Статья "Организация правильного педагогического общения в коллективе учащихся и педагогов"
статья

Михайлова Валентина Борисовна

Статья о стилях взаимодействия педагогов и учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация правильного педагогического общения в коллективе учащихся и педагогов.

        Доклад Михайловой В.Б.

Почти все, кто трудится сегодня в педагогике, отмечают: «С детьми стало работать сложнее». И с этим утверждением нельзя не согласиться. Но почему? Дети стали плохими? Наверняка – нет. Просто они стали другими, как другим стало время, в котором мы живем.

Наше сложное время в значительной мере изменило и усложнило роль педагога. Он теперь является не только источником информации,???? а человеком организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс, который ведет развивающее обучение.

Сегодня принцип ведомости учащихся должен сочетаться с принципом сотрудничества учителя и ученика. А значит меняется и вся социально-психологическая ситуация их взаимодействия. Представим себе многократный педагогический процесс, который мы осуществляем ежедневно. Каких только компонентов он в себе не включает. Но среди этого многообразия выделяются три: содержательный, методический и социально-психологический компоненты, точнее – общенченский компонент. Он особенно важен.

Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы обучения и воспитания «заработают» только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением.

Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач – и плохой дисциплиной на уроках, и отсутствием интереса к предмету, и грубостью учащихся, отчисляемых из школы и направленных в колледжи, и наших собственных нервозов.

Для многих педагогов очевидна истина: отношение к преподавателю учащихся часто переносят на предмет, который он преподает. Это многократно доказано психолого-педагогическими исследованиями. В педагогическом процессе взаимоотношения первичны, и все-таки это обстоятельство не всегда осознается нами, а начинающие учителя очень часто испытывают трудности в общении с учащимися. И не случайно, так как в общении педагог выполняет много функций – он выступает и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.

Так как же мы общаемся с детьми? Условно можно выделить несколько стилей общения:

  1. Самый плодотворный и высокопрофессиональный стиль – общение на основе увлеченности совместной творческой деятельности. Такой стиль общения отличал деятельность выдающихся педагогов – Макаренко, Сухомлинского, Шаталова, Волкова и других. Такой стиль общения присутствует в той или иной мере и у наших опытных педагогов.
  2. Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он как бы подготавливает стиль педагогического сотрудничества учителя и ученика. Но следует помнить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися. Как впрочем и сами учащиеся проявляют такое панибратство, которое затем превращается в неуважительное отношение к педагогу.
  3. Чтобы не допустить этого многие педагоги выбирают стиль общение-дистанция. Здесь в качестве ограничителя панибратства выступает дистанция. Но и в этом стиле соблюдать меру. Дистанция необходима, но она может перейти в авторитарный стиль, который в конечном счете отрицательно сказывается на формировании личности учащихся.
  4. Общение – дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Его довольно часто используют не только начинающие, но и опытные педагоги, так как этот метод дает нам желаемое – беспрекословное подчинение учащихся и кажущийся авторитет педагога, однако такой стиль напрочь отметает взаимопонимание воспитателя-педагога и ученика и может вызвать даже тихую ненависть к педагогу.
  5. Не менее отрицательную роль в работе с учащимися играет и общение-заигрывание, которое вызвано стремлением завоевать быстрый авторитет у детей, понравиться им. Однако, практика показывает, что это – ложный авторитет, недолговечная любовь.

При отсутствии у педагога профессиональных навыков общения эти стили устрашения, заигрывания или крайние формы дистанции могут стать штампами, затрудняющими педагогическую работу, приводят к непреодолимым психологическим барьерам.

Исходя из вышеназванных характеристик общения, можно выделить несколько наиболее типичных моделей поведения педагога на уроке (и обнаружить свою модель поведения).

Модель 1: Педагог как бы возвышается над учащимися. Он парит в мире знаний, науки, увлечен ими, но недосягаем для ребят. Учащиеся для него лишь приемники информации, а не живые личности.

Модель 2: Соблюдая дистанцию, педагог постоянно подчеркивает свое превосходство над учащимися, у него преобладает стремление сообщить информацию, а не обучить и отсутствует желание к сотрудничеству с детьми, он снисходительно покровительствует ученикам, что мешает организовать взаимодействие с ними, как со взрослыми личностями. Итог – равнодушие к педагогу.

Модель 3: Суть её в том, что учитель строит взаимопонимание с детьми избирательно, то есть концентрирует свое внимание либо на сильных, либо на слабых учащихся. В результате – общение на уроке постоянно рвется, отсутствует система постоянного общения.

Модель 4: Педагог общается с детьми, но в этом общении слышит только себя – и при объяснении, и при опросе, и в индивидуальных беседах. Последствия таковы: вокруг учителя создается своеобразный педагогический вакуум.

Модель 5: Педагог направленно действует на основе спланированной программы, не замечая изменяющихся обстоятельств. Допустим, запланировано семинарское занятие, а учащиеся по теме или иным причинам не готовы к нему, либо по расписанию 6-7 уроки. Эффект от хорошего плана – нулевой, но учитель не хочет изменить методику урока.

Модель 6: Учитель мучается постоянными сомнениями: правильно ли его понимают, верно ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются ли и тому подобное. Учитель постоянно сомневается, колеблется, анализирует, что может привести к неврозам. От такого «самокопания» надо избавляться.

Модель 7: В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики. Исследования и практика показывает, что учащиеся предъявляют высокие нравственно-психологические требования не только к сути взаимоотношений, но и к средствам, которыми мы выражаем свое отношение к ним.

Вот почему стили общения, основанные на дружественности, создают ощущение психологического комфорта, стимулирует деятельность.

Итак, для организации правильного педагогического общения, нужно усвоить множество педагогических заповедей. Назовем сегодня некоторые из них:

- каждый раз, идя к учащимся мы не должны исходить только из своих педагогических целей и задач, строить общение как бы «от себя» (:«Мне это нужно»). Попытаемся строить общение – «от них», с учетом их интересов, их особенностей. Тогда «они» попадут в сферу нашего воздействия. Первое впечатление.

- организуя общение, будем стремиться точно ориентировать свою речь на конкретного ученика или группу их. То есть учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, его позиции в группе, его межличностные отношения с другими ребятами. В соответствии с этим выберем скорость речи, последовательность, её тональность, наконец, силу звука.

- вступая в контакт с учащимися, не будем общаться с ними «по вертикали», то есть сверху-вниз. Даже малыши стремятся отстоять свою независимость и самостоятельность. Диплом преподавателя не дает автоматического права быть диктующей стороной в общении, это право надо завоевать своей деятельностью.

- будем стремиться ощущать психологическую атмосферу в классе, а для этого надо – уметь наблюдать за учащимися, обращать внимание на все детали их поведения, на их настроение, учиться оперативно реагировать на поведение класса.

- необходимо научиться видеть себя со стороны, как бы глазами ребят – как хожу, как жестикулирую, как говорю, как реагирую на их меняющееся поведение. Надо стремиться поставить себя на место учащихся, с которыми мы работаем, посещать уроки коллег и сравнивать себя с ними, честно признаться самому себе в своих недостатках и не бояться признавать свои ошибки перед ребятами.

- еще одно важное условие – уметь слушать учащихся, какими бы слабыми, медлительными они не были, не перебивать и не захватывать инициативу в ответе.

В общении могут возникать разнообразные конфликты и важно разобраться в его причинах: порожден ли он нашей педагогической неграмотностью (тогда его надо срочно нейтрализовать), или разнообразными подходами к тому или иному вопросу, тогда надо искать совпадение точек зрения.

Помните, что мы не имеем профессионального права обижаться на наших подопечных (в этом своеобразие нашего труда). Доказывая свою правоту, убеждая учащихся, нельзя затрагивать недостатки его характера. Например: можно сказать «Мне стыдно за тебя», но не «У тебя кошмарное поведение». Тем самым мы заставим учащихся посмотреть на свое поведение через призму нашего отношения к нему. При этом очень важно преодолевать негативные установки по отношению к некоторым учащимся. Бесполезной является и голая критика поведения, знаний, образа жизни нерадивого ученика. Она не содержит в себе преобразующего, конструктивного начала и вызывает часто агрессивную реакцию или ведет к заниженной самооценке. Не лишне проанализировать себя и выяснить – не слишком ли часто мы критикуем учащихся и с критики начинаем урок? – как мы реагируем на нарушение дисциплины – только порицаниями или используем шутку, юмор? – не переходим ли мы в процессе общения только на угрозы?

Понаблюдаем за собой:

- как часто улыбаемся на уроке?

- способны ли вместе с ребятами смеяться?

- не лежит ли на нашем лице постоянная печать озабоченности и усталости?

Очень часто ребята связывают наш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом, что нередко вызывает у них негативные психологические установки.

Поэтому не бойтесь улыбаться детям, хвалите их ответы, показывайте, что верите в их возможности.

Помните, что ребят всегда волнует их личность – ваше отношение к ней, понимание, уважение, интерес.

Специально думайте над построением своих взаимоотношений с «трудными» учащимися: рекомендуют настойчиво искать с ними не только деловые, но и непосредственно личностные контакты, подходить к ним с оптимистическими ожиданиями.

Последим за своей речью – она, отражение нашей личности: - нет ли у нас словечек – «паразитов», способны ли мы точно высказываться, богата ли наша речь интонациями, не изобилует ли она окриками, резкими интонациями, которые дестабилизируют учащихся.

Особое внимание обратим на взаимоотношения с коллегами и постараемся быть доброжелательными, стремиться к сотрудничеству, а не сосредотачиваться на недостатках.

Ведь взаимоотношения в нашем педагогическом коллективе самым существенным образом влияют на общий психологический микроклимат, они улавливаются учащимися и оказывают воздействие на нравственную атмосферу воспитания.

Вот некоторые основные психологические педагогические требования к организации педагогического общения, которые должен знать каждый из нас. Они являются не догмой, а руководством к действию, которое поможет нам наиболее эффективно осуществлять самый главный фактор в учебно-воспитательном процессе – фактор человеческий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися.

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуац...

Психолого – педагогическая игра «Правильное решение» (профилактика правильного поведения в экстремальных ситуациях учащихся 7-9 классов)

В работе с детьми с ОВЗ очень важно уделять внимание формированию умения владеть своим эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях, выработке правильного поведения в таких ситуациях....

Психолог для педагога. Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя

Конспект выступления педагога-психолога на педсовете на тему "Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя".Структура выступления:1. Теоретическая ча...

Буклет «Работа с педагогическим коллективом и роль педагога в вопросах профилактики вредных привычек и сохранения здоровья учащихся»

В данном буклете содержатся темы семинаров для педагогов с основным содержанием предлагаемого материала. Главная цель данных семинаров: мотивировать педагогов на работу по профилактике ПАВ....

Презентация на тему: " Влияние педагогического общения на формирование детского коллектива"

Что такое педагогическое общение. Как оно влияет на  формирование детского коллктива....

Педагогический проект: «Сплочение коллектива учащихся и их родителей через вовлечение в совместную творческую внеурочную деятельность»

Цель: Создание сплочённого коллектива.(Работать над групповой сплочённостью. Создать психологический комфорт каждого ученика. Наладить взаимодействие учащихся. Социализация учащихся. Наладить хар...

Культура педагогического общения в совместной деятельности педагога – воспитателя и учащихся

Статья "Культура педагогического общения в совместной деятельности педагога - воспитателя и учащихся" поможет в проведении методического объединения воспитателей или учителей школы....