моя педагогическая концепция
статья на тему
Когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: «К детям!» Вот уже много лет они являются объектом моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни. Я вхожу в класс, где меня ожидают ученики, и каждый раз я это делаю по-разному. Постоянна только любовь к этим неравнодушным созданиям, которые ждут от тебя познавательного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ессе | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая концепция.
Кочерга Галина Николаевна – учитель математики.
Добро нести, добру учить,
Добиться цели через трудности
Любовью истине служить –
Я называю это мудростью.
А.В. Елисов
Когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: «К детям!» Вот уже много лет они являются объектом моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни. Я вхожу в класс, где меня ожидают ученики, и каждый раз я это делаю по-разному. Постоянна только любовь к этим неравнодушным созданиям, которые ждут от тебя познавательного урока.
Мне вспоминается совет одного старца: «Не потеряйте ни одного ученика, и пусть эти слова станут вашей педагогической философией». Чуть позже об этом же мне скажет мой ученик, только другими словами: «Учитель должен быть больше чем учитель». Тогда и появилась у меня педагогическая формула: «Учитель - это преподаватель плюс воспитатель, а преподаватель - это педагог плюс воспитатель». С тех пор я отношусь к своей деятельности как к служению, а не как к работе. Служба, как известно, понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней. Вот почему местом моей встречи с учениками является не школа, а сердце.
Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я поняла философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Да, строитель может зарабатывать деньги на возведении школьного здания. А мне, педагогу, необходимо знать, что я строю в умах и сердцах своих учеников!
При описании своей педагогической концепции, я старалась оценить свою педагогическую деятельность, как нечто целое, неразрывное, но вместе с тем учесть следующие направления:
• Я как преподаватель
• Я как воспитатель
• Я как методист
• Я как исследователь
• Я как интеллектуальная личность и человек культуры
I. Я как преподаватель
Образование сейчас - не социальная сфера, к которой ее всегда относили, а «производственная сфера». Она воспроизводит кадры, интеллект. Сегодняшнее образование должно готовить как «человека знания», так и «человека компетентностей». Первые продолжат свое образование в ВУЗах и будут способны сделать что-то свое в таких областях, как теория техногенных цивилизаций, геоэкономика, нанотехнологии и т. д. Другие будут способны жить в новом обществе, решать серьезные, предметные, но не столь амбициозные задачи.
Поэтому учителю необходимо перенести акцент с формирования содержания учебных материалов на развитие компетентностей.
Чтобы достичь нового качества образования надо уделять серьезное внимание освоению новых технологий, которые позволят результативно внедрять новые идеи. Но при этом из профессионального портфеля учителя нельзя изымать известные базовые технологии: проблемного, развивающего, модульного, концентрированного, активного, дифференциального обучения.
Математика, как ни какой другой школьный предмет, аккумулирует в себе огромный потенциал знаний. Роль математики не в том, чтобы научить детей считать и решать задачи, что кажется очевидным. Роль ее в другом – развитие, развитие и еще раз развитие ребенка. Чтобы у ученика развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он сам прошёл путь познания той или иной темы, почувствовал радость открытия нового для себя. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества.
В арсенале современных инновационных средств и методов, обеспечивающих внедрение компетентностно – ориентированного образования, особое место в моей работе занимает технология проектного обучения, которая широко используется мною, как на уроках, так и во внеурочное время: на занятиях кружка и элективных курсах по математике.
Технология проектного обучения, в основе которой лежит креативность, дает возможность ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, в результате чего формируются ключевые компетенции учащихся: трудовые, коммуникативные, социальные.
II. Я как воспитатель
Какое бы направление деятельности ни выбрал учитель, какую бы педагогическую задачу он ни решал, главная функция его деятельности – воспитательная. Наиважнейшей и приоритетной ценностью учителя – воспитателя является ребенок, его духовно – нравственный мир. Этой ценностной ориентации придерживаюсь я в своей работе: я люблю своих воспитанников, забочусь об их здоровье и самочувствии, интересуюсь их успехами и неудачами.
Добиться доверия своих учеников, и даже любви очень нелегко, и оно приходит не сразу. В школе, в которой я работаю уже почти 30 лет, у меня было 2 выпуска и в 2012 году будет уже 3 выпуск, где я являюсь классным руководителем. И всегда с учениками у меня были такие искренние, даже дружеские, отношения, что работа в этих классах доставляла обоюдное удовольствие. Сейчас, также легко работать в 6, 7 и 11 классах, мы понимаем друг друга с полуслова, с полувзгляда. При этом все, что требуется от педагога: просто чувствовать и оценивать индивидуально – психологические качества своих учеников, знать их интересы, склонности, способности, стартовые возможности и особенности характеров. В этом особо помогают мне такие возможности учителя – воспитателя как анкетирования, тестирования, индивидуальные беседы.
Среди педагогических задач, которые приходится постоянно мне решать как на уроках, так и во внеурочное время выделяю главные:
• Умение и способность настроить, заинтересовать, мотивировать учащихся на конкретную деятельность, на активное участие в важном и нужном, по моему мнению, мероприятии (например – очистка от снега школьного двора, или интерес к проведению недели математики – за счет подборки интересных задач и проблем, которые я ставлю перед учениками).
Осуществлять коллективное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество в ученическом коллективе (распределение поручений в классе, ролей в походе, участие в классном часе, создание проекта «Наша дружная семья»).
• Ориентироваться на сотрудничество и сотворчество с учениками в решении поставленных воспитательных задач (вести активный диалог с учащимися, уметь слушать, быть готовой выслушать, уметь шутить, быть спокойной в критических ситуациях).
• Осуществлять самоконтроль, а в некоторых случаях и самокоррекцию своей педагогической деятельности (не кричи!, при необходимости – извинись).
• Выполнять функцию интеграции всех воспитательных воздействий на личность ученика: семьи, школы, улицы, друзей. Уметь вовремя прийти на помощь ученику (у одного – проблемы в семье, у другого – проблемы отношений с одноклассниками).
• Уметь проектировать и прогнозировать все свои действия и свою педагогическую деятельность (на год, на неделю, на день).
Сегодня, в условиях современных модернизированных процессов в образовании, характер взаимодействия с родителями я строю на основе равенства, взаимного уважения, высокого уровня толерантности, доброжелательности и заинтересованности в успешном осуществлении сотрудничества. Учусь новому профессиональному навыку – быть на стороне подростка.
А еще, хотелось бы сказать следующее. Только счастливый учитель может подарить своему ученику несколько лет ученического счастья. Только добрый учитель может посеять зерна доброты в душах своих учеников. Только творчески саморазвивающийся учитель может стать образцом и стимулом для творческого саморазвития своих учеников. Поэтому надо быть тем учителем, которого ждут от нас наши ученики.
III. Я как методист
В современных условиях деятельность учителя, как методиста широка и многообразна. Учитель становится «учителем – методистом» с того момента, когда он оказывается способным не только на высоком уровне педагогического мастерства вести уроки и осуществлять воспитательную деятельность, но и передавать свой опыт другим.
Учитель как методист развивает и реализует себя по-разному, но его деятельность в значительной степени зависит от постановки методической работы в школе.
Основными направлениями моей деятельности как учителя методиста стали:
• Непрерывное повышение профессионализма и мастерства:
1. проведение «открытых уроков». «Открытый урок» - это очень ответственная, требующая много сил и энергии форма обмена педагогическим опытом, но она же является одной их самых действенных форм для последующего анализа, дискуссий, оценки достоинств и недостатков деятельности учителя.
2. участие в смотре – конкурсе «Самый классный классный», что является стимулом для осмысления и обобщения собственного педагогического опыта, с одной стороны, и позволяет увидеть, на каком уровне и как работают лучшие учителя других школ, с другой.
• Непрерывная работа по самообразованию и профессиональному саморазвитию.
1. прохождение проблемных курсов на базе ХКИПИПКПК.
2. самостоятельное изучение новых программных продуктов и внедрение их в практику своей работы.
3. публикация на сайтах своих разработок уроков и мероприятий
• Оснащение кабинета математики методическими пособиями и дидактическими материалами, дающими широкие возможности для использования компьютерной техники.
Я являюсь руководителем МО «МИФ»(математика, информатика, физика)
IV. Я как исследователь
Творческий подход к своему делу и творческое вдохновение есть тот пусковой механизм, который создает учителя – исследователя. Для учителя - исследователя очень важно овладеть целой системой исследовательских умений, среди которых, прежде всего, следует выделить диагностические умения, связанные с процедурами применения разнообразных методов наблюдений, диагностики и тестирования актуальных и потенциальных уровней развития учащихся.
Мне, как учителю – исследователю, во многом помогает творческая рефлексия, активизация процессов самопознания и самосознания, как причин успеха, так и неудач, особенно в ситуациях педагогической импровизации, педагогического творчества, организации педагогических экспериментов.
Не менее важно для учителя – исследователя в школе или за пределами ее найти себе единомышленников. У нас в школе – идеальный вариант: создано научно - исследовательское общество учащихся «Шаг в науку», в котором ученики под руководством учителей – исследователей ведут большую исследовательскую работу, добиваясь хороших результатов на конкурсах. В 2011 году на Научно - практической конференции «Шаг в науку» учащиеся 6 класса выступили с исследовательским проектом «История возникновения и разнообразие систем счисления», а в 2012 году учащиеся 7 класса выступили.
с исследовательскими проектами «Золотое сечение», «Циркуль – это не только математический предмет», в 2013учащиеся 5 Б класса представили на НПК проект по теме «Старинные меры длины»
V. Я как интеллектуальная личность и человек культуры
Труд учителя сложен и многогранен. Работая с детьми, нужно постоянно быть готовым к любым неожиданностям. Постараться выйти достойно из любой, даже самой щекотливой ситуации, учителю помогает, в первую очередь, высокая эрудиция, знания педагогики и психологии поведения детей, А часто учителя спасает обыкновенное чувство юмора, если конечно оно у него есть.
Чувство юмора помогает мне нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе. Недаром говорят, что весёлый педагог обучает лучше угрюмого. Если в арсенале педагога есть шутки, прибаутки, пословицы, удачные афоризмы, дружеские подковырки, то это позволяет ему создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляя учащихся посмотреть на себя и на ситуацию с комической стороны. Шутки на уроке помогают снять стресс, расслабиться и тем самым лучше усвоить материал.
При этом, однако, следует строго следить за наличием педагогического такта, соблюдать чувство меры в общении с учащимися.
Часто задумываюсь, почему мне нравится профессия учителя. Сознание необходимости профессии для общества? Может, дело в уважении или самоуважении, которое предполагает наша профессия? Или в возможности постоянно развиваться, учиться чему-то новому вместе с детьми? Творчество тоже немаловажная деталь нашей работы. Не бывает одинаковых уроков - один непохож на другой. Как не бывает похожих детей - у каждого свой мир, свой характер. Ребёнок больше всего радуется, сам, открывая мир, который мы принимаем, как нечто само собой разумеющееся. Современные дети – это новое поколение новых людей с планетарным мышлением, личной философией, культурным плюрализмом, с новой системой ценностей. И учить их может учитель, который видит в них единомышленников, соратников, сотоварищей.
И, может быть, работая с такими детьми, я люблю чувствовать себя военачальником, который разрабатывает свою стратегию урока, стратегию воспитания. Школа - неисчерпаемый кладезь возможностей проявить себя…
Каждому из нас в жизни встретился хотя бы один учитель, которого мы никогда не забудем, учитель, который открыл нам глаза, изменил нашу жизнь, раздвинул стены класса. Их много – безвестных, никем не прославленных, кто своим чудесным даром прививает детям любовь к познанию, и эта любовь живёт в них до самого конца.
Таким учителем пытаюсь стать и я. Строить свою педагогическую деятельность по законам доброты меня учили мои учителя, мои наставники, мои родители, мои ученики. Девизом моей жизни стали слова великого русского педагога В. А. Сухомлинского: «Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».
Кто придумал судить о возрасте по числу прожитых лет?
Ну а если полна я бодрости, и люблю я весь белый свет?
Если мир мой наполнен красками, где отсутствует черный цвет?
Если я не скудею ласками и мечтательна, как поэт?
Если я стремлюсь всегда к новому, и меня не влечет покой?
Учитель тогда от Бога я и останусь всегда такой!
И если детей люблю я, и в детях – мое отраженье,
В долгу я у них не буду, ведь я им дала уменье.
Я причислена к высшей касте не по деньгам и престижу.
Мне не льстят елейным «Здрасьте»
С тайной мыслью что-то выжать.
Бриллианты и караты не считаю, не имею
Нет желания и страсти – у меня другой расчет:
Я причислена к высшей касте.
Я учитель – и в том мое счастье.
Остальное уже не в счет.
Бриллианты и караты не считаю - нет желания
не имею к ним страсти – у меня другой расчет:
Я причислена к высшей касте.
Я учитель – и в том мое счастье.
Остальное уже не в счет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая концепция
Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...
Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)
Понятие "школьное краеведение" по своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...
Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.
В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...
Педагогическая концепция
Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....
Моя педагогическая концепция
В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....
Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.
1.Становление философских и педагогический воззрений С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...