Статья на тему: "Формирование фунциональной грамотности на уроках географии и биологии в соответствии с ФГОС"
статья по географии (7 класс)

Ярина Оксана Геннадьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия  №196

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Формирование функциональной грамотности на уроках географии и биологии в соответствии с ФГОС»

 

Выполнила:

Учитель географии и биологии

Ярина О.Г.

Санкт-Петербург

2022

Современная система образования в школе основывается на реализации ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартах).  Главная цель стандартов – всестороннее развитие личности учащихся, что включает в себя формирование ключевых компетенций таких как критическое мышление, умение работать в группе, умение анализировать и перерабатывать информацию, умение творчески мыслить, а также навыки функциональной грамотности. В данной статье будет рассмотрено формирование функциональной грамотности на уроках географии и биологии.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.  Также это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях.

Также под функциональной грамотностью понимается уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

«Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Важно понимать, что формирование всех ключевых компетенций, а также необходимых навыков и умений должно проходить на каждом уроке в современной школе,  ежедневно в работу должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, способствующей адаптации, социализации учащихся.

Основные составляющие функциональной грамотности:

  • Математическая грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Читательская грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Функциональная грамотность;
  • Глобальные компетенции;
  • Критическое мышление.

Формирование функциональной грамотности на уроках географии и биологии входит в раздел естественнонаучной грамотности, под которой понимается способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, участвовать в аргументированном обсуждении проблем, научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования,  научно интерпретировать данные и доказательства.

На уроках географии и биологии  функциональная грамотность формируется через работу с текстом; по географии - работу с географической картой; работу со статистическими данными.

Работа с текстом

Одной из особенностей работы в современной школе является неумение многих учащихся работать с текстом, анализировать,  обрабатывать информацию,  выделять основную идею и тезисы. Этот навык крайне важен не только при изучении естественнонаучных дисциплин, но и во всех сферах жизни.

  • вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде.
  • определять из текста значение терминов.
  • сопоставлять информацию из разных частей текста.
  • устанавливать в тексте последовательность действий.

  • выделять главную мысль отдельных частей текста.
  • делать выводы на основе информации из текста.
  • преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот.
  • группировать или классифицировать информацию из текста.
  • выделять ненужную информацию.
  • комментированное чтение;
  • составление таблицы на основе текста параграфа;
  • составление сравнительной таблицы с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия объектов или явлений
  • высказывание своего мнения по тексту с идеей решения проблемы;
  • составление схемы по прочитанному тексту;
  • написание текста по указанной схеме;
  • составление развернутых планов и конспектов параграфов;
  • создание схематичного рисунка по тексту;
  • нахождение ошибок в предложенном тексте
  • заполнение текста пропущенными словами;
  • составление кроссвордов и творческих заданий.

Работа с картой (только для предмета география)

 Формирование картографической грамотности - цель географического образования: читать карту, владеть приемом наложения карт,  пространственного представления картографической информации(Стороны света», «Найди лишнее» , «Ассоциации»,«Ассоциативные загадки» , «Заполни  карту без атласа»)

Работа со статистическим материалом. На уроках проводится работа с такими формами, как: графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и др.

  • преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм;
  • преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему ;
  • решение различных задач;
  • работа со статистической матрицей данных;
  • определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы;
  • выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы;

Существуют общие приемы формирования функциональной грамотности на уроках в средней школе:

1.«Урок без темы»

Это  универсальный приём, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы.

2. «Ложная альтернатива»

Внимание учащегося уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

3."Шаг за шагом"

Это приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

4. «Хорошо - плохо»

Он направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.

5.«Фишбоун» (рыбья кость)

Это  универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Эффективен на уроках обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему.

6. "Займись синтезом"

Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

Все вышеперечисленные приемы м формы работы способствуют развитию функциональной грамотности учащихся, а также ключевых компетенций, которые крайне важны как в личной, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, чтобы увлечь и заинтересовать детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. В результате формирования функциональной грамотности у обучающихся появится ощущение уверенности в своих силах, умение видеть ситуации нестандартно, умения работать с текстами и информацией, учиться творческому восприятию мира.

Используемая литература

  1. Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы // Образование и воспитание. — 2015. — № 3. — С. 4-7.
  2. Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 1989.
  3.  Душина И. В. Методика и технология обучения географии. М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002
  4. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/9/181/
  5. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.
  6. Формирование функциональной грамотности учащихся по географии: образовательные практики реализации концепции географического образования в российской федерации / Материалы Всероссийской научно-практической конференции // Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования» Кафедра культуры, искусств и общественных дисциплин Волгоградское отделение русского географического общества Российская ассоциация учителей географии (Волгоградское отделение). - 2019. - (Технологии педагогической деятельности учителя и методики изучения географии в школе).
  7. Семенова, И. В. Адаптивно-инновационные педагогические технологии в формировании функциональной грамотности школьников / И. В. Семенова, О. А. Казарова ; научный редактор Н. О. Берая // Избранные вопросы науки XXI века : сборник научных статей. - Москва, 2019. - С. 42-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»

Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...

урок географии "Население мира" в соответствии с ФГОС

Урок географии по теме "Население мира" в 10 классе в соответствии с ФГОС. Основа урока--системно-деятельностный подход....

технологическая карта урока географии "Транспорт мира" в соответствии с ФГОС

Данная технологическая карта урока географии по теме "Транспорт мира" составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Задания для групп помогут организовать разнообразную деятельность учащихся на уроке:...

Статья на тему:Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Данная статья поможет учителям математики подготовиться к выступлению на секции учителей естественно - математических наук  по теме:" Формирование ключевых компетенций учщихся на уроках мате...

Статья по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами технологии развития критического мышления "

Цель данной работы: описать приемы технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках.Объект исследования: процесс формирования универсальных ...

Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"

В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....

Статья на тему: «Формирование навыка читательской грамотности на уроках английского языка в основной школе»

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникат...