Доклад "Виды нетрадиционных занятий с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка
Нетрадиционное занятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанником; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 285.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального обслуживания Московской области
Государственного социального семейного центра помощи
семье и детям Московской области
«Преображение»
Доклад на педагогическом совете
на тему
«Виды нетрадиционных занятий с детьми дошкольного возраста.»
педагог дополнительного образования: Климова Н.В.
Апрель 2023 г.
Я хочу сегодня поделится опытом об использовании на своих занятиях нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста .
Нетрадиционное занятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и воспитанником; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности.
Применение нетрадиционных форм занятий – это мoщный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит понимание познавательного интереса, отчасти потому, что ребенку по своей природе нравится играть. Другoй причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной обучающей деятельности. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Таким oбразом, одним из основных мотивов использования нетрадиционных занятий является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для воспитанников, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для детей, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недoстаточным развитием базoвых психических функций.
Формы проведения нетрадиционных учебных занятий, которые я использую в своей работе.
- Занятие-сказка.
Когда я начала заниматься с малышами, я увидела ,что ребята очень быстро устают, становятся рассеянными, отвлекаются от хода занятий. Тогда я решила применить пальчиковый театр как игровой метод при знакомстве со сказкой.
Известно, что дети любят играть. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это позволяет максимально творчески решать поставленные задачи. В первую очередь это интересно детям. Деятельность базируется на принципах и закономерностях развития ребенка, учитывается его психологическая комфортность. Коррекционные задачи решаются в процессе обычной детской игры, основными действующими лицами являются куклы и дети.
В процессе игры ребенок познает мир, через неё он учится взаимодействовать, развивается, понимает, что его любят. Пальчиковый театр – театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, т.к. театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Также пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций.
Пальчиковый театр – занятие одновременно и интересное, и полезное. Пожалуй, сочетание этих двух свойств – золотое правило всех развивающих упражнений.
Пальчиковый театр – настоящая палочка-выручалочка в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Он привьет малышу умение слушать, разовьет мелкую моторику, позволит раскрыться. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок по сути играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш, вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям, становится вдруг общительным, а ребенок, лидер по натуре, лишний раз это доказывает.
Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свою мысль, продумывать поведение. Здесь уже не устное народное творчество или сказка известного автора, здесь Автор - это сам ребенок: Автор думающий, Автор ответственный за своих персонажей, Автор, имеющий свою позицию и точку зрения.
А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как посещение поликлиники, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.
Детям, имеющим проблемы в общении, часто трудно пойти на контакт с незнакомым человеком. И здесь помогает кукла. Именно она привлечет к себе внимание ребенка (любую куклу всегда хочется потрогать, хочется прикоснуться к ней), первой «заговорит» с ним. Он же может тоже взять в руки куклу и говорить от ее имени.
Играя куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует по этому поводу, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не ребенок.
Игра с куклами - героями сказок - становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе эталонность нравственного облика.
Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.
Жанр сказок, разыгрываемых при помощи пальчикового театра, является самой щедрой почвой для «взращивания» в детях представлений о добре и зле, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных.
Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в кукольных спектаклях , дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театр – это еще и прекрасный сенсорно-двигательный тренажер. Игры с пальчиковым кукольным театром еще развивают у ребенка любознательность, воображение, фантазию, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию усидчивости. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры.
Одним словом, пальчиковый театр для ребенка – это самый лучший вид творчества, который дает комплексное развитие. А самое главное – уверенность в своих силах! Игры с пальчиковым кукольным театром развивают любознательность
Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук, мы сочетаем движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, используем изолированные движения каждого из пяти пальце
На наших занятиях мы проводим театрализовано-игровую деятельность. Каждое упражнение проводится несколько раз, что обеспечивает лучшее восприятие и усвоение материала. В театрализации пальчиковых игр основу составляют любимые русские народные сказки, потешки, стишки. Это коррекционно-развивающее занятие проводится как отдельным занятиям, так и как часть занятия.
Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
С помощью разных кукол мы одновременно решаем несколько задач: налаживаем контакт с ребенком, повышаем общий эмоциональный фон, улучшаем настроение, у ребенка появляется желание ближе «познакомиться» с куклой, произвести впечатление на нее, а значит, и правильно выполнить предлагаемые задания, отвечать на вопросы педагога, тем самым развивая речь, пополняя активный словарь, развивая артикуляционный аппарат.
Работа с куклами начинается уже на этапе диагностики. Перед ребёнком раскладывают куклы: Медведь, зайчик, волк, лиса, мышка, лягушка и др. звери, мальчик, мужчина, женщина, дедушка, бабушка, девочка, малыш, баба-яга, клоун и т.д.
Ребёнку предлагается выбрать понравившуюся куклу. Уже сам выбор игрушки может о многом рассказать. Если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит. Если выбирает волка- можно предположить проявление агрессивности и т. д. Когда выбор сделан, с куклой разворачивается диалог. Можно порекомендовать приблизительный перечень вопросов:
Ты кто? Где ты живёшь? С кем ты живёшь? Где твои родители? Большой ты или маленький? Чем любишь заниматься? Если выбрано животное: У вас в лесу есть кто-нибудь страшный? Чем ты питаешься? За тобой гоняются? Тебя кто-нибудь защищает? Есть ли у вас в лесу школа? А если можно было бы не ходить, ты ходил бы в школу? Есть ли у тебя друзья? Во что вы играете? Кто обычно выигрывает? А если проигрываешь- расстраиваешься? Что бы ты попросил у волшебника?
Куклы лечат страхи, энурез и заикание, помогают в социальной реабилитации детей-инвалидов, позволяют найти внутренние резервы для борьбы с болезнью.
Сегодня во всем мире известно, что игра в куклы - это не только развлечение, но и эффективнейшее средство коррекции самых разных речевых и поведенческих недостатков. Особенно полезен в этом отношении театр, где ребенок проигрывает разные роли и незаметно, исподволь усваивает оптимальные модели поведения.
В дальнейшей работе в этом направлении я планирую организовать вместе с ребятами проект «Сказка на ладошке».В проекте будут задействованы воспитанники старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ребята не только станут актерами, но и будут сами создавать персонажей- шить фигурки из фетра. Подготовив сказку юные актеры выступят перед малышами с постановкой. Это и будет итогом нашего проекта.
2.Следующий вид занятий -это занятие-труд. Совместно со специалистом по реабилитационной работе Курнаевой Мариной Евгеньевной, нашими воспитанниками мы организовали экологический проект «Календула-цветок солнца».С ребятами был проведен цикл занятий , в том числе и практических. На которых они узнали много нового и интересного об этом лекарственном растении. Воспитанники сажали семена, наблюдали за всходами, ухаживали, пересаживали в клумбу и узнали весь жизненный цикл цветка. Воспитанники увидели весь цикл жизни цветкам и сделали вывод , что рвать просто так цветы не следует, потому что они приносят пользу и вырастить их очень трудно. Итогом проекта стало совместное с ребятами изготовление лепбука, который находится в кабинете дошкольного воспитания и ребята в любой момент могут ознакомиться с ним.
3.Еще один вид занятий-. коллективное творческое дело (коллективное рисование, коллективная аппликация.) Этот вид творчества очень увлекает ребят, любят заниматься им и наши школьники. Я использую его обычно в заключительной части мероприятия или занятия .Такая форма занятий направлена на сплочение детского коллектива, на налаживание взаимоотношений.
4.Онлайн-экскурсия- очень интересная и познавательная форма, которую я использую в своей работе. Ребята знакомятся таким образом с различными интересными местами, достопримечательностями различных городов.
5.Занятие-КВН -занятие викторины., очень нравятся как дошкольникам так и школьникам. Я использую этот вид занятий как закрепление пройденного материала. Эти мероприятия воспитывают у детей чувство уверенности в себе, умение работать сообща в команде.
Итак, нетрадиционные занятия – это неординарные подходы к обучению, это всегда праздники, когда активны все дети, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью по ознакомлению с окружающим
Данное календарно-тематическое планирование составленно для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста находящихся на индивидуально-дифференцированом обучении, проживающ...
занятий с детьми дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью по формированию элементарных математических представлений и сенсорике
Данное календарно-тематическое планирование составлено для детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната...
занятий с детьми дошкольного возраста по развитию моторных навыков и ориентировки в пространстве
Данное календарно-тематическое планирование по развитию моторных навыков и ориентировке в пространстве составлено для дошкольников с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского ...
Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста", для студентов педагогического колледжа
в рекомендациях подробно изложена структура написания конспекта, приведены примеры записи различных частей физкультурного занятия...
Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения", для студентов педагогического колледжа
в рекомендациях представлена специфика проведения физкультурного занятия с детьми имеющими особые образовательные потребности...
Программа занятий с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения
Программа занятий с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения...
Презентация занятия с детьми дошкольного возраста
Занятие с детьми дошкольного возраста по русским народным сказккам...