Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.
статья на тему

Гончарова Светлана Николаевна

 

           В процессе работы с учащимися на уроках  мы требуем от них, чтобы они правильно и хорошо говорили. К сожалению, высказывать грамотно свои мысли умеют далеко не все учащиеся. А любому виду познавательной деятельности учащегося на уроке предшествует чтение учебного материала.

Но, как показывает практика, многие современные школьники не любят и не умеют читать.  

        В анкетах, которые были предложены  учащимся 5-6 классов  для выявления причин  отсутствия  интереса к чтению теоретических текстов различного характера, преобладали реплики: «скучно читать текст» 24%,  «неинтересно»23%, «слишком сложно написано»15%,  «плохо понимаю»17%, «не понимаю»10%, «трудно запомнить»11%.

       Следовательно, сложности, прежде всего, возникают из-за слабого восприятия учащимися содержания написанного, а отсюда и нежелание читать.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_8.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению.

           В процессе работы с учащимися на уроках  мы требуем от них, чтобы они правильно и хорошо говорили. К сожалению, высказывать грамотно свои мысли умеют далеко не все учащиеся. А любому виду познавательной деятельности учащегося на уроке предшествует чтение учебного материала.

Но, как показывает практика, многие современные школьники не любят и не умеют читать.  

        В анкетах, которые были предложены  учащимся 5-6 классов  для выявления причин  отсутствия  интереса к чтению теоретических текстов различного характера, преобладали реплики: «скучно читать текст» 24%,  «неинтересно»23%, «слишком сложно написано»15%,  «плохо понимаю»17%, «не понимаю»10%, «трудно запомнить»11%.

       Следовательно, сложности, прежде всего, возникают из-за слабого восприятия учащимися содержания написанного, а отсюда и нежелание читать.    

       Приступая к работе с текстом, учитель должен, прежде всего, ставить перед собой следующую триединую цель:

1) создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы;

2) развитие интереса к чтению, формирование умений полноценно читать       учебные книги.

3) воспитание вдумчивого читателя.

       Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту,  перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

        Для этого  на уроке  используются  следующие способы осмысления текста: 1) постановка вопросов (о незнаемом) к тексту; 2) построение смысловых опор  (планов, тезисов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д. по тексту); 3) создание вторичных текстов (конспектирование, тезирование, пересказ и другие виды сжатия); 4) конструирование собственных высказываний о прочитанном  (разножанровые сочинения, творческие задания и т.п.)

        Тексты, используемые на уроках литературы и русского языка, могут быть разного характера.     Я хочу остановиться на нескольких  приемах и формах, которые  занимают мало времени в применении и удобны при работе с  разными текстами. В основу такой работы входят стратегии критического мышления.

Чтение по частям. Форма работы групповая. Цель: ответственность за то, как я научил товарища. (Озадачить этим учащихся в начале урока).

        Если параграф или статья  большие по объему, выбирается отрывок или несколько отрывков из имеющегося материала. Преимущества в том, что к работе привлечены все учащиеся класса. Текст делится на 4-5 частей. В каждой группе 4-5 человек.

1.Каждый член группы имеет свой номер и читает свою часть. Сильным учащимся в группах можно дать часть текста большего объема или более сложного по содержанию. Дети должны сконцентрировать чтение только на своей части.

2.Передача содержания текста. (После чтения ответственный за свою часть рассказывает её товарищам в группе)

3.После обсуждения любой ученик  вызывается к доске для передачи содержания текста, и каждый из членов группы  будет переживать за ответ товарища. Если отвечающий у доски не справляется с ответом, помогают товарищи из группы. Оценки выставляются или всей группе, или выборочно членам группы. Все зависит от ответа учащихся и состава группы.  

Чтение в паре.  Удобный прием, так как учащиеся сидят за партами парами. Активизируется мыслительная деятельность учащихся, после такой работы дети с большим интересом читают новый материал.

1. Текст делится на 4-6 частей. 

2. Нумерация пар (каждой паре даётся одна часть статьи). Один из пары репортёр, второй отвечающий. Оба ученика в паре читают свою часть.

     После чтения репортёр передаёт содержание текста отвечающему без подглядывания, но может использовать при ответе графические знаки, типа кластеров, схем для запоминания и рассказывать по ним.

     Отвечающий слушает и задаёт наводящие вопросы, например, «Напомни, было ли там…?», «Что можешь сказать насчёт…?», «Я не совсем понял…?», «Что значит это слово…?», «Было ли там..?» Затем они меняются ролями.

3. Каждая пара рассказывает свою часть всему классу.

4. Класс внимательно слушает ответы и ставит оценки каждой паре. Можно использовать дифференцированный подход: средним учащимся давать тексты для пересказа большего объёма, чем слабым, а сильные учащиеся получают задания творческого характера: составить тест, небольшой кроссворд по тексту. Также  учащиеся могут получить индивидуальные задания: оценивать содержание всего изучаемого материала по предложенным учителем вопросам:

а) какие слова и выражения выделены курсивом или жирным шрифтом, почему?

б) какой раздел самый большой, по-вашему, почему?

в) в каком разделе можно найти ответ на вопросы… (вопросы составляются учителем) и т.п.

        Следующие формы работы и приемы используются  до чтения текста.

Мозговой штурм. 

1. Напишите в течение 3 минут все, что знаете или думаете о… (пословицах и поговорках, о Рождестве, о Царе Иване Грозном,  и т.д.)

2. Работа в парах – думаем, обмениваемся мнением, дополняем свои записи.

Каждая пара готовит по 1 вопросу к изучаемой теме, например: «Чем отличаются пословицы от поговорок?

3. Работа в группах: обмен мнениями, дополняем записи. Каждой группой выбираются самые интересные вопросы, составленные в парах и записываются на доске.

  1. Каждая группа выбирает 2 вопроса, на которые кто-то из ее членов мог бы ответить.
  2. Ответы в группе обсуждаются и 1 член группы отвечает на поставленный вопрос.
  3. А теперь читаем параграф учебника, статью, после чтения обсуждаем  неточности, ошибки, допущенные по теме до чтения текста, отмечаем, о чем нее шла речь вообще.

 Домашнее задание – заполнить таблицу Insert

         V

           +

        ?

          !

Самое важное

Незнакомый материал

Возникшие вопросы

Что удивило в теме?

 Предсказания в парах. Лучше использовать при чтении короткого рассказа или отрывка.

        Перед чтением рассказа дается перечень слов, которые фигурируют в рассказе, относятся к характерам героев, к самой истории, к описанию и т.д.

Сделайте в паре некоторые предсказания того, что произойдет в рассказе, повести.  За 5-6 минут написать предсказания, относящиеся  к истории, которая будет прочитана позже. Затем следует чтение рассказа. Во время чтения ученики ведут дневник двойной записи.

Дневник двойной записи.  

       Лист делится на 2 части. Слева учащиеся записывают цитаты, которые произвели сильное впечатление. Возможно, это напомнило им о чем-то  пережитом, вызвало недоумение или,  возможно, они не согласны с этим.

Справа – комментарии к цитатам: что в цитате такое, что заставило записать ее, о чем она заставила задуматься, какой вопрос возник по данной цитате, что почувствовали.  

       После прочтения дается время для обсуждения в паре,  когда рассказ оказался не очень похож на тот, что они представляли и наоборот.

       Использование данных приёмов помогает  школьникам осознанно работать с текстом и преодолеть нежелание читать.

       Осмысленное чтение поможет учащимся самостоятельно получать информацию  в условиях общения с главным источником знаний – книгой.

Литература.

 Вишнякова Е.Е. Возможности технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в обеспечении предметного вектора деятельности педагога-тьютора.

Хачатрян Э.В. Значение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" для реализации антропологического вектора тьюторского действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом как элемент обучения чтению на уроках английского языка

Методические  приёмы  работы  с  текстом.Этапы  работы  с  текстом.  Виды  упражнений....

Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов

Читать – это ещё ничего не значит;что читать и как понимать читаемое –вот в чём главное дело....

Методическая разработка "Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов".

Методическая разработка  по формированию навыков смыслового чтения  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего об...

Памятка для родителей "Рекомендации по обучению осмысленному чтению"

В памятке содержатся рекомендации учителя-логопеда по обучению осмысленному чтению...

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

Проблема понимания смысла текста особенно значима именно сейчас, в тот момент, когда многие школьники, которые выросли в современном компьютерном мире, не могут понять не только суть классического лит...

Применение коллективного способа обучения при чтении текстов на уроках английского языка как второго иностранного

В статье "Применение коллективного способа обучения при чтении текстов на уроках английского языка как второго иностранного" предлагается алгоритм проведения учебного занятия по обучен...

Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов»

Обучение стратегиям смыслового чтенияи работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов»...