Мастер - класс как эффективная форма повышения профессионального мастерства учителя - словесника
проект по литературе (10 класс) по теме

Лысяк Валентина Владимировна

Одной из эффективных форм распространения собственного опыта является мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lysyak_valentina_vladimirovna_2.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Лысяк Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №37» г.Макеевки

МАСТЕР – КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ - СЛОВЕСНИКА

Аннотация. Одной из эффективных форм распространения собственного опыта является мастер – класс.  Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Главное в мастер – классе – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология.

Ключевые слова. Технологический процесс; методический приём; деятельность участников; выбор средств; предлагаемая проблема.

Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Мастер – класс (или педагогическая мастерская) - это форма индивидуаль – творческой деятельности педагога по изучению, систематизации и распространению передового и новаторского опыта, демонстрации собственного систематизированного профессинального опыта и уровня педагогического мастерства. Мастер – класс – форма обучения, позволяющая педагогу передавать способ своей деятельности участникам. Получение знаний происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причём такими характерными приёмами, какие присущи только этому мастеру («изюминками» передового опыта). Работ эта отличается от семинара тем, что во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, мастер-классы не показывают, а проводят.

Тематика мастер-классов включает в себя:

- обзор актуальных проблем и технологий;

- различные аспекты и приемы использования технологий;

- авторские методы применения технологий.

Основное преимущество мастер – класса:

– уникальное сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы, приобретение и закрепление практических знаний и навыков, гибкость временных рамок поведения.

Идея проведения мастер – класса изначально направлена на результативность работы его «учебников», а значит эта форма практикоориентированная и компетентностно ориентирована.

В ходе мастер-класса участники:

  • участвуют в обсуждении полученных результатов;
  • задают вопросы, получают консультации;
  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь  то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

Требования к организации и проведению мастер-класса:

Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников). Мастер-класс, как локальная технология трансляции педагогического опыта, должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на выполнения задач мастер – класса. В качестве универсальной рабочей схемы к организации и проведению такой работы можно предложить четырёхуровневую модель проработки профессионального опыта учителя в мастер – классе:

- уровень частно – предметных технологий, системы технологических действий, связанных с усвоением детьми специально – профильных знаний, умений и навыков по данному предмету;

- уровень общеметодического порядка. Он более широкий и объёмный, допускающий перенос разработанных учителем – мастером технологических моделей на сферу других учебных предметов, предметных областей;

- уровень психологический. Обеспечивает педагогическую результативность за счёт вовлечения в процесс создания мотивационно – потребностного поля, организуемого учителем образовательного пространства;

- уровень собственно педагогический. Задаёт свою особую логику выстраивания профессиональных педагогических действий учителя.

Задачи мастер – класса: 

- создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;

- продемонстрировать опыт работы мастера по определенной проблеме;

- передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

- совместно отработать методические подходы учителя – мастера и приёмы решения поставленной в программе мастер – класса проблемы;

- разработать авторские модели уроков в режиме демонстрируемой педагогической технологии (методики);

- отрефлексировать собственное профессиональное мастерство участников мастер – класса;

- оказать помощь участникам мастер – класса в определении задач для формирования индивидуальной программы самообразования самосовершенствования.

Алгоритм технологии мастер-класса

  1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
  • кратко характеризуются основные идеи технологии;
  • описываются достижения в работе;
  • доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
  • определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
  1. Представление системы учебных занятий:
  • описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
  • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
  1. Проведение имитационной игры:
  • учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
  • слушатели одновременно играют две роли: учащихся  и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
  1. Моделирование:
  • учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
  • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
  • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
  1. Рефлексия:
  • проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей

Смысл мастер-класса

Мастера своего дела, известные действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

Форма работы мастер-класса зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности.

Возможная модель проведения

Примерный алгоритм проведения мастер – класса может состоять из следующих компонентов:

а) выделение проблемы;

б) актуализация знаний в проблемной плоскости;

в) объединение в группы для решения проблемы;

г) работа с материалом;

д) представление результатов работы;

е) обсуждение и корректировка результатов работы.

Мастер – класс. Пишем инновационные сочинения

Цель выполняемых творческих работ:

- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

- формирование личностных качеств учащихся;

- выработка умений, влияющих на учебно – познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

- развитие различных типов мышления;

- формирование качеств знаний, умений и навыков.

Задачи мастер – класса:

- продемонстрировать коллегам приёмы работы, используемые при написании нетрадиционных сочинений;

-прокомментировать эффективность применения обозначенных приёмов;

-отработать обозначенные приёмы;

Оборудование: медиапроектор, презентация, бумага, фломастеры.

Форма работы -  групповая.

Основные этапы мастер – класса:

- организационный (приветствие, введение в тему мастер – класса);

- демонстрационный (демонстрация приёмов работы, комментарии, отработка приёмов в деятельностном режиме);

- заключительный (подведение итогов).

Организационный этап

Вступительное слово

-Добрый день, уважаемые коллеги! В рамках мастер – класса я хотела бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать приёмы работы с обучающимися по написанию нетрадиционных (инновационных) сочинений. В качестве поднятия эмоционального настроения, предлагаю послушать инновационное сочинение синквейн о литературе, о творчестве, о любви к художественному слову.

Приём «Образцовый ответ»

Ученик 1.

Литература

Русская, мировая,

Рассказывает, поучает, развивает,

Литература – наш духовный мир.

Чтение

Ученик 2.

Творчество

Коллективное, литературное,

Увлекает, обогащает, радует

Творчество очень развивает человека.

Наслаждение

Ученик 3.

Слово

Доброе, художественное

Одобряет, успокаивает, решает

Слово ведёт за собой.

Сила

Приём «До...»

Фронтальная работа:

- Какие ассоциации у вас возникли при прослушивании данных сочинений?

- Как они называются?

– Каков их принцип создания?

Комментарий:

-Инновационное сочинение – это импровизированная творческая работа, которая имеет нестандартную структуру, необычную задумку и организационную форму.

Демонстрационный этап

«Приём «Сотворчество».

Комментарий:

- При создании творческих работ учитывается ход мысли каждого ученика, внёсшего в текст свою идею, слово или целое предложение. Работая в группе, есть возможность своевременно исправить недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершению работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.

Работа в группах над созданием ДАЙМОНДА

- Что такое даймонд?

– Напомним алгоритм составления этого сочинения

- Тема даймонда «Небесные светила»

- Работа на листах А4 цветными фломастерами.

- Каждая группа представляет свой продукт.

Прогнозируемый результат:

Солнце

Ясное, жаркое

Светит, греет, радует

Солнце улыбается. Луна печалится.

Холодит, безмолвствует, меркнет

Далёкая, загадочная

Луна

Комментарии:

- Первые три строки сочинения выполнены «тёплыми» цветами, три последние – «холодными», что подчёркивает противоположность образов. Обучающиеся определяют художественное средство языка – антитезу.

Работа в группах над сочинением по метафоре

– Напомним алгоритм написания этой творческой работы

–Тема написания «Макеевка – моя маленькая родина»

Предполагаемый результат:

Макеевка – белое покрывало цветущих садов;

Макеевка – сладких вишен вкус;

Макеевка – рабочих профессий запах;

Макеевка – промышленная королева Донбасса;

Макеевка – скрипучий снег под ногами и музыка гудков и клаксонов;

Макеевка – чувство праздничного настроения.

Работа в группах над сочинением – этюдом

– Напомним, что такое сочинение –этюд.

–Какая специфика написания сочинения – этюда?

- Назвать этапы написания сочинения –этюда.

Предполагаемый результат:

Макеевка. Во дворе Калининского микрорайона

Конец лета. Вечереет. Уютная лавочка под кронами деревьев. Лёгкое дуновение ветерка. Шелест усталой пыльной листвы. Всё живое ждёт дождя. Душно. Небо чистое, безоблачное. Вот зажглась первая звёздочка. Хоть бы одна тучка, несущая спасительную влагу! Ничего подобного. Жужжание комаров усиливается, а это верная примета жаркого дня завтра. Ну что ж, подождём до послезавтра, а вдруг повезёт. Спокойной всем ночи!

Работа в группе над сочинением – дневник

– В чём особенность этого сочинения?

- Какие есть виды дневников?

- Назвать этапы создания сочинения в жанре дневниковых записей.

Комментарий:

Уточнение задания:

- если для работы выбираете «Дневник – собеседник», дайте имя дневнику, определите его пол, статус, внешний вид, ваше отношение к нему;

- если для работы выбираете «Путевой дневник», в нём должна быть описана местность, территория, на которой происходят события;

- если для работы выбираете «Дневник -  копилка счастья» - запишите в нём то хорошее, что вы уже успели сделать для людей с утра нынешнего дня от имени одного человека;

- это может быть дневник, написанный от лица очевидца событий (можно вымышленный);

- это может быть дневник, ведущийся от имени литературного героя;

- это может быть дневник с записями от лица ученика, который осваивает какое – либо литературное произведение или биографию писателя.

Также важны два момента:

1) вы должны хорошо знать текст: сюжет, причинно – следственные связи в произведении, понимание поступков героев, уметь их мотивировать;

2) от вас требуется хорошее понимание психологии героя: ему необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и суметь их передать, т.е. нужно овладеть стилем чужой речи (лексикой, особенностью построения предложения и т.д.)

Прогнозируемый результат:

Дневник Базарова

12 августа

Здравствуй, мой дневник! Давно не заглядывал в тебя. Дорога, постоялые дворы, нытьё Аркадия не давали мне полностью довериться тебе, поэтому и не было желания писать. Но после встречи с этими напыщенными господами Н.П. и П.П. не могу сдержать негодование. Особенно П.П., человек старых взглядов и привычек. Да он и живёт в прошлом: причёска, одежда, одеколон, лаковые полусапожки (они меня особенно раздражают!) –всё то, чего когда –то требовал статус члена английского клуба. Это же совсем непрактично в деревне! Н.П. немного попроще, любит Аркадия, но это ему не помешало жениться. Надо мне во всём этом ещё разобраться.  Зовут, лошади уже заложены, едем на приём к генерал–губернатору. Скучно...

Приём «...после».

Рефлексия:

- Что дала вам работа над инновационным сочинением?

- Какой жанр понравился больше? Почему?

- Где можно использовать в дальнейшей жизни этот полученный опыт?

Таким образом, одним из мотивов нестандартных сочинений является повышение творческо – поисковой активности детей. Инновационные жанры сочинений дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, воспитывать культуру общения и потребность в практическом использовании знаний, развивать интеллектуальные и познавательные способности, чувства и эмоции ученика. И в этом призвана на помощь такая форма работы, как мастер – класс.

Список литературы

  1. Караев А.И. Игровые уроки в старших классах.// Учитель.2006. №1. с.3-6.
  2. Климкина Ю.Е. Уроки- семинары по русскому языку в старших классах.//
  3. Русский язык в школе. 2001. №4. С.27 – 29.
  4. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров.// Русский язык в школе.1997. №1. С. 25 – 26.
  5. Андреева О.С. Развивающий потенциал сочинения как сложной формы речемыслительной деятельности учащихся в системе школьного филологического образования //Сборник материалов в научно – практической конференции «Сочинение на современном этапе развития системы образования в РФ» ( «Теория и практика преподавания русского языка и литературы в школе»). М.: «РОПРЯЛ»,2015.С. 17 -24.
  6. Боровиков Л.Что такое Мастер – класс.//ИмиДЖ.-2002-№5
  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП.-М.: НИИ школьных технологий,2005.-288 с.
  8. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогичекого опыта.//Методист.-2005.-№2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов

Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...

Выступление на педагогическом совете по теме «Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно...

«МАСТЕР – КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ»

Презентация педагогического опыта педагога-мастера, кратко характеризуются основные идеи технологии....

Методическая неделя как эффективная форма повышения профессиональной компетентности учителя

В связи с переходом на ФГОСТ  возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание  своей деятельности посредством критического, творческого её освоения и применения достижен...

Статья выступление на МО учителей математики "Повышение профессионального мастерства учителя – основное условие качественного образования учащихся "

Повышение профессионального мастерства учителя – основное условие качественного образования учащихся...