календарно-тематическое планирование по обществознанию для 6 и 8 класса
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему

Журавлёва Эльвира Николаевна

развёрнутое тематическое планирование по обществознанию для 6 и 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование к курсу Обществознания для 6 класса по учебнику Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой,  Л.Ф.Иванова

Пояснительная записка к планированию курса «Обществознание» для 6-го класса

Нормативными документами для составления программы являются:

1)        Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  

2)        приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3)        приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

4)        постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

     

 Рабочая  программа по обществознанию для  6    класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень),  Примерной программы основного общего образования по обществознанию  и  авторской программы  по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2009).

 Рассчитана на 36 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.    

Данная программа по обществознанию  предназначена  для учащихся 6 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают  предмет  в первом  концентре обществоведческого  образования в средней школе.  

Цель данного курса - сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной. Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формировавшие жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

Содержание программного материала

       Курс « Обществознание» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет в первом концентре. В 6 классе основной школы при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков. Пропедевтический характер курса способствует успешной социализации младших школьников в ходе изучения предмета, освоить основные обществоведческие понятия: «общество», «человек», «гражданин», «гуманизм» и др. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.  

     Курс содержит разделы: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина», «Добродетели». Первая тема «Человек» вводит ученика в проблематику, связанную с социальными проявлениями человека, раскрывает отношение человека к себе и к своему ближайшему окружению. В теме освещаются особенности подросткового возраста, важного для становления личности, значение и назначение самопознания. Тема ориентирует на осмысление необходимости быть толерантным в своем микромире. Она позволяет ввести школьников в мир отношений между людьми, раскрывает такие качества человека, как альтруизм — готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своим личным интересом; великодушие и снисходительность к другим; деликатность, вежливость, мягкость в обращении; доброжелательность к людям; отзывчивость на чужие горе и радость.


      Последующие темы курса «Семья», «Школа», «Труд», «Родина» вводят ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (семьи) через наиболее актуальный учебный институт (школа) до самого общественно значимого (Родина и государство). Учащиеся расширяют круг сведений не только о самих этих институтах и об их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. К ним относятся:
верность, стойкость в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга; патриотизм  - любовь к Родине; свободолюбие; стремление к независимости.
     Тема «Труд» включает азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. К таким качествам прежде всего относятся:
бережливость, расчетливость, экономность, бескорыстие, предполагающие цель жизни не в приобретении, а в желании помогать людям; умеренность, готовность довольствоваться немногими благами в сочетании с умением ценить результаты труда; трудолюбие, инициативность; душевная щедрость; добросовестность, усердие.  Заключительная тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо, доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.

    Каждая тема программы 6 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

В процессе изучения данного курса у школьников формируются  основы нравственной, экономической, политической, экологической культуры, создаются условия социализации личности.  Данный курс содействует умению ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуаций, формируется умение нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.

Формы организации учебного процесса:

  •  коллективная;
  •  групповая;
  •  индивидуальная.

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков;  практическое занятие, игры-обсуждения.

В ходе изучения данного курс преследуются следующие цели:

  • развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов; развитие нравственной и правовой культуры;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;
  • создание условий для социализации личности;
  • содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
  • развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • содействие формированию и  самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
  •  содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов.

Курс формирует следующие умения и навыки:

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать:

-   основные обществоведческие термины, распознавать их и правильно использовать в устной и письменной речи;

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- объяснять изученные социальные явления и процессы;

- приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;  

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми

Уметь:

-   описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

-   сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;

-   объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

-   оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

-   решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-   для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-  общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

-   нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

-   реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-   первичного анализа и использования социальной информации.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа.

Рабочая программа рассчитана применение ресурсосберегающих  технологий.

Планирование создано на основе:

Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень)

Программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2008

Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы Методические пособия для учителя:

Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
И.А.Буйволова Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010г.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... : метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб, пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А. И. Кравченко. - М. : Просвещение, 1996.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество-знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград: Учитель, 2006.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад : Учитель, 2006. - 123 с.

Дополнительная литература для учащихся:

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.

Календарно-тематический план по курсу «Обществознание»   для  6-го класса

Разделы, темы, количество часов

Тип урока

Понятия, термины

Элементы содержания

Элементы дополнительные

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид  контроля

Оборудование

Домашнее

задание

Даты

      Тема I.  Человек  (13 часов)

1

Урок 1. Введение. Что такое «Общество»

Вводный  урок

Общество, деятельность,  человек

Предмет обществознание и его задачи. Понятие «Общество». Общество как форма жизнедеятельности людей

Общественные отношения

Знать понятия, предмет изучения курса, источники

Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

Актуализация знаний

Иллюстрации учебника, презентация к уроку

Введение

2

Урок 2.  Человек – часть природы

Урок характеристика

Деятельность, природа, инстинкты, целеполагание

Общество и природа, взаимосвязь природы и общества.

Отличие человека от животных.

Знать понятия, отличия деятельности человека, отличия человека от животных.

Уметь: характеризовать биологические свойства человека, высказывать и аргументировать свою точку зрения, составлять рассказ

Устный опрос

Схема  «Человек и животные»

§1 ,  1 задания и вопросы,

3

Урок 3. Наследственность и инстинкты

Урок-практикум

Наследственность, инстинкты

Биологические свойства человека. Наследственность и инстинкты.

Наследственность – биологическая сущность всех людей.

Знать понятия:  наследственность, инстинкты, отличия деятельности человека, отличия человека от животных.

Уметь: характеризовать биологические свойства человека, высказывать и аргументировать свою точку зрения, составлять рассказ.

Устный опрос, проверка задания 1.

Документы

§1 ,  задания и вопросы,

4

Урок  4. Воздействие человека на природу.

Человек, природа,

Человек, общество и природа. Воздействие человека на природу. Экология. Загрязнение атмосферы, воды и почвы.

Человек – друг или враг природы?

Знать понятия: экология, экологический кризис., ресурсы исчерпаемые и неисчерпаемые,  причины экологического кризиса.

Уметь решать проблемные задания, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения, готовить презентацию и представлять ее.

Круглый  стол

Презентация  к уроку

§ 2, вопросы. Индивидуальные задания: подготовить презентацию:

1. Экологическое состояние моего двора (улицы) (задание № 1),

2. Исчезнувшие виды животных и растений моего края (задание .№2)

3. «Без воды и ни туды и ни сюды» (задание .№ 5)

5

Урок 5. Человек и закон на страже природы.

Урок  исследование

Браконьер, заповедник, охраняемая территория, национальный парк, биосферный заповедник,

Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения. Закон на защите природы.

Экологическая мораль. Деятельность А.Швейцера В.Б.Докучаева

Знать понятия: знать законы, охраняющие природу, правила экологической морали, отличия охраняемых территорий. Уметь: находить ответы на вопросы, находить ответы в нормативных документах, объяснять их смысл, решать задачи, объяснять смысл высказывания, аргументировать

Устный  опрос, проверка презентаций

Документы

§ 3,4 вопросы, задание.3.

Мини-проект «Экологическая  мораль»

6

Урок  6. Человек – личность

Урок-анализ

Личность, индивидуальность, индивид

Социальные свойства человека. Личность, индивид, индивидуальность

Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность, – какая она?

Знать понятия: личность, индивид, индивидуальность; качества личности.

Уметь работать с группой, выделять смысл текста, составлять характеристику (сильной личности), анализировать тезисы и высказывать свою точку зрения, приводить доказательства

Защита  проектов

Схема «Личность, индивид, индивидуальность»

§ 2, вопросы, задания 1

7

Урок 7. Особый возраст: отрочество

Урок-исследование

Отрочество, подросток

Понятие отрочество. Особенности подросткового возраста. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Отрочество — пора мечтаний.

Легко ли быть подростком. Самостоятельность – показатель взрослости.

Знать понятия: отрочество, подросток, особенности подросткового возраста, возрастные границы отрочества.

Уметь аргументировано высказывать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении, решать  проблемные задачи

Устный опрос

Таблица «Этапы взросления»

§ 3, вопросы., задания 2

Эссе «Всегда ли самостоятельность приносит пользу»

8

Урок 8. Дружба. Девочки и мальчики

Урок-исследование с элементами деловой игры

Девочки, мальчики, пол

Особенность мира девочек и мальчиков. Распределение труда   домашних  обязанностей. Мир увлечений мальчиков и девочек

Знать, что все люди разные, различаются между собой девочки и мальчики, мужчины и женщины, и это очень хорошо, потому что мир становится интересным.  

Уметь давать характеристику  социальным группам

Проверка эссе

Материалы для игры

§ 3  Диспут «Нужны ли сегодня рыцари».

9

Урок  9.  Познай самого себя

Урок исследование

Самопознание. Самооценка. Способности. Талант. Гениальность

Познание мира Что такое самопознание. Зачем человек познает себя? Что такое талант. Спутники  таланта.

Влияние самооценки на поведение человека.

Знать понятия: познание, способности, самосознание, самооценка, талант, гениальность.

Уметь: выделять главную мысль в тексте, выделять определения понятий, ответ на вопрос, высказывать аргументировано свою точку зрения, иллюстрировать вывод примерами.

Диспут

Тесты

§ 4, вопросы, задания № 5

Согласен ли ты с А.де Сент-Экзюпери: «Может быть, в каждом убит Моцарт» Аргументируй.

10

Урок 10. Человек и его деятельность

Урок-практикум

Деятельность, мотивация

Что такое деятельность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности.

«Птицу узнают по полету, а человека — по работе»

Знать термины «цель», «средства достижения цели», «деятельность», «результат». Знать, что деятельность как тип поведения свойственна только человеку; деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер.

Уметь характеризуют личность; характеризовать основные черты деятельности

Устный  опрос, дискуссия

Документы

§ 5, вопросы., зад 1,2

11-12

Урок11-12. Что человек чувствует, о чем размышляет

Урок практикум

Духовный мир человека, потребности человека

Потребности. Духовный мир человека. Мышление и речь

«Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.

Знать понятия: потребности, духовный мир, суждение, умозаключение, эмоции, чувства.

Знать виды потребностей и их роль в жизни человека. Уметь работать в группе, решать практические задачи на логику, делать выводы, использовать произведение искусства как источник знаний.

Решение задач

Дидактический материал

§ 6, повторить  § 1-6

13

Урок 13. Повторно-обобщающий урок по теме «Человек»

Основные понятия темы

Общество и природа, взаимосвязь природы и общества. Наследственность – биологическая сущность всех людей.

Индивидуальность. Понятие отрочество. Самостоятельность  Самопознание  Самооценка... Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Потребности. Духовный мир человека. Что такое мышление.

Проблемные вопросы  темы

Знать значение понятий: «общество», «человек», «индивидуальность», «личность», «сознание», «потребности»; какие качества характеризуют личность; основные, характерные черты подросткового возраста; что такое «деятельность», характеризовать основные черты деятельности.

Уметь работать с текстом учебника приводить примеры; давать оценку поступкам с позиции норм морали; приводить примеры потребностей человека; выделять главные мысли в тексе учебника.

Путешествие по стране знаний

Дидактический материал

Раздел - 2 Семья (4 часа)

14

Урок 14. Семья – ячейка общества

Урок-практикум

Семья, поколение, двухпоколенная семья, трехпоколенная семья, неполная семья.

Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Какие бывают семьи.


Если семья не выполняет своих обязанностей. Семейный кодекс  РФ. Значение семьи для государства.

Знать понятия: семья. Знать типы семей, нормативные документы, регулирующие взаимоотношения в семье, знать права ребенка, роль семьи в обществе и в жизни человека. Уметь выделять главную мысль, объяснять тезис, участвовать в обсуждении

Актуализация знаний  по теме

Схема-рисунок  «Семья»

§7, вопросы. Анализ материала рубрики «В классе и дома».

15

Урок 15. Семейное хозяйство

Урок-практикум

Ресурсы, хозяйство, расходы, доходы

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет.

Личный бюджет школьника.

Знать понятия: экономика, ресурсы. Уметь решать задачи, формулировать мысль, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения.

Проверка домашнего  задания

Таблица «Семейный бюджет»

§ 8, задание  1  Мини-проект «Уют в доме своими руками».

16

Урок 16. Делу время, потехе час

Урок - игра

Свободное время, досуг, хобби

Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками.

Что такое хобби

Знать сущность понятия «свободное время» и способы организации досуга. Уметь решать учебные и практические задачи,  участвовать в дискуссии, работать в группе.

Проверка проектов

Презентация к уроку

§ 9, задания  1,2 Эссе «Чем я люблю заниматься в свободное время»

17

Урок обобщения  и систематизация знаний по теме  «Семья»

Основные  понятия  темы

Семья, причины создания семей. Семейные роли мужчины и женщины. Семья и государство. Типы семей. Семейный кодекс  РФ. Значение семьи для государства.

Проблемные вопросы темы

Знать сущность семьи,  ее особенности как социального института.

Уметь выделять главную мысль, объяснять тезис, участвовать в обсуждении

Раздел III. Школа (6 часов)

17

Урок 17. Профессия – ученик

Урок исследование

Образование, школа, гимназия, лицей

Основные ступени школьного образования. Чему учит школа. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Самообразование.

Образовательные системы: школ царской России, Яснополянской школе Л. Н. Толстого, «школы радости»В. А. Сухомлинского

Знать: понятие образование, ступени российского образования, виды знаний, роль образования. Уметь: решать практические задачи, составлять план, анализировать тезис, аргументировать, Работать в группе

Проверка эссе

Иллюстрации учебника

§ 10, вопросы . 3,4 (выбор, письменно),

18-19

Урок 18. Ты и твои товарищи

Урок-диспут

Дружба, товарищи.

Большие и малые социальные группы. Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Нарушения норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

Истинная и ложная  дружба

Знать об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения

Уметь решать учебные и практические задачи,  участвовать в дискуссии, работать в группе.

Устный  опрос

Презентация  к уроку

§ 12,

Подготовить презентацию «О нас и нашем классе»

20

Урок 20. Почему люди общаются

Урок-проблема

Общение, дружба, неприязнь

Равнодушие к чужим бедам. Бестактность, грубость. Как помочь ближнему? Важные человеческие качества необходимые для дружбы.

Товарищество и дружба

Знать: понятие «общение.», причины общения между людьми и его роль в жизни человека Уметь составлять план, анализировать текст, решать познавательные задачи

Тестирование

Тесты

§ 13, задание  № 3,7

21

Урок  21. Почему нужно быть терпимым

Урок-проблема

Толерантность

Сотрудничество.  Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Конфликты: «за» и «против»

Знать: понятия конфликт, инцидент, интеграция, причины и сущность толерантного поведения, его особенности.

Уметь: анализировать текст, выделять главное, работать со схемой и таблицей, составлять памятку, план, участвовать в дискуссии

Устный  опрос

Документы

§, задание  4  письменно Индивидуально: задание 5

22

Урок 22. Повторительно-обобщающий  урок на тему  «Школа»

Основные понятия  темы

Основные ступени школьного образования. Чему учит школа. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Самообразование. Что такое дружба, товарищество. Культура общения. Стремление понять друг друга. Доброжелательность. Чем можно обидеть ближнего? Равнодушие к чужим бедам. Бестактность, грубость. Как помочь ближнему? Важные человеческие качества необходимые для дружбы.

Проблемные вопросы  темы

Знать значение понятий: «дружба», «товарищество», сущность и особенности системы и структуры образования.

Уметь:  работать с текстом учебника; приводить примеры, основанные на жизненном опыте; отстаивать собственную точку зрения; сравнивать виды межличностных отношений; выделять главную мысль в тексте учебника.

Урок  путешествие по стране «Школа»

Дидактический  материал

Мини-проект «Идеальная школа»

Раздел - 4  Труд  (4 часа)

23

Урок 23. Труд – основа жизни

Урок-рассуждение с элементами дискуссии

Труд, товар, услуги, роль труда, благотворительность, меценатство.

Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Русские меценаты. Что значит «разумно» распорядиться имеющимся богатством?

Знать роль труда в жизни человека. Уметь анализировать текст, решать проблемные и познавательные задачи, аргументировать

Актуализация знаний по теме

Презентация к уроку

Басня Л. Н. Толстого «Старик и яблоня».

§ 12, зад.

Сочинение «Труд человека кормит, а лень портит».

Сообщение: «Традиции благотворительности в России»

24

Урок 24. Труд и творчество

Урок-исследование

Труд, творчество, мастер

Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

Андрей  Рублев – творчество и судьба

Знать сущность человеческой деятельности и процесса творчества.

Уметь создавать  презентацию, защищать ее; анализировать произведения искусства, проводить логические связи.

Устный  опрос

Материал учебника

§ 13.вопр.

Подготовить презентации: на выбор

«Труд и красота» (задание 2)

« Творчество в науке» (задание3)

 «Творчество   в искусстве» (задание 3)

25

Урок 25. На пути к жизненному успеху

Урок- прогноз

Успех, удача, талант, усердие, трудолюбие

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху.
Готовимся выбирать профессию.
Выбор жизненного пути.

Поддержка близких — залог успеха. Философ Диоген

Знать сущность  понятия «образ жизни», составляющие элементы  жизненного успеха.

Уметь анализировать текст, решать проблемные и познавательные задачи, составлять план

Решение творческих задач

Материал учебника

§ 14, практикум

Раздел  5.  Родина (4 часа)

26

Урок 26. Что значит быть патриотом

Урок-исследование с элементами дискуссии

Государство, патриот, гражданин, федерация, субъект федерации

Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство.

Что  такое Родина? Жизненный путь В.И.Даля.

Знать:  понятия - федерация, субъект федерации, патриот, сущность патриотизма, его роль в жизни личности и общества. Уметь анализировать, выделять главную мысль, понимать суть тезиса, аргументировать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Проверка практикума

Дидактический  материал

§ 15, задание  3

27

Урок 27. Символика России

Урок-практикум

Символика, герб, гимн,  флаг

Государственная
символика. Роль символики в жизни государства и отдельной личности

Из истории российской  символики

Знать символику РФ, основные положения нормативных актов. Уметь работать с текстом, составлять план, готовить презентацию, проект

Устный  опрос

Презентация

§ 16,

Проекты по темам

«Мой герб», «Герб ОУ»

«Герб района»

28

Урок 28. Гражданин - Отечества достойный сын

Урок лабораторного типа

Гражданин, референдум, выборы

Конституционные обязанности и права гражданина

Подданные в царской России граждане России.

Знать тесную связь понятий «гражданин» и «патриот»; социальный статус гражданина, его конституционные права и обязанности.

Уметь  анализировать, формировать и высказывать свое мнение, участвовать в дискуссии, работать с Конституцией  РФ.

Проверка  творческого  задания

Презентация

§ 17,, вопросы и задания

29

Урок 29. Мы – многонациональный народ

Урок лабораторного типа

Нация, народ, национальность, национализм

Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения.

Многонациональная  культура

Знать, что россияне - многонациональный народ;  единый народ; что национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека; к каждой национальности нужно относиться с уважением.

Уметь объяснять роль национальности в жизни человека, роль наций в обществе, объяснять, аргументировать.  Формулировать свою позицию, участвовать в дискуссии.

Устный  опрос

Материал учебника Презентация  Ганнибал»

§ 18, повторить § 15-17

Мини-проект «Как научиться  жить  в мире»

Раздел 6. . Добродетели (4 часа)

30

Урок 30. Человек славен добрыми делами

Мораль, добро, зло

Мораль. Добро  Зло

Что значит быть добрым человеком. А.Д.Сахаров

Знать  сущность понятия мораль.

Уметь: составлять план, готовить сообщение, составлять рассказ, аргументировать, анализировать произведения искусства и использовать их как источник знаний, давать оценку событиям.

Проверка  проектов

Сказка О. Уайльда «Счастливый Принц»,

§ 19, вопросы и задания

31

32

Урок 31. Будь смелым

Смелость,  страх, мужество

Феномен  страха.  Смелость Сила воли

Смелость города берет.

Знать сущность эмоции страха, научить противостоять ему.

Уметь работать с текстом, составлять речь приводить аргументацию, участвовать в диспуте

Устный  опрос

Пословицы и поговорки о страхе

Эссе «Смелый человек — это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел победить его?»

33

Урок 32. Что такое человечность

Гуманизм.

Гуманизм — уважение и любовь к людям.

Прояви уважение к людям

Знать содержание понятия «гуманизм», примеры проявления гуманного отношения к человеку и миру вокруг него.

Уметь работать с текстом, составлять речь, приводить аргументацию, участвовать в диспуте.

Проверка  эссе

«Маленький Принц» Антуана де Сент-Экзюпери

§ 21, сочинить речь в защиту гуманизма.

34

35

Урок 33.Повторно-обобщающий урок по теме «Добродетели»

Основные  понятия темы

Что такое добро. Главное правило доброго человека. Что такое страх. Смелость города берет. Гуманизм — уважение и любовь к людям

Проблемные  вопросы  темы

Знать основные ценности человека

Уметь  анализировать, формировать и высказывать свое мнение, участвовать в дискуссии

Урок-игра

Дидактический  материал

36

Урок 34. Резерв



Предварительный просмотр:

Утверждено   на педсовете                                                                                                                                             Согласовано на заседании

Протокол №_______ от ________ 201__ года                                                                                                               экспертной группы

Директор школы______________________                                                                                                                  Протокол №_______ от ________ 201_ года                                                            

                                                                                                                                                                                Экспертная группа

                  _____________________ФИО

                                                                                                           _______________ФИО_________________

                                                                                                              _______________ФИО_________________

                                                                                                            ______________ФИО_________________

         

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

 по  обществознанию

6, 8    КЛАСС.

Учитель:  Журавлёва Эльвира Николаевна

ФИО, предмет, категория

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

Квашнинская основная общеобразовательная школа Барабинского района Новосибирской области

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативными документами для составления программы являются:

1)     Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  

2)  приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3)  приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

4)   постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Программа реализует стандарт первого поколения

    Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.

Содержание программного материала

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Изучение обществознания в 8 классе – это третий этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий,  использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.

Формы контроля:

– тестирование;

– задания на выявление операционных жизненных ситуаций;

– моделирование жизненных ситуаций.

Предполагаемые результаты.

В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:

– знания и представления о нормах российского законодательства;

– знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Количество часов в неделю, за год  

 Программа рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю).

Распределение учебного материала в 8 классе

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Личность и общество

5

2

Сфера духовной культуры

9

3

Экономика

14

4

Социальная сфера

5

5

Итоговое повторение

3

Итого

36

Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекта:

1. Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /
Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.

2. Обществознание. 8 класс :  рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2011.

3. Обществознание. 8 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2010.

Реализация рабочей программы способствует:

– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Учебно – методический комплект

Для реализации Программы используется следующее учебно – методическое обеспечение:

Обществознание. 6-9 классы. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др. М.: Просвещение. 2010

Обществознание: человек, право ,экономика:  учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений/ Л.Н.Боголюбов и др.- М.: Просвещение, 2008

Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-9 классы. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др. М.: Просвещение. 2010.  

Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс.- М.: ВАКО, 2009.

Литература, используемая в процессе реализации
рабочей программы

Методические пособия для учителя:

Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.

Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.

Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. – М. : Новая школа, 1996.

Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.  

Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. – М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.

Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М. : Просвещение, 1996.

Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008.

Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2010.

Правовое воспитание школьников: 5–9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. – Волгоград: Учитель, 2006.

Обществознание. Право. Экономика: сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 123 с.

Дополнительная литература для учителя:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.

Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.

Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Политика и право. Школьный практикум. 10–11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод,
В. Ф. Кривошеев. – М. : Дрофа, 1997.

Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.

Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Дыдко, С. Н. Обществознание. 8–11 классы : справ. материалы /
С. Н. Дыдко. – М. : АСТ : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.

Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория  Плюс, 2007.

Учебно-методическое обеспечение

Печатные пособия.

Демонстрационные таблицы:

Человек познает мир.

Внутренний мир и социализация человека.

Человек, природа, общество.

Рыночная экономика.

Развитие общества.

Политическая система общества.

Политическая жизнь общества.

Право.

Социальная система общества.

Взаимодействие людей в обществе.

Культура и духовная жизнь.

В результате изучения курса обществознания  в 8 классе учащиеся должны

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Календарно-тематический планирование для  8-го класса

Разделы, темы, количество часов

Тип урока

Понятия, термины

Элементы содержания

Элементы дополнительные

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид  контроля

Оборудование

Домашнее

задание

Даты

     Глава 1.  Личность и общество   (5 часов)

1

 «Быть личностью»

Урок исследование

Человек, индивид, личность, мировоззрение, интеграция, адаптация, индивидуализация

Признаки индивидуальности, человека, личности. Мировоззрение и жизненные ценности. Факторы, влияющие на выбор профессии. Этапы становления личности

Агенты социализации

Знать  признаки индивидуальности, индивида и личности,  типы мировоззрения, этапы социализации личности

Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

Актуализация знаний

Таблица, схема, иллюстрации учебника, презентация к уроку

§ 1, задания, эссе «Индивидуальность набор красок для шедевра по названию «Личность», но еще вовсе не сам шедевр»

2-3

Общество как форма жизнедеятельности людей

Урок характеристика

Общество,  общественные отношения,  основные сферы жизни общества, традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество

Значение научного понятия «общество». Общественные отношения. Сферы жизнедеятельности людей: экономическая, политическая, социальная, духовная. Роль социальных норм в жизни человека.  Ступени развития общества.

Общество в широком и узком смысле слова.  Взаимоотношения общества и природы.

Знать  сущность общечеловеческих ценностей,  сферы жизнедеятельности общества и государства, роль социальных норм в жизни общества.

Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,   работать с текстом учебника, с презентацией, выделять главное, заниматься проектной деятельностью

Устный опрос, проверка эссе

Схемы: «Основные сферы жизни общества»,  Таблица «Ступени развития общества»

§ 2, задания и вопросы,

Учебный проект «Закон об экологии вашего города»

 4

«Развитие общества»

Урок лабораторного типа

Социальная революция, реформа, глобализация, информационная революция, глобальные проблемы современности

Эволюционное развитие человечества.  Марксизм о роли социальных революций в жизни человечества. Закономерности общественных изменений.  Противоречия и перспективы в развитии человечества в ХХI веке. Глобальные проблемы человечества.

Оценка процесса ускорения общественного развития человечества.

Знать  суть эволюционного развития общества, закономерности общественных изменений,  противоречия  и перспективы  в развитии человечества.

Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Устный опрос

Схема «Глобальные проблемы человечества»

§ 3, вопросы, задания Эссе «Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении».

5

Повторение и систематизация знаний по теме «Личность и общество»

Человек, биосоциальное существо, личность, общество

Понятия «человек» и «общество», «личность». Влияние современного общества на индивида. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

Изменения, происходящие в современном обществе

Знать  влияние современного общества на индивида.

Уметь  сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия

Круглый стол

 Презентация

Вопросы ля повторения

Глава II. Сфера духовной культуры  (9 часов)

6

Сфера духовной жизни

Урок практикум

Духовная сфера жизни общества,  культура, культура личности

Понятие «культура» как достижение человека в преобразовании мира.  Отличительные черты духовной сферы от других сфер общества.  Культура личности  и общества.  Развитие культуры в современной России

Какой мир мы «творим по мере наших сил», и от чего зависит, каков этот мир

Знать сущность понятия «культура», взгляды древних ученых о духовной сфере.

Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания

Тестовый   срез знаний по теме  «Человек и общество»

Статистические данные

§ 4, вопросы и задания к § Эссе «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может»

7-8

Мораль

Урок проблема с элементами дискуссии

Мораль, нравственность, добро, зло,  ценности, моральные нормы, моральный идеал, гражданственность и патриотизм

Что такое мораль, зачем  она нужна людям. Признаки морали. Мораль - общечеловеческая ценность. Взаимосвязь патриотизма и гражданственности. Добро и зло.  

Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Многоликое зло

Уметь сравнивать мораль и нравственность решать познавательные и проблемные задачи. Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии

Устный опрос, проверка эссе

Схема, пакет с дополнительным материалом

§  5,  вопросы и задания к § 5

9

 Долг и совесть

Урок исследование

Долг, объективные обязанности, общественный долг, моральный долг, совесть

Что такое долг. Объективные обязанности. Научный подход к сущности понятия «долг».  Что такое моральный долг. Кто контролирует и оценивает исполнение долга. Что такое совесть и ее роль в жизни человека

Формальное и реальное понимание сущности долга. В вопросах совести  закон большинства не действует

Знать сущность понятий долг и совесть, их роль в жизни человека.

Уметь  работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.

Устный опрос

Схема

§ 6, практикум, проблема

10

Моральный выбор – это ответственность

Урок дискуссия

Моральный выбор, моральная ответственность, оценка и самооценка

Выбор поведения человека и животного. Свобода выбора. Что такое моральный выбор. Взаимосвязь свободы и ответственности.  Гарантии выполнения моральных норм.

Опасность безответственного поведения.

Знать факторы, определяющие выбор человека и животного,  взаимосвязь свободы и ответственности

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, высказывать и отстаивать свое мнение

Решение проблемных заданий

Презентация к уроку

§ 7, учебный проект «Быть или казаться»

11

Образование

Урок практикум

Информационное общество, конкурентоспособность, самообразование

Что такое образование. Возрастание значимости образования  в информационном обществе. Связь конкурентоспособности страны и образования. Основные элементы образовательной системы РФ.

Основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества. Непрерывное образование – ключевая задача общества

Знать сущность структуры и роль образования в современном обществе, элементы образовательной системы  РФ

Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать

Устный опрос

Схемы, таблица

§ 8, вопросы и задания Эссе «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству»

12

Наука в современном обществе

Наука, естествознание, технознание, обществознание, человековедение, нравственные принципы ученого

Наука как особая система знаний. Отличительные черты науки как системы государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих  и распространяющих научные знания. Роль науки в современном обществе.

Нравственная ответственность и принципы ученых

Знать отличительные черты науки,  ее возрастающую роль в жизни общества.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии,  решать проблемные

Тестирование

Презентация к уроку

§ 9, вопросы и задания Эссе «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак»

13

Религия как  одна из  форм культуры

Религия,  вера, религиозная вера,  обряды, молитва догматы, секта свобода совести, атеизм

Что такое религия. Характерные черты религиозной веры. Роль религии в жизни общества.  Основные виды религиозных организаций.  Сущность принципа свободы совести.

Реализация принципа совести в современной России

Знать сущность религиозных представлений о мире и обществе, характерные черты религиозной веры.

Уметь  работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Устный опрос, проверка эссе

Схема «Религиозные организации и объединения»

§ 10, вопросы и задания, подготовиться к обобщению знаний по главе

14

Обобщение и систематизация по теме «Сфера духовной  культуры»

Понятия по теме

Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры

Знать сущность основных сфер жизни и деятельности  людей.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии,  решать проблемные

Семинар

Пакет с дидактическим материалом

Повторить выводы к главе

Глава III. Экономика  (14 часов)

15

Экономика и ее роль в жизни общества

Урок лекция

Потребности, ограниченность ресурсов, экономические блага, предметы потребления, средства производства, альтернативный выбор, альтернативная стоимость.

Потребности и ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов. Свободные и экономические блага. Экономический выбор. Альтернативная стоимость

Влияние экономики на поведение людей. Роль информационных ресурсов в наши дни.

Знать главные вопросы экономики, сущность экономики как науки.

Использовать приобретенные знания для  полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Актуализация темы

Схемы «Жизненные блага»

§ 11, эссе на тему: «Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние – вещь, необходимая для счастья»

16

Главные вопросы  экономики

Урок лекция

Экономическая эффективность, экономическая система, традиционная, рыночная, командная экономика

Главные вопросы экономики: что производить, как производить, для кого производить. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Смешанная экономика.

Соотношение экономической роли государства и рынка  в управлении экономикой

Знать сущность экономической эффективности общества, типы экономических систем

Уметь  сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Устный опрос, проверка эссе

Схемы «Главные вопросы экономики», «Экономические системы»

§ 12, вопросы и задания

17

Собственность

Урок практикум

Имущественные отношения, собственность, владение, использование, распоряжение, физические и юридические лица, формы собственности

Имущественные отношения. Сущность понятия собственности как экономической и юридической категории. Формы собственности: частная, коллективная, общественная, муниципальная, государственная. Защита права собственности.

Сравнительный анализ рыночной и плановой экономик

Знать сущность имущественных отношений в обществе, типы формы собственности, способы защиты права собственности

Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Тестовый опрос

Схемы «Виды собственности», «Собственность»

§ 13., вопросы и задания  Эссе «Гражданин без собственности не имеет отечества».

18-19

Рыночная экономика

Урок деловая игра

Рынок, конкуренция, спрос и предложение, диктатура цен, предложение, рыночное равновесие

Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке.  Рыночное равновесие.  Механизм установления рыночной цены. Принцип «невидимой руки»  рынка. Основные функции цен

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции

Знать,  что такое рынок, условия успешного функционирования  рыночной экономики.

Объяснять взаимосвязи изученных экономических  объектов Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Тестовый опрос и  проверка эссе

Схема «Рынок и условие его функционирования»

§ 14,  вопросы и задания  

20

Производство – основа  экономики

Урок -  деловая игра

Продукт, товар, потребительная стоимость, меновая стоимость, услуги, факторы производства, специализация, капитал

Роль производства в  экономике.  Главный источник экономических благ.  Товары и услуги.   Факторы производства. Распределение труда и   специализация.  

Современные отрасли экономики

Знать основы производства, источники экономических благ

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника,  работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Устный  опрос

Таблица, презентация

§ 15, вопросы и задания  

21

Предпринимательская  деятельность.

Урок исследование

Предпринимательство, фирма. малое предпринимательство

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Экономическая сущность малого бизнеса, его роль в экономике.

Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Проблемы российских «челноков»

Знать основы и сущность предпринимательской деятельности.

Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Устный опрос

Схемы «Фирмы»

§ 16, вопросы и задания Эссе «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения денег»

22

Роль государства в экономике

Урок деловая игра

Налог, прямые налоги, бюджет, государственный долг,  дефицит бюджета, облигация

Экономическая роль государства. Поддержание государственных институтов. Налоги как источник доходов федерального правительства. Виды налогов Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение.

Анализ способов воздействия государства на экономику. Проблема платежей налогов в пользу государства

Знать роль государства в экономике страны, способы влияния на экономику.

Использовать приобретенные знания  для  полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника,  работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Устный опрос

Схема «Виды налогов», «Государственный бюджет»

§ 17,  вопросы и задания к § 15

23

Распределение доходов

Урок  деловая  игра

Прожиточный минимум, поляризация доходов, минимальный  размер  оплаты  труда

Доходы  граждан  и прожиточный  минимум.   Проблема неравенства  доходов.  Перераспределение  доходов.  Экономические меры  социальной поддержки   населения.  

Государственное регулирование занятости и помощь безработным.

Знать основные принципы распределения доходов в обществе, экономические  меры социальной поддержки населения

Использовать приобретенные знания  для первичного сбора и анализа информации. Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Тестовый  контроль

Таблица «Доходы  граждан»

§ 18, планирование  модели бюджета своей будущей семьи

24

Потребление

Урок  исследование

Потребление, семейное потребление,  социальное страхование, потребитель

Факторы влияния на объем и структуру  потребительских  расходов. Структура расходов потребителей и степень благосостояния граждан той или иной страны. Виды страховых услуг. Защита прав потребителей в России.

Прямая связь между  доходом и потреблением

Знать структуру расходов потребителей и факторы  влияния на структуру расходов.

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника,  работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Проверка модели семейного бюджета

Документы  к параграфу

§ 19,  вопросы и задания

25

Инфляция  и семейная  экономика

Урок с элементами деловой игры

Инфляция,  номинальный  доход,  реальный доход,  сбережения, банковский  кредит, потребительский кредит

Влияние инфляции на доходы населения. Реальный и номинальный доходы.   Формы  сбережения  граждан.  Банковские  услуги,  предоставляемые  гражданам.  Семейные сбережения.  

Государство и сбережения граждан

Знать сущность инфляции и ее влияние на  жизнь общества.

Объяснять взаимосвязи изученных экономических  объектов Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Устный опрос

Схема «Формы сбережения  граждан»

§  20, практические задания к параграфу

26

 Безработица,  ее причины  и последствия

Урок - практикум

Безработица, занятость, сезонная безработица

Безработица -  спутник  рыночной  экономики.  Причины  безработицы. Экономические и социальные  последствия безработицы.  Роль государства  в обеспечении занятости.

Безработица: «за» и «против». Конкурентоспособность в условиях рынка.

Знать виды, причины и последствия безработицы

Уметь  сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии

Тестовый контроль

Пакет с документами

§  21, практические задания к параграфу

Эссе «В пользе  безработицы больше всего уверены те, кто не  знаком  с ней  по личному  опыту»

27

 Мировое  хозяйство  и международная  торговля

Мировое хозяйство, внешнеторговый  оборот,  фритрейдерство, курс валюты

Мировое хозяйство. Внешняя торговля.  Внешнеторговая политика.   Обменные  курсы  валют.  Условия влияния на обменный  курс валюты.

Особенности  политики протекционизма  и свободной  торговли.

Знать основы мирового хозяйства и  международной торговли

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии,  решать проблемные

Устный опрос

Пакет с документами

§  21, практические задания к параграфу

28

Повторно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера»

Основные понятия темы

Становление рыночного общества в России

Общее и особенное в ходе становления рыночной экономики

Знать основы экономической деятельности  человека

Решать познавательные и практические задачи на изученный материал

Тестирование

Пакет с тестами

Раздел IV. Социальная сфера  (6 часов)

29

Социальная структура  общества

Урок лекция

Социальная структура, социальная группа, социальная мобильность,

Социальная структура как общества. Социальная  мобильность: горизонтальная и вертикальная.  Многообразие социальных групп. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Социальные  конфликты  и пути их разрешения.

Проблемы формирования социальной идентичности. Квазигруппы.

Знать социальную структуру, социальные группы и причины социальных  конфликтов.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов  Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать

Актуализация темы

Схема «Социальная мобильность»

§ 23,  практикум

Эссе «Не неравенство  тягостно,  а зависимость»

30

  Социальные статусы и роли

Урок исследования

Социальный статус,  предписанный и достигаемый статусы, социальная роль, санкции,  гендерные роли

 Социальная позиция  человека  в  обществе. Социальный статус:  приписанный, достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальная  роль.  Санкции. Гендерные роли.

Проблема взаимосвязи статуса и роли. Статусные символы и знаки отличия.

Знать сущность социального статуса человека, особенности социального статуса подростков, основные социальные  роли.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов  Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Письменный опрос

Схема «Социальный статус», таблица

§ 24,  практикум

31

 Нации и межнациональные  отношения

Урок исследование

Этническая группа,  нации, народности, этнос, национальная гордость

Нация.  Соотношение  понятий  «нация» и «этнос». Национальные традиции. Причины  межнациональных конфликтов и их последствия. Способы предотвращения межнациональных конфликтов.

Проблемы межнациональные отношения в современном обществе

Знать сущность межнациональных отношений, их сложности

Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника,  работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Устный опрос

Документы

§ 25, практикум

32

Отклоняющееся поведение

Урок исследование

Отклоняющееся поведение. Алкоголизм.  Наркомания.

Разновидности отклоняющегося поведения. Основные причины  распространения  алкоголизма  и наркомании. Влияние негативного отклоняющегося поведения на личность.

 Позитивное и негативное отклоняющееся поведение

Знать сущность и причины отклоняющегося поведения, факторы, влияющие на поведение человека.

Использовать приобретенные знания  для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Устный опрос

Документы

§ 26, эссе «Не бойся  Бога - бойся самого себя. Ты  сам творец  своих благ  и причина  своих  бедствий». »

33

Обобщение по теме «Социальная сфера

Понятия  по  теме

Социальная  структура общества. Социальные статусы и роли.  Нации и межнациональные  отношения. Отклоняющееся поведение.

Социальная мобильность и общественное неравенство.

Знать основы социальной жизни общества.

Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; составлять таблицы, работать с текстом учебника,  работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ

Проверка эссе, решение проблемных заданий.

Дидактические задания

Вопросы к главе

34

Урок   обобщения

Нации и межнациональные  отношения. Отклоняющееся поведение.

Уметь объяснять

Знать основные теоретические и практические знания по курсу

Проверка эссе, решение проблемных заданий

Дидактические задания

Вопросы

35

36

Урок обобщения за курс Обществознания за 8 класс

Основные понятия за курс 8 класса

Личность и общество. Сфера духовной культуры.  Экономика.  Социальная сфера.

Проблемные вопросы курса

Знать основные теоретические и практические знания по курсу

Уметь работать с текстом учебника,  работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 8 классе.

Развернутое календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 8 классе по учебнику Л.Н. Боголюбова....

Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 9 классе.

Развернутое календарно- тематическое планирование уроков обществознания в 9 классе по учебнику Л.Н. Боголюбова....

Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 7 класса к учебнику Кравченко

Календарно-тематическое планирование к учебнику Кравченко. Предназначено для учителей основной школы. Разработано на основе программы по обществознанию Кравченко, Хромовой....

Календарно - тематическое планирование по обществознанию в 6 классе

Календарно – тематическое планирование учебного курса  по обществознанию в 6 «А» классе.Пояснительная запискаКоличество часов в неделю – 1, в год – 34.Учебник – А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Общест...

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8-9 классы (коррекционные классы VIII вид)

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8-9 классы (коррекционные классы VIII вид) с видами практических работ и формой контроля...

Модульное календарно-тематическое планирование по обществознанию в 8 классе ( учебник:Л.Н.Боголюбов и др. "Обществознание" 2015 г.)

Модульное преподавание даёт возможность оценивать знания учащихся независимо от окончания четверти или триместра....