Имидж учителя
статья по теме
Имидж учителя в рамках современного процесса образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya_uchitelya_2.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексия учителя как феномен
Часто ли мы ставим себе такие вопросы, как: «Каков я как учитель? Что я сейчас делаю и почему именно так?
Почему я получил такой результат, а не иной? Как воспринима-
ют и понимают меня ученики? Почему я так расстроился (обра-
довался, смутился, рассердился)? Действительно ли я понимаю
своих учеников? Понимают ли они меня?…»
Отвечать на вопросы, приведенные выше, которые все
же ставит перед собой профессиональный учитель, бывает дей-
ствительно трудно. Размышления требуют времени,
но только такой - думающий, рефлексивный учитель может решать профессиональные задачи, в которых не может быть шаблона: зада-
чи развития личности подрастающего человека.
Упоминание рефлексивного принципа в каких-либо методичес-
ких разработках становится хорошим тоном.
В широком практическом смысле рефлексия рассматрива-
ется как способность человека к самоанализу, осмыслению и пере-
осмыслению своих предметно-социальных отношений с окружаю-
щим миром и представляет собой необходимую составную часть
развитого интеллекта.
Именно от личности самого учителя, культуры его собственно-
го рефлексивного мышления зависит отношение учеников к пред-
лагаемым рефлексивным заданиям. Так, вдумчивый учитель най-
дет тактичный подход к ученику, который на данном уроке не захо-
тел вместе со всеми анализировать свою деятельность и свои про-
блемы. В таком случае он, например, может предложить ученику
вариант «тихой» рефлексии: в письменной форме, или в виде рисунка или «про себя».
Профессиональная рефлексия учителя – это его способность
отображать «внутреннюю картину мира» ученика (Кулюткин,
Сухобская, 1990
Другой аспект профессиональной рефлексии учителя обра-
щен к нему самому как субъекту деятельности. Как известно,
учитель становится профессионалом благодаря своим знаниям,
практическому опыту, учась на примере более опытных коллег.
Но, только став исследователем, “постоянно перестраивающим
вой профессиональный мир в ответ на неожиданные и озадачиваю-
щие его события реальности” (Russel, Spafford, 1983, р.12), учитель
обретает профессиональное мастерство.
Способность занять исследовательскую позицию по отноше-
нию к своей практической деятельности и к самому себе как ее
субъекту, основанную на рефлексивных свойствах сознания,
может служить критерием в определении уровня профессиона-
лизма учителя.
Учитель и мудрость: в социальном смысле - ожидаемое род-
ство понятий. В профессиональном практическом смысле – цель,
которую учитель ставит перед собой и добивается всю свою
жизнь.*
Известно, что практическая деятельность учителя требует от него высокой степени оперативности и динамизма. Как свидетельствуют наблюдения ученых, в среднем каждые две минуты учебного взаимодействия с учеником ставят учи-
теля перед необходимостью принятия решения. Стремительность,
с которой меняются учебные ситуации, с одной стороны, и их по-
вторяемость, даже рутинность, с другой, приводят к тому, что
учителя редко принимают альтернативные решения, чаще посту-
пают стереотипно, прибегая к автоматизированным образцам
поведения (Robertson, Keith, 1983; Silberman, 1971).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ.
Памятка для учителя состоит из презентации и комментариев к каждому слайду....
Имидж учителя
В статье раскрывается особое значение имиджа учителя и его воприятие окружающими....
Имидж учителя иностранного языка
материал для обсуждения на МО...
имидж учителя
Позитивный имидж учителя сегодня важен не только для его учеников - как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога - для моральной, психологич...
"Имидж учителя"
Интересные сведения и анкетирование учеников...
имидж учителя и его влияние на психологический климат в классе
Семинар в рамках подготовки к педсовету на тему "Психолого-дидактический аспект развития мотивационной компетенции учащихся"...
Имидж учителя физической культуры
Имидж учителя физической культуры...