Статья на тему: " Развитие экологической компетентности в процессе преподавания биологии"
статья по экологии на тему
Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе. Негативные последствия неразумного ведения хозяйственной деятельности человека, различные формы загрязнения окружающей среды приводят к потере биологического разнообразия, к нарушению функционирования природных сообществ живых организмов, отрицательно влияют на здоровье и качество жизни человека. Это ставит под сомнение саму возможность существования жизни как глобального феномена и биосферы как глобальной экосистемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kompetentnosti_sergeeva_t.a.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сергеева Татьяна Александровна,
учитель биологии МБОУ ООШ №2
Формирование экологической компетенции
в процессе преподавания биологии
К сожалению, бережное отношение к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи незаметным, но непременным стимулом созидателя.
Н.К.Рерих
Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе. Негативные последствия неразумного ведения хозяйственной деятельности человека, различные формы загрязнения окружающей среды приводят к потере биологического разнообразия, к нарушению функционирования природных сообществ живых организмов, отрицательно влияют на здоровье и качество жизни человека. Это ставит под сомнение саму возможность существования жизни как глобального феномена и биосферы как глобальной экосистемы. «Жизнь – критерий экологичности, а развернувшийся экологический кризис определил кризис духовный», - утверждает академик С.Н. Глазачев. В сформировавшемся обществе потребления подрастающее поколение также потребительски относится к природе, не задумываясь о разрушительных последствиях своей деятельности. Чтобы исправить это положение, необходима нравственная перестройка всего образа жизни и поведения человека, переориентация человеческого мировосприятия на развитие диалоговых форм общения с природой.
Решение данной проблемы я вижу в формировании у обучающихся экологических компетенций. Компетентность представляет собой взаимосвязь чувства – знания – сознания – поведение – деятельности. Компетентность – фактор, порождающий умение устанавливать связи между знанием и экологической ситуацией, в более широком смысле слова – это умение обнаружить проблему и решить её.
Становление экологической компетентности проходит различные уровни:
- начальный - уровень элементарной экологической компетентности
- продвинутый - высокий общеобразовательный уровень
- высший - творческий уровень
В рамках школьного обучения на уроках биологии для обучающихся доступно достижение продвинутого и высшего уровней, которые характеризуются ориентацией в закономерностях функционирования экосистем разного ранга, владением основными правилами здорового образа жизни, осознанным участием в природоохранной деятельности. Приведенная схема экологической компетентности ориентирует экологическое образование не только на получение экологических знаний, но и на развитие практического опыта, выявление экологических проблем и содействии в их решении. Это связано с тем, что человек в жизни сталкиваемся именно с проблемами, а не с абстрактными знаниями и идеями, и в процессе решения проблем у него формируются новые мотивы, установки.
Воспитывать бережное отношение обучающихся к природе, окружающему миру, я начинаю с преподавания курса природоведения в 5 классе. В своей деятельности использую следующие формы организации урока:
- Урок-интервью. Данная форма хорошо находит подкрепление как элемент урока в параллели с 5 по 9 классы при путешествии в прошлые времена.
- Урок – викторина. В данной форме ребята сами проявляют активность готовят вопросы экологической направленности.
- Урок – экспедиция. Такая форма уместна при изучении эволюции органического мира.
- Урок – конференция. В рамках дня науки в 8 Б прошла конференция: «Мобильный телефон – надежный враг или опасный друг».
- Урок – пошаговая лекция с обсуждением проблемных вопросов.
Рассмотрим процесс формирования экологических компетенций на примере изучения темы «Экосистемы» в 9 классе. В этот возрастной период происходит становление основ экологических компетенций и экологической культуры, целостного мировоззрения, являющихся составными частями интеллектуальной сферы обучающихся. Приобретается умение аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать выводы и обобщения, развивается критичность мышления. Все это влияет на становление личности, выработку своего стиля поведения во взаимоотношениях с природой.
Перед обучающимися стоит вопрос: Почему лес является природным сообществом, обеспечивающим устойчивость биосферы? На данном этапе урока целесообразным является такой прием как размышление школьников над афоризмами, например: «Леса уходят. Жалко мне леса…» (С. Орлов). Размышляя над словами поэта, ученики приходят к мнению, что гибель леса приводит к потере биологического разнообразия, которое является одним из факторов разбалансировки биосферы. Это в свою очередь представляет собой глобальную экологическую проблему, так как измененная биосфера может стать непригодной для жизни человека.
На следующем этапе – формулировки цели – считаю необходимым подвести обучающихся к пониманию необходимости изучения проблем леса, как важнейшего компонента биосферы. Совместно с учениками ставим цель работы, выбираем рациональный и оптимальный путь её достижения.
На этапе поиска информации используем такие формы работы с обучающимися, как поиск основных терминов и понятий, определение ключевых слов, Это приводит к пониманию учениками закономерностей существования экосистемы леса, и, следовательно, формированию таких мыслительных процессов, как обобщение, анализ и синтез, систематизация доказательств, аргументирование. Завершается этап обоснованием основных положений темы по осознанию ценности сохранения лесов для устойчивости биосферы.
Таким образом, в процессе изучения данной темы обучающиеся приобретают экологические компетенции: усваивают основные термины и понятия, раскрывающие признаки и свойства природного сообщества, понимают закономерности функционирования экосистемы леса, находят пути решения современных проблем лесного сообщества. Л.Н. Толстой писал: «Все недоброе в сердце человека должно исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра».
На уроках с целью повышения наглядности учебно-воспитательного процесса, использую моделирующие, динамические задания, биологические карты, задания для самопроверки, тренажеры.
Неотъемлемый компонент формирования экологической компетентности - лабораторные и практические работы, проведение экспериментов, наблюдений.
Уделяю большое внимание работе с учебником, текстом, рисунками экологического содержания, таблицами, использую ресурсы сети интернет. Обучающимися 9 классов созданы презентации по темам:
«Как развивалась жизнь на Земле», «Сохранение многообразия видов – основа устойчивого развития биосферы», «Причины вымирания флоры и фауны».
Развивающую среду учебного процесса позволяют создавать разнообразные модели: объемные, влажные препараты, муляжи, аквариум – как модель искусственного водоема.
Использую в образовательном процессе такие формы и методы обучения, которые учитывают индивидуальные особенности и наклонности обучающихся. К ним относятся исследовательские проекты, участие в конкурсах, олимпиадах экологической направленности, разнообразная природоохранная деятельность.
Проект «Экологическое воспитание жителей города Полярного» удостоен Диплома победителя Второго конкурса школьных проектов «Мой класс – моей школе», организованным факультетом проектной деятельности и фандрайзинга образовательного портала «Мой университет».
Обучающиеся принимают активное участие в экологических олимпиадах. Ученик 9 «Б» Карпота Виктор стал Призером Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
Разнообразна и тематика экологических исследований: «Изучение древесных пород города Полярного», «Изучение листопадного процесса на примере рябины обыкновенной», «Двигательная активность канарейки в условиях домашнего содержания», «Влияние времени суток на индивидуальное поведение хорька», «Ингибиторы зеленых растений», «Изучение микробиологической активности почвы». В результате исследовательской деятельности приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Об экологических проблемах можно говорить не только языком цифр, фактов, научных статей, но и языком поэзии. Для подтверждения любой мысли, любой идеи практически всегда можно подобрать соответствующее экологические строки. При этом учитываю возраст учеников, степень их подготовленности к восприятию. В 6 классах при изучении растительного мира использую стихотворение Алексея Решетова:
Когда топорами стучат по березам,
Когда под копытами падает озимь,
Когда исчезают из Книги Природы
Веселые птицы и ясные воды,
То мне самому, как природе, несладко:
Душа – как пустая бобровая хатка.
Данное стихотворение производит эмоциональное впечатление на уроке. Знающий, но черствый человек будет расчетлив, а работа по преобразованию природы, преобразованию сознания, души требует бескорыстия, самопожертвования, величия духа, чистоты помыслов.
В 7 классах, изучая многообразие животного мира, обучающиеся зачитывают положение Всемирной хартии по охране диких животных: «Любовь и уважение к живым существам должны вытекать всегда из любви и уважения вообще как высочайших качеств и стремлений, присущих человеку».
Для учащихся старших классов я стараюсь подбирать экологические строки, несущие не только информацию, но и имеющие глубокое философское содержание. Даю возможность самостоятельно найти основную идею произведения, поразмыслить над проблемой. Например, на уроке по теме «Происхождение человека» использую произведение Р. Рождественского «В музее естествознания»:
До теперешней нашей Земли,
До ее дождей и метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.
Это – личная их беда,
За нее никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево.
Человек разумный сидит
На вершине этого древа.
Он – мыслитель. Он хмурит лоб.
Человека идея гложет:
Хочет что-то придумать, чтоб
Самого себя уничтожить.
Он подпер подбородок рукой –
Вождь прогресса, краса и гордость...
Он – придумает! Он – такой!
Вы, пожалуйста, не беспокойтесь!
А над ним проносится век.
Повороты. Круговороты...
Да неужто и сам человек –
Тупиковая ветвь природы?!
Возможности человека безграничны! Все, что создано природой, требует внимания, развития, бережного отношения. Таким образом, в преподавании биологии подвожу обучающихся к пониманию основных законов экологии, сформулированных ученым- экологом Барри Коммонером:
1. Всё связано во всём.
2. Ни что не дается даром.
3. Всё должно куда-то деваться.
4. Природа знает лучше.
В процессе приобретения экологических компетенций у обучающихся формируется экологическое мышление как основа экологической культуры, которая, в свою очередь, является важным компонентом формирования интеллектуальной и духовно-нравственной личности. Умный, грамотный, экологически компетентный и высоконравственный человек способен понять и оценить глобальность экологического кризиса и взять на себя ответственность за свое поведение в природе. Как отмечал ученый-эколог Н.Н. Моисеев, «Лидером века станет не та страна, где сегодня высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям».
Литература:
1. Глазачев С.Н. Экология в гуманитарном университете/ Вестник экологического образования в России, № 4 (42) 2006.
2. Ермаков Д.С., Зверев И. Д., Суравегина Т. Г. Учимся решать экологические проблемы. М.: Школьная Пресса, 2002.
3.Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994.
4. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы.- М.: «Школа-Пресс», 1996.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие экологической компетентности субъектов образовательного процесса.
система экологического воспитания...
Формирование ключевых компетентностей в процессе преподавания биологии
В современной концепции образования все более значимой становится задача: воспитание человека способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально – экономических и...
Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»
Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...
Статья «Педагогические условия реализации личностно – ориентированного подхода в процессе преподавания биологии профильном классе»
Личностно- ориентированный подход может выступать фактором становления личности старшеклассника, если в основе учебно - воспитательного процесса лежит индивидуальная методическая инструментовка , учет...
Статья на тему: "Развитие социокультурной компетентности на уроках английского языка по средствам пословиц и поговорок"
Термин «компетентность» все чаще стал появляться в понятийном аппарате отечественной педагогики. Компетенция, являясь производной от компетентности, понимается как определенная сфера приложения знаний...
Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"
Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....
Статья "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ"
Для того чтобы химическое и биологическое образование стало развивающим, т.е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника важно показывать ребятам удивите...