Профессиональная деятельность учителя-словесника по формированию культуросозидательной среды ОУ
статья на тему
Статья (из опыта работы).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональная деятельность учителя-словесника по формированию культуросозидательной среды ОУ.
Гляденцева Виктория Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, победитель ПНПО, МБОУ гимназия № 1
Тема областной стажёрской площадки «Формирование культуросозидательной среды образовательного учреждения на основе приоритетов региональной образовательной политики», безусловно, близка мне, потому что как учитель русского языка и литературы я убеждена в том, что именно филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, в развитии её моральных качеств, гражданского самосознания, коммуникативных способностей, эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, в формировании эстетической культуры.
Актуальность данной темы в моей профессиональной деятельности обусловлена:
- изменением парадигмы образования, предполагающей отход от «знаниецентризма» к школе культуросообразной, где ценности духовной и материальной культуры представлены наиболее целостно;
- усилением значимости изучения русского языка и русской литературы в формировании национального, личностного самосознания, духовной культуры русского народа.
По моему глубокому убеждению, формирование культуросозидательной среды образовательного учреждения способствует становлению духовно-нравственной личности, а для этого педагог должен помочь ребенку:
1) оценить богатство культурного наследия русского народа;
2) осознать свою причастность к культурным ценностям соотечественников;
3) сформировать убежденность в том, что русский язык и русская литература «есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое, живое целое» (К.Д.Ушинский);
4) приобрести опыт духовно-творческой личности, способной научиться ориентироваться в современном социокультурном пространстве.
Целенаправленная деятельность педагога-словесника в этом направлении должна стать основой создания культурно-образовательной среды, которая бы обеспечила успешность индивидуального развития, самореализации и социализации учащихся.
В ноябре 2012 года творческий коллектив моего 9 класса подготовил и представил проект, посвящённый 200-летию Бородинского сражения. В течение двух месяцев совместно с сотрудниками Красносулинской межпоселенческой центральной библиотеки ребята изучали исторические и литературные источники, посвящённые войне 1812 года, писали театрализованный сценарий и готовили мультимедийную презентацию, в которой были использованы портреты героев войны, полководцев, репродукции картин известных художников о событиях 1812 года и фрагменты фильма «Война и мир» (1967 год, режиссёр С. Бондарчук). Вместе с ребятами мы посетили два спектакля: «Фельдмаршал Кутузов» (Академический театр драмы имени М. Горького, г. Ростов-на-Дону) и «Гусары, вперёд!» (Казачий драматический театр, г. Новочеркасск).
Бал, посвящённый 200-летию победы в Отечественной войне, стал итогом нашей совместной деятельности с учреждениями дополнительного образования: хореографический коллектив гимназии «Вдохновение» (постановка танцев), вокальная студия «Ассоль» ГЦВР «Досуг» (исполнение романсов), оркестр педагогов ДШИ № 1 (музыкальное сопровождение), народный театр «Прометей» г. Красный Сулин (декорации), Новочеркасский казачий драмтеатр (костюмы).
Наше мероприятие получило высокую оценку в местном социуме (статьи на сайте www.sulinlib.ru/78-nedarom-pomnit-vsya-rossiya, статья и видеоролик об этом событии размещены на сайте гимназии http://gimsulin.edusite.ru/p272aa1.html), Также в эфире КТРК «Сулин» о нашем бале прошёл сюжет от 20.11.2012 (www.sulin-city.net). По просьбе педагогического коллектива МБОУ СОШ № 12 мы выступили перед родителями и учащимися этой школы.
На реализацию регионального компонента в литературном образовании нацелена разработанная мною и успешно реализуемая в течение нескольких лет авторская учебная программа «Литература Донского края».
Убеждена: необходимо направить интерес сегодняшнего ученика к истокам родной литературы и культуры, к осмыслению жизни своего народа. Литература и культура нашего края интересна и своеобразна, поэтому уроки литературы Дона помогают детям лучше узнать нашу малую родину, её людей, её словесное искусство.
Цели изучения программы «Литература Донского края»:
- Обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне.
- Воспитание любви к малой родине, а через это (и это в традициях русской культуры) и к России в целом.
- Воспитание социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота.
Учитывая возрастные особенности пятиклассников (а именно на них рассчитана программа), я стараюсь каждый урок сделать необычным и запоминающимся. Легче всего это удаётся, когда учебный материал на уроке непосредственно связан с жизненным опытом детей. Так, знакомясь с пословицами и поговорками, бытующими на Дону, мы обязательно говорим о том, как в них отразился быт казаков. Большое место отводится на таких уроках и работе с лексическим значением слов, дети иллюстрируют непонятные им слова, затем составляют коллективный картинный словарь.
Особенно нравятся детям уроки, на которых изучаются сказки (народные и литературные). Очень часто такие уроки я провожу в библиотеке, где потом ребята могут выбрать книги для самостоятельного чтения дома.
Знакомя детей с произведениями Чехова и Шолохова, я обязательно говорю о том, что эти писатели прославили не только край, где они родились и выросли, но и стали известными на весь мир. Особую гордость вызывает у детей и то, что известный советский писатель М.Д.Соколов учился в нашей гимназии, и в память о нём на здании гимназии открыта мемориальная доска.
Заканчиваем изучение литературы Дона мы, как правило, Уроками творчества, на которых дети представляют собственные стихи и сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения в педагогической деятельности учителя словесника.
Доклад на научной конференции....
Профессиональная компетентность учителя – словесника в вопросах современной литературы для детей и подростков.
Профессиональная компетентность учителя – словесника в вопросах современной литературы для детей и подростков.Обратившись к концепции и содержанию Профессионального стандарта педагога, позв...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника
Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...
Мастер - класс как эффективная форма повышения профессионального мастерства учителя - словесника
Одной из эффективных форм распространения собственного опыта является мастер - класс...
Понятие развивающей среды в профессиональной деятельности и способы ее формирования
Понятие развивающей среды в профессиональной деятельности и способы ее формирования....
Проектирование рабочей программы в виртуальном контент-сервисе как актуальная профессиональная компетенция учителя-словесника («Конструктор рабочих программ» как инновационный методический инструмент)
В работе представлен опыт создания рабочей программы в Конструкторе...