Статья на тему: "Формирование фунциональной грамотности на уроках географии и биологии в соответствии с ФГОС"
статья по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №196
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Формирование функциональной грамотности на уроках географии и биологии в соответствии с ФГОС»
Выполнила:
Учитель географии и биологии
Ярина О.Г.
Санкт-Петербург
2022
Современная система образования в школе основывается на реализации ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартах). Главная цель стандартов – всестороннее развитие личности учащихся, что включает в себя формирование ключевых компетенций таких как критическое мышление, умение работать в группе, умение анализировать и перерабатывать информацию, умение творчески мыслить, а также навыки функциональной грамотности. В данной статье будет рассмотрено формирование функциональной грамотности на уроках географии и биологии.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Также это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях.
Также под функциональной грамотностью понимается уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
«Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Важно понимать, что формирование всех ключевых компетенций, а также необходимых навыков и умений должно проходить на каждом уроке в современной школе, ежедневно в работу должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, способствующей адаптации, социализации учащихся.
Основные составляющие функциональной грамотности:
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Читательская грамотность
- Финансовая грамотность
- Функциональная грамотность;
- Глобальные компетенции;
- Критическое мышление.
Формирование функциональной грамотности на уроках географии и биологии входит в раздел естественнонаучной грамотности, под которой понимается способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, участвовать в аргументированном обсуждении проблем, научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства.
На уроках географии и биологии функциональная грамотность формируется через работу с текстом; по географии - работу с географической картой; работу со статистическими данными.
Работа с текстом
Одной из особенностей работы в современной школе является неумение многих учащихся работать с текстом, анализировать, обрабатывать информацию, выделять основную идею и тезисы. Этот навык крайне важен не только при изучении естественнонаучных дисциплин, но и во всех сферах жизни.
- вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде.
- определять из текста значение терминов.
- сопоставлять информацию из разных частей текста.
- устанавливать в тексте последовательность действий.
- выделять главную мысль отдельных частей текста.
- делать выводы на основе информации из текста.
- преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот.
- группировать или классифицировать информацию из текста.
- выделять ненужную информацию.
- комментированное чтение;
- составление таблицы на основе текста параграфа;
- составление сравнительной таблицы с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия объектов или явлений
- высказывание своего мнения по тексту с идеей решения проблемы;
- составление схемы по прочитанному тексту;
- написание текста по указанной схеме;
- составление развернутых планов и конспектов параграфов;
- создание схематичного рисунка по тексту;
- нахождение ошибок в предложенном тексте
- заполнение текста пропущенными словами;
- составление кроссвордов и творческих заданий.
Работа с картой (только для предмета география)
Формирование картографической грамотности - цель географического образования: читать карту, владеть приемом наложения карт, пространственного представления картографической информации(Стороны света», «Найди лишнее» , «Ассоциации»,«Ассоциативные загадки» , «Заполни карту без атласа»)
Работа со статистическим материалом. На уроках проводится работа с такими формами, как: графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и др.
- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм;
- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему ;
- решение различных задач;
- работа со статистической матрицей данных;
- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы;
- выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы;
Существуют общие приемы формирования функциональной грамотности на уроках в средней школе:
1.«Урок без темы»
Это универсальный приём, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы.
2. «Ложная альтернатива»
Внимание учащегося уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
3."Шаг за шагом"
Это приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
4. «Хорошо - плохо»
Он направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.
5.«Фишбоун» (рыбья кость)
Это универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Эффективен на уроках обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему.
6. "Займись синтезом"
Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
Все вышеперечисленные приемы м формы работы способствуют развитию функциональной грамотности учащихся, а также ключевых компетенций, которые крайне важны как в личной, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, чтобы увлечь и заинтересовать детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. В результате формирования функциональной грамотности у обучающихся появится ощущение уверенности в своих силах, умение видеть ситуации нестандартно, умения работать с текстами и информацией, учиться творческому восприятию мира.
Используемая литература
- Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы // Образование и воспитание. — 2015. — № 3. — С. 4-7.
- Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 1989.
- Душина И. В. Методика и технология обучения географии. М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002
- — URL https://moluch.ru/th/4/archive/9/181/
- Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.
- Формирование функциональной грамотности учащихся по географии: образовательные практики реализации концепции географического образования в российской федерации / Материалы Всероссийской научно-практической конференции // Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования» Кафедра культуры, искусств и общественных дисциплин Волгоградское отделение русского географического общества Российская ассоциация учителей географии (Волгоградское отделение). - 2019. - (Технологии педагогической деятельности учителя и методики изучения географии в школе).
- Семенова, И. В. Адаптивно-инновационные педагогические технологии в формировании функциональной грамотности школьников / И. В. Семенова, О. А. Казарова ; научный редактор Н. О. Берая // Избранные вопросы науки XXI века : сборник научных статей. - Москва, 2019. - С. 42-46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»
Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...
урок географии "Население мира" в соответствии с ФГОС
Урок географии по теме "Население мира" в 10 классе в соответствии с ФГОС. Основа урока--системно-деятельностный подход....
технологическая карта урока географии "Транспорт мира" в соответствии с ФГОС
Данная технологическая карта урока географии по теме "Транспорт мира" составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Задания для групп помогут организовать разнообразную деятельность учащихся на уроке:...
Статья на тему:Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Данная статья поможет учителям математики подготовиться к выступлению на секции учителей естественно - математических наук по теме:" Формирование ключевых компетенций учщихся на уроках мате...
Статья по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами технологии развития критического мышления "
Цель данной работы: описать приемы технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках.Объект исследования: процесс формирования универсальных ...
Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"
В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....
Статья на тему: «Формирование навыка читательской грамотности на уроках английского языка в основной школе»
Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникат...