Моя педагогическая концепция
статья (11 класс) по теме
В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pedagogicheskaya_koncepciya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая концепция.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
Китайская мудрость
Незаметно приходит для человека то время, когда хочется «остановиться, оглянуться», заглянуть в себя и шепнуть: «Чёрт возьми, а ведь что-то удалось…». Пришло это время и для меня, учителя необычной для многих школы, школы, которая стала для меня если не всем, то, пожалуй, многим…
В разное время разные дороги открывала мне судьба. Но душой я прикипела к детям, которые не такие, как все, – трудновоспитуемые, неординарные. А знаете, с ними интересно! Всё время находишься в каком-то внутреннем напряжении. Расслабиться не дадут!
8 лет работы в училище и вот уже 12 – в вечерке. Разумеется, за 20 лет работы с «трудными» сложился определённый взгляд на свою педагогическую деятельность….
Когда-то давно вечерняя школа имела чисто образовательную функцию: давала знания молодым строителям Амурска. Сегодня наше образовательное учреждение выполняет ещё и социально-реабилитационную функцию. К нам идут ученики дневных школ, по тем или иным причинам ушедшие оттуда. Зачастую это проблемные дети, поэтому проблемой школы стала следующая: Воспитательная система школы как условие успешной социализации дезадаптивных подростков. А моя тема самообразования звучит так: Формирование социально активной личности подростка как условие успешной самореализации и повышения качества образования.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Формирование социальной компетентности человека
2. Воспитание комплекса качеств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей социальной средой
3. Содействие в преодолении трудностей социализации.
Новый класс, разновозрастные дети (от 17 до 32 лет), новые проблемы и новый маршрут достижения успеха.
Моя педагогическая концепция основывается на понимании и уважение личности подростка. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть следующими.
Когда я знакомлюсь с учениками, то ставлю задачу перед собой и перед ними. Мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями (у него – свои, а у меня – свои), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша. Первое, в чем я убеждаю подростка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться. Моя задача в начале вселить веру в него самого.
У подростка должен отсутствовать страх передо мной, перед моими знаниями. И только тогда разум ученика будет раскрыт и свободен подобно парашюту. Он готов постоянно учиться, ему нравиться самообразовываться и совершенствоваться. Ученику на этом этапе достаточно одного слова, одного совета и он сам начинает тянуться к книгам, к трудным задачам, к новым исследованиям.
В какой-то момент наступает третий этап. Ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он занят, с моей стороны, со стороны учителя. Я должна каждый урок показывать моим ученикам, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно. Путешествие длиною в тысячу миль начинается с одного шага, и я должна помочь сделать этот первый шаг. Воспитать личность может только личность. Приходится идти в ногу со временем, совершенствовать личностную и профессиональную компетентность.
Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Мои основные технологии – это информационно-коммуникативные. По действующему Закону «Об образовании в Российской Федерации» приоритетным направлением современной школы должна стать подготовка ученика как активного субъекта жизни, умеющего творчески решать проблемы, понимающего ценность и смысл своих действий, ответственного за их последствия. Совершенно очевидно, что реализация поставленных целей сегодня осуществима только при условии внедрения в школьную практику современных инновационных технологий. На мой взгляд, это, прежде всего, новые пути добывания информации и работы с ней, деятельностный характер обучения, новые взаимоотношения учителя и ученика, взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ребёнку осознавать себя сознательным участником учебного процесса.
Конечно, многолетний педагогический опыт помогает мне учитывать социально-психологические особенности каждого ученика. И всё же я продолжаю всесторонне изучать своих воспитанников, использую нетрадиционные формы работы. Очень помогает юмор и творчество, без которых, практически, не могу. А это, как известно, способствует развитию успешности и у дезадаптивных подростков, и у взрослых учеников, формирует общую культуру личности.
Стратегию развития информационно-коммуникативных компетенций я регулярно использую в течение пяти последних лет (2005-2009) , и это дает мне право говорить о результатах своей работы и успехах учащихся. В целом уроки проходят более продуктивно, плодотворно; учащиеся из объекта обучения стали полноправными участниками процесса обучения. Атмосфера уважительного отношения к чужому, пусть даже неверному мнению, приводит к открытому диалогу, провоцирует на дискуссию, исключает боязнь получить за неправильный ответ неудовлетворительную оценку. Повысилось и качество знаний. Большое значение для меня имеет и собственное удовлетворение от уроков. Но это не успокаивает, не останавливает на достигнутом, а побуждает меня совершенствоваться.
Человеческая судьба порой представляется механизмом, который кем-то заведён и пущен. Хочется отыскать «руку» и «ключик», которыми ты заведён. Если рука добрая – гарантия бессрочная. А если злая и равнодушная – сплошные поломки, ремонты…Так чьей же рукой заведён и пущен мой механизм? Кто и каким образом открыл во мне учителя?
А кто бы ни был… Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая концепция
Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...
Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)
Понятие "школьное краеведение" по своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...
Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.
В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...
Педагогическая концепция
Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....
Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.
1.Становление философских и педагогический воззрений С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...
Педагогическая концепция учителя музыки
Воспитание духовности, формирование системы духовных и нравственных ценностей у подрастающего поколения, становление личности, воспитание гражданственности и патриотизма – вот наиболее проблемн...