Имидж учителя
статья по теме
В статье раскрывается особое значение имиджа учителя и его воприятие окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imidzh.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный педагог
МОУ СОШ №11
пос.Дружба Раменского района
Московской области
Плешкова А.В.
Имидж учителя
«Имидж - целенаправленно формируемый образ, призванный оказать
эмоционально-психологическое воздействие на кого- либо…». Такое
определение дает словарь современных понятий и терминов. Здесь
два ключевых слова: «образ « и «воздействие». Каков же этот образ сов-
ременного педагога, с помощью которого учитель может воздействовать
на учащихся в образовательном учреждении, их родителей, коллег, админи-
страцию, окружающих его людей.
Образ- понятие собирательное и формируется с помощью одежды, ее цве-
товой гаммы. Одежда учителя как бы информирует окружающих о его эсте-
тическом вкусе, об отношении к своей профессии и окружающим людям.
Педагогу важно уметь ее носить, подбирать с учетом особенности фигу-
ры. Выглядеть элегантно - это не значит одеваться дорого. Аксессуары:
косыночки, заколки пояса, браслеты могут оказаться подспорьем в создании образа, необходимо только правильно подбирать их к одежде. Умело
подобранный макияж подчеркивает привлекательность педагога, но чрезмерное использование косметики может вызвать неадекватную реак-
цию учащихся и привести к нарушениям в общении с ними.
Прическа учителя - составляющая часть его имиджа, в современных условиях
экономического кризиса не каждый учитель может позволить себе общение с модным стилистом, но при всем этом, прическа должна соответствовать
овалу лица, возрасту, не придавать лицу признаков старения, волосы должны быть чистыми и ухоженными.
Самое значимое в образе учителя-выражение его лица. Оно не только отражает физическое и душевное состояние, оно говорит учащимся о том,
готов ли учитель общаться с ними, готов ли прийти им на помощь, по-
нить их, в хорошем ли настроении пришел в класс. Плохое настроение
учителя «замораживает мозг». Недаром А. С. Макаренко придавал самое большое значение тому, чтобы в коллективе царил мажорный тон, бодрый,
жизнерадостный.
На формирование впечатления об учителе влияет поза, в которой
он предстает перед своими учениками. Очень часто не лицо, а именно поза выдает переживания людей, их действительное отношение к другим
людям. Значительная часть информации о человеке передается с помощью
походки, по ней судят о самочувствии человека, возрасте и даже харак-
тере. Динамика и статика тела призваны выражать чувства, мысли, на-
строение, желания человека.
Учитель всегда на виду, как на сцене, дети его очень внимательно разгля-
дывают и все замечают: и нелепое, и смешное, и странное. Может
быть, это не так важно, но в любом случае учитель обязан
научиться держать себя так, чтобы не быть объектом для насмешек.
Итак, особенности внешнего облика и поведения учителя несут определен-
ную информацию о нем, помогают адекватно его воспринимать.
Сформированный облик способствует принятию личности учителя окружающими людьми, школьниками, располагает к общению и восприятию учебного материала на уроке.
Составляющей частью педагогического имиджа современного
учителя, кроме внешнего облика, является профессиональное мастерство.
Оно включает в себя по мнению Н. В.Кузьминой искусство управления
классом; искусство педагогического общения; педагогическую технику;
методическое мастерство; профессиональную эрудицию.
Искусство управления – это умение так организовать работу детей, чтобы
у них появилась мотивация с охотой заниматься, не боясь трудностей,
достигая успехов в учебе; чтобы обучение было эффективным; умение
педагога планировать работу на уроке, добиваясь, чтобы она была посильна
и интересна всем детям, не вызывала утомления и скуки. Учителю необходимо знать каждого ученика, атмосферу в его семье; индивидуальные
умения в учебе; (состояние здоровья) и умение учитывать эти знания в
своей работе.
Если учитель не владеет искусством педагогического общения, он не сможет построить свое взаимодействие с классом так, чтобы оно было результативным в педагогическом смысле.
Общепринятым является выделение трех стилей педагогического общения:
демократического, авторитарного и либерального, причем демократический
считается более эффективным. Немало важную роль в общении с детьми
играют коммуникативные способности учителя, наличие педагогического такта. Одним из проявлений педагогического такта является чувство меры в отношении применения любого педагогического воздействия. Отсутствие
педагогического такта приводит к конфликтам в общении, как с отдельны - ми учащимися, так и с коллективом учащихся, родителями и т.д.
Другое ключевое слово в определении имиджа учителя- «воздействие».
умение подать себя, используя элементы актерского мастерства- владение своим голосом, интонацией, выразительностью, четкостью дикции, лицом
и позой (уверенностью свободой движений, владение мимикой) все это-
способы воздействия на учащихся, их родителей, окружающих.
Методическое мастерство учителя заключается в том, чтобы выбрать
наиболее эффективную методику, подходящую для конкретного класса
и изучения определенной темы.
Профессиональная эрудиция педагога предполагает глубокие знания не только по своему учебному предмету, но и по педагогике и психологии.
Для учителя культура речи является необходимым условием коммуникативной культуры. Речь должна отличаться лексическим богатст-
вом, синтаксическим разнообразием, оригинальностью, яркостью.
Учителю необходимы умения точно, доходчиво образно выражать мысль,
владеть разными стилями (научным, разговорным и т. д.), изъясняться логично, последовательно, выделяя главное. Уметь остроумно выражать свои мысли. Важно помнить и о темпе речи. Оптимальный для усвоения учащимися темп речи – средний, живой. Жесты оживляют речь, но слишком
частые, однообразные, суетливые резкие жесты и движения раздражают.
Говоря об индивидуальности, мы имеем в виду неповторимость лич-
ности педагога, умение подчеркнуть ее с помощью разных средств
(выбор прически, коррекция лица средствами косметики, подбор деловой
одежды, умение выразить свои мысли, общаться с другими и т. п.).
Учебная деятельность сопряжена с деловыми отношениями по векторам:
учитель-ученик - родитель. От того, какое впечатление производит
педагог на других людей, зависит в какой-то мере и результат этой дея-
тельности.
Имидж - сложное понятие, и держится он на трех китах конкретной
личности: воспитанности, эрудиции, профессионализме (В. М. Шепель).
Литература
1 Почепцов Г. Имиджеология.- М.,2000г.
2. Крутецкий В. А. Психология обучения
и воспитания школьников - Москва « Просве-
щение»,1976
3. «Воспитание школьников» 2,8,10,2006
4. «Воспитание школьников» 2,8, 9, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ.
Памятка для учителя состоит из презентации и комментариев к каждому слайду....
Имидж учителя иностранного языка
материал для обсуждения на МО...
Имидж учителя
Имидж учителя в рамках современного процесса образования...
имидж учителя
Позитивный имидж учителя сегодня важен не только для его учеников - как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога - для моральной, психологич...
"Имидж учителя"
Интересные сведения и анкетирование учеников...
имидж учителя и его влияние на психологический климат в классе
Семинар в рамках подготовки к педсовету на тему "Психолого-дидактический аспект развития мотивационной компетенции учащихся"...
Имидж учителя физической культуры
Имидж учителя физической культуры...