«Учебно-методическое обеспечение обучения лоскутному шитью» (программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов)
рабочая программа по технологии на тему
Программа внеурочной деятельности по разделу " Лоскутное шитье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_kursy.docx | 46.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
Академия социального управления
(ГБОУ ВПО МО АСОУ)
- Кафедра технологий и профессионального образования
Итоговая проектная работа по вариативному модулю
«Технология лоскутного шитья» (72 часа)
ТЕМА ПРОЕКТА:
«Учебно-методическое обеспечение обучения лоскутному шитью»
(программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов)
Автор - составитель: Баранцева Светлана Вячеславовна, учитель технологии лицея №7, г Солнечногорск
Руководитель: Нагель Ольга Ивановна
К.п.н,доцент кафедры технологии и проф. образования
Москва 2014г.
1
Содержание
Введение
1. Программа внеурочной деятельности
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели, задачи
2 Содержание программы
2.1 Тематическое планирование занятий
Заключение
Список используемой литературы
2
Введение
Одной из главных задач современного российского образования является социализация школьников. Сегодня важно не только вовремя сориентировать ребенка в социокультурной среде, но и создать условия для его саморазвития и творческой самореализации.
Такая возможность предоставилась образовательным учреждениям после введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, в соответствии с которым внеурочная деятельность школьников стала неотъемлемой частью образовательного процесса и характеризуется как «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения». Внеурочная деятельность позволяет рационально решать задачи воспитания, саморазвития и социализации школьников.
Актуальность данной работы определяется необходимостью повышения интереса школьников к изучению народного творчества, восстановление традиций, воспитания интереса к этому виду творчества, и в связи с этим потребностью создания методики взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности по данному разделу предмета технология.
Пояснительная записка
Образовательная программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» относится к художественно – эстетической направленности.
Образовательной областью данной программы является изучение традиций и их проявление в народном творчестве, в традиционных ремеслах и женском рукоделии. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями.
Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.
Предметной областью программы является художественное лоскутное шитьё и виды аппликации, как аксессуары домашнего интерьера.
В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, учащиеся последовательно освоят навыки изготовление лоскутных изделий с учетом современных технологий.
Большинство видов прикладного искусства развивается на народной основе. Лоскутное шитье и аппликация – одни из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства.
3
Занятия по народному декоративно-прикладному рукоделию имеют большое воспитательное значение. В настоящее время такое рукоделие становится все более распространенным в молодежной среде. Данная программа соединяет сведения о лоскутном шитье, традициях в данном виде рукоделия, основных приемах шитья из лоскутков, аппликации и использование дополнительных видов декоративно-прикладного творчества. Изготовление изделий не требует больших материальных затрат. Из доступных, легко обрабатываемых материалов, даже из отходов домашнего хозяйства, учащиеся могут сделать много интересных и полезных вещей, что становится особо актуальным в наши дни.
Отличительная особенность программы: возможность самопознания через реализацию себя в выбранном виде деятельности, возможность сориентировать ребенка в социокультурной среде и создать условия для его саморазвития и творческой самореализации.
Программа поможет детям найти свой вид творческой деятельности, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности.
Цель программы:
создание возможностей творческого развития обучающихся.
Задачи программы:
Образовательные: сформировать знания по лоскутной пластике на уровне применения в различных видах декора; обучить выполнять изделия в технике лоскутной пластики; расширить знания о традициях, творчестве, быте народов.
Воспитательные: вызвать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности, воспитать трудолюбие, аккуратность; развивать активность и самостоятельность; воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе.
Развивающие: развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
улучшить сенсорные и моторные навыки обучающихся, развить пространственное воображение, глазомер, способность ориентироваться в информации различного вида.
Принципы программы:
Принцип творчества – развитие фантазии, образного мышления.
Принцип индивидуально-личностного подхода – учет индивидуальных способностей и мнения каждого обучающегося. Обучающийся сам выбирает
4
себе работу на занятии. Поощряется творческий подход к выполнению любой работы.
Принцип коллективизма – изготовление коллективных работ через создание дружеской обстановки на занятиях, взаимопомощи и взаимопонимания.
Методы программы:
наглядные – знакомство с иллюстративным материалом, образцами поделок, швов, которые сопровождают рассказ и беседу педагога.
словесные – индивидуальные и групповые инструктажи, беседы, рассказ, объяснение.
практические – являются естественным продолжением и закреплением теоретических знаний. Педагог демонстрирует выполнение определенных операций и их последовательность.
Программа построена так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. При изложении материала учитывается возраст детей. Каждая ступень имеет обучения имеет свои специфические черты, свои сложности. Работать над собой, осознанно выполнять заданный материал, уметь анализировать свои ошибки. Важно давать детям теорию, чтобы они были более грамотными. На каждой ступени обучения большое внимание уделяется технике выполнения технологических операций. Творческий рост обучающихся – неотъемлемая часть задачи, которая стоит перед каждым педагогом.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Программа будет успешно реализована, если:
- будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности.
В результате прохождения программного материала обучения, обучающиеся имеют представление о :
- истории старинного рукоделия – лоскутного шитья;
- материалах, применяемые в лоскутной пластике;
- технологических приемах выполнения лоскутного шитья из различных материалов;
- различных видах лоскутного шитья;
5
могут знать:
- технику безопасности при работе с иглой, ножницами, швейными булавками;
- свойства тканей;
- ручные швы;
- приемы выполнения машинных швов;
могут уметь:
- правильно организовывать рабочее место;
- заправлять машину
- правильно подобрать ткань и подготовить её к работе;
- отличать лицевую и изнаночную сторону ткани;
- выполнять правильную раскладку выкроек на ткани;
- выполнять способы сборки лоскутов
могут владеть:
- навыкам сметки изделия
- составлением композиционного построения узора,
- знаниями о различных видах швов
- культурой оформления своей работы.
Планируемые результаты.
В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
- любовь и уважение к Отечеству, культуре, народным традициям
- интерес к воссозданию и изучению традиций лоскутного шитья
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность изделий народного творчества, стремиться к совершенствованию личного мастерства;
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
6
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему);
- пользоваться схемами, шаблонами, технологией пошива изделия;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
- повышение познавательного интереса к учебному предмету «Технология»;
- развитие творческого потенциала школьников;
7
- повышение уровня знаний по данному разделу предмета « Технология»;
Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:
Второй уровень результатов:
- участие школьников в школьных конкурсах, олимпиадах
- заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
- приобретение опыта самостоятельного поиска информации в разных источниках;
- участие в олимпиадах, конкурсах муниципального и регионального уровня.
Программа рассчитана на учащихся средних классов.
Программа предусматривает занятия в 1 раз неделю по 2часа.
Форма занятий: групповая
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
- работать с ножницами
- пользоваться утюгом
- определять вид ткани
- разработать композицию лоскутного изделия
- подбирать ткань в гармоничном сочетании
- размечать рисунок на ткани
- читать схему сборки изделий
- располагать выкройки на ткани с учетом долевой нити, припусков на швы
- соединять детали кроя
- выполнять различные операции на швейной машине
- применять полученные знания в быту
Учащиеся должны знать:
8
- технику безопасности при работе с булавками, иголками, ножницами
- технику безопасности пользования утюгом
- назначения и правила эксплуатации швейного оборудования
- терминологию рукоделия
- свойства ткани, понятие долевой и поперечной нити
- гармонию цветового круга
- последовательность выполнения различных техник
Содержание
1.Вводное занятие:
Знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества народов нашей страны.
Краткая история создания изделий из лоскутков. Традиции в искусстве народов нашей страны. Демонстрация образцов и изделий. Связь с направлениями современной моды. Возможности лоскутной пластики.
Организация рабочего места. Знакомство с оборудованием, инструментами. Правила поведения учащихся. Правила техники безопасности.
2.Основы материаловедения
Классификация текстильных волокон. Определение натуральных и синтетических тканей.
Свойства тканей. Физико-химические свойства волокон. Технологические свойства растительных и химических волокон. Определение свойств тканей.
Изучение свойств нитей основы и утка. Определение лицевой, долевой нити в ткани. Определение в ткани вида переплетения.
Влажно - тепловая обработка различных тканей. Тканые и нетканые материалы. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве
3. Основы композиции
Композиция, ритм, раппорт, орнамент. Симметричное построение узора. Определение места и размера узора в изделии. Пропорции элементов.
Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Дополнительные цвета. Выполнение эскиза в цвете.
Подбор ткани по цвету, фактуре и рисунку. Составление мозаики из ткани
4. Ручные работы: Знакомство с видами ручных стежков, их назначение и применение. Длина и ширина стежков. Специальные стежки. Выполнение простых сметочных стежков, стежков постоянного назначения.
9
5. Машинные работы: Знакомство со швейной машиной: ее устройством, назначением и принципом работы. Заправка верхней и нижней нитей. Уход за машиной. Классификация машинных швов. Частота строчки. Выполнение соединительных швов (растрочной, стачной, настрочной). Выполнение краевых швов (в подгибку с закрытым срезом, с открытым срезом, окантовочным закрытым).
6.Основные приемы работы в технике лоскутного шитья.
Техника «полоска». Техники « квадрат», «треугольник». Ускоренные техники.
Изготовление шаблонов из картона, разработка эскиза изделия, расчет припусков на швы,
Треугольники. Из отдельных полос. Выполнение «лабиринта» из полос. Блоки. Сборка блоков. Выполнение узора из блоков. ВТО изделия. Выполнение образцов.
Отделка изделия. Обработка косой бейкой. Обработка каймой.
7.Работа в технике « Ляпочиха»:
Выбор ткани, цветовое сочетание, разработка эскизов, варианты выполнения техники, способы пришивания лоскутов на основу.
8. Работа в технике « Пицца»
Особенности выполнения техники, цветовые сочетания, использование различных видов стежки. Выполнение образца.
9.Работа в технике «Синель»: цветовые сочетания, выбор ткани для основы, выбор ткани для слоев, последовательность выполнения работы. Выполнение образца.
10. Сочетание различных техник: Изделия, выполненные в сочетании различных техник. Соединение всех известных методов, неожиданные сочетания цветов и фактур ткани.
11. Выполнение итоговой работы: С целью закрепления накопленных знаний и умений выполняется работа по своему усмотрению. Выбор изделия и техник выполнения. Выполнение эскиза в цвете. Изготовление шаблонов. Подбор ткани по фактуре и цвету. Раскрой по шаблонам. Соединение деталей между собой. Соединение в блоки. ВТО изделия. Окончательная отделка изделия. Художественное оформление изделия.
12. Экскурсия, участие в выставках: Проводится отбор лучших работ.
10
Учебно – тематический план
№ | Наименование темы | Кол-во часов теория | Кол-во часов практика | Всего часов |
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Материаловедение | 1 | - | 1 |
3 | Основы композиции | 2 | 2 | 4 |
4 | Ручные работы | 1 | 1 | 2 |
5 | Машинные работы | 2 | 2 | 4 |
6 | Технологические способы и приемы лоскутного шитья | 4 | 14 | 18 |
7 | Работа в технике « ляпочиха» | 2 | 4 | 6 |
8 | Работа в технике «пицца» | 2 | 4 | 6 |
9 | Работа в технике «синель» | 2 | 6 | 8 |
10 | Сочетание различных техник | 2 | 2 | 4 |
11 | Выполнение итоговой работы | 2 | 10 | 12 |
12 | Экскурсия, участие в выставках | 2 | - | 2 |
Итого | 24 | 44 | 68 |
Учебно – методический комплекс
Для педагога:
.
Методические пособия:
1.Нагель О. И. Художественное лоскутное шитье (основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Школа-Пресс. 200.
2.Нагель О. И. Снова о лоскуте // Школа и производство. 1997. №4.
4. Антипина И.В. «Лоскутное шитье», программа творческой мастерской лоскутного шитья , Архангельск, 2008 год.
5. Л.В. Банакина « Лоскутное шитье. Техника, приемы, изделия.» АСТ-Пресс, 2010 г.
6.Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремёсел. Ярославль, «Академия», 1997 г. – 193 с
7.Пронина Л. Уроки детского творчества. М.: Просвещение, 2001 г. -242с.
8.Рукоделие. Лоскутная пластика. №2, 2002 г.
9.Современная энциклопедия для девочек./ Авт. сост. Е.А. Добрицкая, Н.М. Волчек. – Мн. Современный литератор, 1995 г – 608 с.
10.Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, «Академия», 1997 г. – 193с
11.Я познаю мир: История вещей. Дет. энцикл./ Н. Орлова, К. Буровик. М.: ООО Изд-во Астраль, ЗАОНПП «Ермак», 2004 г. -509 с.
Информационный материал по теме:
- Техника безопасности при ручных и швейных работах
- Дизайн интерьера
- Цвет – один из важнейших элементов интерьера
- История лоскутного шитья
- Традиции нашего региона в рукоделии
Лекционный материал по теме:
- Аппликация – один из видов рукоделия
- Лоскутное шитье
- Свойства ткани
- Народные художественные промыслы
- Рукоделие от древности до современности.
- Необходимые инструменты и приспособления для работы с тканью.
Демонстрационные материалы на электронных носителях по теме:
- Применение метода проекта на занятиях по рукоделию
- Школа лоскутной техники
- Лоскутный домик
- Выставка лоскутных одеял
- Машинные швы
- Народные промыслы
- Защита творческой работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов
Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень)В настоящий момент с появлением совместноых предприят...
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов "Традиции и обряды русского народа: начало начал"
Изучение программы курса "Традиции и обряды русского народа: начало начал" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, тра...
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов "Создание альманаха" (по ФГОС).
Данная программа является универсальной. Она может стать основой для создания книг различной тематики. Составлена совместно с учителем информатики Колосовой Т.В....
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов
Добрый день уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию разработанную мной программу "Твоя территория".Программа представляет собой работу детей в собственном пресс - центре образовательног...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...
Технология достижения метапредметных результатов внеурочной деятельности с учащимися 9-х классов через межпредметные связи .Интегрированный урок.
Технология достижения метапредметных результатов через межпредметные связи во внеурочной деятельности с учащимися 9-х классов.Осознавая важность проблемы готовности педагогов к обновлению ...
- Мне нравится (1)