Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов "Успешное общение"
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему
Программа составлена с целью помощи учащимся 5-х классов в период адаптации в среднем звене школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_kl._uspeshnoe_obshchenie.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Согласовано: На методическом совете Протокол №_____ от «____» ___________20___г. | Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ №11» _________
|
Дополнительная общеобразовательная программа
«Успешное общение»
Для детей с 10 лет.
Нормативный срок освоения-1 год
Составитель программы и руководитель кружка: Качинскайте К.С.
Педагог-психолог
г.Балахна
2017г.
Пояснительная записка
Актуальность: Важной задачей подросткового возраста становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры, социализация. Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности. Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание, гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников, содействует развитию их способностей.
В среднем подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа. Поэтому требуется целенаправленная работа с подростками по развитию рефлексии, т.е. самопознанию внутренних психических актов и состояний и формированию устойчивой положительной самооценки. Данный возрастной период является благоприятным временем по формированию личности. Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько подростки успешно научатся выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.
Быть более уверенным в себе, общаться бесконфликтно и доброжелательно, при этом не забывать о своих интересах, контролировать свои эмоции и прислушиваться к собеседнику, завоевывать уважение к себе –это основные навыки, которые мы будем тренировать в процессе наших занятий
Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья подростков через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни, формирование у обучающихся положительного отношения к обучению в средней школе, развития коммуникативных навыков и повышения самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.
Основные задачи:
1.Познакомить с психологической информацией о личности.
2. Развивать навыки успешной самопрезентации, коммуникации и сотрудничества. 3.Развивать способности познания себя и других людей. 4.Повышать представления о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я-концепции. 5.Развивать умение проявлять инициативу, брать ответственность, развитие лидерских качеств. 6.Способствовать формированию групповой сплоченности, места/роли каждого в группе. 7. Обучить способам снятия напряжения; 8. Формирование негативного отношения к аддиктивному поведению, неприятия любых форм наркотизации, навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию (пробы ПАВ).
На занятиях учащиеся получат знания о том, как общаться, поупражняются в применении различных способов поведения, овладеют навыками эффективного общения.
Программа направлена на саморазвитие личности детей, то есть на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
На психологических занятиях подросткам очень важно ощущать полную безопасность и доверие к ведущему. Поэтому психолог организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения.
Ведущий является одним из образцов поведения, которое он демонстрирует ученикам.
Форма обучения: групповая, индивидуальная, творческая работа, самостоятельная работа.
Возврат детей, участвующих в реализации данной программы: дети с 10 лет
Срок реализации программы: 1 год (1 час в неделю). Всего 34 часа.
Учебно - тематический план занятий:
№ п/п | Темы занятий | Всего часов | Количество часов | |
Практика | Теория | |||
34 | 22 | 12 | ||
Что я знаю о себе? | 5 | 2 | 3 | |
1 | Я и мой внутренний мир | 1 | 1 | |
2 | Мои чувства | 1 | 1 | |
3 | Я и ты | 1 | 1 | |
4 | Что значит принимать других | 1 | 1 | |
5 | Моя будущая профессия | 1 | 1 | |
Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье. | 2 | 2 | 0 | |
6 | Мой выбор | 1 | 1 | |
7 | Мы за ЗОЖ | 1 | 1 | |
Общение | 9 | 5 | 4 | |
8 | Чувство собственного достоинства | 1 | 1 | |
9 | Ярмарка качеств | 1 | 1 | |
10 | Застенчивость и неуверенность в себе. | 1 | 1 | |
11 | Я, мои успехи и неудачи. | 1 | 1 | |
12 | Барьеры общения. | 1 | 1 | |
13 | Конфликты. | 1 | 1 | |
14 | Нужна ли агрессия? | 1 | 1 | |
15 | Общение и уважение. | 1 | 1 | |
16 | Азбука перемен. | 1 | 1 | |
Что я знаю о себе? | 2 | 1 | 1 | |
17 | Я не такой как все, и все мы разные. Моя индивидуальность. | 1 | 1 | |
18 | Мои сильные стороны. Как достичь цели. | 1 | 1 | |
Как управлять эмоциями | 3 | 2 | 1 | |
19 | Мысли, чувства и поведение людей | 1 | 1 | |
20 | Наши эмоции и чувства. Проявление эмоций и чувств (коллаж) | 1 | 1 | |
21 | Чувства полезные и вредные. Приемы создания позитивного настроя. | 1 | 1 | |
Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье. | 2 | 1 | 1 | |
22 | Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье. | 1 | 1 | |
23 | Учимся говорить «нет» | 1 | 1 | |
Стресс, конфликты и агрессия. В поисках правильного решения | 5 |
5 | ||
24 | Как избежать конфликтов. | 1 | 1 | |
25 | Взаимопонимание и взаимопомощь | 1 | 1 | |
26 | Обида. Злость и агрессия. Что делать со злостью и агрессией. | 1 | 1 | |
27 | Как справиться с плохим настроением | 1 | 1 | |
28 | Стресс. Как с ним справиться? | 1 | 1 | |
Общение | 6 | 4 | 2 | |
29 | Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. | 1 | 1 | |
30 | Какой я собеседник? | 1 | 1 | |
31 | Правила честного спора | 1 | 1 | |
32 | Азбука делового общения | 1 | 1 | |
33 | В чем секрет популярности или как стать лидером | 1 | 1 | |
34 | Обобщение полученного опыта общения. Рефлексия | 1 | 1 | |
Итого часов | 34 | 22 | 12 |
Содержание программы
В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые блоки:
1. Приветствие. Его ритуал придумывают сами ребята на первом занятии. Он служит для создания положительного настроя на работу и сплочения учащихся. Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.
2. Объявление ведущим темы занятий. Может сопровождаться обозначением в понятной для ребят форме цели конкретного занятия. Иногда в этой части занятия проводится рефлексия предыдущего занятия.
3. Основная работа по теме у занятия. Она включает в себя совокупность психологических упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, и анализ выполнения этих заданий. В первоначальный замысел могут вноситься изменения, прямо по ходу его ведения. Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений или ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также вырабатывать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании. Интерпретировать полученные результаты желательно в целом для всей группы или представлять их для каждого в письменном виде.
4. Завершение занятия и подведение итогов. Предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Ученики высказывают свое мнение, удалось ли достичь цели занятия.
Тема 1. «Я и мой внутренний мир»(1 час, практика)
Игра «Мое представление о себе»
Тема 2 «Мои чувства» (1 час, теория)
Информационная беседа о специфики выражения чувств. Составление памятки «Я и мои эмоции»
Тема 3 Я и ты (1 час, теория)
Тема 4 «Что значит принимать других(1 час, теория)
Ответить на вопрос: «Я – толерантный человек?»
Тема 5 «Моя будущая профессия»(1 час, практика)
Мини-сочинение «Я и моя будущая профессия», составление таблицы «Тип профессии и необходимые качества».
Тема 6 «Мой выбор»(1 час, практика)
Ассоциативный рисунок «Мои вредные привычки», игра «Умение сказать «Нет».
Тема 7 «Мы за ЗОЖ»» (1 час, практика)
Игра, посвященная здоровому образу жизни.
Тема 8 «Чувство собственного достоинства» ( 1 час, практика)
Мини-сочинение: «Рассказ о себе в 3-м лице», обсуждение.
Тема 9 «Ярмарка качеств» (1 час, теория)
Раскрытие понятие характер, качества личности.
Тема 10 «Застенчивость и неуверенность в себе» (1 час, практика)
Игра «Лучшее во мне», рисунок «мой внутренний мир»
Тема 11 «Я, мои успехи и неудачи»(1 час, теория)
Изучение понятий личность, индивид, индивидуальность. Составление программы саморазвития.
Тема 12 «Барьеры общения» (1 час, практика)
Игра « Интервью», Составление памятки «Позитивное общение – это…».
Тема 13 «Конфликты» (1 час, практика)
Игра «Способы решения конфликтов», составление списка методов решения конфликтов.
Тема 14 «Нужна ли агрессия?»(1 час, теория)
Изучение понятия агрессия, видов агрессии. Освоение методов релаксации и приемов аутотренинга.
Тема 15 «Общение и уважение» (1 час, практика)
Игра «Комплимент», мини-сочинение на тему «Что такое уважение?», обсуждение.
Тема 16 «Азбука перемен» (1 час, теория)
Изучение психологических особенностей младшего подросткового возраста
Тема 17 «Я не такой как все, и все мы разные. Моя индивидуальность»
(1 час, практика)
Игра «Ветер дует на тех, кто…», Мини-сочинение «толерантный ли я человек?», обсуждение.
Тема 18 «Мои сильные стороны. Как достичь цели» (1 час, теория)
Лекция на тему «Что такое цель, мотив, мотивация». Составление программы саморазвития.
Тема 19 «Мысли, чувства и поведение людей» (1 час, практика)
Игра «Угадай ситуацию», обсуждение.
Тема 20 «Наши эмоции и чувства. Проявление эмоций и чувств» (1 час, теория)
Изучение эмоциональных состояний людей и способов их выражения.
Тема 21 «Чувства полезные и вредные. Приемы создания позитивного настроя» (1 час, практика)
Игра «Лучшее во мне», изучение способов снятия мышечных зажимов.
Тема 22 «Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье» (1 час, практика)
Сочинение на тему «Что такое жизненные ценности, правильные привычки», обсуждение.
Тема 23 Учимся говорить «нет» (1 час, теория)
Лекция на тему «Почему важно иметь свое мнение», обсуждение.
Тема 24 «Как избежать конфликтов» (1 час, практика)
Игра «Конфликтные ситуации», обсуждение
Тема 25 «Взаимопонимание и взаимопомощь» (1 час, практика)
Этическая беседа: изложение просьбы вежливым тоном.
Игра. «Тайный друг»
Тема 26 «Обида, злость и агрессия. Что делать со злостью и агрессией» (1 час, практика)
Игра «Угадай эмоцию», составление списка способов снятие негативного настроя. Обсуждение
Тема 27 «Как справиться с плохим настроением» (1 час, практика)
Мини-сочинение «
Тема 28 «Стресс. Как с ним справиться?» (1 час, практика)
Тест «Как я справляюсь со стрессом», обсуждение
Тема 29 «Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности» (1 час, практика)
Упражнение «Незаконченные предложения», упражнение «объявление ищу друга».
Тема 30 «Какой я собеседник?» (1 час, теория)
Изучение техники активного слушания, тест «Умеете ли вы слушать других» обсуждение
Тема 31 «Правила честного спора» (1 час, практика)
Составление памятки «Правила честного спора», обсуждение
Упражнение «Встреча на узком мостике», тест.
Тема 32 «Азбука делового общения» (1 час, практика)
Игра «переговоры», составление памятки «правила делового общения», обсуждение.
Тема 33 «В чем секрет популярности или как стать лидером» (1 час, практика)
Тема 34 «Обобщение полученного опыта общения. Рефлексия»(1 час, теория)
Повторение, закрепление полученных знаний, обратная связь, анкетирование.
Методическое обеспечение
– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги; – интерактивные методы, учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры; – самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы;
- раздаточный материал с теоретическими понятиями курса;
-бланки методик для диагностики личностных особенностей.
Техническое обеспечение.
Персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Список литературы:
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками/ Л.Ф.Анн. – СПб.: Питер, 2004.
- Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд./ Под редакцией И.В.Дубровиной –СПб.: Питер, 2009.- 592с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013.–208 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер с нем.; В 4 томах. – М.: Генезис, 1998.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. М.: Совершенство, 1998.
- Хухлаева О.В., Кириллина Т.Ю., Федорова О.В., Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов
Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень)В настоящий момент с появлением совместноых предприят...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятел...
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов "Традиции и обряды русского народа: начало начал"
Изучение программы курса "Традиции и обряды русского народа: начало начал" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, тра...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 8 класса ОУ "СО А-школы им.Д.И.Менделеева" на 2014 – 2015 уч.год
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.Программа рассчитана на 165 часов и п...
Программа внеурочной деятельности для учащихся первых классов «Психологическая мозаика»
Программа внеурочной деятельности для учащихся первых классов...
Программа внеурочной деятельности для учащихся третьих классов «Психологическая мозаика»
Программа внеурочной деятельности для учащихся третьих классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов "Русское речевое общение"
Работа по данной программе способствует созданию условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышению уровня речевой культуры учащихся....