"Специальный корреспондент"
материал по теме

Клименко Ольга Павловна

Программа курса по выбору, предназначенная для учащихся старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_spetsialnyy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Программа

                      курса по выбору «Специальный корреспондент»

                                             Пояснительная записка

Общение – вот то, без чего не в силах прожить ни один человек, тем более подросток. Общение, как деятельность выходит в этом возрасте на первый план. Курс «Специальный корреспондент» основан на технологиях, которые предполагают общение: в парах, в группах, со сверстниками и взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми - деятельностный подход, рефлексию и саморефлексию, что позволит ученику выстроить свое живое знание.  

Курс по выбору опирается на знания, умения, полученные на уроках развития речи по русскому языку и литературе, а также общенаучные интеллектуальные умения и навыки, приобретенные на разных предметах.

Цель:

создание условий для сознательного самоопределения ученика в выборе профессии, профиля для дальнейшего обучения, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

              1. создание условий для внутренней мотивации учащихся к созданию творческих работ;

              2. предоставление возможностей для освоения теории и практики написания сочинений газетных жанров;

              3.накопление собственного знания;

              4.обеспечение условий для анализа своей деятельности и самокоррекции.

                                              Ожидаемые результаты:

1.Развитие учебных навыков: писать творческие работы разных жанров; пользоваться исследовательскими умениями; анализировать высказывания других, аргументировать, доказывать, задавать уточняющие вопросы, вести полемику и т.д.

2. Развитие навыков коммуникативной деятельности: толерантность; рождение нового знания в общении с другими; социальная адаптация; поиск выхода из проблемной ситуации.

3.Создание профессиональных компетенций: сущность понятий - публицистика, интервью, статья, очерк, репортаж, социальное исследование, заметка; методика написания творческих работ газетных жанров; навыков общения с разными людьми; знание о себе, своих качествах, способах саморазвития.

4.Выпуск школьной газеты по результатам своей творческой деятельности с использованием компьютерных технологий.        

                Действие – реализация программы требует от учителя и ученика перестройки отношений. Учитель отслеживает процесс познания через диалог с учеником.

                                           Учебно-тематическое планирование        

тема

Количество часов

Содержание работы

1

Представление курса, целеполагание.

2

Беседа. Работа в группах

2

Заметка в газету. Особенности жанра

2

Обсуждение и написание

3

Интервью. Цели, задачи, композиция

2

Литературная мастерская, устное сочинение-интервью

4

Правила общения корреспондента с интересующими людьми

1

Умение вести диалог

5

Статья в газету

2

Исследовательская работа, написание статей учащимися по желанию индивидуально, по парам, по группам

6

Совершенствование написанного. Приемы правки.

6

Консультация учителя, коррекция и самокоррекция работ

7

Репортаж. Стилистика, язык

4

Приемы написания репортажа. Письменные работы

8

Портретный очерк: герой, язык, композиция, цель, задачи

2

Исследовательская работа, написание сочинений очерков

9

Фельетон, приемы сатирического изображения: юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика

2

Написание сочинений-фельетонов

10

Проект школьной газеты «Классный вестник»

11

Работа над проектом «Классный вестник»

                                              Содержание программы курса

        тема

Содержание процесса

Представление курса. Встреча с журналистом

Определение целей личностного развития,

Уточнение содержания курса.

Беседа по вопросам: как стать хорошим журналистом, что такое свобода творчества?

Заметка в газету

Осмысление понятия «заметка». Анализ газетного материала. Сопоставление собственной деятельности с деятельностью других через диалог. Написание творческой работы.  

Интервью. Особенности жанра: цель, композиция, стиль, язык, герои

Мотивация учащихся на творческую деятельность через обращение к ассоциативному мышлению.

Анализ газетного материала (интервью) в группах с целью осмысления термина «интервью» и обнаружению обсуждения данного жанра.

Представление результатов своей деятельности в группе.

Составление памятки «Как написать хорошее интервью?»

Проба пера

Правила общения корреспондента с интересующими людьми

Конструирование коммуникативной ситуации «Я беру интервью»

Деловая игра.

Рефлексия по поводу собственных навыков общения с разными людьми.

Статья в газету

Анализ газетного материала. Стиль и лексика написания газетной статьи.

Проба пера.

Совершенствование написанного.

Приемы правки

Знакомство с разными приемами правки письменных работ. Коррекция и самокоррекция письменных работ.

Репортаж

Определение особенностей жанра. Лексика и стилистика.

Написание творческих работ. Обсуждение написанного. Правка.

Портретный очерк

Мотивация учащихся на творческую деятельность. Анализ газетного материала. Специфика жанра.

Составление памятки «Как написать хороший очерк?»

Фельетон : темы, проблемы, приемы сатирического изображения

Анализ газетного материала. Написание творческих работ. Анализ первых творческих работ

                                                      Литература:

1.Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. М.,1997г

2.Макаров В.И. Словарь лексических трудностей  художественной литературы.М.,1993г.

Resource id #4076

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Школьный корреспондент"

Цель работы кружка:развитие письменной речи учащихся,составление текстов в общешкольную газету, сотрудничество с городскими изданиями....

Православная культура – духовная основа воспитания подростков (интервью корреспонденту районной газеты)

Это интервью, данное корреспонденту районной газеты год назад, вызвало большой интерес читателей. Предлагаю его более широкой аудитории.Упоминаемые в интервью материалы можно найти по ссылкам:Авторски...

"Чёрный ящик" и "Белый лист" - эффективные педагогические приёмы реализации дополнительной образовательной программы "Обучение юных корреспондентов"

Краткое описание технологических приёмов из собственной методики преподавания основ журналистики....

Презентация "Военные корреспонденты"

В презентации представлены наиболее известные журналисты периода ВОВ....

разработка урока английского языкав 5 классе "Встреча с корреспондентами журнала"по УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English"

Разработка урока в 5 классе «Встреча с корреспондентами журнала» может быть использована коллегами при  изучении темы «Семья», «Черты характера» в разделе «Узнаем  больше друг о друге»...

Программа деятельности кружка "Собственный корреспондент"

Цель кружка "Собственный корреспондент" -  это просветительская деятельность ученика через выпуск школьных стенгазет, чтобы каждый приходящий в школу ученик, учитель, родитель и гость могли ознак...