Имидж учителя
статья по теме

Плешкова Александра Васильевна

В статье раскрывается особое значение имиджа учителя и его воприятие окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imidzh.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный педагог
МОУ СОШ №11
пос.Дружба Раменского района
Московской области

Плешкова А.В.

Имидж учителя

«Имидж - целенаправленно формируемый образ, призванный  оказать

эмоционально-психологическое воздействие на кого- либо…». Такое

определение дает словарь современных понятий и терминов. Здесь

два ключевых слова: «образ « и «воздействие». Каков же этот образ сов-

ременного педагога,  с помощью которого учитель может воздействовать

на учащихся в образовательном учреждении, их родителей, коллег, админи-

страцию, окружающих его людей.

Образ- понятие собирательное и формируется с  помощью одежды, ее цве-

товой гаммы. Одежда учителя как бы информирует окружающих о его эсте-

тическом вкусе, об отношении к своей профессии и окружающим людям.

Педагогу важно уметь ее  носить, подбирать с учетом особенности  фигу-

ры. Выглядеть элегантно - это не значит одеваться дорого. Аксессуары:

косыночки, заколки пояса, браслеты могут оказаться подспорьем в создании образа, необходимо только правильно подбирать их к одежде. Умело      

подобранный макияж  подчеркивает привлекательность педагога, но чрезмерное  использование  косметики может вызвать неадекватную  реак-

цию учащихся и  привести к  нарушениям  в общении с ними.

Прическа учителя - составляющая  часть его имиджа, в современных условиях

экономического кризиса не каждый учитель может позволить себе  общение с модным  стилистом, но при     всем этом, прическа должна соответствовать

овалу лица,  возрасту, не придавать  лицу признаков старения, волосы должны быть чистыми и ухоженными.

 Самое значимое в образе учителя-выражение его лица. Оно не только отражает физическое и душевное состояние, оно говорит  учащимся о том,

готов ли учитель  общаться с ними, готов ли  прийти им на помощь, по-

нить их, в хорошем ли настроении пришел в класс. Плохое настроение

учителя «замораживает мозг». Недаром А. С. Макаренко придавал самое большое значение тому, чтобы в коллективе  царил мажорный  тон, бодрый,

жизнерадостный.

На формирование впечатления  об учителе влияет  поза, в которой

он предстает перед своими учениками. Очень часто не лицо, а именно  поза   выдает переживания  людей, их действительное отношение к другим

людям. Значительная часть информации  о человеке передается  с помощью

походки, по ней судят  о самочувствии  человека,  возрасте и даже харак-

тере.  Динамика  и статика  тела  призваны   выражать чувства, мысли,  на-

строение, желания  человека.

Учитель всегда на виду, как  на  сцене, дети его  очень внимательно разгля-

дывают  и  все замечают: и  нелепое, и  смешное,  и странное. Может
быть, это не так важно, но в любом случае учитель обязан
научиться  держать  себя так, чтобы не быть объектом  для насмешек.

Итак, особенности внешнего облика и поведения  учителя  несут определен-

ную информацию  о нем, помогают  адекватно его воспринимать.

Сформированный  облик  способствует принятию личности учителя окружающими людьми, школьниками, располагает к общению и   восприятию  учебного материала на уроке.                                                                        

Составляющей частью педагогического имиджа  современного
учителя, кроме внешнего облика, является профессиональное  мастерство.

Оно  включает в  себя по мнению Н. В.Кузьминой искусство управления
классом; искусство педагогического  общения; педагогическую  технику;
методическое  мастерство; профессиональную  эрудицию.

Искусство управления – это умение так организовать  работу  детей,  чтобы

у  них появилась мотивация с охотой  заниматься, не боясь  трудностей,
достигая успехов  в учебе; чтобы обучение было  эффективным; умение
педагога планировать работу на уроке, добиваясь, чтобы она была  посильна
и  интересна всем детям, не вызывала утомления  и  скуки.   Учителю необходимо знать каждого ученика, атмосферу в его семье; индивидуальные

умения в учебе; (состояние здоровья) и умение  учитывать эти знания  в

своей  работе.    

           

Если  учитель не  владеет  искусством  педагогического  общения, он  не  сможет  построить свое взаимодействие с классом так, чтобы  оно было результативным в педагогическом  смысле.

Общепринятым  является выделение трех стилей педагогического общения:
демократического, авторитарного и либерального, причем  демократический
считается  более эффективным. Немало важную роль в общении с детьми
играют  коммуникативные способности  учителя, наличие педагогического  такта. Одним из проявлений  педагогического  такта является  чувство  меры в отношении применения  любого  педагогического воздействия. Отсутствие
педагогического такта приводит к конфликтам в общении,  как с отдельны - ми  учащимися, так и с коллективом  учащихся, родителями и т.д.  

      Другое  ключевое  слово  в определении  имиджа учителя- «воздействие».        

умение подать себя, используя элементы  актерского мастерства- владение  своим голосом, интонацией, выразительностью, четкостью дикции, лицом
и позой (уверенностью свободой движений, владение  мимикой) все это-

способы  воздействия на учащихся, их родителей, окружающих.

      Методическое мастерство учителя заключается в  том, чтобы  выбрать
наиболее эффективную методику, подходящую для конкретного  класса

и изучения определенной  темы.

      Профессиональная  эрудиция  педагога   предполагает глубокие  знания не только по своему учебному  предмету, но и по педагогике и психологии.

      Для учителя  культура  речи является необходимым условием  коммуникативной  культуры. Речь должна  отличаться лексическим  богатст-

вом, синтаксическим  разнообразием, оригинальностью,  яркостью.

Учителю необходимы  умения  точно, доходчиво образно выражать мысль,
владеть разными стилями (научным, разговорным и т. д.), изъясняться логично, последовательно, выделяя  главное. Уметь остроумно выражать  свои  мысли. Важно помнить и о темпе речи. Оптимальный  для  усвоения учащимися  темп речи – средний, живой. Жесты оживляют  речь, но слишком
частые, однообразные, суетливые резкие жесты и движения  раздражают.

Говоря об индивидуальности, мы имеем в виду  неповторимость  лич-

ности  педагога,  умение подчеркнуть ее  с помощью разных средств

(выбор прически, коррекция  лица средствами косметики, подбор деловой

одежды, умение  выразить  свои  мысли, общаться  с  другими и т. п.).

Учебная деятельность сопряжена с деловыми  отношениями по  векторам:

учитель-ученик - родитель. От  того, какое  впечатление производит  

педагог на  других людей, зависит в какой-то мере и результат  этой дея-

тельности.

Имидж -  сложное  понятие, и держится он  на трех китах конкретной

личности:  воспитанности, эрудиции, профессионализме (В. М. Шепель).

 

             

                                                                      Литература

                                                1 Почепцов Г. Имиджеология.- М.,2000г.

                                               2. Крутецкий В. А. Психология обучения

                                                 и  воспитания  школьников - Москва « Просве-

                                                 щение»,1976

                                               3. «Воспитание школьников» 2,8,10,2006

                                               4. «Воспитание школьников» 2,8, 9, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ.

Памятка для учителя состоит из презентации и комментариев к каждому слайду....

Имидж учителя иностранного языка

материал для обсуждения на МО...

Имидж учителя

Имидж учителя в рамках современного процесса образования...

имидж учителя

Позитивный имидж учителя сегодня важен не только для его учеников - как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога - для моральной, психологич...

"Имидж учителя"

Интересные сведения и анкетирование учеников...

имидж учителя и его влияние на психологический климат в классе

Семинар в рамках подготовки к педсовету на тему "Психолого-дидактический аспект развития мотивационной компетенции учащихся"...

Имидж учителя физической культуры

Имидж учителя физической культуры...