Рабочая программа занятий с одаренными детьми 9 класс
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Средняя общеобразовательная школа №10
Муниципального образования городской округ
Люберцы Московской области
Рабочая программа
занятий с одаренными детьми
по русскому языку
для учащихся 6 А класса
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы
Доброневская А. В.
2018-2019 учебный год
1.Пояснительная записка
Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического образования и считается одним из важнейших, так как способствует развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса, отраженного в приоритетном национальном проекте «Образование». Основная цель работы с одарёнными детьми – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для учащихся 6-8 классов предполагает создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей. Программа рассчитана на 34 часа.
Рабочая программа включает в следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. Содержание курса занятий. Тематическое планирование занятий для 6 класса.
3. Календарно-тематическое планирование занятий для 6 класса.
4. Планируемый результат реализации рабочей программы
5.Используемая литература
Приложение. Практические задания для 6 класса.
Работа с группой одарённых учащихся решает следующие задачи:
-повышает познавательный интерес школьников к предмету;
-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
-развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, республиканским), участие в конференциях и творческих конкурсах.
Программа включает в себя как теоретический, так и практический материал. При планировании теоретических занятий используются циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка.
Практический материал занятий основан на исследовательской работе учащихся и последующей публикации этих работ: очно - в ходе конференций, заочно - на сайтах в Интернет.
Реализуемые формы и приёмы работы:
1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала.
2. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.
3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.
4. Задания на сравнение, сопоставление явлений.
5. Задания исследовательского характера с использованием учебников, толковых словарей.
6. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний.
Функции учителя:
Выявление одарённых детей.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, муниципального и республиканского уровней.
Создание банка данных материалов повышенного уровня сложности.
Задача учителя – увидеть одаренных, талантливых детей и помочь им реализоваться.
Формы занятий с талантливыми учениками.
1. Олимпиадные задания.
2. Создание проектов.
1) Творческих. Например:
- Написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные.
- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.
- Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.
- Подготовить презентацию личного творчества.
2) Исследовательских. Например:
- Подготовить проект на тему “Пейзаж в творчестве писателей и поэтов XIX века”.
- Объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” - “ара”.
3) Информационных. Например:
- Подготовить информацию “Какой корень у местоимения “я”?”
- Подготовить доклад о русских лингвистах.
- Подготовить проект на тему “Достопримечательность моего села”, используя фотографии и архивные документы из школьного музея.
4) Игровых. Например:
- Придумать игры для физминутки, музыкальной паузы.
5) Практико-ориентированных. Например:
- Подготовить материал по русскому языку для ГИА.
- Выпустить “Словарь диалектных слов ”.
- Подготовить альманах “Писатели и поэты Люберецкого района”.
3. Творческие диктанты.
4. Комплексный анализ текста.
5. Лингвистический (языковой) анализ текста.
6. Литературоведческий анализ текста.
7. Работа по карточкам, с перфокартами.
8.Публикации творческих работ.
Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку для 6 класса
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Факт. | ||||
Раздел 1 Фонетика и орфография | |||||
1. | Фонетическая система современного русского языка. Понятие о сильной и слабой позиции. | 1 | |||
2. | Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. | 1 | |||
3. | Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. | 1 | |||
4. | Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку. | 2 | |||
Раздел 2 Лексика, этимология и фразеология | |||||
5. | Лексическая омонимия. Синонимия. Этимология слова. | 1 | |||
7. | Процессы архаизации и обновления русской лексики. | 1 | |||
8. | Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. | 1 | |||
9. | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку. | 2 | |||
Раздел 3 Словообразование | |||||
10. | Морфемный анализ слова. | 1 | |||
11. | Словообразовательные цепочки и гнёзда. | 1 | |||
13. | Морфемный анализ слова | 1 | |||
Раздел 4 Морфология | |||||
14. | Имя существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. | 1 | |||
15. | Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики. | 1 | |||
16. | Историческая морфология. | 1 | |||
17. | Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. | 1 | |||
Раздел 5 Синтаксис | |||||
18. | Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. | 1 | |||
19. | Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения. | 1 | |||
20. | Компоненты, осложняющие простое предложение(однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции). | 1 | |||
21. | Сложные синтаксические конструкции. | 1 | |||
22. | Синтаксический разбор предложений. | 1 | |||
Раздел 6 Комплексный анализ текста | |||||
23. | Определение текста, его особенностей. Виды связи предложений в тексте. | 1 | |||
24. | Типы речи и их характеристика. | 1 | |||
25. | Структура комплексного анализа текста. | 1 | |||
26. | Понятие темы и идеи текста. | 1 | |||
27. | Нахождение ключевых слов в тексте. | 1 | |||
28. | Комплексный анализ художественного текста. | 1 | |||
29. | Нахождение средств выразительности в художественном тексте. | 2 | |||
30. | Исследовательский проект. Подготовка и участие в научно-исследовательской конференции по практическому краеведению. | 4 |
Планируемый результат
реализации рабочей программы
Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.
Показателями эффективности реализации программы групповой работы с одаренными детьми по русскому языку будет являться:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательной области «Филология».
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями в ходе участия в конференциях, конкурсах и т.п.
7.Список литературы
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Москва «Просвещение», 1995.
2. Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1995.
3. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Москва. «Айрис-пресс» 2007.
4. Система работы с одарёнными детьми. Волгоград «Учитель» 2009.
5. Внеклассная работа в школе . Русский язык 5-9 классы. Волгоград «Учитель» 2007.
6. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку. Москва «Глобус» 2008.
7. Симакова Е.С. Словарная работа. Самостоятельная работа. Москва «Экзамен» 2009.
8.Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
9.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
Приложение
Практические задания для 6 класса
Раздел «Фонетика и орфография».
1.Расставьте ударения в словах:
Асимметрия, баловать, блокировать, вероисповедание, втридорога, мусоропровод, гастрономия, ракушка, квартал, искра, знамение, зубатый, камбала, каталог, переименовать, закупорить, кожух, кухонный, подбодрить, сироты, (мн. ч), ремень, снадобье.
2.На чем основана рифма в данных стихотворных отрывках?
А) Она рабыня и царица,
Она работница и дочь.
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Б) Бороться с мраком и дождем,
Страдальцев участь разделяя,
О как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!
3. Какие фонетические средства использует автор для создания
художественного образа, настроения в стихотворении?
Терек воет, дик и злобен. Меж утесистых громад. Буре плач его подобен. Слезы брызгами летят
Но по степи разбегаясь. Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит.
М. Ю. Лермонтов.
Раздел «Лексикология и этимология»
1. Выделите и переведите на современный русский язык имеющиеся в отрывке архаизмы. Почему эти устаревшие слова называются архаизмами, а не историзмами? Какую роль они выполняют в данном тексте?
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не сель Минервы Росской храм?
На сель Элизиум полнощный.
Прекрасный Царско-сельский сад.
Где, льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад?
Увы! Промчалися те времена златые
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия.
Цветя под кровом тишины!
А. С. Пушкин
2. Найдите синонимы в данном художественном тексте, определите
их вид. Какова их стилистическая нагрузка?
К тому же они так непорочны.
Так величавы, так умны.
Так благочестия полны.
Так осмотрительны, гак точны.
Так непреступны для мужчин.
Что вид их уже рождает сплин.
А.С.Пушкин
3. Найдите в данном отрывке старославянизмы, укажите их признаки.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блад
Вознесся пышно, горделиво.
А.С.Пушкин
4. Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные? Из какого языка они заимствованы?
Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.
Раздел «Словообразование»
Назовите слова, в которых окончание находится не в конце слова.
Распределите слова на 2 группы – оканчивающиеся на о, имеющие окончание о
нужно, можно, оно, ясно, кимоно, известно, рядно, полено, кино.
Можно ли считать данны6е слова однокоренными? Ответ докажите путем морфемного анализа.
Сошлись – разойтись
Раздел «Морфология»
1 .Подберите прилагательные к данным существительным, запишите словосочетания в творительном падеже.
Мозоль, тополь, шампунь, марабу, тюль, какаду, аэрозоль, ралли, родео, шасси.
2. Одно из слов дверь, горсть, тень в ходе истории изменило род. Какое это слово? Обоснуйте свой ответ.
Найдите выражения с неправильно употребленными предлогами и исправьте их.
Показатели по выполнению работ возросли: составлен график по проверке дежурства сотрудников; докладчик ловко оперирует с этими фактами; я полагал о том, что решение было принято: по этой рекламе были получены отклики; благодаря приказа директора выплата произведена вопреки указания.
Раздел «Синтаксис»
1. Одинаковую ли синтаксическую роль выполняют глаголы неопределенной формы в следующих фрагментах? Ответ обоснуйте.
а) А у нас тишь да гладь.
Божья .благодать.
А у нас - светлых глаз
Нет приказу подымать
А.Ахматова.
б) Когда б не смутное влеченье
Чего-то жаждущей души.
Я здесь остался б - наслажденье
Вкушать в неведомой тиши. . .
А.О. Пушкин.
2. Найдите и подчеркните главные члены предложения. Для подлежащего укажите способ выражения.
А) Жить железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы - дни.
6) Как воспеть ли радости кующие руки, Если в мире единственные они?
в) Всего опасней - полузнанья. Они с историей на «ты».
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово, докажите по.
а) Сколько pas я мечтала в долгой жизни своей постоять, как бывало, возле этих дверей.
6) Отчего же с недавних дней Что-то чудится мне прощальное В добрых встречах своих друзей.
в) В соловьиную рощу несу микрофон Записать это дивное пенье.
г) Луна взошла багровая и хмурая, точно больная.
4. Проанализируйте односоставные предложения. Подчеркните главный член предложения, укажите способ его выражения, определите тип односоставного предложения. В сложном предложении проанализируйте предикативные единицы, являющиеся по струтуре односоставными предложениями.
а) Но с новою потерею Вы тягостней и все страшней терять. И надо встать над горем и поверить.
б) И веет дремучей, глубокой Русью. От серых замшельех осиновых крыш,
в) Волокли его на волокушке. Навлили ватники - озноб.
Это лишь малая часть заданий, выполняемых учащимися на занятиях.
Помимо серьезных, Ольга Анатольевна старается давать зад шиш занимательной и шутливого характера.
Вот пример одного из них. Умение шутливо перетолковать значение всем хорошо известных слов - признак хорошего владения родным языком, потому что, играя со словами, мы можем метко и остроумно подметить в них связи с совсем иными значениями. Например; ряженка - «модница», «нарядно одетая женщина», ельник «рот».
Попытайтесь найти шутливые значения у следующих слов и записать их по приведенному выше обращу: лайнер, .застенчивый, хрусталь, свинец, сметана. селезенка, всадник, лодырь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Рабочая программа для одаренных учащихся фортепианного отделения Детской школы искусств срок реализации программы 4 года
В курсе «Музыкальная литература» сделан акцент на знакомство с понятием «стиль», предлагается изучение музыки XX в. Музыкальный материал разнообразен в тембровом отношении и охватывает практически все...
Рабочая программа для одаренных и талантливых детей по географии
Цель программы:- выявить одаренных детей, склонных к изучению естественных наук, способствовать саморазвитию, самореализации, самопознанию ребенка;-организовать урочную и внеурочную деятельност...
рабочая программа для одаренных детей
Пояснительная записка Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – самая важная в сфере образования. От ее решения зависит интеллектуаль...
Рабочая программа с одаренными детьми
Программа составлена с учетом практической и теоритической части...
рабочая по математике для одаренных - 5 класс
рабочая программа факультативного курса по математике для 5 класса -для одаренных...
рабочая программа по математике 7 класс - для одаренных
факультатив по математике 7 класс-для одаренных...
Рабочая программа курса "Одаренный ребенок" в 11 классе
Рабочая программа курса "Одаренный ребенок" в 11 классе...