Педагогический совет "Взаимодействие педагогов и учащихся"
методическая разработка по теме
Данный материал содержит теоретический блок, готовую презентацию, рекомендации по теме взаимодействия педагогов и учащихся с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический совет: теория, презентация, рекомендации | 243.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДСОВЕТ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И ДЕТЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА»
Старайтесь согласиться,
А не возразить.
Стремитесь не к победе,
А к истине и миру.
Принято считать, что детей воспитывают, т.е. учат, как себя вести, как относиться к людям, природе, окружающему миру. Воспитывают родители, учителя, друзья и все окружающее. Говорят, даже «стены воспитывают».
Выходит, что человек есть то, что из него сделали воспитание и воспитатели.
Однако на деле это далеко не так.
Во-первых, потому что дети, а тем более старшеклассники, вовсе не всегда следуют всему тому, что им советуют старшие, решают возникшие проблемы по-своему, не слушая ни чьих советов. Кроме того, любые рекомендации могут быть реализованы, если человек сам этого хочет, сам принимает решение, сам будет чего-либо добиваться.
От учителя зависит благоприятный психологический климат на уроке. Так как в классе у каждого ученика свой темперамент, свой характер, это необходимо учитывать педагогам. Входя в класс необходимо интуитивно чувствовать ситуацию. Вообще любой педагог - это в первую очередь человек-психолог, человек, который может повернуть ситуацию в нужном направлении. Так что, уважаемые коллеги, мы всегда должны быть в форме (в смысле, в психологическом спокойствии). От этого во многом зависит проведение урока и психологическое состояние наших учеников.
Выступление учителя начальных классов:
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становления личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.
Становление личности ребенка (подростка) происходит в общении с окружающими людьми.
Школа - это то место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.
Поэтому педагогам необходимо осознавать, что создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:
- доброжелательность
- защищенность
- мобильность
- креативность
- оптимизм
- инициативность
- работоспособность
- свобода своего Я.
При неблагоприятном климате:
- незащищенность
- леность
- агрессивность
- пессимизм
- зажатость
- пассивность.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Выступление педагога-психолога:
Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.
Психологический климат в детском коллективе, прежде всего, проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
Социально-психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Ученые выделяют следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства. Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, эмоционально-психологическому климату класса. Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Выступление учителя старшей школы:
Для того чтобы изучить социально-психологический климат в классе, педагоги должны знать характеристики благоприятного социально-психологического климата:
1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательность, детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых учащихся, выступают в их защиту, помогают новичкам.
3. В классе высоко ценят такие черты личности, как ответственное честность, трудолюбие и бескорыстие.
4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата (СПК):
1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм. Наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
■ Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
■ Профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооруженность).
■ Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Эмпирические референты СПК класса:
Благоприятного СПК
Параметры | Вербальные референты | Невербальные референты |
Эмоциональный фон | Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам | Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний |
Способность к сотрудничеству | Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности во мнении других («А как ты думаешь?», «Вам это нравится?» и др.) | Выслушивание с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга) |
Эффективность взаимодействия | Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом | Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы |
Неблагоприятного СПК:
Параметры | Вербальные референты | Невербальные референты |
Эмоциональный фон | Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам | Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний |
Способность к сотрудничеству | Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности во мнении других («А кто тебя спрашивает?», «А ты здесь причем?» и др.) | Отсутствие угукания. поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению) |
Эффективность взаимодействия | Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом | Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы |
Выступление педагога-психолога:
Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами, и школьными психологами, являются следующие:
■ так как социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
■ находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;
■ формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
■ если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.;
■ создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
■ привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
* создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно-положительных отношений между учителями и учащимися;
■ развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
■ развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе.
Выступление учителя начальных классов:
Примеры игр и упражнений на сплочение класса:
1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра «на вылет», то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет, касаться цветов можно.
2. «Атомы». Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего они должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже «на вылет».
3. «Гусеница»: класс становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит - как ест - как умывается - как делает зарядку - все, что придет в голову.
И хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:
1. Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
2. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
3. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
4. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
5. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
6. Поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение.
7. Забудьте о покровительственном тоне.
8. Создавайте условия, а не диктуйте их.
9. Верьте людям, с которыми работаете.
10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.
Выступление педагога-психолога с элементами тренинга:
1. Игра-тест «Альпинист».
В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.
На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: «Итак, представьте себе, что каждый из вас - альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире? (Ответы детей.) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте». 10 пик
Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается, и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.
1. Игра-проект «Символика моего класса».
«Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)
Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг - триколор, герб - двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем, - Россию!
Есть идея! А что, если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие - они, эти символы, должны выражать мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.
1 этап «Объединение». Работу мы будем выполнять в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате надо сложить части, и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 - быстрота объединения в группу и 2 - вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников - это результат (балл) группы!
2 этап: Раздаются ватманы из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:
■ название класса;
■ девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);
■ символ класса.
Главное условие - проект должен объединить весь класс.
3 этап: Защита группами своих проектов.
4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались).
1. Упражнение «Создание правил и законов нашего класса».
Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.
Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.
Творческое задание ребятам: методом «мозгового штурма» разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи.
Памятка.
Как создать благоприятный психологический климат на уроке
1. Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания...
2. Помни: ты нуждаешься в учениках так же, как они нуждаются в тебе - каждый день, каждый урок!
3. «Смертельный грех учителя - быть скучным». Так сказал И.Ф. Гербарт. Постарайся сделать каждый свой урок незабываемым для ученика!
4. Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Старайся поддерживать огонь в душе ученика!
5. Ученик перестанет делать ошибки тогда, когда научится их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.
6. Слово - это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!
7. Не проходи мимо детских слез! То, что подчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир!
8. Ученик - это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача - учить и воспитывать. Пусть на смену выражению «ваш ребенок» придет выражение «наш ребенок». Родители это обязательно оценят!
9. Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!
10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся, открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.
Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.
Решение педагогического совета
1. Одобрить идеи, формы, методы и приемы взаимодействия классных руководителей с детьми.
2. Продолжить работу психолого-педагогической службы для формирования атмосферы психологической комфортности учащихся и учителей. Ответственные - зам. директора по воспитательной работе, психолог.
3. Указать классным руководителям на необходимость развития самоуправления в классном коллективе. Ответственные - классные руководители.
4. Педагогическому коллективу создавать условия для создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива.
Литература
1. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
2. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе / Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. - М.: 5 за знания, 2006.
3. Воспитательная система школы: аспект моделирования. - Псков, 1994,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...
Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"
Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...
Совместная деятельность педагогов и учащихся как способ реализации педагогического взаимодействия.
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливо...
Взаимодействие педагога и учащегося в педагогическом процессе
Теоретический материал по педагогике....
«Применение АМО (активных методов обучения) в целях совершенствования методики преподавания предмета «Информатика» в условиях реализации ФГОС, уровня педагогического мастерства педагога и формирование творческой инициативы учащихся».
Индивидуальный план самообразованияучителя «Информатики» «Применение АМО (активных методов обучения) в целяхсовершенствования методики преподавания предмета &l...
Педагогический проект "Использование материалов научно-исследовательской деятельности педагога и учащихся на уроках истории и обществознание"
Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и НОУ, его организация...
Статья "Организация правильного педагогического общения в коллективе учащихся и педагогов"
Статья о стилях взаимодействия педагогов и учащихся....