Активные методы обучения в педагогической деятельности учителя словесника.
статья по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения в педагогической деятельности учителя словесника.
Гугнюк С.И.,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ «3» г. Балашова Саратовской области
Притча об идеальном учителе.
Можно всю жизнь провести в поисках идеального ученика, но так и не найти . Гораздо проще научить и воспитать его.
Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
« Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал это и осознал» - это известное изречение, которое приписывают Конфуцию, часто приводят в подтверждение ценности обучения путём опыта. В его высказывании содержится зерно правды, но более точной, на мой взгляд, будет формулировка: « Лучше всего я разберусь, если увижу, услышу и сделаю». Добиться наиболее полного усвоения учебного материала можно, используя активные методы обучения.
Активное обучение – представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов).
При активном обучении используются следующие педагогические технологии: технология анализа ситуаций для активного обучения, мозговые штурмы, эвристические технологии, комплексные технологии, игровые интерактивные технологии.
Я остановлюсь на технологии, которая, на мой взгляд, очень эффективна - технологии анализа ситуаций для активного обучения.
Разработана она в 1930-е годы в Гарвардской школе бизнеса. В России она получила известность лишь в начале 1970–х годов. Специфика данной технологии заключается в том, что занятия проводятся в виде ситуационного упражнения. Именно работа в группе позволяет ученикам усвоить знания и приобрести навыки и умения практически решать сложные задачи, адаптироваться к разным типам людей, работающих в группе. Как справедливо заметил Тацит, «упражнения рождают мастерство».
При применении данной технологии формируются следующие метакомпетентности, а это очень важно сейчас, в сязи с введением ФГОС:
- отрабатываются коммуникативные навыки;
- развиваются презентационные умения;
- вырабатывается уверенность в себе;
- осуществляется самооценка;
- приобретаются навыки сотрудничества;
- изменяется мотивация к обучению.
В данной технологии используются следующие методы: метод ситуационного анализа, метод кейсов, метод анализа критических прецедентов, метод проигрывания ролей, игровое проектирование.
Я остановлюсь на использовании кейс-метода на уроках литературы.
А.Эйнштейн когда-то сказал: «Где это только возможно, обучение должно стать переживанием». Высказывание перекликается с требованием образовательного стандарта, включающим умение применять приобретенные знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, такие умения можно развивать, используя кейс-метод.
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть метода.
Процедура работы с кейсом состоит в том, что учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Как мы видим, акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя.
Метод анализа кейсов позволяет вовлекать в беседу обучаемых путём прямого обращения типа, например: « Как бы вы поступили в данном случае?», « Что вы думаете по этому поводу?»
Большинство художественных произведений как будто созданы для того, чтобы быть изученными с помощью кейс методов. Рассмотрим на примере.
При изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», на одном из уроков по теме «Отношение Базарова к родителям» учащиеся получают следующие кейсы.
Вот один из них.
Кейс №1
В романе «Отцы и дети» три главы посвящены встрече, общению Базарова с родителями. Перечитайте эпизод, в котором Тургенев описывает момент приезда Базарова в родительский дом.
Проанализируйте описанную ситуацию.
Любит ли Базаров своих родителей ? Аргументируйте свой ответ.
Как бы Вы повели себя в этой ситуации?
Кейс №2
Вопрос проблемный, даже критики его трактовали по-разному.
В.Ю. Троицкий:« Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана».
Г.А. Бялый: « Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в общении с родителями, он нежно любит их».
Кто из критиков прав?
К какому мнению Вы склоняетесь больше
Кейс №3
Родители Базарова – хорошие и милые люди. Они готовы исполнить любое желание сына. Тем не менее, герой чувствует себя дома неловко. Между родителями и сыном есть любовь, но нет почтения со стороны сына.
А что значить чтить родителей?
Что лежит в основе уважения к родителям?
За что мы должны уважать родителей?
Кейс №4
Среди заповедей, данных человечеству в Ветхом завете, заповедь о почитании родителей находится на особом месте. По счету, это пятая заповедь, заповедь, в которой происходит переход от обязательств по отношению к Богу к обязательствам, обращенным к ближнему.
«Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»
Как вы считаете, Базаров нарушил пятую заповедь?
Достоинством метода кейсов является то, что он даёт уникальную возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы ,которые заставляют детей измениться в лучшую сторону.
Библиографический список
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.,-2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения. Круглый стол для учителей.
Круглый стол был подготовлен и проведен с моей коллегой Акперовой Юлей Андреевной...
Инновационная деятельность учителя Активные методы обучения
Инновационная деятельность учителя Активные методы обучения Активные методы обучения – это система новых методов обучения, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической дея...
Применение технологии активных методов обучения в урочной деятельности при обучении английскому языку
Процесс обучения проходит более эффективно, если обучающийся проявляет познавательную активность. С этой задачей справляются активные методы обучения. Использование технологии активных методов об...
Использование активного метода обучения "Ученик в роли учителя"
Мастер - класс Слипецкая Диана "Сохраним хозяина тайги!"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Активные методы обучения как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока физической культуры
Описание педагогического опыта Поповой Елены Викторовны, учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»...
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения. Слайд 2 Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, ...