Урок по окружающему миру и развитию речи. Тема "Развитие силы голоса посредством игровых упражнений". Для 6 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б.)
план-конспект урока (6 класс) на тему
Eрок разработан на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» Л.Б. Баряевой)
Цель урока: создать условия для развития силы голоса на основе явлений окружающей действительности (лексическая тема "Домашние животные")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2017.doc | 54 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_sila_golosa_2017.docx | 25.66 КБ |
k_uroku_sila_golosa.pptx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по развитию речи и окружающему миру.
(урок разработан на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» Л.Б. Баряевой)
Класс: 6 «Д» VIII вид
Учитель: Коваль Л.А.
Тема: Развитие силы голоса посредством игровых упражнений
Цель: создать условия для развития силы голоса на основе явлений окружающей действительности
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»;
- формирование навыков грамматически правильного оформления высказываний: употребление в речи существительных с суффиксами – онок -, енок ;
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие общих речевых навыков (силы голоса, интонационной выразительности речи, орального и артикуляционного праксиса, звукопроизношения, четкости дикции,);
-развитие умения пользоваться тихим и громким голосом
- развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением;
- развитие мышления, памяти.
3. Коррекционно – воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, фланелеграф, картинки с изображением животных и их детенышей (корова-теленок, кошка-котенок, лошадь-жеребенок, свинья-поросенок и коза-козленок), фрагмент мелодии «В гостях у сказки», кукла, кроватка, коробка, мелкие игрушки- кубик, бубен, погремушка.
Предварительная работа: словарная работа по теме «Домашние животные», рассматривание картин по теме «Животные», разучивание физминутки «Кашка-малашка»
Технология: Игровая технология (дидактическая игра)
Ход урока.
Ученики сидят полукругом перед доской
- Организационный момент.
Эмоциональное вхождение в урок «Здравствуйте». Целеполагание в пиктограммах (домысливание)
- Дорогие ребята, в начале нашего урока я предлагаю поздороваться.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
-Желаю (соприкасаются большими пальцами)
-Успеха ( указательными)
-Большого (средними)
-Во всем(безымянными)
- И везде (мизинцы)
-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
- Сегодня на уроке мы будем с вами учиться. А чему научимся, узнаем из этих пиктограмм.
- Будем внимательно слушать;
- Будем учиться говорить;
- Будем учиться говорить громко;
- Будем учиться говорить тихо;
- Будем играть в хорошем настроении.
- Основной этап
Итак, вы готовы? (да)
Звучит музыка «В гостях у сказки»
СЛАЙД 1 Жили-были старик , старуха и их внучка Машенька. Жили они дружно, вели хозяйство.
А кто у них был в хозяйстве вы поможете мне назвать. (Показываю картинку животного и выставляю на фланелеграф: корова-теленок, кошка-котенок, лошадь-жеребенок, свинья-поросенок и коза-козленок)
- Но однажды, к ним пришла беда, козочка ушла и потерялась в лесу.
Дед плачет, баба плачет, внучка плачет, слезами заливается.
-Ребята, поможем деду с бабой козочку найти?
Чтобы ее найти, нужно пройти много испытаний, вы готовы?
- Сегодня мы отправимся в лес на поиски козочки, будем выполнять задания. И в этом нам поможет наш голос. Будем работать голосом.
В путь!
Слайд 1 . Посмотрите, мы оказались в лесу, куда нам идти, по какой дорожке? (три дорожки на слайде)
- А теперь по какой дорожке пойдем? (появляется капуста на правой дорожке).
По правой, а как вы догадались? (правильно, коза ест капусту )
Посмотрите, козочка здесь была, здесь какое-то задание.
1 задание Игра «Громко — тихо»
Показываю 2 собаки и говорю:
-Когда большая собака, видит чужого человека, она начинает лаять громко: «гав-гав». Как лает большая собака?» (Дети громко произносят: «гав-гав». )
-А маленькая собака лает тихо: «гав-гав». Как лает маленькая собачка?» (Дети тихо произносят: «гав-гав»).
Убираю обеих собак и говорю:
-Сейчас будьте внимательны. Как только покажу большую собаку, вы должны лаять, не ошибитесь, большая собака лает громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные картинки. (2-3)
-Двигаемся дальше. Идем по лесу, ищем козочку. Опять три дорожки.
Слайд 2. Посмотрите, мы снова в лесу, куда нам идти, по какой дорожке? (три дорожки на слайде)
- А теперь по какой дорожке пойдем? (появляется трава на левой дорожке).
По левой, а как вы догадались? (правильно, коза ест траву )
Посмотрите, козочка и здесь была, оставила задание.
Поиграем в игру «Угадай, кто кричит»
-Мы с вами знаем, как животные разговаривают. Корова говорит громко «МУУ», теленок тихо «муу». А задание такое, мне нужен один человек, я ему дам животное, он выйдет за дверь и, чуть приоткрыв ее, подаст голос, подражая одному из животных, а вы угадаете, кто это.
Слайд 3. Двигаемся по лесу дальше, куда нам идти, по какой дорожке? (три дорожки на слайде). Не знаем.
- А теперь по какой дорожке пойдем? (появляется колокольчик посередине).
Прямо, а как вы догадались? (правильно, коза потеряла колокольчик )
Посмотрите, козочка оставила задание.
Игра « Не разбуди внучку Машу»
(на отдельном столе стоит кроватка с куклой, игрушки. Придвинуть стол к ученикам)
-Маша долго искала козочку, устала. Пришла домой. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Машу. Идите ко мне, Оля и Катя. Оля, скажи тихо Кате, какую игрушку надо убрать в коробку». ( Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.)
Шли мы по лесу, шли, и проголодались. Давайте с вами сварим вкусную кашку.
4. Физминутка
Кашка-малашка, ты так хороша, -Кушайте, великаны! (громко) | Произносим тихо Средняя громкость Произносим громко |
Слайд 4. Отправляемся дальше, снова три дорожки.
-По какой дорожке пойдем? (На одной из дорожек следы)
-Посмотрите, козочка оставила свои следы, правильно, идем по правой дорожке. (топаем, имитируем ходьбу)
А здесь задание, поиграем в игру «Эхо»
Игра «Эхо»
Давайте представим, что вы заблудились в лесу. Я вас буду звать по имени «громко», а вы мне будете отвечать «тихо».
Например, я зову «Витя» (громко), а Витя отвечает «Витя» (тихо)
Потом участники игры меняются ролями.
Посмотрите, мы с вами сделали столько заданий, а козочку так и не нашли. Мне кажется она где-то рядом. Давайте ее позовем
Слайд 5 (Читаем стихотворение обычным голосом)
Ах, ты, козочка, коза
Где гуляешь, дереза?
Скоро мы тебя найдем,
Скоро к дому приведем
Ключевой водой напоим,
Свежей травушкой накормим.
(Повторяем несколько раз, с разной силой голоса, на слайде появляется коза)
Ура, нашлась наша козочка. Спасибо вам ребята за то, что вы помогли
деду, бабе и внучке. Они обрадуются!
А нам нужно закончить путешествие.
Итог урока: что мы сегодня делали ну уроке? ( обращаемся к пиктограммам)
Слушали
Говорили
Гворили тихо
Говорили громко
Рефлексия: Если вам понравился урок- поднимите смайлик с улыбочкой, если нет- грустный смайлик.
Урок окончен, до свидания.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Коваль Л.А.
Класс: 6 д (МБОУ школа №2)
Программа: «Образование учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Санкт- Петербург 2011
Дата: 16.02.2017
Предмет: развитие речи и окружающий мир
Тема: Развитие силы голоса посредством игровых упражнений.
Тип урока: урок изучения нового материала на основе явлений окружающей действительности
Цель: создать условия для развития силы голоса с помощью явлений окружающей действительности
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»;
- формирование навыков грамматически правильного оформления высказываний: употребление существительных с суффиксами – онок -, енок -;
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие общих речевых навыков (силы голоса, орального и артикуляционного праксиса, звукопроизношения, четкости дикции, интонационной выразительности речи);
-развитие умения пользоваться тихим и громким голосом
- развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением;
- развитие мышления; памяти, внимания
3. Коррекционно – воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование умения говорить громко и тихо;
Личностные:
1) умение контролировать свою силу голоса и своих товарищей;
2) умение оценить себя и других;
3) использовать в общении правила вежливости.
Метапредметные:
1) принимать учебную задачу;
2) развитие у учащихся слухового внимания, памяти, мышления, умения систематизировать, делать общие выводы.
Оборудование:
1. Компьютер и мультимедийный проектор.
2. Презентация с заданиями.
3. Картинки с изображением животных и их детенышей (корова-теленок, кошка-котенок, лошадь-жеребенок, свинья-поросенок, коза- козленок)
4. Фланелеграф
5.Пиктограммы;
6. Фрагмент мелодии «В гостях у сказки»;
7. Кукла, коробка, мелкие игрушки- кубик, бубен, погремушка.
8. Раздаточный материал (смайлы)
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||
Осуществляемые действия | познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||
Осуществляе- мые действия | Формируемые УУД | Осуществляе- мые действия | Формируемые УУД | Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||
1.Организационный момент | Эмоциональное вхождение в урок | Обучающиеся здороваются, | Осознание нужности урока. | Слушают учителя, выполняют действия в соответствии с заданием, отвечают на поставленные вопросы (по пиктограммам) | Умение слушать. | Настраиваются на рабочий лад. | Осознание начала работы. |
2.Актуали зация знаний. | Организует фронтальную работу. Подготовка к изучению новых знаний: -предлагает работу по пиктограммам | Внимательно изучают пиктограммы, получают исходную информацию с помощью пиктограмм Слушают задания учителя. | Самоопределение к деятельностиОсознание познавательной задачи. Выполнение действий с языковым материалом. Понимание знаково-символического моделирования. | Во фронтальном режиме взаимодейству-ют с учителем, | Умение слушать и слышать учителя и ответы товарищей, участие в рабочем диалоге. | Контролируют правильность ответов обучающихся, корректируют свои действия. | Сохранение учебной задачи в соответствии с целевой установкой; дополнение, уточнение, высказанных мнений по существу поставленного задания. |
3.Формулирование темы и цели урока. | 1.Просит повторить тему и цель урока: ( сформулировать или предположить) -Что мы будем делать на уроке (исходя из пиктограмм) . | Повторяют тему и цель за учителем. | Выработка учебной мотивации | Во фронтальном режиме взаимодейству ют с учителем. | Восприятие на слух ответов одноклассников; построение понятных для собеседника высказываний | Осуществляют самоконтроль понимания темы цели урока. | Принятие и сохранение учебной цели и задачи; осуществление контроля по результату. |
2.Подводит итог беседы о цели урока: - козочка потерялась, нужно ее найти с помощью голоса | Слушают учителя. | Понимание и извлечение информации Учатся работать по предложенному плану. | Слушают учителя. | Принятие и восприятие на слух вывод учителя. | Осуществление самоконтроля. | Адекватное восприятие оценки учителя. | |
4. Работа по теме урока 5.Обобщение урока с использованием ИКТ (презентация) | 1.Контролирует: при показе большой собаки обучающиеся произносят «лают громко», при показе маленькой- «тихо» Проводит рефлексию | Ученики выполняют задание «Громко-тихо» | Работа с языковым материалом. | Взаимодейству- ют с учителем и одноклассниками во время фронтального задания. | Определение (под руководством) учителя общих правил поведения. Выполнение монологических и фронтальных вокализаций | Слушают в соответствии с целевой установкой; выполняют . | Действие по плану, контроль процесса и результата деятельности |
2.Предлагает д/и «Угадай, кто кричит». Требует подражать звукам, которые издают животные одному ученику, остальные угадывают. | Слушают учителя; выполняют задание. Делают вывод, произнесенное звуковые подражания «громко» -это взрослое животное, «тихо»- его детеныш | Учебное сотрудничество. Проведение анализа предложенного языкового материала. | Взаимодействуют с учителем и одноклассниками фронтально. | Саморегуляция. Принимать и воспринимать на слух объяснения учителя. | Самоконтроль за своими действиями. | Управление своим поведением. Действие по плану, контроль процесса и результата деятельности. | |
3.Предлагает д/и «Не разбуди внучку Машу». Требует передать игрушки тихо (тихим голосом, но не шепотом), чтобы не разбудить Машу. | Слушают учителя; выполняют задание. Делают вывод, что можно говорить тихо, но не шепотом. | Умение отвечать за себя и других участников процесса при использовании игрушек (кукла, игрушки) для выполнения задания. Умение слушать друг друга. | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы. | Понимать и воспринимать на слух замечания учителя. Преодоление «личных препятствий» | Осуществлять самоконтроль процесса выполнения заданий. | Выполнять учебные действия в устной форме. | |
4.Организует работу на развитие физической активности ученика (физминутка) | Выполняют движения со словом | Понимание нужности физической активности на уроке | Фронтальная работа | Умение слушать и слышать учителя, выполнять физические упражнения по подражанию за учителем. | Осуществляют самоконтроль за выполнением. | Выполнять учебные действия в устной и активной физической форме. | |
5.Предлагает д/и «Эхо». Индивидуальная форма работы. Учитель зовет ученика громко по именам, ученик повторяет свое имя «тихо». (как эхо) | Делают вывод, что нужно выдерживать паузу, давая возможность повторять слова. | Выделение признаков существееных и несущественных. Выполнение голосовых действий. Понимание речи других. | Выполняют задания по подгруппам. | Восприни- мать на слух «ответ» подгруппы, умение выдерживать паузу. | Осуществляют самоконтроль за выполнением. | Выполнять учебные действия в устной форме (громко, тихо) | |
Организует фронтальную работу: - Вам нужно произнести стихотворение (сначала тихо, потом с усилением голоса, 3-4 раза) | Выполняют задания: 1.произносят стихотворение тихо 2. произносят стихотворение средне 3. произносят стихотворение громко | Выполнение логических действий с голосовым материалом. | Выполняют Фронтальную работу. | Умение работать и сотрудничать. | Осуществлять самоконтроль процесса выполнения заданий. | Уметь контролировать свои действия и действия партнера. | |
6.Итог урока. Рефлексия | Подводит итог урока. Спрашивает о выполнении целей, поставленных в начале урока. (с помощью пиктограмм) Организует рефлексию (с помощью смайлов); Хвалит активных учащихся. -Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? Просит выбрать смайл, который показывает настроение обучающихся на уроке. | -Наши знания о силе голоса (громкий и тихий), дружба и взаимопомощь при работе в группе. - уточнение знаний о домашних животных . Оценивают свою работу при помощи смайлов | Выделение и осознание того учащимися того, что усвоено Анализ своей работы. | Объясняют свою точку зрения о прошедшем уроке. | Оценка своей деятельности и одноклассни ков. | Слушают учителя, делают выводы. | Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Осознание возникших трудностей и поиск путей их преодоления. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей с глубокой умственной отсталостью.
Знакомство детей с представителями растительного мира родного края - одуванчике, расширение словаря детей через речевые игры,развитие коммуникативной компетентности детей, воображения и восприятия окр...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Признаки осени»
Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период.Задачи:Образовательные: дать представление о характерных признаках осени в неживой ...
Комбинированное занятие по окружающему миру и развитию речи по теме "Транспорт"
Занятие проведено в 8 классе для обучающихся с умеренной и тежелой умственной отсталостью....
Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения у учащихся коррекционных классов (VIII вида)
Подобранные упражнения помогут учителю на уроках снять эмоциональное напряжение учащихся...
Открытый урок по развитию речи и окружающему миру (7 класс VIII вид, по программе Баряевой Л.Б.)
знакомство с планетами земной группы Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) . Урок ориентирован на детей с умственной отсталостью....
Разработка урока письма и развития речи по теме "Изменение глаголов по временам" 7 СКК VIII вида.
Конспект урока письма и развития речи по теме "Изменение галголов по временам"...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Презентация по теме "Развитие речевого дыхания у дошкольников посредством игровых упражнений"...