Мобильный класс в образовательном пространстве школы
методическая разработка по теме

Пруцкая Людмила Алексеевна

Краткое описание мобильного класса, его место в образовательном пространстве, действия по его установке и эксплуатации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mobilnyy_klass_v_shkole.docx319.86 КБ
Microsoft Office document icon oformlenie_titulnogo_lista.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Мобильный класс в образовательном пространстве школы.

Информатизация школы сегодня – это инновационный процесс, связанный с изменением содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к жизни в информационном обществе. В 90-х годах мы столкнулись с компьютерным бумом, который привел в школы компьютерную технику, во втором десятилетии XXI века все мы являемся участниками разворачивающегося сегодня очередного этапа цифровой революции: планшетные компьютеры, или «таблетки», ноутбуки и нетбуки, коммуникаторы и Интернет в очередной раз меняют нашу жизнь..

В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:

-  вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

- совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

- широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

- свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся начальной школы, а для учителей стали нормой работы – это является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Этому способствует техническое оснащение школы: интерактивные доски.  мультимедийное оборудование имеются в каждой аудитории школы.

В школе 2 компьютерных класса и 1 цифровая лаборатория «Архимед»,  имеется  электронный микроскоп, а наличие в лаборатории  персональных компьютеров, позволяет проводить физические, биологические, химические  опыты, с подключением приборов к ним.

Для начальной школы использование ИКТ означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников

К приобретению  мобильного класса мы пришли совершенно осознано, потому что  информационные технологии стали  необходимостью,  учителя ясно видят, что они не только облегчают процесс обучения, но и делают его интереснее, разнообразнее, быстрее.

Особенности мобильного компьютерного класса

Комплект мобильного компьютерного класса сохраняется в мобильной тележке-сейфе, мобильные компьютеры учащихся расставляются на столах и объединяются в беспроводную сеть с возможностью выхода в Интернет.

Работу мобильного компьютерного класса поддерживает специальное программное обеспечение для коллективной работы (CRMS), позволяющее преподавателю руководить действиями учеников со своего компьютера.

После завершения занятия компьютеры возвращают в тележку, в которой предусмотрено централизованное подключение к электросети и внутренняя разводка для подзарядки аккумуляторов мобильных компьютеров во время хранения

Возможности мобильного компьютерного класса

МКК предоставляет учителю возможности:

  • свободно перемещать оборудование из одного помещения в другое и быстро разворачивать компьютерный класс;
  • произвольно располагать компьютеры в классе во время занятий или лабораторных работ;
  • мониторить рабочие столы компьютеров учащихся и при необходимости брать на себя управление ими;
  • управлять индивидуальной и групповой работой учащихся во время урока
  • проводить опросы.

Индивидуальная работа

МКК является идеальной средой для организации индивидуальной работы учащихся. Наличие на каждом рабочем месте персонального компьютера позволяет преподавателю готовить и выдавать персональные задания учащимся; а учащимся - выполнять работы самостоятельно в удобном для них темпе.

В процессе индивидуальной работы учащийся может получить консультацию учителя; а учитель  отследить процесс выполнения задания.

Если учитель заметил, что учащийся выполняет действия, не предусмотренные программой урока, он может остановить отдельные действия учащегося, вплоть до полного блокирования компьютера.

Групповая работа

Групповая работа на уроке – это форма организации учебно-познавательной деятельности, которая предусматривает функционирование малых групп, работающих как над общим, так и над специфическим заданием. Учитель следит за выполнением задания группой со своего компьютера. После завершения выполнения задания учитель может транслировать его результаты всей аудитории так как компьютер легко подключается к интерактивной доске..

Проектная работа

Так как предыдущая работа экспериментальной площадки школы была «Метод проектов как способ развития познавательного интереса исследовательской и творческой деятельности учащихся в учебной и внеклассной работе», то учителя и обучающиеся с удовольствием продолжают работать   в этом направлении.

Цель проектной работы - применение на практике полученных знаний, приобретения опыта командной работы над решением поставленной учителем задачи.

Работа над проектом состоит из следующих этапов:

  • организация участников проекта;
  • выполнение проекта;
  • презентация проекта;
  • подведение итогов проектной работы.

Основной задачей этапа выполнения проекта является работа с информацией: ее поиск, обсуждение и документирование. Каждый учащийся предоставляет найденный материал всей группе для обсуждения и обработки. Задача учителя  на данном этапе - мониторинг процесса групповой работы и при необходимости помощь в поиске информации.

Организация  работы мобильного компьютерного класса.

Решение организовать компьютерный класс для начальной школы поставило перед нами ряд организационных и технических задач:

  1. С чего начать?
  • Где расположить мобильный класс?
  • Определить ответственность и круг заинтересованных лиц.
  • Определить круг задач, которые будут решаться с помощью мобильного класса.
  • Как составить расписание занятий для всех  классов начальной школы.
  • Составить стратегию сохранения работ учащихся.
  • Решить кадровые и нормативные вопросы.
  1. Обучение учителей компьютерной грамотности.
  2. Подготовка учителей к работе с новым оборудованием.
  3. Наличие программного обеспечения и работа с ним.

1. С чего начать?

Где расположить мобильный класс? Такой вопрос сразу заставил испытать некоторые неудобства учителей начальных классов: всем хотели,  чтобы оборудование стояло именно в их кабинете. Это создавало бы некоторые преимущества для работы с ним, однако и неудобств тоже хватало. Поскольку помещение школы позволяло – то решили для этой цели выделить отдельную аудиторию.

Аудитория, в которой  размещается мобильный класс, оборудована в соответствии с Санитарными правилами и нормами. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам. Санитарно - эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10;»

Разработали стратегию ответственности при проведении занятий в классе, порядок и условия их проведения (санитарные нормы работы за компьютером), составили стратегию сохранения работ обучающихся, круг заинтересованных лиц (выразили желание работать в этом классе все учителя начальной школы).

В рабочих программах учителя наметили задачи, которые будут решаться с помощью этого мобильного класса.

Расписание составляется на неделю, в зависимости от заявки проведения урока в этом классе.

При проведении занятий  в этой аудитории  обязательно находятся:  учитель и технический работник по обслуживанию ВТ.

2. Обучение учителей компьютерной грамотности.

С этим вопросом трудности не возникло, так как согласно программе информатизации школы в 2011 году для всех учителей школы были организованы курсы компьютерной грамотности на базе ИМЦ района. Практика работы по применению ИКТ в работе учителей школы есть у всех.

3. Подготовка учителей к работе с новым оборудованием.

Перед началом нового учебного года для учителей начальной школы были организованы практические семинары по работе с новым оборудованием: камера, фотоаппарат, сканер.

4. Наличие программного обеспечения.

При покупке мобильного класса  (30 ноутбуков), одновременно было закуплено и программное обеспечения.

Это диски по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир,  музыка и ИЗО, внеклассная работа: конструирование, космос и т.д.

Материалы ПО соответствуют Федеральным Государственным Образовательным Стандартам и включают в себя материалы для обучения в системе начальных классов.

  1. Электронное учебное пособие: Русский язык для 1 класса Содержат задания и  материалы не менее чем к 54 урокам, алфавит, практические занятия, справочный материал. Соответствие ФГОС НОО.
  2. Электронное учебное пособие: Литература для 1 класса. Соответствие ФГОС НОО. Помогает объяснить значения слов, важных для понимания художественных произведений, и ответить на вопросы которые могут возникнуть на уроках литературы.

Объясняемые слова расположены по алфавиту.

Все цитируемые произведения представлены в учебниках и хрестоматиях по литературе для 1-4 классов.

Имеется возможность работы с использованием интерактивной доски.

  1. Электронное учебное пособие: Математика для 1 класса содержит задания по математике: Отношение между предметами, Число и счет,  Арифметические действия с числами, Работа с текстовыми задачами, Геометрические фигуры, Работа с информацией, Логико-Математические задачи, Элементы арифметики, Решение тестовых задач, Геометрические понятия, Логико-математические задачи. Имеет возможность работы с использованием интерактивной доски. Соответствие ФГОС НОО.
  2. Электронное учебное пособие: Окружающий мир.  для 1 класса. Сдержит разделы  с фотографиями и заданиями: Этот удивительный мир, Я и другие люди, Родная природа, Труд людей, Наша Родина, Твое здоровье.
  3. Электронное учебное пособие: Русский язык для 2 класса. Соответствие ФГОС НОО.
  4. Электронное учебное пособие: Математика для 2 класса  . Соответствие ФГОС НОО.
  5. Электронное учебное пособие: Окружающий мир.  для 2 класса
  6. Электронное учебное пособие: Для изучения астрономии для  детей дошкольного и младшего школьного возраста. знакомит детей  с загадочным миром открытого космоса. Программа содержит три интерактивные мастерские, способствующие созданию творческой, познавательной, развивающей среды, в которой ребенок может фантазировать и воплощать свои замыслы на любые космические темы: Программа может быть использована и для предмета «Окружающий мир и для внеклассной работы.

Космическое творчество – моделирование космического пространства, создание коллажей и сюжетов звездного неба с планетами, спутниками, ракетами и другими космическими объектами.

Летим в космос – творческая работа с использованием специальных разверток для моделирования из бумаги объемного космического корабля, ракеты, спутника или станции для создания собственной игры или настольного театра на тему космоса.

Космонавты – создание моделей кукол-космонавтов по замыслу ребенка с использованием различных элементов мимики лица, фрагментов костюма космонавта (скафандров, шлемов и др.); созданные объемные куклы–космонавты могут стать яркими персонажами вариативных детских настольных игр на тему космоса.

Каждая мастерская имеет два уровня сложности, что позволяет использовать ее в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими различные возможности, навыки и особенности в развитии. Использование во внеурочной деятельности.

  1. Электронное учебное пособие: Для изучения истории для  детей дошкольного и младшего школьного возраста. Содержит материалы как выглядели наши далекие предки, что привело нас к вершинам современной цивилизации и так ли она совершенна по сравнению с некоторыми древними цивилизациями? Одно из бесспорных отличий современных людей от предшественников – возможность совершить виртуальное путешествие в прошлое. Маленьких исследователей, которые хотят заглянуть в прошлое и все увидеть своими глазами, ждет более семисот статей, посвященных выдающимся людям, целым народам и государствам. Дети смогут разобраться в ключевых событиях различных этапов развития цивилизации и их последствиях, а также почерпнуть новые знания. А самое главное – энциклопедия поможет ответить на вопросы о том, как раньше жили люди и какие открытия они совершили на пути прогресса.
  2. Электронное учебное пособие:  включает  в себя набор интерактивных дидактических игр для закрепления знаний и навыков по основных учебным предметам с 1 по 4 классы: русский язык, математика, окружающий мир.

Оптимальное сочетание учебных и игровых элементов

Более 3000 заданий разного уровня сложности по разным темам

Возможность для педагога самостоятельно определять сценарий занятия и изменять содержание интерактивных заданий

Раздел с развивающими играми для тренировки мышления, внимания, памяти.

Сохранение статистических результатов, ведение рейтингов учащихся.

Режим организации работы двоих учеников за одним компьютером.

Звуковые и письменные инструкции и подсказки для учеников.

Методическое руководство для учителя.

Возможность работы по локальной сети.

  1. Электронное учебное пособие: Орфография  

Помогает  учащимся изучить правила русской орфографии, фонетики и графики, расширить словарный запас и повысить грамотность письма с помощью специальных орфографических алгоритмов, мнемонических стихов и цифровых словарей. Основные теоретические сведения представлены в информационно-обучающих модулях, которые включают разнотипные упражнения, в том числе эвристического типа, и обучающие игры. Должно также содержать специальные модули тренинга и тестирования, которые предоставляют учителю возможность пополнять и редактировать базу данных, создавать собственные тренинги и контрольные диктанты, а также средства оценивания и учета успехов учащихся. Соответствие ФГОС НОО.

  1. Электронное учебное пособие: Музыка

Имеет возможность изучать   музыкальное искусство,  рассматривается в контексте других видов творчества: искусство театра, прослушивание и прочтение стихотворений, сказок, исследование работ великих художников, соприкосновение с искусством цирковых представлений. Благодаря такому подходу к изучению материала программа поможет сформировать у учащихся интерес к культурному наследию нашей страны, понять значимость музыки в мире искусства. Должен иметь возможность работы с использованием интерактивной доски.

  1. Электронное учебное пособие: Окружающий мир  

В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа научит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Также малыш познакомится с основами письменной речи, увидит связь буквы и звука, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Должен иметь возможность работы с использованием интерактивной доски.

  1. Электронное учебное пособие: Математика  

Первое знакомство со сложением и вычитанием. Арифметические действия с числом 1.  Арифметические действия с числом 2. Состав числа 2, Изучаем приемы вычислений, Знакомство с компонентами сложения, Начало знакомства с задачей как особым видом задания, Запись решения задачи. Составление задачи по рисунку, Знакомство с таблицами сложения и вычитания. Выполнение арифметических действий с числом 2, Закрепление навыка решения примеров с числом 2, Решение текстовой задачи арифметическим способом, Выполнение арифметических действий с числом 3, Знакомство с компонентами вычитания. Закрепление навыка решения примеров с числом 3, Состав чисел 6 и 7, Единицы измерения массы, Выражение длины в разных единицах измерения (сантиметрах и дециметрах), Знакомство с понятиями единица и десяток, Решение задач, Решение задач в два действия, Итоговое повторение, Задания на сообразительность

  1. Электронное учебное пособие:  Окружающий мир

Ориентировано на учащихся 1–4-х классов начальной школы и охватывает ряд наиболее сложных для усвоения и интересных для изучения тем об окружающем мире, его разнообразии и изменчивости. Материалы пособия позволят учителю использовать их на различных  этапах изучения предмета.

К школьной медиатеке  добавилась и это ПО. Учителя были ознакомлены с новым ПО.

Так как работа  по использованию ИКТ в начальной школе ведется уже третий год, то и учителя имеют уже свои разработки ПО, которые могут использоваться  на этих уроках.

С 1 сентября 2013-2014 учебного года начал работать  мобильный интерактивный кабинет для начальной школы.   Учитель может в режиме «on-line» наблюдать за работой учеников и в индивидуальном порядке корректировать задания, ориентируясь на темп и уровень успеваемости каждого ребенка. Ноутбук легко подключить к интерактивной доске, цифровой фото- или видеокамере, что добавляет урокам наглядность и делает учебу увлекательнейшим занятием.

Ну а как же «мобильный класс»? Ведь само это название подразумевает его мобильное использование в любой аудитории.

30 ноутбуков позволяют при необходимости установить некоторое их количество в любом классе начальной школы, например,  для работы в группах, для «прилюдного» ответа на тест, для подготовки и проведении внеклассных мероприятий.

Кабинет работает всего 4 месяца. Процесс этот сложен и требуется немало времени для его осмысления, и пока еще незначительное время  работы мобильного класса в школе явно не достаточно, чтобы делать какие-либо выводы, но его использование дает несравнимые возможности для развития творческих и интеллектуальных способностей  обучающихся.

                        Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 337 Санкт-Петербурга    Пруцкая Л.А.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  №337

Невского района Санкт-Петербурга

Методические указания по подготовке и оформлению рефератов, докладов и научных работ.

.

.

Санкт-Петербург

2011 год


1. Общие требования оформления текстовых документов

1.1 Рефераты, курсовые исследовательские, прочие  работы относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст (текст, разбитый на графы, таблицы, ведомости, спецификации и т.п.) и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики, чертежи, фотографии и т.п.).

1.2 Оформление реферата, курсовой исследовательской работы должно быть произведено по ГОСТ 7.32.

1.3 Текст излагается на одной стороне белой писчей бумаги формата А4 (210 297). Текст может выполняться печатным способом с использованием компьютера и принтера через полтора интервала.

- Шрифт Times New Roman. Цвет шрифта должен быть чёрным, высота букв, цифр и других знаков  не менее 1,8 мм (кегль не менее 12).

- Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры.

По всем сторонам листа оставляют поля от края листа: Размеры: левого поля - 30 мм; правого поля - 10 мм;   верхнего поля - 20 мм;  нижнего поля - 20 мм.

2. Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов в текстовых документах

2.1 В работах - нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул, приложений осуществляется арабскими цифрами без знака №.

2.2 Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре верхней части листа, либо в левом верхнем углу, без слова страница (стр., с.) и знаков препинания.

2.3 Титульный лист и листы, на которых располагают заголовки структурных частей работ "РЕФЕРАТ", "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ", "ПРИЛОЖЕНИЯ","РЕЦЕНЗИЯ", "ОТЗЫВ" не нумеруют, но включают в общую нумерацию работы.

2.4 Текст основной части реферата, либо другой работы делят на разделы, подразделы, пункты и подпункты.

2.5 Заголовки структурных частей работ "РЕФЕРАТ", "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ", "ПРИЛОЖЕНИЯ","РЕЦЕНЗИЯ", "ОТЗЫВ" и заголовки разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и писать (печатать) прописными буквами, не подчеркивая.

2.6 Заголовки подразделов и пунктов печатают строчными буквами (первая - прописная) с абзаца и без точки в конце. Заголовок не должен состоять из нескольких предложений. Переносы слов в заголовках не допускаются.

2.7 Расстояние между заголовками и текстом при выполнении работы печатным способом - 3-4 межстрочных интервала (межстрочный интервал равен 4,25 мм), расстояние между заголовками раздела и подраздела - 2 межстрочных интервала.

2.8 Каждую структурную часть дипломной и курсовой работы и заголовки разделов основной части необходимо начинать с новой страницы.

2.9 Разделы нумеруют по порядку в пределах всего текста, например: 1, 2, 3 и т.д.

2.10 Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например: 1.1, 1.2 или 1.1.1, 1.1.2 и т.д.

2.11 Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например: 1.1.1.1, 1.1.1.2 и т.д.

2.12 Если раздел или подраздел имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

2.13 После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте работы ставится точка (в отличие от стандарта).

3. Таблицы

3.1 Таблицу помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Слово "Таблица" и ее номер размещают слева в одной строчке с названием таблицы. Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах всей работы, например: Таблица 1 или в пределах раздела, например: Таблица 2.3. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют. На все таблицы в тексте должны быть приведены ссылки, при этом следует писать слово "Таблица" с указанием ее номера, например: в соответствии с таблицей 1.3.

3.3 Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся. Заголовки и подзаголовки таблиц точки не ставятся. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Графу "Номер по порядку" (№ п/п) в таблицу включать не допускается.

3.5 При делении таблицы на части и переносе их на другую страницу допускается головку или боковик таблицы заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. Слово "Таблица" указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут "Продолжение таблицы" или "Окончание таблицы" с указанием номера таблицы.

3.6 Располагают таблицы на странице обычно вертикально. Помещенные на отдельной странице таблицы могут быть расположены горизонтально, причем головка таблицы должна размещаться в левой части страницы. Как правило, таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями.

3.7 Если текст, повторяющийся в разных строках графы, состоит из одного слова, его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее - кавычками.

3.8 При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

3.9  Примечания к таблице (подтабличные примечания) размещают непосредственно под таблицей в виде: а) общего примечания; б) сноски; в) отдельной графы или табличной строки с заголовком.

3.10 Выделять примечание в отдельную графу или строку целесообразно лишь тогда, когда примечание относится к большинству строк или граф. Примечания к отдельным заголовкам граф или строк следует связывать с ними знаком сноски. Общее примечание ко всей таблице не связывают с ней знаком сноски, а помещают после заголовка "Примечание" или "Примечания", оформляют как внутритекстовое примечание.

4. Оформление иллюстраций

4.1 В текстовом документе для наглядности, доходчивости и уменьшения физического объема сплошного текста следует использовать таблицы и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики, чертежи, карты, фотографии, алгоритмы, компьютерные распечатки и т.п.).

4.2 Иллюстрации в работах следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

4.3 Иллюстрации обозначают словом "Рисунок" и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы, за исключением иллюстраций приложений, например: Рисунок 1, Рисунок 2. Допускается нумерация в пределах раздела. Номер рисунка в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой, например: Рисунок 1.3. (третий рисунок первого раздела).

4.4 Иллюстрации должны иметь подрисуночный текст, состоящий из слова "Рисунок", порядкового номера рисунка и тематического наименования рисунка, например: Рисунок 3. Динамика трудозатрат.

4.5 Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например: Рисунок А.2.

4.6 Схема - это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных документов. Обозначение схем и общие требования к их выполнению установлены ГОСТ 2.701-84. Правила выполнения схем алгоритмов и программ автоматизированным способом и от руки установлены стандартом ГОСТ 2.708-81.

4.7 Диаграмма - это графическое изображение, наглядно показывающее функциональную зависимость двух и более переменных величин; способ наглядного представления информации, заданной в виде таблиц чисел. Основные правила выполнения диаграмм установлены в рекомендациях Р 50-77-88.

5. Ссылки и оформление ссылок в рефератах и др. работах

5.1 Ссылка - это словесное или цифровое указание внутри работы, адресующее читателя к другой работе (библиографическая ссылка) или фрагменту текста (внутритекстовая ссылка). Ссылка на источник обязательна при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул и прочего, а также под каждой таблицей и иллюстрацией.

5.2 Библиографическую ссылку в тексте на литературный источник осуществляют путем приведения номера по библиографическому списку источников или номера подстрочной сноски.

5.3 Номер источника по списку необходимо указывать сразу после упоминания в тексте, проставляя в квадратных скобках (в косых - в случае машинописного оформления) порядковый номер, под которым ссылка значится в библиографическом списке.

5.4 Обязательно при использовании в работе заимствованных из литературных источников цитат, иллюстраций и таблиц указывать наряду с порядковым номером источника номера страниц, иллюстраций и таблиц. Например: [2, с.21, таблица 5], где 2 - номер источника в списке, 21 - номер страницы, 5 - номер таблицы.

5.5 Подстрочные сноски - это текст пояснительного или справочного характера (библиографическая ссылка), который отделяют от текста короткой (15 печатных знаков) тонкой горизонтальной линией с левой стороны, например:

_______________

1) Тимьян - чабрец, чебрец (Thymus), род растений семейства губоцветных. Полукустарнички с деревянистыми стеблями (часто лежачими) и травянистыми ветвями.

6. Оформление библиографического списка

6.1 В рефератах докладах использованные источники следует располагать в порядке появления ссылок в тексте работы или алфавитном порядке фамилий первых авторов (заглавий).

6.2 Сведений об источниках, включаемых в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 с обязательным приведением названий работ.

Структура списка литературы

Государственного стандарта по оформлению списка литературы нет, но существует общепринятая практика. Например, принято источники в списке литературы располагать в алфавитном порядке (относительно заголовка соответствующей источнику библиографической записи). При этом независимо от алфавитного порядка впереди обычно идут нормативные акты. Исходя из этого можно считать устоявшимся правилом следующий порядок расположения источников:

  •  нормативные акты;
  •  книги;
  •  печатная периодика;
  •  источники на электронных носителях локального доступа;
  •  источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет-источники).

В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом - на иностранных языках (так же в алфавитном порядке).

Нормативные акты располагаются в следующем порядке:

  • международные акты, ратифицированные Россией, причем сначала идут документы ООН;
  • Конституция России;
  • кодексы;
  • федеральные законы;
  • указы Президента России;
  • постановления Правительства России;
  • приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;
  • законы субъектов России;
  • распоряжения губернаторов;
  • распоряжения областных (республиканских) правительств;
  • судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов России);
  • законодательные акты, утратившие силу.

Федеральные законы следует записывать в формате:

Федеральный закон от [дата] № [номер] «[название]» // [официальный источник публикации, год, номер, статья]

Законы располагаются не по алфавиту, а по дате принятия (подписания Президентом России) - впереди более старые 

Образец оглавления работы:

Введение

3

Глава 1._(название)

1.1(название параграфа)

1.2_ название параграфа)

Глава 2.(название)

2.1( название параграфа

2.2 ( название параграфа )

Заключение

Список литературы

Приложение

Титульный лист оформляется следующим образом.

  1. Субъектное министерство или ведомство образования.
  2. Само образовательное учреждение его название и район дислокации.
  3. Кафедра по которой пишется работа.
  4. Вид работы (реферат, научная работа, доклад и т.д.)
  5. Дисциплина, по которой написана работа.
  6. Выбранная тема работы.
  7. Статус автора  выполнившего работу и Ф.И.О.
  8. Должность преподавателя принявшего работу и Ф.И.О..
  9. Город и год написания работы.


Порядок защиты работы и оценка:

  • Работа оценивается исходя из 5-бальной системы.
  • 5- отлично.
  • 4- хорошо.
  • 3- удовлетворительно.
  • 2- неудовлетворительно.

Основные критерии оценки работы:

  • Степень проработанности и раскрытия темы работы.
  • Использования научно-популярной литературы.
  • Изложения работы, используя научный стиль и язык.
  • Качество оформления работы.
  • Соблюдения изложенных в данном пособии требований к работе.

Работа получившая, по мнению научного руководителя, оценку неудовлетворительно перерабатывается с учетом замечаний научного руководителя и подается в заранее установленный срок руководителем.

Методические рекомендации к написанию реферата, доклада и научной работы по дисциплине история и обществознание.

Тема реферата:

  • Тема должна быть правильно сформулирована.
  • В названии реферата должны быть определены четкие рамки рассмотрения темы.
  • Название должно отражать содержание. 

Требования к структуре реферата:

I. Введение.

II. Основное содержание, где указывается ваш план изложения материала темы, например:

А. История возникновения  Римского государства.

Б.  Значение завоевательных войн в создании Римского государства.

И т.д.

III. Заключение.

IV. Список использованной литературы, он составляется в алфавитном порядке, причем сайты Интернета указываются в самом конце списка литературы.

2. Требования к содержанию реферата, работы.

А. В ведение обязательно указывается следующее:

  • Причины побудившие выбрать описываемую вами тему.
  • Её актуальность и значимость в современном мире.
  • Цели и задачи вашего научного исследования и методика рассмотрения научной темы реферата.
  • Проблемные вопросы и части вашего реферата, работы.
  • Планируемые итоги раскрытия темы реферата, работы.
  • Значимость вашего реферата в познание изучаемой дисциплины

Б. В основном содержание должно быть указано следующее:

  • Сам материал посвященный выбранной теме.
  • Логические связи между различными частями реферата, работы.
  • Собственные рассуждения и взгляды автора реферата, работы.
  • По окончанию каждого пункта реферата в основной части подводиться краткий итог к главе.
  • Приводиться примеры из источников или собственного опыта по выбранной теме.

3. Требования к заключению.

В заключении должно быть следующее:

  • Подведен итог работы, заключительный итог строящийся на основе кратких итогов глав реферата, с более подробным логическим заключением.
  • Подведен вывод, добились ли вы поставленных целей . Если нет то по каким причинам.( Собственное мнение.)
  • Еще раз проговаривается проблематика поставленного вопроса и в чем ее суть.

4. Список используемой литературы должен соответствовать реальным книгам, ипользуемым вами в вашей работе. В каждой части работы, где вы использовали источник, делается сноска с указанием источника и ее автора и страница откуда взято высказывание, либо указывается порядковый номер в списке литературы.

Например:

_________________________________________________________________________

К.Маркс «Капитал» Москва 1989 год или К.Маркс 2

Основные требования к защите реферата:

  • На защите, научная работа должна быть представлена в форме 5-минутного доклада, которая заслушивает комиссия по защите работ.
  • Кроме доклада, комиссии представляется сама научная работа, оформленная согласно требованиям, предъявляемых научной работе учащихся (см. выше), а так же наглядный материал слайды, и т.д.

Требования к написанию доклада.

Требования к структуре доклада:

1.Оно должно соответствовать следующей схеме:

I. В содержание указывается ваш план изложения материала темы, например:

А. История возникновения  Римского государства.

Б.  Значение завоевательных войн в создании Римского государства.

И т.д.

II. Итоги  докладу, где указывается основные моменты представляющие для вас интерес при написание доклада с логическими выводами (собственного осмысления)

III. Список использованной литературы, он составляется в алфавитном порядке, причем сайты Интернета указываются в самом конце списка литературы.

В докладе должно быть указано следующее:

  • Сам материал посвященный выбранной теме.
  • Логические связи между различными частями доклада.
  • Собственные рассуждения и взгляды.
  • По окончанию каждого пункта доклада подводиться краткий итог к главе темы.
  • Приводиться примеры из источников или собственного опыта по выбранной теме.
  • Если необходимо то вставляется карта с легендой и тогда  в докладе обязательно должны быть места опирающиеся на эту карту.

Критерии оценки доклада:

  • Соответствие содержания теме.
  • Актуальность.
  • Логичность, последовательность изложения, аргументированность.
  • Умение изложить материал в определенное время (5 минут).
  • Свободное владение материалом.
  • Соблюдение требований к оформлению.
  • Свободный ответ на вопросы комиссии.
  • Аргументация ответов на вопросы комиссии с использованием презентационного материала.

Требования к написанию научной работы.

Требования к структуре научной работы:

1.Оно должно соответствовать следующей схеме:

I. Введение.

II. Основное содержание, где указывается ваш план изложения материала темы, например:

А. История возникновения  Римского государства.

Б.  Значение завоевательных войн в создании Римского государства.

И т.д.

III. Заключение.

IV. Список использованной литературы, он составляется в алфавитном порядке, причем сайты Интернета указываются в самом конце списка литературы.

2. Требования к содержанию научной работы.

А. В ведение обязательно указывается следующее:

  • Причины побудившие выбрать описываемую вами тему.
  • Её актуальность и значимость в современном мире.
  • Цели и задачи вашего научного исследования и методика рассмотрения научной темы реферата.
  • Проблемные вопросы и части вашей научной работы.
  • Планируемые итоги раскрытия темы научной работы.
  • Значимость вашей научной работы в познание изучаемой дисциплины.

  Содержит краткое обоснование с учетом объективной сложности для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами.

  Работа должна носить научно-исследовательский характер.

  Необходимо показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес, какое может иметь практическое значение.

  Выделить цель и задачи, обычно одна задача ставится на один параграф научной работы.

  • Краткий обзор литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны.

Б. В основном содержание должно быть указано следующее:

  • Сам материал посвященный выбранной теме.
  • Логические связи между различными частями научной работы.
  • Собственные рассуждения и взгляды автора научной работы.
  • По окончанию каждого пункта научной работы, в основной части подводиться краткий итог к главе.
  • Приводиться схемы социологических опросов посвященных теме, данные исследовательской работы автора, мнения ученых специалистов в области исследования и т.д.

3. Требования к заключению.

В заключении должно быть следующее:

  • Подведен итог работы, заключительный итог строящийся на основе кратких итогов глав научной работы, с более подробным логическим заключением.
  • Подведен вывод, добились ли вы поставленных целей в введении. Если нет то по каким причинам.( Собственное мнение.)
  • Еще раз проговаривается проблематика поставленного вопроса и в чем ее суть, с опорой на изложенный  вами материал  в вашем исследовательской работе.

Защита научной работы - одна из форм проведения итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов. А также презентация своей работы исходя  из своих взглядов и воззрений на выбранную тему .

Приложения.:

Приложение 1

Список используемой литературы.

  1. В. Панкратов «Психология успеха» издательство «Психотерапия» Москва 2006 год.
  2. М.Т. Студеникин «Методика преподавания истории в школе.»издательство «Владос» Москва 200 год.
  3. Г.Д.Шкарлупина «Преподование истории и обществознания.» издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2005год.
  4. Материалы сайтов :

1) http//som.fio.ru

2) Официальный сайт министерства образования и науки Российской федерации.

3) Сайт в помощь школьнику. http://edu.rin.ru/addonedu

Приложение 2

Резюме научной работы ученика(ов) ___ класса.

Ф____________________________________________________

И____________________________________________________

О____________________________________________________

На тему: «______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»

Работа оценена на «______________________________________________»

Определены следующие недостатки в работе: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определен срок защиты на____число_____месяца200__года.

Научный руководитель(_____________________________________________________)

Фамилия, имя, отчество.

Подпись_________________________

Приложение 3

Лист оценки защиты научной работы.

Работа защищена на ______________________________________________

Примечания комиссии___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата защиты___числа___месяца200__года.

Председатель комиссии:

_______________________________________                                   _____________________

Фамилия, имя, отчество                                                                              подпись

Члены комиссии:

_______________________________________                                   _____________________

Фамилия, имя, отчество                                                                              подпись

_______________________________________                                   _____________________

Фамилия, имя, отчество                                                                               подпись

________________________________________                                  ____________________

Фамилия, имя, отчество                                                                               подпись.

Приложение 4

Форма заявления для закрепления темы научной работы и выбора научного руководителя работы.

Заместителю директора по научной работе

ГБОУСОШ№_________ Невского района

_____________________________________

(Ф.И.О.)

От ученика(цы)__________________класса

_____________________________________

(Ф.И.О.)

Заявление.

Прошу утвердить тему ___________________________________________________работы

(научной, итоговой) вписать нужное.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

и назначить научного руководителя_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О. должность кафедра)

Утвердить научную группу в следующем составе: (Если есть Ф.И.О.)

1.__________________________________________________________

2.__________________________________________________________

3.__________________________________________________________

4.__________________________________________________________

5.__________________________________________________________

6.__________________________________________________________

«_____»__________________20___год                       _________________________________

(подпись ученика руководителя научной группы)

Порядок проведения защиты.

Защита научной работы проводиться на открытом заседании научной комиссии (назначенной заместителем директора по научной работе и в сроки заранее оговоренные, установленные) с участием научного руководителя, в присутствие всех защищающих свой научный проект учеников.

Сроки защиты научных работ определяются приказом заместителя директора по научной работе.

Работа допускается к защите перед научной комиссией при условии ее законченности, оценки научного руководителя и оценки не ниже удовлетворительно.

Порядок защиты научной работы:

Доклад защиты научной работы  (5-7 минут) включает в себя следующее:

1.Обоснование выбора темы её актуальности, краткую характеристику работы, его структуру и ход размышлений (с обязательным использованием  информационных технологий). Краткие выводы, полученные в ходе выполнения научной работы.

2. Вопросы членов научной комиссии защиты.

3. выступление научного руководителя в защиту работы ученика.

4. заключительная часть защиты, когда комиссия объявляет оценку  научной работы, с учетом оценки научного руководителя и общей оценки поставленной научной комиссии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...

"Дополнительное образование в общем образовательном пространстве школы"(На примере театральной деятельности)

Статья Кольчугиной Е.К. "Дополнительное образование в общем образовательном пространстве школы" . Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие межд...

Социально - педагогический проект « Построение целостного культурно - образовательного пространства школы на основе казачьей этнокультуры

Программа развития  общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества на 2011-2014 гг. Данная программа  рассматривает развитие общего и ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Работа выполнена в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" г. Саратова Дувановой Татьяной Викторовной...

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...