статья "Метод проектов как условие развития творческой личности школьника"
статья по теме
В статье представлена система действий учителя и учащихся на определённых этапах разработки проектов и как пример приводятся основные этапы разработки и тезисы научно-исследовательского проекта "Здоровье дороже золота. Курить -здоровью вредить". Проект стал победителем в своей номинации в Научных Лицейских чтениях, а также в конкурсе "Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов Санкт - Петербурга" в номинации"Биология,медицина,химия,науки о земле,экология".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.docx | 213.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как условие развития творческой личности
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка и его творческих способностей. При проектном обучении учащиеся пользуются не только уже полученными ранее знаниями, но и учатся самостоятельно приобретать недостающие знания из различных источников информации и развивают у себя исследовательские умения.
Системы действий учителя и учащихся
С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта: разработку проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
Таблица1. Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1. Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме |
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения | |
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимся | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. | |
1.2. Выделение подтем в теме проекта | Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора | Каждый ученик подбирает себе подтему или предлагает новую |
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль) | |
1.3. Формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе:формулиро-вка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
| Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д. |
2. Разработка проекта | Учитель консультирует, стимулирует их деятельность координирует работу учащихся | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Учащиеся в начале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
4. Презентация | Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.). | Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
К
Исходя из опыта своей работы, могу с уверенностью сказать, что дети с удовольствием и большой заинтересованностью проводят наблюдения и исследования, связанные непосредственно со здоровьем человека.
Как пример проектной деятельности, направленный на профилактику курения, привожу этапы работы и тезисы научно – исследовательского проекта: « Здоровье дороже золота. Курить - здоровью вредить!», выполненному под моим руководством учащимися 11 класса нашей школы.
Работа участвовала в конкурсе «Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов Санкт-Петербурга", который был объявлен в апреле 2013 года комитетом по науке и высшей школой СПб. В конкурсе участвовало 237 работ. Учащиеся нашей школы стали победителями в номинации " Биология, медицина, химия, науки о земле, экология" и были награждены дипломами Победителей и ноутбуком.
Этапы выполнения нашего проекта
1. Изучение соответствующей литературы по данному вопросу.
2. Анкетирование учащихся 6-11 классов для выявления актуальности данной проблемы в нашей школе.
3. Проведение исследовательских опытов
4. Проведение классных часов в 6-11 классах о вреде курения с использованием информационных технологий и результатами поставленных опытов.
5. Повторное анкетирование учащихся через месяц.
6. Подведение итогов: выводы, составление программы дальнейшего использования проекта.
Тезисы к научно-исследовательскому проекту: « Здоровье дороже золота. Курить – здоровью вредить!»
Цель работы:
- профилактика курения
- уменьшение количества курящих учащихся в нашей школе
Задачи:
- рассказать учащимся правду о курении
- провести научно-исследовательские опыты, доказывающие вред курения.
Методы исследования: анкетирование, работа с источниками информации, эксперимент.
Гипотеза
Курение оказывает отрицательное воздействие на жизненные процессы любого живого организма. Выбор « курить или не курить» во многом зависит от уровня знаний по данной проблеме.
В России курят 30-40% населения подростков. Курение табака – одна из самых вредных привычек, опасная для здоровья не только самих курящих, но и окружающих их некурящих людей. По данным Минздрава, каждый десятый школьник страдает табачной зависимостью. Курение способствует возникновению различных заболеваний, приводит к преждевременной смерти, сокращает продолжительность жизни.
Научными исследованиями доказано, что курение вызывает много тяжёлых заболеваний. 90% рака лёгких наблюдается у людей, которые курили. Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигарета уносит 6 минут жизни.
Курение является социальной проблемой общества как для его курящей, так и для некурящей части населения. Некурящие вынуждены вдыхать вредные вещества, входящие в состав табачного дыма, что не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и другие вредные вещества, входящее в сигарету.
Первое знакомство с сигаретой у большинства школьников происходит чаще всего в возрасте 11-12 лет. Поэтому очень важно, чтобы до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать устойчивое негативное отношение к курению.
Наша гипотеза была подтверждена научно-исследовательскими опытами:
- влияние настойки табака на развитие побега сирени и фасоли;
- влияние настойки табака на развитие зародышей семян фасоли;
- влияние табачного дыма на развитие растений герани;
- влияние курения на пульс и артериальное давление человека;
- сравнение содержания СО2 в выдыхаемом воздухе курящего и некурящего человека;
- влияние никотина на активность ферментов слюны
- поведение пиявки в воде, которую использовали для кальяна.
Выводы
Результаты всех опытов показали негативное влияние курения на живые организмы. После проведения классных часов по данной теме, через некоторое время 6 учащихся из 38 бросили курить. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.
Метод проектов, как один из методов в реализации развития творческой личности, относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки со стороны учителя и учащихся, а также координации всей деятельности учащихся в процессе работы над проектом.
Используемая литература
1. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». - М.: АПК и ПРО,2002.
2. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва «Планета»2010
3. С.А. Цабыби, «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», Волгоград: «Учитель», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Метод проекта как условие развития творческой личности»
В помощь учителям при работе над ворческим проектом....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Понятие о проектной деятельности. Метод проектов и его преимущества. Основные требования к использованию метода проектов....
Визуализация музыкальных образов как стимул для развития творческой личности школьников на уроках музыки
«Открыть уста детей» ключом искусства волшебных звуков, ведь в их власти передать многообразие окружающего нас мира во всех его красках, сказал классик педагогической науки В. Чернышов [Вершинин...
Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.
В статье ставится задача рассмотреть исследовательскую деятельность как развитие творческой личности. Творческая личность - это личность человека-творца, который создает новые...
Выступление на заседании учителей естественно-математического цикла «Метод проектов как условие развития творческой личности»
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине....
мастер-класс: «3D-ручка как средство эстетического развития творческой личности школьника».
Познакомить обучающихся с современными технологиями 3d-моделирования и представить технологию работы 3D-ручкой....