.

И значит цифра эта,

Что ничего здесь нету.

  • Откройте учебник на стр.31. Рассмотрите образец написания цифры 0.
  • Откуда начинаем писать цифру 0?     (Начинаем всегда со звёздочки)
  • Все встали, приготовили ладошку. Я проговариваю, как пишется цифра 0, а вы пишите её на ладошке указательным пальчиком.  «Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки и соединяю с началом».
  • А сейчас все работаем в прописи. Запишите 3 цифры самостоятельно.
  • Обменяйтесь тетрадями. Найдите друг у друга и подчеркните самую красивую цифру.
  • Мы научились писать цифру 0. Отмечаем в плане смайликом. Запишем  0  на своем числовом отрезке.

 (Дети на моделях числового отрезка, учитель на доске ставят 0 у начальной точки. В плане рядом с пунктом 2  и 3 ставится смайлик)

  • Может ли быть состав у числа 0? (Нет.)
  • Почему? (Ноль обозначает отсутствие предметов.)

(Убираю четвертый пункт плана, ставит смайлик).

  • Посмотрите в учебник. В примерах встречается нуль? (Да.)
  • Сейчас вы будете «открывать» правила действий с нулем.

-      Я предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

(Если  товарищ говорит,  надо  внимательно слушать  его.

Говорить  нужно шепотом, не мешать   работе других пар.

Если мы  не можем  прийти к согласию по какому-то вопросу, то нужно  спросить  у учителя.

Если  ты в чем-то не согласен,  или  что-то хочешь добавить, нужно поднять  руку).

  • Найдите в учебнике на стр. 30 задания под №№1,2.
  • Прочитайте задание.
  • Вам нужно попробовать объяснить решение примеров с помощью мешочков.
  • Проверяем по образцу на доске.

 «К 3 треугольникам прибавили пустой «мешок», в результате получили те же треугольники, значит, 3 + 0 = 3»

(С помощью моделей рассматривается каждое свойство).

  • Приведите свои примеры. (Записываю на доске)
  • Что же получается при сложении числа с нулем? (То же самое число)
  • А сейчас нам надо записать этот пример в общем виде.
  • В математике принято записывать числа в общем виде с помощью букв.
  • Вместо чисел 2, 3, 4 и др. пишем букву, например букву а.
  • Что в этой записи будет обязательно? (Число 0.)
  • Какой ответ должен был получиться? (Число, обозначенное буквой а .)

(На доске появляется запись первого свойства  а + 0 = а.)

- Какое свойство использовали во второй строке?

- Как запишем в общем виде?

(Аналогично рассматриваются другие свойства 0).

-      Как же нам проверить «открытие»? (Нужно посмотреть в эталоны.)

  • Откройте свои эталоны. Найдите 43 страничку. Рассмотрите её.
  • Сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)
  • Вспомните, в чем было затруднение у каждого из вас. Смогли вы его преодолеть? (Да.)
  • Что теперь вы можете делать? (Решать примеры с 0.)
  • - А пока, давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Не под окном (руки в стороны)
А около
(руки вперёд)
Катился ноль и охал
(написать руками)
Охал, охал не под окном, а около. (
Руки к щекам перед собой, в стороны, вниз)

(Повторяя за учителем слова, дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  • Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.)
  • Возьмите карточки.
  • Что нужно сделать в этом задании?
  • Работать будете в парах. Договоритесь, как будете работать.

Соедини выражение  со свойством, которое поможет его решить и найди значение выражения

Выражение

Свойства

5 – 5 =

а + 0 = a

8 – 0 =

a a = 0

6 + 0 =

0 + a = a

0 + 2 =

а – 0 = a

-   Проверьте свою работу с образцом.

(Спрашиваю одного ученика:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить работу?

- Ты выполнил все правильно или были недочеты?

- Ты сделал все сам,  или с чьей-то помощью?)

- Что мы сейчас делали с ……?       (Учились оценивать свою работу)

-   Оцените себя и покажите соответствующий кружок.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новый способ усвоен вами? (Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.)
  • Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.

- Катится колобок по полянке, а навстречу ему Лиса.

«Колобок, колобок, выполни моё задание, а не-то я тебя съем».

-Лиса хитрая, наверное, самое трудное задание даст колобку.

  • Найдите  4, стр. 30.
  • Какое задание будете выполнять? (Складывать и вычитать числа, используя свойства 0.)
  • Проверьте по образцу.
  • Оцените себя. Покажите соответствующий кружочек.

(Спрашиваю одного ученика:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить работу?

- Ты выполнил все правильно или были недочеты?

- Ты сделал все сам,  или с чьей-то помощью?)

- Что мы сейчас делали с ……?       (Учились оценивать свою работу)

  • Молоды! Вы хорошо справились с этим нелегким заданием. А наш колобок покатился по полянке веселый и уже никого не боялся.

8. Включение в систему знаний и повторение.

  • Найдите в учебнике  5, стр. 31.
  • Какое задание нужно выполнить? (Надо с помощью числового отрезка выполнить действия.)

(Дети комментируют решение так:

  • «Из 8 вычитаю 0, получится 8, вычитаю 5 , двигаюсь влево на 5 шагов, получаю 3, значит, 8 – 0 – 5 = 3»).

(Аналогично идет работа над вторым выражением).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Вспомните, какой была тема урока? («Число и цифра 0».)
– Какую цель ставили перед собой на уроке?
(Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать его графическую модель и свойства 0)
– Удалось ли нам достигнуть цели урока?
(Да.)
– Обоснуйте свой ответ.
(Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)

  • Какие трудности остались на конец урока?
  • Оцените свою работу на уроке и закрасьте  кружочек   в дневнике.

Иванова Любовь Дмитриевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Число и цифра 7. Состав числа 7"

Конспект урока для учащегося надомного обучения с легкой степенью умственной отсталости...

Урок математики в 1 классе «Понятие о числе и цифре 8. Получение числа 8 первым способом (7+1=8)»

Конспект урока математики разработан для обучающихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья. Тема урока: «Понятие о числе и цифре 8. Получение числа 8 первым способом (7+1=8)»...

«Число и цифра 7. Состав числа 7».

Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к  современному  уроку  в  рамках  реализации  ФГОС,  рабочей  программой  по математи...

Конспект открытого урока по предмету "Математические представления и конструирование". На тему: "Число и цифра 5. Образование числа 5"

Конспект открытого урокаПо предмету: «Математические представления и конструирование»Для учащихся 4 классаНа тему: «Число и цифра 5. Образование числа 5.»...

Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...

Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...

Конспект урока по математике на тему: "Нумерация. Число и цифра 1. Чтение и запись цифры 1. Место числа 1 в числовом ряду".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...